Идейно-тематический анализ ученой сказки Феликса Кривина «Вынесение За Скобки»

Андреева Полина Валерьевна

Перед тем, как приступать с учащимися к практической работе над художественным чтением прозаического произведения, педагогу необходимо произвести  идейно-тематический анализ выбранного материала. Чем полнее он будет, тем большими смыслами и подтекстами будет обладать в дальнейшем звучащее со сцены слово. Для примера анализа выбрана предельно короткая, но крайне содержательная сказка Феликса Кривина "Вынесение За Скобки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ideyno-tematicheskiy_analiz_korotkoy_prozy.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Идейно-тематический анализ ученой сказки Феликса Кривина

«Вынесение За Скобки»

Зато когда его вынесли за скобки, все сразу поняли, что это было за число. 
- Это был наш общий множитель! 
- Это был наш общий делитель! 
Так число приобретает значение. После того, как его вынесут. 

  • Тема. Посмертные дифирамбы
  • Идея. Нет пророка в своем Отечестве.
  • Сверхзадача. Цените людей, пока они живы. Мертвым похвала не нужна.

Идейно-художественный анализ.

Сказки Феликса Кривина - аллегорические произведения, в которых автор пишет одно, а имеет в виду совсем другое.

На первый взгляд, сказки довольно забавные. Но их смысл вызывает грустную улыбку. В частности, это относится к сказке «Вынесение за скобки».

Под числом, которое вынесли за скобки, автор подразумевает человека, которого уже нет в живых, а окружающие награждают его словесными почестями и поют посмертные дифирамбы.

Грусть и боль автора, которая передается и читателю, заключена в первой фразе «…когда его вынесли за скобки, все сразу поняли…» То есть до этого никому и дела не было до человека. Его не ценили, игнорировали. То, что он делал, никому было не нужно. Он был одинок.

Зато после смерти он стал «общим достоянием». Все, наконец, увидели и признали его заслуги. Только кому они теперь нужны? Посмертные славословие только подчеркивает человеческое лицемерие, желание казаться лучше в глазах окружающих, и служит заглушкой совести, потому что ничего уже нельзя изменить.

Событийный ряд

Исходное событие: умер непризнанный гений науки.

Основное событие: в сослуживцах проснулась совесть.

Центральное событие: прощание превращается в турнир красноречия.

Финальное событие: непризнанный гений становится признанным общественным достоянием (посмертно).

Главное событие: на обшарпанной двери маленькой коморки, где работал ученый, устанавливается пышная огромная памятная доска. В это же время сослуживцы выносят из каморки все, что может иметь научную ценность.

Ведущее обстоятельство: похороны. Пора говорить последние слова.

Сквозное действие: борьба между внешней скорбью и внутренним равнодушием.

Действенные задачи чтеца:

Действенная задача 1: хочу вызвать сочувствие к жизненной ситуации, когда человека начинают ценить только после его смерти.

Действенная задача 2: хочу вызвать неприятие к равнодушию людей, пытающихся скрыть его за личиной сочувствия и оправдать себя в глазах окружающих.

Действенная задача 3: хочу вызвать внутренний протест абсурдностью ситуации соревнования в превозношении заслуг покойного

Действенная задача 4: хочу вызвать грустную улыбку от посмертного признания заслуг человека.

Действенная задача 5: хочу вызвать отрицание лицемерия.