Ознакомительная программа по предмету "Сценическая речь"
Ознакомительная программа по предмету "Сценическая речь" на 1 год обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НОВО-ПЕРЕДЕЛКИНО»
Принята на заседании педагогического совета ГБОУ ДО ЦДТ «Ново-Переделкино» от «___»________________20___г. Протокол № __________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ ДО ЦДТ «Ново-Переделкино» __________________(Е.Л.Шатова) «___»_____________________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
Направленность программы:
Уровень программы:
ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ
Возраст обучающихся:
8-12 ЛЕТ
Срок реализации программы:
1 ГОД
Автор-составитель программы:
Демидова Лариса Владимировна,
должность: режиссер, педагог дополнительного образования.
Москва – 2017 год
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная обще-развивающая ознакомительная программа «Сценическая речь» носит художественно-эстетическую направленность и непосредственно связана с искусством драматического театра, а так же с искусством Звучащего Слова; по функциональному предназначению является досуговой; по форме организации — групповой, по времени реализации — годичной.
Предмет «Сценическая речь» - эта та базовая дисциплина, которая входит в основу русской театральной школы, имеет свою историю и традиции. Научная основа этой дисциплины берет свое начало в открытиях К.С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко, М. И. Кнебель, И.П. Козляниновой и Ю.П. Промптовой. В основе программы - методика работы по сценической речи в детской театральной студии доцента кафедры Сценической речи МГУКИ З.А.Масленниковой, а так же используются методики А.Д. Егоровой, Е.В. Ласкавой, А.М. Бруссер.
Новизна программы состоит в том, что ее содержание дополнено темами о применении полученных умений и навыков в повседневной жизни и учебе, во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями. Решением вопроса: зачем нужна сценическая речь современным школьникам.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время большинство людей испытывают трудности в общении, основой которого и является речь человека: природные и психологические «зажимы», неправильное дыхание, невнятная артикуляция, вялая речь и т. п. Эти проблемы чаще всего начинаются с 8-9лет и связаны с социализацией маленького человека.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что разработанные методики; тренинги на правильное дыхание, артикуляцию; игры и упражнения на установку звуков, логических ударений и пауз, которым посвящена программа, способны остановить эти процессы и выработать в учениках сознательное и внимательное отношение к звучащей речи, привести к радости вербального общения. Кроме того, занятия по этой программе способствуют интеллектуальному развитию личности ребенка, укрепляют его физическое и психическое здоровье.
Эффективным принципом обучения и развития детей является игра, поэтому большинство упражнений речевого тренинга построены в игровой форме, однако каждая игра направлена на достижение умения не только правильно говорить, но слушать и слышать своих партнеров по игре. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус, ведет к более глубокому усвоению теоретических и практических знаний о звучащей речи.
Цели программы «Сценическая речь»
- Обучить основным законам сценической речи. Овладеть основами речевой техники.
- Сформировать умение грамотно, логично, эмоционально действовать словом.
- Воспитать ответственное, внимательное и бережное отношение к звучащей речи.
Задачи:
1. Умение самостоятельно готовить собственный речеголосовой аппарат к работе:
1.1 Выполнять разминку на раскрепощение мышц тела.
1.2 Делать дыхательную гимнастику.
1.3 Делать артикуляционный тренинг.
2. Тренировка и закрепление речевых навыков в работе с русским фольклором (поговорки, скороговорки, потешки, сказки)
3. Научить основным средствам речевой выразительности: ударению и паузе.
4. Развивать речевой и музыкальный слух ребенка; внимание, память, воображение, фантазию.
5. Прививать любовь и уважение к русскому языку и литературе.
6. Научиться быть раскрепощенным, снять телесные и эмоциональные зажимы ребенка.
7. Обучать общению друг с другом.
8. Раскрыть и активизировать своеобразие, самобытность, самостоятельность ребенка.
9. Воспитать ответственность к собственному творчеству, к общему делу группы (коллектива).
Отличительная особенность данной программы в последовательности работы над речевым тренингом: на начальном этапе работы ученики открывают для себя существование Устной и Письменной Речи, Бытовой и Сценической речи, Дыхания, Дикции. Все упражнения тренинга даются в форме игры, постепенно игра переходит в сознательный тренинг.
Затем более подробная работа ведется над формированием правильного фонационного Дыхания, Дикционные игры и тренинги, основы голосообразования.
К концу обучения каждый участник группы самостоятельно пробует свои силы в проведении отдельных упражнений по сценической речи или в качестве ведущего, объясняя и показывая каждое упражнение. Затем выбирается учебный материал из русского фольклора для отработки полученных знаний, умений и навыков.
В группе занимаются ребята (10-20человек) в возрасте от 8-12 лет.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения и может быть реализована как самостоятельная, так и в комплексе с ознакомительными программами по Основам Актерского Мастерства и Художественному слову. В данном случае, на учебный год 2017-2018, их объединили в студию Художественного слова «Литература и Театр».
Режим работы по программе Сценическая речь – 1 час в неделю (38 ч в год).
Прогнозируемые результаты: Ребенок чувствует себя гармонично в окружающем его обществе, умеет справляться с волнением в условиях публичного выступления. Умеет самостоятельно подготовить свой речеголосовой аппарат к правильному звучанию. Решает для себя ряд весьма значимых задач: кем и с кем быть; что, как и зачем делать? Чувствует ответственность перед группой партнеров и зрителей. Стремится к совершенствованию своей речи, расширению своего культурного кругозора. Владеет элементарными основами сценической речи.
Основной формой подведения предварительных итогов программы является самостоятельное проведение разминки-тренинга по сценической речи, а так же проведение отдельных упражнений для группы в подготовке речеголосового аппарата ( в форме открытого занятия). Главным итогом годового обучения по программе является итоговое занятие, объединяющее знания, умения и навыки по предметам Актерское Мастерство, Сценическая речь, Художественное слово.
Учебно-тематический план.
№№ п.п. | Тема, направление занятий | Общее количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
всего | тео-рия | прак-тика | |||
1. | Вводное занятие. ТБ | 1 | 0.5 | 0.5 | Лекция |
2. | Виды речи: устная, письменная. Бытовая, сценическая. | 2 | 1 | 1 | Беседа, речевое выступление |
3. | Какой должная быть «правильная речь»? | 2 | 1 | 1 | Беседа. Аудио-прослушивание мастеров худ.слова |
4. | Освобождение мышц, правильная осанка на речевом тренинге. | 3 | 1 | 2 | Игры, упражне-ния, тренинг |
5. | Дыхание в звучащей речи. Понятие «правильное дыхание» | 3 | 1 | 2 | Игры, упражне-ния, тренинг |
6. | Дикция в звучащей речи. Артикуляционная гимнастика. | 4 | 2 | 2 | Игры, упражне-ния, тренинг |
7 | Положение речевого аппарата при произнесении гласных звуков. Основная и йотированная таблица гласных | 3 | 1 | 2 | Игры, упражне-ния, тренинг |
8. | Положение речевого аппарата при произнесении некоторых согласных звуков. | 4 | 2 | 2 | Игры, упражне-ния, тренинг |
9. | Особенности работы над скороговоркой, поговоркой. | 3 | 1 | 2 | Игры, этюды |
10 | Понятие «человеческий голос» Голосообразование. | 4 | 2 | 2 | Речеголосовой тренинг |
11 | Значение пауз в речи. Ударение в слове, фразе, предложении. | 5 | 2 | 3 | Самост. работы, публичное чтение. |
12 | Работа с тренировочными текстами. Выпуск учебных работ. Итоговое занятие. | 4 | - | 4 | Самост. Работы, публичное чтение. Этюды. Отрывки. Репетиции. Прогоны. |
ИТОГО: | 38 | 14,5 | 23,5 | ||
Содержание программы по предмету «Сценическая речь».
1. Вводное занятие.
Теория: Лекция по технике безопасности и правилах поведения на занятиях по Основам актерского мастерства. Практика: ответы учащихся на вопросы по безопасности на занятиях.
2 . Виды речи: устная, письменная. Бытовая, сценическая.
Теория: Каждый из нас учится говорить в раннем детстве и затем всю жизнь пользуется этим умением для общения друг с другом. В повседневной жизни речь становится такой естественной и привычной, что мы редко задумываемся над тем, как говорим. Для выхода на сцену многому приходится учиться заново – как стоять, как ходить, как говорить. В чем разница и что общего между речью в жизни и речью на сцене – именно этим вопросам посвящены первые занятия по предмету сценическая речь.
Уже на первых уроках важно поставить перед юными артистами вопросы о необходимости «посыла» голоса в зал, громкости, четкости, выразительности. И о тех путях, которыми всего этого можно добиться. Основной формой занятия здесь будет игра-беседа и наглядный показ речи будничной и речи на сцене.
Практика: Этот раздел тесно связан с первыми уроками русского языка. Упражнения на фонетический разбор слова, повтор русского алфавита. В основе этого раздела лежит звуковой метод Ушинского – «метод письма-чтения» с опорой на живую речь, с чтением детской классики, в том числе сказок и стихов. Здесь мы говорим о связи письма и чтения и делаем первые фонетические разборы слов, разбирая звуки и буквы. Учимся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на буквы, переводим звуки в буквы.
3. Какой должна быть правильная речь?
Теория: Важный раздел сценической речи – орфоэпия. Литературный язык имеет четко определенные нормы произношения. И соблюдение этих норм является признаком культуры речи и обязательно для всех, любящих родной язык. Основой русского литературного произношения принято считать московский говор – один из красивейших по звучанию, вобравший в себя важные составляющие речи, в том числе мягкое звучание согласных и легкость гласных.
Поскольку язык – живой организм, он непрерывно развивается, и когда-то установленные нормы постоянно обновляются. Появляется вариативность. Так мы наблюдаем двоякое произношение некоторых сочетаний: в устной речи все меньше остается слов, в которых сочетание «чн» сохраняет требования московской нормы (горничный – горнишный, булочная – булошная...) В некоторых словах допустимы два ударения и др.
Орфоэпия – огромный и сложный раздел, который мы не беремся подробно излагать в рамках данной программы, однако, сталкиваясь с некоторыми сложными и интересными словами на занятиях, мы всегда заостряем на них внимание.
Практика. На занятиях прослушиваем и анализируем аудиозаписи выступлений мастеров Художественного слова: Я. Смоленского, О. Л. Книппер-Чехову, С. Жирнова, М. Козакова, А.Кузнецовой. Р. Клейнера и др.
- Освобождение мышц, правильная осанка на речевом тренинге.
Теория: Первым условием, необходимым для правильной начальной
работы над дыханием, является мышечная свобода, раскрепощение, свойственное спящему человеку. Именно поэтому работа на расслаблением мышц, выравниванием осанки и тренировкой дыхания идет вместе.
Под осанкой понимается правильное положение тела в покое и движении. Полноценное здоровье и воспитание навыков правильного дыхания возможно только при сохранении осанки. Голова держится прямо, плечи свободно опущены и отведены назад, спина прямая, грудь немного выступает вперед, нижняя часть живота слегка подтянута. Важно следить, чтобы ученик держался в такой позе непринужденно, свободно, без напряжения. Нарушение осанки почти всегда ведет к нарушению правильного процесса дыхания и звучания. Опущенная голова и сгорбленная спина — признаки пассивности, несмелости, неуверенности в себе.
Правильная осанка развивает именно те мышцы, которые принимают активное участие в акте дыхания. Кроме того, она создает ощущение подтянутости, готовности быстро включиться в работу.
Для того, чтобы добиться правильной осанки необходимо воспитать в детях желание, настойчивость и самоконтроль. Применяются специальные упражнения для укрепления мускулатуры, их условно называют «стрейч».
Практика. Упражнения «Стрейч» для правильной осанки.
а) «Пол-потолок». Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки над головой; представить себе, что на вас навстречу друг другу двигают пол и потолок. Вы же, как пружина, стремитесь разжаться.
б) «Веревочка». Встать прямо, пятки вместе, носки врозь, руки сцеплены в замок над головой. Представить, что вы веревочка, которую растягивают по вертикали с двух сторон.
5. Дыхание в звучащей речи. Понятие «правильное дыхание»
Теория: Дыхание есть основа основ речевого звучания. Без правильного дыхания невозможна выразительная речь, так же как не возможна жизнь без воздуха. От того, как мы дышим, зависит не только красота, легкость, плавность нашего голоса, но и мелодичность речи, и гармоничность мыслей, и, наконец, способность их излагать.
Процесс обучения смешанно-диафрагматическому дыханию достаточно трудоемкий и формируется он постепенно. Начинаем с простых упражнений, которые знакомят ребят с самим принципом правильного дыхания. Термин «вдох в низ живота» используем для облегчения процесса понимания технологии вдоха. Дыхательный тренинг обычно проводим в динамике.
Дыхание необходимо для человеческого организма (постоянный обмен кислорода и углекислоты). Для сохранения здоровья и предупреждения профессиональных заболеваний голоса следует всегда пользоваться носовым дыханием.
Фонационное дыхание необходимо для звуковедения. Если газообменное дыхание – рефлекторное, то фонационное должно быть осознанным (короткий вдох на длительное звуковедение) и подчиняться нашей воле. Фонационное дыхание полезно для здоровья. Оно предостерегает от перебора в дыхании, которое взывают головокружение, вредят голосовым связкам, так как ком набранного воздуха стремится наружу и утомляет связки. Поэтому дышать нужно носом и фиксировать вдох на нижних мышцах живота.
Практика. Дыхательная гимнастика. Упражнения на «цепное дыхание». Правила вдоха и выдоха – резкого, короткого; длительного. Тренировка нижних мышц живота.
Упражнения на дыхание.
а) Прижать пальцем правую ноздрю, левой медленно (с приятным ощущением) вдыхать запах: розы, фиалки, лаванды, - кому что нравится. Необходима пауза для распределения воздуха в легких. Выдох через правую ноздрю, а левую закрыть. Выдох длительный. Так чередовать. Выполнить упражнение 4-6 раз, мысленно произносить счет.
б) «Хочу встать, но не встаю».
в) Имитация пыхтения паровоза.
г) Задуть свечу, держать ее на расстоянии (на котором держали руки, согревая их) и экономно выдувать теплый воздух, не гася свечу.
6. Дикция в звучащей речи. Артикуляционная гимнастика.
Теория. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистота и безукоризненность каждого звука в отдельности. А также, слов и фраз в целом. Именно этим дикция отличается от орфоэпии, в которой речь идет только о сочетании звуков и расстановке ударений.
Практика. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения на развитие челюсти
а) Рот раскрыт в вертикальном положении за счет нижней челюсти, примерно на два пальца, положенных один на другой. Язык лежит плоско, спокойно касаясь краев нижних передних зубов. Чтобы проверить, правильно ли лежит язык надо прощупать ямочки ушных раковин. Открывать и закрывать рот 6 раз.
б) Движение нижней челюсти вперед, вправо, вниз, влево. Так сделать 3 раза. Повторить тоже самое в обратном направлении 3 раза. Круговое движение слева направо и, наоборот, по 5 раза в каждом направлении.
Упражнения для губ.
а) Открыть верхнюю губу по вертикали и показать верхние десна. Тоже самое сделать с нижней губой. Затем чередовать губы. Сделать упражнение 6 раз.
б) Челюсти стиснуты, губы собраны и вытянуты вперед на счет раз. Губы растягивать на счет 2 и собирать в так называемый «пятачок». Сделать 4 раза. Мышцы рта приобретают упругость и гибкость.
Упражнения для языка.
а) Тренаж кончика языка. Упражнение называется «покалывание щек». С внутренней стороны щек упругий язык энергично покалывает то одну, то другую сторону щек. Челюсть при этом опущена, рот закрыт. Счет на усмотрение педагога.
б) Рот слегка открыт. Язык из нормального положения идет по верхним зубам, неба, гортани к маленькому язычку. Ощущение как будто его хотят проглотить. Затем язык возвращается в исходное положение.
- Положение речевого аппарата при произнесении гласных звуков. Основная и йотированная таблица гласных
Теория: Гласные звуки в речи образуют ее мелодику и содействуют звучности, в то время как согласные играют роль как бы каркаса, по которому льются гласные звуки. Поэтому гласные звуки произносятся чуть протяжнее, согласные четко.
Гласных звуков 6: И, Э, А, О, У, Ы. По способу образования гласные подразделяются на передние, средние, и задний ряд. Тренаж речевого аппарата необходимо начинать именно с гласных звуков. Останавливать на каждом звуке, отрабатывая его. Полезно иметь при себе зеркало и наблюдать за правильным положением речевого аппарата.
К йотированным гласным звукам относятся: Е, Я, Ё, Ю. Так как эти звуки не обозначают самостоятельных звуков: они либо свидетельствуют о мягкости предшествующего согласного, либо передают два звука: е-йэ, ё-йо, я-йа, ю-йу. Характер каждого гласного определяется положением языка, губ, нижней челюсти.
Практика: Упржнения на произнесение таблиц гласных: струя выдыхаемого воздуха проходит между языком и небом, и в зависимости от положения, которое принимает язык, и от формы губ, мы получам определенный гласный звук. Тренировка основной и йотированной таблицы гласных в упражнениях с мячом.
8. Положение речевого аппарата при произнесении некоторых согласных звуков.
Теория: Более трудными в произнесении являются согласные звуки. Если гласные произносятся лишь при одном соответствующем движении губ, языка, или нижней челюсти, то согласные при звуковедении, как бы преодолевая преграду, требуют большего напряжения какой - либо из частей речевого аппарата.
Согласные делятся на две основные группы: шумные (Б – П, Д –Т, Г – К, В – Ф, З – С, Ш – Ж) и сонорные (М, Н, Л, Р).
Шумные согласные имеют парные звуки по звонкости – глухости. При произнесении шумных согласных преобладает шум. В сонорных согласных преобладает голос – результат вибрации голосовых связок. Эти звуки не имеют парности по звонкости – глухости.
Существуют так же свистящие и шипящие звуки (С – З, Ш – Ж, Ч, Щ, Ц),
Нормальное произнесение согласных звуков зависит от правильного и здорового строения зубов. Помехой в произношении может быть и толстый неповоротливый язык. Его можно отработать. Но помимо органических дефектов еще бывают и приобретенные дефекты – сюсюканье, шепелявость. Такие дефекты подлежат исправлению при активном тренаже.
Отдельно изучается и устанавливается каждый согласный звук. Затем его тренируют в сочетании с основной таблицей гласных. Затем с йотированной таблицей гласных. Затем в простых скороговорках и наконец, рассматриваются отдельные сложные сочетания в разных темпах и ритмах.
Практика. Упражнения.
а)Произносить различные звукосочетания, точно определив правильное положение речевого аппарата. Например: БИ – БЭ – БА – БОБУ – БЫ. К основе всех упражнений прибавляемся основная таблица гласных звуков.
б) Звукосочетание можно тренировать с предметами: мячик, скакалка и др.
9. Особенности работы над скороговоркой, поговоркой.
Теория: Скороговорки занимают в работе над дикцией особое место. Цель работы над ними — научится легко, четко и чисто преодолевать дикционные трудности, сложные звукосочетания, имеющиеся в них.
В русском фольклоре «соль» скороговорки в том, что сочетания некотрых звуков трудно произносятся, да еще при многократном повторении их в быстрой речи ошибочная замена одного звука другим создает комический эффект. Особенно часто происходит это со звуками р-л, с-ш, з-ж, ч-ц. При работе над скороговоркой прежде всего надо твердо помнить, что ты говоришь, т. е. Не терять логики в скороговорке.
Скороговорки — хороший материал для работы над дикцией. С их помощью мы добиваемся чистоты и точности в трудных сочетаниях согласных и в любом темпе.
Скороговорки — это всегда забава, и работать над скороговоркой надо весело. В ней нет глубоких мыслей, но всегда есть материла для шутки. Поэтому, это не только техническое упражнение, но и материал, помогающий развивать фантазию, умение оценивать разные забавные ситуации и передавать их партнеру ярко и выразительно.
В пословице и поговорке, в отличие от скороговорке, заложена как правило, глубокая мысль. Народная мудрость. В работе с пословицей и поговоркой мы снова тренируем умение донести мысль до партнера. Зрителя. Пословицы и поговорки лучше запоминаются и чище произносятся , когда учащийся помнит, «видит» о чем говорит и точно знает зачем и кому направлен текст. Пословицу можно попробовать инсценировать без слов, так чтобы в работу включилось все тело.
Практика. Начинать работу над скороговоркой надо в медленном темпе, точно определив в каждой ее смысловую направленность, нафантазировав очень простые и жизненные обстоятельства, при которых возможно повторение текста.
а) Короткие скороговорки можно повторять целиком несколько раз подряд, например: «Либретто — Риголетто» (с действенной задачей продать либретто).
б) Совершенно необходимо при работе избегать однотонного произнесения текста. Выразительности и разнообразию интонаций помогает способность актера оценивать факты, уметь увлекать партнера. . Поэтому любые паузы, прием противопоставления и сравнения дают возможность использовать выразительные средства голоса, сила и легкость, повышение и понижение, смена темпа и т. д.
в) Скороговорка — это всегда материла для диалога с партнером. Этюды, где текстом роли становится скороговорка.
10. Понятие «человеческий голос» Голосообразование
Теория: Наличие здорового, хорошего голоса будет определять профессиональную пригодность будущих артистов. Голосовые данные актера нуждаются в постоянной тренировке, развитии, совершенствовании.
Голос актера должен быть звучным, гибким, с достаточно широким диапазоном, а так же выносливым в любых условиях сцены и зрительного зала.
Поставить голос – это значит выявить природные данные и развить, обогатить, улучшить их для хорошего звучания. В первую очередь нужно оградить юный голос от травм, от преждевременной изношенности.
На уроках мы изучаем строение речевого аппарата: гортани, голосовых
связок, диафрагмы, легких. Сила и окраска звука зависит от резонаторов: небо, полость рта, лицевой костяк, лобная пазуха, центр головы, грудная клетка, спина, поясница, низ живота, ступни ног. Вибромассаж. Развитие и разработка резонаторных полостей.
Практика: Для первоначальных упражнений на развитие голоса полезно использовать санорные согласные в сочетании с гласными. Гласные образуются вследствие свободного прохождения звука, рожденного гортанью, по глоточной и ротовой полостям, а согласные м, н, л формируются при участии губ или кончика языка, который упирается в передние зубы; воздушная струя при произнесении санорных непосредственно попадает в верхние резонаторы.
Упражнения на санорные звуки и на сочетание их с гласными помогают первому ощущению вибрации резонаторных частей . При дальнейший тренировках закрепляется найденное верное звучание.
11. Значение пауз в речи. Ударение в слове, фразе, предложении.
Теория: Пауза – это как бы «незвуковое» интонационное средство. Пауза может быть действительной (перерыв в речи) или мнимой (нулевой). Мнимую паузу называют интонационной. Есть грамматические паузы – это паузы, связанные со знаками препинания. Если в школе пунктуация изучается для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания на письме, то в театральной школе мы развиваем особое внимание к индивидуальной авторской пунктуации, учим понимать смысловые и выразительные функции знаков препинания.
О значении пауз, как об основном средстве выразительности следует говорить уже на первом году обучения. Где надо поставить паузу? Почему? Как выдержать паузу? Для тренировки можно взять несложные тексты из детских рассказов и стихотворений.
Практика. Игры и упражнения с мячом индивидуально. В парах, в группе на постановку ударений. Понятие ударение – одна из первых тем на уроках русского языка. Ребята учатся ставить ударения в первую очередь в словах. На наших занятиях нужно тренировать постановку ударения уже при работе над гласными звуками. Понятия: ударный и безударный слог. Правила звучания ударного и безударного слога. Упражнения с мячом. Цель ударения – выделить наиболее важные для донесения мысли, слова.
Станиславский считал, неудачным название - ударное слово: оно провоцирует напор, звуковой удар, в то время как выделение главного слова должно осуществляться не только усилением, но и сменой высоты тона, темпа, постановкой паузы. Ударные слова зависят от смысла высказывания, как и смысловые паузы. Во фразе может быть несколько основных слов. Существует определенная закономерность в русской речи – во фразе наиболее ярко выделяется ударное слово последней синтагмы (словосочетания). Мы изучаем способы выделения главных слов в предложении. Разбор литературных произведений в контексте логического ударения.
12. Работа с тренировочными текстами. Выпуск учебных работ. Итоговое занятие.
Теория: Этот раздел рассматривается, как итог полученных навыков. Каждое занятие начинается с небольшой разминки, которую уже с середины года начинаются вести сами ребята под наблюдением педагога. На открытом занятии могут быть показаны различные эелемнты тренинга на дыхание, артикуляцию, голосообразование, которые также проводят учащиеся.
В соответствии со школьной программой и репертуарным планом студии учениками осваивается стихотворные и прозаические тексты — классика, произведения отечественной и мировой детской литературы. Это может быть завершенное литературное произведение, композиция, коллективный рассказ, крупный фрагмент. Основной задачей при выборе материала всегда остается раскрытие индивидуальности ребенка и каждой отдельной группы: пробуждение в нем качеств, способных расширить диапазон его актерской выразительности, обогатить выразительные речевые средства.
Практика: Чтецкое публичное выступление индивидуально, в паре, в группе. Коллективный рассказ, литературная композиция.
На этом дети могут проверить себя, применить полученные навыки и знания. Тернинги переходят в учебные работыи в репетиции. Репетиции - в прогоны, прогоны в закрытый и открытый показ. Затем — публичное выступление. После публичного выступления необходимо провести обсуждение и анализ пройденной работы. Студийцы оценивают результат, отмечают удачи и ошибки. Итоговое занятие может объединить полученные знания, умения и навыки также по предметам Основы актерского мастерства и Художественное слово.
Методическое обеспечение программы по предмету «Сценическая речь».
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека является его речь. Хорошо развитая устная речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе.
Для гармоничного развития личности ребенка необходимо воспитание и оздоровление не только физической, но и духовной сферы.
А духовная сторона выражается через его речевые действия. Другими словами, и эта сторона человеческой деятельности требует внимания и развития.
Однако гораздо сложнее обстоит дело, когда мы встречаемся с гимнастикой детского голоса и фонационного дыхания. Мы редко обращаем внимание на тихий, слабый, порой даже дрожащий голос ученика, вызванный волнением; перегрузкой и утомлением голоса; либо зажатым артикуляционным аппаратом; либо неправильным дыханием; либо раскоординированностью. О голосе обычно вспоминают, когда его теряют и прежде чем заняться «воспитанием речевого голоса, надо пройти предварительный курс лечения.… И о каком развитии духовной сферы может идти речь, если аппарат, через который она должна выражаться, не исправен, не подготовлен к работе, т.е. болен. Недаром еще в античные времена такое огромное внимание уделяли работе над словом, звучащей речью именно потому, что оно являлось основополагающим в создании мировоззрения.
Татьяна Федоровна Рябчук, актриса, режиссер и преподаватель сценической речи, отметила главное, что речь и голос - главные инструменты актерской профессии. Их надо изучать, учиться ими владеть.
Основной упор в занятиях нужно делать на недостатки дикции (шипящие звуки), на дыхательные упражнения с использованием физических движений, на развитие голосового диапазона. Большое внимание – на осанку и умение использовать свои «резонаторы» в момент звучания голоса, а также логику речи. Владение логикой речи развивает умение доносить мысль, передавать в звучании идеи автора, заключенные в тексте произведения.
На протяжении всех занятий от первого до последнего, мысленно должны звучать вопросы: «О чем? Кому? Зачем? Что я хочу?» Вся работа должна быть осмысленной и целенаправленной. Такой метод уводит от мышечных зажатий, приучает к общению с партнером, конкретизирует действия (в предлагаемых обстоятельствах), способствует развитию памяти и внимания. Необходимо как можно больше работать над игровыми отрывками, чтецким материалом (стихи, проза). Работу с художественным текстом студийцы начинают, как правило, со II года обучения.
Техническое оснащение занятий. Занятия по сценической речи должны проводиться в хорошо проветриваемых помещениях. Для занятий необходим CD-магнитофон и диски для прослушиваний образцов художественного слова, пособия с буквами; теннисные мячи, скакалки, маленькие зеркала.
Тренинги и упражнения по речи являются необходимыми на каждом занятии, перед каждой репетицией.
Формы подведения итогов.
- «Мои любимые стихи» (читка стихов в «публичном одиночестве»).
- Детский мастер – класс: «Дыхание, дикция, голосообразование – поля сражений, головной мозг – штаб управления». (Упражнения на дыхание, дикцию, голосообразования проводят студийцы.)
- Конкурс – игра «Звуковой мяч». (Проверка установленных гласных и согласных звуков в упражнениях с мячом индивидуально, в паре, в группе).
- Соревнования «Скороговорщиков». (Читка скороговорок на разные звукосочетания, в заданных темпах и ритмах).
5. Итоговое занятие I. (Проверка полученных знаний и умений за первый
учебный год.)
Список литературы.
1. Бруссер А.М. «Основы дикции». Москва: «Маска», 2007 г
2. Бруссер А.М., Оссовская М.П. «Сценическая речь». Москва:
3. Выготский Л. «Педагогическая психология», «Педагогика-пресс», Москва, 1996г.
4. Егорова А.Д., Радченко А.М. «Логика сценической речи». Москва: ВГИК, 2001 г.
5. Кнебель М.И. «Поэзия педагогики». Москва: «ГИТИС», 2005 г.
6. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. учебник «Сценическая речь». Москва: «ГИТИС», 2006 г.
7. Ласкавая Е.В. «Речеголосовой тренинг», Москва: «Маска», 2006 г.
8. Масленникова З.А. «Педагогические аспекты системы К.С.Станиславского как средства оптимизации профессиональной подготовки режиссеров в ВУЗе культуры и искусств» (диссертация) МГУКИ, 2011г.
9. Оссовская М.П. «Уроки орфоэпии» (Практическая орфоэпия). Москва, издательство театрального института имени Бориса Щукина, 2007 г.
10. Рябчук-Ситко Т.В. «Звучащее слово». Москва: Приложение к газете «Знание – Власть!», 2003 г.
11. Станиславский К.С. «Работа актера над собой». Москва: «Искусство», 1989г.
