План – конспект занятия на тему: ПОСТАНОВКА ЭЛЕМЕНТОВ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА " РУССКИЙ ХОРОВОД"

Илларионова Наталья Владимировна

ЦЕЛЬ:  познакомить  с традициями русского народного танца; показать многообразие его видов и различную манеру исполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horovod.osnovy_russkogo_narodnogo_tantsa_3.docx764.68 КБ

Предварительный просмотр:

                 

ГБОУДО  города Москвы

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СВИБЛОВО»

План – конспект занятия

на тему:

ПОСТАНОВКА ЭЛЕМЕНТОВ

РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

РУССКИЙ ХОРОВОД

 

Педагог  дополнительного образования:  Илларионова Н.В. 

ТЕМА:

 «ПОСТАНОВКА

ЭЛЕМЕНТОВ   РУССКОГО   НАРОДНОГО  ТАНЦА.

РУССКИЙ ХОРОВОД»

Возраст  обучающихся: 12-14 лет

Год обучения: 4-й

Форма занятий: групповая,  состав 12 человек

ЦЕЛЬ:  познакомить  с традициями русского народного танца; показать многообразие его видов и различную манеру исполнения.

 ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  • знакомство с хореографическим наследием русского народа;
  • обучение основам и технике исполнения русского народного танца;
  • освоение нового хореографического рисунка русского танца;
  • обучение приемам самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивающие:

  • развитие общей  физической  подготовки: сила, ловкость, выносливость;  
  • развитие  чувства ритма, развитие координации,   чувства сцены;
  • развитие внимания, двигательной памяти, музыкальности, артистизма;
  • развитие творческой активности, эмоциональной выразительности.      

Воспитательные: 

  • воспитание и развитие личностных качеств обучающихся: культуры общения и поведения, коммуникабельности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца;
  • формирование уважительного отношения к  истории и культуре  русского народа;
  • воспитание эстетического и музыкального вкуса;
  • формирование  установки на здоровый образ жизни. 

Оздоровительные:

  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • постановка правильного дыхания в танце;
  • формирование  установки на здоровый образ жизни. 

ОБОРУДОВАНИЕ: 

       Для педагога: музыкальный центр, CD и DVD диски с музыкальным и видео материалом, компьютер, экран, стенд с фотографиями.

Для обучающихся: костюмы  для танца.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ:

Большой, светлый, хорошо проветриваемый хореографический зал с большими окнами, зеркалами и хореографическими станками.

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный  этап.

Начало занятия: вход в зал и поклон (под русско-лирическую музыку простым переменным шагом; русский поклон).

Проверка присутствующих, внешнего вида, готовности к занятию, настроения.

  • Вводное  слово  педагога.

Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею – он всегда содержателен. В танце всегда существуют драматургическая основа и сюжет, в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и пространственных рисунков – построений.

В танце прежде всего существует радость, веселье, и не случайно в древнем русском словаре «Азбуковнике иностранных слов, перешедших в русский язык», – рядом  со словом «танец» стоит слово «лик» (славянское  «лик» – лицо, образ, а также хор, собрание ликующих, поющих). Танцую – значит «ликую», пою душой, праздную, радуюсь, веселюсь.

   

2. Этап  подготовки  детей  к  усвоению  знаний.

  • Ознакомление    с  темой  и  ходом  занятия.
  • Постановка целей и задач.

 Мотивация  на  успех:        высокохудожественное исполнение номера.

Разминка: обработка правильной постановки корпуса, работа над развитием основных групп мышц и суставов.

  • Упражнения для разогрева стоп обеих ног с вытянутым подъемом.
  • Упражнения для развития внутренних бедренных мышц, сухожилий и тазобедренных суставов.
  • Усложнение движений на полу в партере.
  • Партерная гимнастика: растяжка на шпагаты с дополнительным подъемом, перекат с фиксированием, «домики», «лягушки» и т.д.

   

     3. Создание психологического настроя на учебную деятельность.

      Активизация внимания:  повторение изученных танцевальных элементов, работа в парах, этюды на артистизм.

      Замечания педагога, поощрения.

Импровизации  на тему русских танцев (для отдыха и переключения  детей на основную часть занятия).

  1. Этап  усвоения  новых  знаний.
  • Изучение  темы.

Слово педагога: 

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточных славянских племен, существуют народные игрища или сходбища, где встречались племя, род или несколько племен или родов. Обожествляя солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую по их понятиям из множества могучих существ, богов и духов. Эти обряды сопровождались хороводами, игрищными плясами, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями. Менялись эпохи, менялось отношение к народному танцу, но он не потерял своей самобытности, своих подлинно народных корней. Русское танцевальное искусство является неотъемлемой частью общенациональной культуры. Красотой русского танца восхищались и Г.Р. Державин, и А.Н. Радищев, и А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и многие другие русские писатели и деятели культуры. Державин оставил восторженное стихотворение, воссоздающее картину русской девичьей пляски:

Зрел ли ты, певец тиинский,

                                                      Как в лугу весной бычка

Пляшут девушки российски

                                                      Под свирелью пастушка?

    Как, склонясь главами, ходят,

                                                      Башмачками в лад стучат,

                                                      Тихо руки, взор поводят

                                                      И плечами говорят?

Русский танцевальный фольклор бережно хранится и развивается. Среди прославленных профессиональных коллективов, хранящих и воссоздающих традиции русского танца,  можно назвать Государственный академический ансамбль народного танца  им. И.А. Моисеева, Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» и многие другие.

Хоровод – один из основных жанров русского народного танца. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, «посолонь», берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле.

Хороводы весьма разнообразны в своих построениях: можно встретить двойной круг – круг в круге, или два круга рядом, иногда они переливаются один в другой, образуя «восьмерки», зигзаги, линии. Каждый  рисунок,  каждое построение хоровода имеет свое определенное название, например, «круг», «воротца», «восьмерка», «колонна», «корзиночка», «карусель» и т.д.

Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек – «лебедушек», уверенная поступь парней – «ясных соколов» и разнообразные замысловатые рисунки.

  • Упражнения  по  новой  теме.

Выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу. Постановка элементов русского народного танца.

Последовательность работы.

Показ педагогом и выполнение обучающимися упражнений у станка.

Полуприседания и полные приседания: муз. размер 2\4; в русском лирическом характере.

2 полуприседания – 1 такт в закрытой позиции, 2 такт в выворотной позиции.

1 полное приседание – на два такта.

Упражнения на развитие подвижности стопы и каблучные упражнения: муз. размер 2\4; в русском плясовом характере.

Маленькие броски: муз. размер 2\4; в русском плясовом характере, в сочетании с приседанием и ударом в позицию.

Круговые движения ногой по полу:  муз. размер 3\4, Мазурка. В комбинации используется ключ и переступание с маленьким броском в сторону. Обязательна работа головы.

Каблучные упражнения и верёвочка: муз. размер 2\4, в русском плясовом характере. В комбинации с верёвочкой используются молоточки и вынос ноги на каблук с ножницами.

Соскоки: муз. размер 2\4; в белорусском характере «Лявониха».

Развороты бедра: муз. размер 6\8; в молдавском характере, музыка молдавская Хора. Комбинация в сочетании с tombee и releve. Рука открыта в сторону.

«Мазки»: муз. размер 2\4; в цыганском характере.

Большие броски: муз. размер 2\4; в венгерском характере, в сочетании с developpe и с выпадом в колено с разворотом.

Повторение изученных ранее элементов русского танца: «моталочка», «молоточки», «веревочка», «дробь».

Комбинация с «моталочкой». В комбинации используются «молоточки» и «вихилястник».

Комбинация с «верёвочкой»: одинарная, двойная, с ударом, с выносом на каблук (темп!).

Основные фигуры хороводов: круг, восьмерка. Шаг: простой, переменный.

       6. Этап. Закрепление  изученного.

Формирование визуальных представлений  о русских народных танцах. Показ видеоматериалов.

Исполнение выученных элементов и комбинаций.

  1.  Подведение  итогов  занятия. Рефлексия.

Уровень исполнения элементов танца удовлетворительный.

Дети самостоятельно отмечают лучших. Педагог эмоционально  поддерживает остальных.

Указания на дом: совершенствование изученных элементов.

Перспектива на следующее занятие:  изучение  комбинаций русского народного   танца.

Поощрение.

Поклон.

Выход из зала.

Самоанализ педагога:

Занятие прошло в режиме диалога  воспитанников с педагогом. Атмосфера –  творческая,  доброжелательная. Тема занятия в целом раскрыта, поставленные задачи решены: освоены элементы русского народного танца – хоровода.

Литература

  1. Климов А.А. основы русского народного танца: Учебник для студентов хореограф. отд-ий ин-тов культуры, балетмейст. ф-тов театр. ин-тов и учащихся хореограф. училищ. – М., Искусство, 1981.
  2. Хрестоматия русского народного танца. Сост. Л.Е Кальвэ. – М., Музыка, 1977
  3. Соковикова Н.В. Хореографический словарь. Сб. словарных статей с кратким описанием танцев, танцевальных традиций, видов танца и танцевальных терминов. – Новосибирск: ИД «Сова», 2007.

http://www.berezkadance.ru/about