Методическая разработка занятия по теме: «СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА» на примере работы с учащимися первого года обучения театральной студии «МЫ!»

Белова Ольга Станиславовна

Методическая разработка  занятия по теме: «Специфические особенности театрального искусства»  адресована педагогам дополнительного образования, руководителям театральных студий .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

Методическая разработка  занятия по теме:

«СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

на примере работы с учащимися  первого года обучения театральной студии «МЫ!»

Педагог дополнительного образования: Белова Ольга Станиславовна

2018 год, Санкт-Петербург

Цель – ожидаемый результат занятия: 

После занятия обучающиеся будут:

  • Знать специфические особенности театрального искусства.
  • Знать понятия: театр, актер, режиссер, драматургия, спектакль, выразительные средства театра,  театральный жанр.
  • Способны проследить синтез искусств (драматургии и литературы, музыки, хореографии, сценографии  в театре)
  • Способны понимать значимость всех компонентов спектакля: декораций, костюмов, грима, реквизита, света.
  • Уметь различать драматургический и литературный материал, театральные направления и жанры.

Задачи:

Образовательный аспект: Обобщение знаний о театре, составляющих театрального искусства, театральных жанрах и направлениях.

Воспитательный аспект: Формирование художественного вкуса и воспитание культуры театра.

Развивающий аспект: Развитие навыков художественного восприятия мира, развитие способности анализировать, видеть разницу реального и художественного мира.

Дидактическое обеспечение.

1. Музыкальный материал: «Я выхожу на сцену», музыка Я. Френкеля, слова Р. Рождественского исполняет  Андрей Миронов.

 2. Презентация к занятию по теме: «Специфические особенности театрального искусства».

3.  Сборник пьес, сборник рассказов.


ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Приветствие. Звучит песня «Я выхожу на сцену», в исполнении  Андрея Миронова.

Педагог: Вы вошли под музыку, ответьте, о чем поется в песне?

- О сцене, о театре, об актере.

2. Разминка

Педагог: Ребята, кто хотя бы раз в жизни был в театре?

А что это такое – театр?

- Театр – это такая игра, где у каждого актера есть своя роль!

- Здание, в котором показывают спектакли!

Педагог: В переводе с греческого -  это место для зрелищ, а затем и само зрелище. Т. е. правы и те, кто имел ввиду здание театра, и те, кто говорил о действе, происходящим внутри этого здания.

А с чего  начинается театр?!

         Конечно, вы ответите «с вешалки»! Но прежде чем вы доберетесь до гардероба вам придется купить билет в театральной кассе, затем пройти через контролеров у входа в  фойе театра, и только потом сдать свою одежу в гардероб –повесить  на вешалку.

Дальше мы попадаем в красивый холл или фойе театра, где вниманию зрителя представлены портреты всех актеров театра – театральной труппы, макеты театральных постановок и костюмов. И только потом  мы оказываемся  в зрительном  зале. После третьего звонка  вход в зрительный зал воспрещен, потому, что  на сцене начинается театральное действие – спектакль.  Иногда в спектакле бывает несколько актов, и между ними обязательно бывает антракт, иначе перерыв. Он необходим для смены костюмов и перестановку декораций на сцене. За это время зритель может выйти из зала  и даже сходить в театральный буфет, где за столиками можно перекусить и обменятся впечатлениями об увиденном. Звонок снова  приглашает зрителей в зал и  спектакль продолжается.         По окончании спектакля зритель  аплодисментами благодарит актеров и, всех тех, кто создавал этот спектакль. Можно подняться на сцену и подарить любимому актеру цветы.

3. Основная часть.  Раскрытие сущности выразительных средств театра, синтеза искусств в театре, театральных жанров и направлений.

Педагог: А без чего не бывает спектакля?

  -Без музыки!

- Кто пишет музыку?

-  Композитор.

- А готовят  ее к спектаклю и своевременно включают?

-  Звукооператор и звукорежиссер.

А иногда в спектакле участвует настоящий оркестр под управлением дирижер, но нам оркестр не виден, потому, что он располагается в оркестровой яме сразу перед сценой.

- Еще без чего?

- Без декораций!

- А кто готовит декорации?

- Художники!

- Для этого существуют специальные декорационные цеха. Искусство оформления сцены называется сценографией.

Еще без чего?

- Без Костюмов!

Их создает художник по костюмам, а готовит к спектаклю костюмер.

Без света. Без особого сценического освещения. Этим занимается художник по свету или осветитель. Без грима. Чтобы перевоплотиться в образ с актером работает гример. Иногда в спектаклях бывают сцены с  танцами. Над ними работает хореограф.

А еще в театре трудятся бутафоры и реквизиторы, рабочие и монтировщики сцены, электрики, уборщики, гардеробщики, билетеры, администраторы.

Но мы забыли еще об одном важном  компоненте, без которого спектакля просто не может быть.

О чем идет речь?

Кто ответит, что лежит в самой основе спектакля?

Это пьеса! А пьесу пишет драматург. Драматургия – это особый жанр литературы, самый трудный. А знаете, почему? Потому, что каждое действующее лицо пьесы должно быть понятно зрителю только в результате его поведения, поступков и его слов.  Другое дело в романе, рассказе или поэме. Герои, изображаемые автором, действуют при его помощи: писатель подсказывает читателю, как понимать героя, как его оценивать. Раскрывает самые заветные мысли персонажа, рассказывает о его настроении. Даже описание природы помогает писателю ввести нас в круг мыслей и чувств героя. В пьесе ничего подобного нет.

Задание 1.

У  меня в руках  книги. В одних напечатаны  пьесы, в других – рассказы. Пожалуйста, разделите их на две стопки - с пьесами и рассказами.

Педагог. Что вам  помогло справиться с заданием? Как вы отличили пьесы от рассказов?! Оказывается, их легко различить даже не вчитываясь!

Почему?  Вы правы. Дело в способе написания!

Значит в спектакле есть звучащее слово, драматургический материал, музыка, танец, свет, звук, костюм… Все это является выразительными средствами  

Но театры и театральные постановки  очень отличаются друг от друга. Потому, что то или иное выразительное средство в них оказывается главенствующим.

Обратите внимание на экран. 

Слайд №1.

Презентация «Театр и театральные жанры».

Я буду показывать вам знаменитые театры нашего города. Постарайтесь их назвать.

Слайд № 2

-Что это за театр?

-Большой драматический театр!

Проверим!

/На экране выплывает название театра/

- А где он расположен?

-На набережной реки Фонтанки.

- А почему он называется драматический? Кто попробует предположить?

 - Потому, что в нем ставят драмы! А главное выразительное средство в этом театре – это слово.

Слайд №3

- Кто узнал этих актеров?

Это легендарные Алиса Френдлих и Олег Басилашвили. Они сыграли в Большом драматическом театре спектакль «Калифорнийская сюита».

Слайд № 4

- Как называется этот театр?

/На экране выплывает название театра/

- Малый драматический. Он расположен на улице Рубинштейна. В нем тоже главное выразительное средство – это слово.

Слайд № 5

Это актриса Малого драматического театра Ксения Раппопорт.

Слайд №6.

- Знакомый театр?

/На экране выплывает название театра/

Это Михайловский театр – театр оперы и балета. Главным выразительным средством в нем являются музыка (оперное пение) и классический танец.

Слайд №7.

В репертуаре театра есть  балет на музыку Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро».

Слайд №8.

- Какой театр?

/На экране выплывает название театра/

Мюзик-холл! Это эстрадный театр. Спектакль такого театра состоит из отдельных номеров. Танцевальных, вокальных, эстрадно-акробатических.

Слайд 9.

Фрагмент танцевального номера представлен на слайде.

Слайд №10.

- Какой театр?

/На экране выплывает название театра/

Театр музыкальной комедии! В этом театре ставят оперетты. Главное выразительное средство в нем – музыка (оперетта), а спектакли веселые и даже смешные, потому, что в основу  положена комедия.

Слайд №11.

На слайде отрывок из спектакля «Баядера»

Слайд №12.

- Какой театр?

/На экране выплывает название театра/

Большой театр кукол на улице Некрасова.

Слайд №13.

Здесь все роли играют куклы! Куклы бывают ростовые, перчаточные и марионетки.

Слайд №14.

Это тоже кукольный театр. Кто его узнал?

 /На экране выплывает название театра/

Это театр марионеток имени Демени. Марионетки - это куклы на веревочках   или прутиках. Куклами управляют люди-кукловоды. Их не  видно, потому, что они прячутся за ширмой.

Слайд №15.

Еще один эстрадный театр находится на Большой Конюшенной улице Петербурга. Кто вспомнит название?

/На экране выплывает название театра/

Это театр эстрады имени Аркадия Исааковича Райкина.

Слайд №16.

На слайде – Аркадий Райкин исполняет эстрадный монолог.

Слайд №17.

Кто это?

Правильно. Вячеслав Полунин и его легендарный Асисяй.

А театр называется?

/На экране выплывает название театра/

Театр клоунады Вячеслава Полунина. В нем актеры рассказывают историю почти без слов, потому, что главным выразительным средством является пантомима - особая пластика  актера.

Обобщение.

Теперь вам знакомы театральные направления и жанры театра, более того вы можете рассказать об отличиях театров нашего города своим друзьям и родителям.

4. Заключение

Педагог задает учащимся контрольные вопросы: 

  1. Чем определяется жанр и направление  театра?
  2. С какими выразительными средствами театра вы сегодня познакомились?
  3. Что означает выражение «синтез искусств в театре»?
  4. Какие искусства в себе объединяет театр?
  5. Что является главным компонентом театра?

Педагог благодарит обучающихся за работу на занятии, прощается.