Статья: «АКТЕРСКИЙ АНСАМБЛЬ. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Белова Ольга Станиславовна

В статье рассматриваются этапы  становления актерского ансамбля в объединении дополнительного образования на протяжениии 4 лет обучения. На примере театральной студии "МЫ!" ГБНОУ ДУМ СПб, педагог дополнительного образования Белова  О.С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 «АКТЕРСКИЙ АНСАМБЛЬ. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ

В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагог дополнительного образования:

Белова Ольга Станиславовна

2018 год, Санкт-Петербург

Ансамбль актерский (франц. ensemble, буквально - "вместе", единство, созвучие) в театральном спектакле - стройность и эстетическая согласованность игры актеров. В ансамбле проявляется основная природа сценического действия как искусства синтетического и коллективного. Общая стилистика актерского исполнения работает на общий замысел спектакля, усиливает его эмоциональное воздействие на зрительный зал. Серьезное значение в ансамблевом звучании спектакля имеет принадлежность актеров к единой школе сценического воспитания [3].

Принципы ансамблевости стали основополагающими в театральной эстетике системе актерского мастерства вместе с реформой К.С. Станиславского. С начала XX века практически каждая театральная режиссерская система, при всем многообразии эстетических принципов, строится на понятии сценического актерского ансамбля, будь то театр Всеволода Мейерхольда, Евгения Вахтангова, Александра Таирова, Бертольда Брехта, Питера Брука, Антонена Арто, Георгия Товстоногова,  Юрия Любимова, Ежи Гротовского, Анатолия Эфроса, Романа Виктюка, Анатолия Васильева и т.д., каждого режиссера, оказавшего влияние на развитие мирового театра.

На сегодняшний день явление актерского ансамбля нашло наиболее полное отражение в научных трудах профессора, кандидата искусствоведческих наук, режиссера, педагога, создателя актерской школы AKT-ZENT руководителя экспериментальной лаборатории Международного института театра (ЮНЕСКО) Юрия Альшица [1, 2].

Мы говорим об ансамбле, который формируется в объединении дополнительного образования, в театральном коллективе,  т.е. в объединении, где актер - еще не профессия. А театр - любительский. Ключевым здесь становится интерес, рождающий любовь к театру. А так же возраст участников - это подростки и молодежь. Возраст, когда формирование личности еще не закончилось. И есть возможность привить те внутренние ценности, воспитать ту моральную основу, которая необходима воспитаннику, чтобы стать частью ансамбля. Но коллектив - это еще не ансамбль. Это начало пути к нему.

В основу работы театральной студии "МЫ!" положена идея формирования актерского ансамбля и высокодуховной личности внутри ансамбля, воспитание бескорыстного служения любимому делу.

Театр - это изначально игра коллективная, это жизнь в коллективе, при сохранении самоценной части целого. В таких условиях растет культура поведения, речи, чувств.

Формируется самостоятельное, независимое мышление и мировоззрение. И все это достигается посредством тренинга - непрерывного процесса тренировок тела, души и духа будущего актера.

Долгие годы практики театрального педагога помогли выявить те наиважнейшие

слагаемые, без которых невозможно формирование актерского ансамбля.

Прежде всего, это создание единого этического пространства и формирование

психофизических навыков актерской техники и работы в ансамбле путем группового тренинга.

Появлению первого слагаемого способствует освоение творческой этики – направление образовательной программы автора, формирующие у обучающихся навык коллективной работы и творческой дисциплины. Ребенок, подросток, включенный в театральную деятельность, постепенно приобретает навыки межличностных отношений, так называемый навык "группового поведения", формирующий чувство ответственности за коллективный труд - номер или спектакль, культивируется отношение к спектаклю как произведению искусства, способному изменить человека и мир. Все эти качества неразрывно связаны с формированием у воспитанника чувства гражданской ответственности, сопричастности к событиям жизни своего народа,

частицей которого является сам.

Посмотрим, как это представлено в программе по каждому году обучения.

Первый год обучения:

- формирование потребности самому придумать, показать, быть понятым;

- формирование навыка творческой мобилизации (бороться с дурными настроениями, способствовать созданию рабочей атмосферы, сознательно поддерживать на репетициях строжайшую дисциплину);

- формирование умения работать с другими, доносить до них свой замысел;

- осознание зависимости всех от одного и одного от всех, осознание себя как необходимой

части коллектива;

- формирование первоначального навыка оценки своего и чужого исполнения;

- воспитание культуры восприятия замечаний участников коллектива и суждения о работе

других, умения правильно оценивать критические замечания в свой адрес, преодолевать апатию в случае неудачи;

- формирование бережного отношения и уважения к коллективу, его традициям, борьба с

премьерством, духовной ленью; создание творческого ядра, объединяющего в себе группу единомышленников.

Второй год обучения:

- формирование навыка самостоятельного распределения обязанностей при подготовке

спектакля, потребности принимать посильное участие во всех этапах подготовки спектакля,

включая его оформление;

- формирование умения работать в "общую копилку";

- формирование умения играть на репетициях в полный тон, не жалея себя; знания роли не

только своей, но и партнера, и готовности в любой момент помочь своему товарищу;

- отход от развития стереотипа - потребности показать то, что до меня показывали другие.

         Третий и четвертый годы обучения:

- создание творческого коллектива, способного к самоуправлению;

- формирование навыка самостоятельной работы над режиссерскими замечаниями;

- воспитание активной жизненной позиции, умения отстаивать свои интересы;

- навык жить в режиме работы над спектаклем, т.е. подчинить свои интересы интересам

коллектива.

Нельзя стремиться к профессиональному росту, не имея нравственной основы, не развивая духовность. Нравственная чистота в атмосфере студии станет атмосферой сценической. Чем выше степень внутреннего единства, тем крепче ансамбль [2].

Появление второго слагаемого - формирование психофизических навыков актерской техники и работы в ансамбле путем группового тренинга - путь многотрудный, непрерывный напротяжении всего освоения программы. Представим лишь некоторые простейшие упражнения тренинга, позволяющие воспитать восприимчивость юных актеров по отношению к партнерам на сцене, воспитать доверие к

партнеру и ответственность в группе.

-  Движение группы в пространстве в заданном ритме. Движение каждого в собственном

ритме. Сонастройка. Самостоятельное выравнивание ритма в ритм, единый для всех.

- Движение в половине пространства, четверти, всем пространстве. Самостоятельный (без

сговора) выбор половины или четверти группой. Движение в пространстве и расчет по порядку

номеров без команды педагога. Единая остановка движения без команды педагога.

- Рождение заданного слова без команды педагога.

- Движение в пространстве в заданном ритме. Бег. Смена направления движения; движение вперед спиной; движение с закрытыми глазами лицом вперед, спиной вперед.

- Ведущий - ведомый. Ведомый закрывает глаза, доверяется ведущему, ведущий берет на

себя ответственность за ведомого. Выполняется всей группой одновременно с постепенным увеличением ритма.

- Участник проходит по созданному группой лабиринту с закрытыми глазами.

- Групповые действия - "За спиной". Ведущий выполняет определенные действия в предлагаемых обстоятельствах. Группа всегда находится у него за спиной и повторяет его действия как единый организм.

Доверие и ответственность - важнейшие инструменты в процессе воспитания ансамбля. Никакая этика не может строиться без доверия друг к другу. "Где доверие там и ответственность. За партнера, за коллектив, за любимое дело. Это основа. Доверием воспитывается ансамбль, который всегда будет отвечать за свою собственную жизнь и творчество" [2].

С первого до последнего дня обучения ребята овладевают элементами актерской техники,

работая вместе, в группах, в парах, индивидуально. Любое упражнение или система упражнений имеют определенную цель, и к достижению этой цели ребята идут сообща. Важно помнить, что никакие технологии не подменят духовных связей.

Таким образом, необходимо напомнить, что ансамбль создается для какой-либо цели. В нашем случае - это единое действо спектакля. "Спектакль - это событие, момент, когда все компоненты, из которых складывается ансамбль, соединяются в единое целое. Это гармония, которая возникает в результате совместного действия ансамбля актеров во время акта спектакля. К этому событию можно готовиться днями, годами, оно живет мгновения и исчезает навсегда. Это всегда чудо. Это то явление искусства,

к которому стремится каждый человек и каждый коллектив" [1].

Но есть еще один, наиважнейший критерий: ансамбль становится ансамблем, если он способен творить, рождать живые, импровизационные взаимоотношения и связи между актерами во время спектакля. Это отдельная большая тема исследования. Мои воспитанники тоже  учатся живой импровизации, находясь  на пути к актерскому ансамблю, в котором  "Я" сложатся в "МЫ!". Хочется пожелать успеха театральным коллективам, ступившим на этот путь.

Список литературы

1. Альшиц Ю.Л. Тренинг FOREVER! / Ю.Л. Альшиц. - Москва: Изд-во ГИТИС, 2010. - 256 с.

2. Альшиц Ю.Л. Ансамбль и творческая индивидуальность: художественные, этические и психологические

аспекты взаимодействия: автореф. дис по ВАК 17.00.01. канд. искусствоведения. - Москва, 2003. - 178 с.

3. Ансамбль. Театральная энциклопедия. - URL: http://www.theatre-enc.ru/html/a/ansambl5.html (датаобращения 29.01.2015)