Проблемы театральных коллективов.

Сиротина Мария Александровна

Каждый педагог сталкивается с определенными проблемами при своей работе. В этой статье поднимаются некоторые проблемы театрального педагога связанные с подготовкой детей, отношением родителей и другими, и предлагается их решение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сиротина Мария Александровна

Педагог дополнительного образования,

преподаватель театральных дисциплин,

руководитель театральной студии «Браво»

Государственного Бюджетного Общеобразовательного Учреждения

средней общеобразовательной школы №496

Московского района Санкт-Петербурга

 ул. Варшавская 51

Аннотация:

Сиротина М.А. – 34 года, педагог дополнительного образования с 2011 года. Работала в школах и домах творчества Санкт-Петербурга. Преподаю театральное мастерство – сценическую речь, актерское мастерство, сценическое движение. Работала с детьми от 4 до 17 лет.

Каждый педагог сталкивается с определенными проблемами при своей работе. В этой статье поднимаются некоторые проблемы театрального педагога связанные с подготовкой детей, отношением родителей и другими, и предлагается их решение.

ПРОБЛЕМЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

   Современных педагогов не может не удивлять и не мучить отсутствие у учащихся активности, инициативы, креативности а иногда и просто желания чем-то серьезно заниматься, добиваться результатов…  И чем старше дети, тем труднее: в садике активные, открытые, в начальной школе деятельные, но не умеют общаться, играть, прощать (особенно мальчики). Я на театральных занятиях за два часа в неделю пытаюсь научить их дружить, играть, понимать друг друга, возбудить интерес и желание совместно выступить в спектакле. Однако отсутствие умения у детей взаимодействовать друг с другом, внутренние зажимы, отсутствие заинтересованности в совместном успехе мешает начать работу над спектаклем. В старшей школе уже очень много зажимов, неуверенность в себе огромная, многие абсолютно не умеют дружить, доверять друг другу, слышать.

  Невероятно сложно справиться со всем этим в современных условиях. Приходиться костьми ложиться только чтобы заинтересовать спектаклем, тренингом, конкурсом и сдвинуть с места этих «ну давайте… а какие призы на конкурсе… а Вася пойдет…» Когда появляются активные дети, - это праздник.

 Я пришла к выводу, что старших детей особенно важно как можно чаще возить везде – на тренинги, спектакли, конкурсы. Проводить соревнования во время тренинга – у кого интереснее скороговорочный рассказ, кто чище произнесет скороговорку. А еще их надо учить работать в команде, доверять.

  В начальной школе ситуация еще не такая критичная – дети сами придумывают этюды, костюмы, фантазируют и наблюдают… Но и здесь уже не все так просто: многие не умеют слушать, доводить дело до конца, а на репетиции, когда я спросила десятилетних мальчишек играли ли они в «войнушку» (нужно было для этюда), они ответили: «да, играли, только на компьютере…»

  Как справиться с этой педагогической запущенностью? Как ее не допускать? Конечно без родителей никак. Воспитывать надо родителей… Недавно в театральной студии мы устроили родительское собрание: приготовили для родителей конкурсы, украсили кабинет, наградили лучших. Родители смотрели удивленными глазами (на родительском собрании никто не говорил сколько надо сдать денег и кто плохо себя вел), взрослые наконец-то общались с детьми по-настоящему и радовались с ними. По результатам собрания я сделала вывод, что учить играть, дружить, уважать себя и остальных надо и родителей тоже! Причем постоянно.

  Для того, чтобы активнее учить этому детей, я придумала новую программу, в дополнение к театральной. В младших классах школы №344 (где я работала в 2011-2013 годах) я вела занятия по разработанной мной программе «Играйте с нами». Это курс театральных тренингов и активных игр. Целью данной программы не стоит постановка спектакля. На этих занятиях дети раскрепощаются, учатся взаимодействовать друг с другом. В группу на занятия записались только мальчики. В сентябре было очень трудно – ребята дрались, обижались, не хотели слушать друг друга. В октябре детям была поставлена задача – начать подготовку к спектаклю Григория Остера «Петька – микроб». Мы репетировали, бросали. Начинали работу только по желанию детей. На тренингах учились слушать и понимать друг друга и самого себя. По итогам работы этого года могу сказать, что мы не выпустили спектакль, НО! Дети стали слышать друг друга, репетируют сами, вместе что-то придумывают. Я считаю, что их умение дружить и играть вместе гораздо важнее поставленного спектакля. Важно не «уложиться в программу», а научить детей общаться, дружить, прощать, развивать внимание и фантазию. Разве не так?!

  Я считаю, что средства театра не просто способны, а должны помочь в решении проблемы создания коллектива, научить дружить и общаться друг с другом. А наша задача не смотря ни на что создать для детей условия для такого развития. Именно это ведь и является важнейшим для ребенка в конечном итоге!

  А проблема старших начинается в раннем возрасте: с начальной школой (7-8 лет) мы ставим небольшие спектакли (в прошлом году это было 2 спектакля за год), по времени спектакли длятся около 15 мин, мы репетируем 3-5 месяцев. Важно, чтобы родители пришли на такие показы – не смотря на отсутствие времени. Много раз дети перед самым показом, когда зрители в зале, теряли все воодушевление, подходили ко мне в слезах: «Моя мама не пришла» или после моего напутственного слова перед показом: «А мне не надо стараться, моя мама не придет!». Грустно. И трудно мне выворачиваться из такой ситуации, дорогие родители!

   Однако, хочется верить, что театральные педагоги (среди них и я) справятся и с безразличием родителей, и с безынициативностью детей и со многими другими проблемами, встающими у них на пути, и не дадут нашим детям вырастать в закомплексованных и не умеющих даже разговаривать друг с другом взрослых…

   Пояснительная записка: Статья затрагивает одни из важнейших проблем современной педагогики с детьми младших и средних классов, ведет поиск их решения.