Открытый урок по предмету "Развитие речи" с учащими класса РЭР, 2018г.

Нестерова Юлия Олеговна

Методическое сообщение и план открытого урока по предмету "Развитие речи" с учащимися отделения раннего эстетического развития, 2 год обучения. Тема: "Игровой речевой тренинг как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Школа искусств г.Анива»

Открытый урок по предмету «Развитие речи»

с учащимися раннего эстетического развития

2 год обучения

Тема: « Игровой речевой тренинг

как средство развития речи детей

старшего дошкольного возраста»

Преподаватель

театральных дисциплин

Нестерова Ю.О.

г.Анива

2018г.

Тема – Игровой речевой тренинг как средство развития речи детей

старшего дошкольного возраста.

Цель – выработать умения и навыки правильного четкого произношения по средствам развитие речевого аппарата.

Задачи:

Образовательные –

  • обучить основным опорным упражнениям по развитию речевого аппарата
  • изучить простейшие упражнения для развития правильного дыхания
  • проработать тренинговые упражнения для развития чёткой дикции
  • выработать навыки взаимодействия с партнёром.  

Развивающие –

  • сформировать навык слышать и контролировать свою речь, воспринимать свою речь
  • развитие внутренней свободы личности ребенка (освобождение от лишнего напряжения, мешающего творческой работе – «творческих зажимов»)
  • сформировать способности к импровизации;
  •  развитие навыков общения и коммуникации.

Воспитательные –

  • воспитать волю и целенаправленность;
  • воспитание общей коммуникативной культуры ребенка, тактичности, доброжелательности, открытости

Тип урока – комбинированный.

Ожидаемый результат -  сложить элементарное представление о комплексе игровых упражнений, способствующих развитию речевого аппарата, точного и выразительного произношения;  научить  творчески мыслить и не бояться выражать себя; применять  творческий подход в игровых речевых тренингах и упражнениях.

Методы – практический, наглядный, словесный, технический.

Содержание урока

«День рождение львёнка»

Название упражнений

Краткое описание

  1. Организационный момент

Проверка присутствующих, традиционное приветствие.

  1. «Паучок»

«Если весело живётся»

«Плюшевый мишка»

Разминочные речевые песенки. Подготовка психофизического и речевого аппарата к работе.

  1. Упражнения на дыхание:

- «Воздушный шарик»

Дети собираются на день рождение к львёнку. Им предлагается выбрать подарки – воздушные шарики. С помощью дыхания необходимо надуть шары и наполнить их разными звуками.

          - «Насос»

Тело ребёнка – это насос. Насос надувает большой воздушный шар.

  1. Артикуляционная гимнастика:

- «Варенье»

Упражнение для языка. Предлагается выбрать банку с самым вкусным вареньем, попробовав языком на вкус  каждое. Затем облизнуть губы.

- «Конфетка»

Упражнение для языка. Во рту вкусная конфета. Язык делает «уколы» то в правую, то в левую щеку.

- «Жвачка»

Упражнение для языка. Внутри конфеты оказалась вкусная жвачка. Покусывание языка зубами.

          - «Болтанка»

Упражнение для языка. По дороге у гости напеваем песенку. Произвольные расслабленные движения языком.

            - «Лошадка»

Упражнение для языка и губ. Устали в дороге и решили поехать на лошади. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»), остановка лошади – работа губ.

  1.   Дикция:

 - «Змея»

Дорогу преграждают змеи.  Змея «жалит» различными согласными звуками: «Ч», «Ш», «С», «З», «Ф» - звуки произносятся чётко и отрывисто.

         - «Водяной пистолет»

Детям предлагается прогнать змей с помощью водяного пистолета. Произношение «очерёдного» звука «Т». Перезаряжается обойма звуком «Р».

    6.    - «Весёлая Мартышка»

- «Апельсин»

Стишки-чистоговорки, совмещённые с тренингом  мелкой моторики.

  1.   – «Оса и лиса»

 - «Мышка сушек насушила»

Стишки-чистоговорки на выработку чёткого произношения звуков «С» и «Ш».

  1. «Магазин  игрушек»

Традиционная игра на развитие фантазии и воображения, снятия «мышечных зажимов»

  1. Подведение итогов

Заполняются дневники, отмечая при этом удачные моменты, а так же обращается внимание на возможные ошибки и недочёты каждого ребёнка.

  1. Самоанализ урока.


МБУ ДО «Школа искусств г.Анива»

Методическое сообщение

к открытый урок по предмету Развитие речи

с учащимися раннего эстетического развития

2 год обучения

Тема: «Игровой речевой тренинг

как средство развития речи детей

старшего дошкольного возраста»

Преподаватель

театральных дисциплин

Нестерова Ю.О.

г.Анива

2018г.

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст от 5 до 7 лет. Именно в этот период начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что ребенок вплотную подошел к возрасту, завершающему становление речи. Становление речи означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми.

Наряду с развитием речи, в  старшем дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр. Он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога). Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). Все это заставляет обратить серьезное внимание на развитие речи ребенка.

Нормально развивающийся ребенок старшего дошкольного возраста активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми — одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время наличие перечисленных умений является показателем нормального развития.

Особо необходимо отметить значение развитой связной речи, так как именно в ней концентрируются достижения ребенка не только в речевом развитии, но и в личностном. Две формы связной речи — диалог и монолог — неравномерно формируются в старшем дошкольном возрасте и играют разную роль в жизни ребенка. Наиболее социально значимой для дошкольника является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Развитие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу.

В диалоге зреет монологическая, более сложная форма речи, элементы которой появляются в высказываниях детей к 5 годам. Монолог требует от ребенка умения осознанно строить высказывания. Поэтому без специального обучения (разъяснения), к которому можно приступить уже в старшем дошкольном возрасте, монологическая речь формируется крайне трудно и искаженно.

Монолог - более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня  общего развития. По данным отечественных исследований элементы монологической речи появляются у детей лишь к пяти годам. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном. Успешное овладение монологической речью подразумевает целенаправленное  обучение, формирование определенных навыков построения  связных текстов.

Ожидать нормального развития речи можно лишь в том случае, если работой охвачены все стороны речи: произносительная сторона; словарь; грамматический строй; связная речь. Каждая сторона речи включает в себя определенный, часто достаточно объемный круг речевых навыков и умений, которые в свою очередь имеют собственную динамику развития.

Для того, чтобы научить дошкольников осознанно строить высказывания, необходимо знать:

 - особенности монологов разных типов (описания, повествования и рассуждения);

 - особенности монологических высказываний детей дошкольного возраста.

В возрасте 5-7 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. Дети постигают словарь антонимов  и синонимов. В речи детей пяти лет начинают появляться «сорные слова», на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует искать свои меры воздействия на ребенка:  для одних - это «темница для лишних слов»; для других - это прямой запрет на употребление «сорных слов». Но во всех случаях ребенку следует показать красоту и богатство родного языка.

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи - диалога и монолога.

Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью - необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт,  как с взрослым, так и со сверстниками. В диалогической речи коммуникативная (социальная) функция - основополагающая и во многом определяет языковое насыщение диалога. Действительно, языковое оформление диалога (стилистика речи, интонация, подбор словаря и т.п.) зависит от коммуникативных ситуаций (с кем вступаешь в контакт; содержание и цель общения и т.п.). Поэтому дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия; которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь - семья) относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к их мнению, интересам, потребностям и пр.; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Особое значение в старшем дошкольном возрасте мы уделяем диалогическому взаимодействию детей друг с другом (со сверстниками). Именно в общении со сверстниками речь детей более богата точными языковыми средствами, более контекстна, чем в общении со взрослыми. В старшем дошкольном возрасте именно в диалоге со сверстником дети учатся согласовывать, контролировать собственные действия и действия партнера. Особенно ярко это проявляется в ситуации, которая нацелена на получение определенного результата совместных действий детей.

В процессе согласования и контроля немаловажная роль отводиться как речевым средствам, так и внеречевым (мимике, жестам, движениям). Все это характерно для диалогической формы речи.

Работа по развитию речи детей 5-7 лет обширна и многогранна. Она требует от преподавателя четкой организации, чтобы ни одна задача не была упущена и ни один ребенок не остался без внимания.

Качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий, к которым относятся:

- создание развивающей речевой среды в группе;

- использование разнообразных форм работы с детьми;

-использование информационно-коммуникативных технологий.

Сегодня в отечественной педагогике достаточно четко определились три формы организации деятельности детей вообще, и речевой деятельности, в частности. К ним относятся: регламентированные формы; нерегламентированные формы и самостоятельная деятельность детей.

Все три формы определяются типом взаимоотношений участников педагогического процесса. Так в регламентированной форме основной фигурой является взрослый (педагог), нерегламентированная форма подразумевает увлекательное общение ребенка с воспитателем на позициях сотрудничества, в самостоятельной деятельности приоритет отдается детям.

Успешность и результативность развития ребенка на занятиях во многом зависит от правильного соотношения всех перечисленных выше форм.

        Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.

       Цель занятий по развитию речи – помочь ребенку овладеть родным языком. Это очень непростая задача, т.к. ребенок дошкольного возраста – это не ученик, которому можно изложить и объяснить правила склонения или спряжения, структуру простых и сложных предложений. Развитие речи у детей также тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка. Ви справиться с той задачей может помочь речевой тренинг, который является неотъемлемой частью занятий по развитию речи.

       Тренинг - это особый вид работы с детьми, отличительной особенностью которого является то, что дети в основном манипулируют уже известными им понятиями и навыками. Однако это не исключает введение в тренинг нового материала. Он дается либо в рамках усложнения или конкретизации уже имеющихся представлений; либо предшествующая работа и развитие ребенка подвели его к усвоению нового материала, необходимого для его нормального речевого развития.

      Речевой тренинг представляют собой набор игровых упражнений и заданий, затрагивающие разные стороны речевого развития (произносительную сторону, словарь, грамматический строй), а так же необходимые навыки при подготовке к обучению письму (развитие пространственных представлений, умения ориентироваться в плоскости листа и в разлиновке и пр.).

       Речевой тренинг проводится один раз в неделю. Длительность - не более 30 минут. Тренинг отличается гибкостью внутреннего планирования, то есть гибкостью распределения конкретного материала по объему и по длительности. Содержательный и временной интенсив каждого структурного блока тренинга определяется педагогами, исходя из трудностей речевого развития детей конкретной группы. Например, если у детей страдает лексико-грамматическая сторона речи, значит в лексико-грамматической стороне необходимо увеличить количество заданий и упражнений. На это потребуется больше времени. Автоматически продолжительность других структурный блоков будет сокращаться, а значит, будет сокращаться и  количество заданий в этих блоках.

     Преподаватель самостоятельно определяет форму проведения тренинга. Это может быть: -- сказочный сюжет, путешествие, где все задания объединены едиными героями и их приключениями, викторина, командные состязания и пр.

      Развитие  речи — это первая ступенька в подготовке ребёнка курсу обучения театральному искусству. Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству учащихся, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актёра. В первую очередь в предмет «развития речи» входят азы постановка голоса, дикции, освоение норм орфоэпии и логико-интонационных закономерностей устной речи. А речевые тренинги неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха и т. п. Работа над речью будущего актёра требует индивидуального подхода и часто ведётся отдельно с каждым учеником. Отработка верных речевых навыков проходит на базе литературно-художественного материала.

      В содержание речевого тренинга входят основные блоки, которые могут варьироваться в зависимости от ситуаций и обстоятельств:

- разминка на освобождение мышц и разогрев суставов;

- упражнения на дыхания;

- вибрационный массаж на головной и грудной резонаторы;

- артикуляционная гимнастика для языка, губ, щек;

- дикционный тренинг;

- развитие слухового внимания и памяти, внимания и воображения;

- работа с текстом.

Необходимо формировать качественную сторону речевой деятельности в процессе общения.

   Крайне важно создать в работе эмоционально благоприятную ситуацию, которая способствовала бы возникновению желания у ребенка активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и необщительные дети раскрываются. Писатель джанни родари говорил, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».  Вовлечение детей в игровую деятельность помогает активизировать их речевое развитие. Благодаря многообразию речевых игр и упражнений у дошкольников формируется четкость произношения каждого слова, грамотность, ясность, умение правильно формулировать свою мысль, развиваются монологическая и диалогическая речь. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Используя речевые игры в качестве сотворчества ребенка и взрослого, необходимо следить за его настроением и учитывать речевые возможности.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Причины низкого уровня развития речи:

  • Некомпетентность преподавателя по проблемам становления речи. Знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приемы, но не видит ребенка. Не знает уровня развития речи.
  • Обучение ребёнка должно проходить не только в стенах учреждения дополнительного образования или детского сада, но и дома, в кругу семьи.
  • Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.
  • Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.
  • Обучение языку идет в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.
  • Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и преподаватель (воспитатель, родитель) не хочет ею заниматься.
  • Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться до его появления на свет, в перинатальный период., и продолжаться на всех этапах развития ребёнка.

Условия для успешного развития речи:

  • Интересно организовывать жизнь ребенка.
  • Постоянно побуждать ребенка говорить.
  • Создавать соответствующую обстановку, среду.
  • Дать детям одинаковые стартовые возможности.
  • Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
  • Создавать условия для общения с другими детьми.
  • Речь взрослого – пример для подражания.
  • Развивать мелкую моторику для руки, это ведет к развитию речи ребенка.
  • Словесные игры взрослого и ребенка.
  • Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
  • Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его “почему”.
  • Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
  • Чтение стихов руками.
  • Развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей.
  • Уделять специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции
  • Систематические речевые тренинги с сочетанием всех основных блоков.

     Проблема владения словом актуальна на сегодняшний день для всех возрастов, а театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

    Театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми.

     Именно игровые (театрализованные) речевые тренинги дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

     Игровые речевые тренинги оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средствами интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Библер В.С. Мышление как творчество.– Москва: Политиздат, 1975
  2. Белюшкина И.Б, Витковская Ю.Н., Никитина А.Б. Театр, где играют дети. - Москва: Владос, 2001
  3. Бруссер А.М. Основы дикции. – Москва: Реглант, 2005
  4. Выготский Л. С. Воображение и творческие способности в детском возрасте. -Москва: Просвещение, 1967
  5. Ганелин Е.Р. Школьный театр.- Санкт-Петербург: СПбГАТИ, 2002
  6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг - С-Пб: Планета музыки, 2007г.
  7. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – Москва: Горбунок, 1992
  8. Запорожец Т. И. Логика сценической речи, - Москва: Просвещение, 1974
  9. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг сб. Театр практические занятия. – Москва: ВЦХТ, 2001
  10. Кнебель М.О. Слово в творчестве актёра. – Москва: ВТО, 1970
  11.  Куликовская Т. А. Чистоговорки и скороговорки / Изд.«Гном и Д», 2010
  12. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко – М.: Просвещение, 1984 г
  13. Савкова З.В. “Техника звучащего слова” издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургской государственной академии культуры. План 1997 года.
  14. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. / М.Н.Щетинин – М.: Метафора, 2006. – 128 с.