Рабочая программа "Основы актёрского мастерства"

Нестерова Юлия Олеговна

Рабочая программа по предмету "Основы актёрского мастерства" для учащихся хореографического отделения, 2-3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

 

 

Предметная область

ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

ПО.01.УП.01, ПО.01.УП.02.

ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анива

2018г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

СОСТАВЛЕНА на основании Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства – «Хореографическое творчество» (Утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 163).

Рассмотрена на заседании хореографического отделения МБУ ДО «ШИ г. Анива»

протокол № ___ от «___» __________________ 201_ г.

Одобрена методическим советом МБУ ДО ШИ г. Анива»

протокол № ___ от «___» ________________201_ г.

Утверждаю

Директор МБУ ДО

«ШИ г. Анива»

___________ Красовский Г.А.

Разработчик: Нестерова Ю.О., зав. театральным отделением.

                        

Структура программы учебного предмета

 I. Пояснительная записка

-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

-Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся;

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

-Форма проведения учебных аудиторных занятий;

-Цели и задачи учебного предмета;

-Обоснование структуры программы учебного предмета;

-Методы обучения;

-Описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета

II. Содержание предмета

-Учебно-тематический план;

-Краткое содержание разделов и тем;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-Требования к зачету;

-Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

-Методические рекомендации педагогическим работникам;

-Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Список литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

 Чтобы активно действовать в танце, жить мыслями и чувствами создаваемого в точном соответствии с характером и развитием музыки художественного образа, нужно владеть элементами внутренней актерской техники ( психотехники), среди которых: сценическое внимание; воображение; отношение к факту, его оценка; общение с партнером; чувство правды; вера в предполагаемые обстоятельства и т. д.

 Овладение этими элементами важно не само по себе, а как непременное условие для формирования и развития высокой исполнительской культуры

Учебный предмет «Актерское мастерство» включен программу учащихся хореографического отделения, т.к. занятия помогут включить в работу физический, эмоциональный и интеллектуальный аппарат ученика, помогут снять ненужные психологические и мышечные зажимы, которые не позволяют ребенку раскрыться в полной мере и свободно чувствовать себя на сцене.

 Предмет формирует определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки; знакомит с сущностью исполнительского творчества актера и показывает возможность применения актерских приемов в хореографическом искусстве, знакомит с выразительностью и содержательностью сценического действия; способствует выявлению творческого потенциала учащегося.

 Важной задачей данного предмета является принципиальная нацеленность занятий на формирование актерских умений учащихся, в основе которых лежит развитая способность реализовывать сценическое действие, то есть действие целесообразное, осмысленное.

 Навыки, полученные в процессе обучения, реализуются учащимися в конкретной творческой работе над хореографическими произведениями, над созданием хореографического образа в танце.

 Срок реализации учебного предмета «Основы актерского мастерства» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до 14 лет, составляет 2 года (2,3 классы).

 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Актерское мастерство», - 70 часов.

 Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока - 40-45 минут.

 Цель программы - художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

 Задачи:

  • изучение и освоение основных особенностей актерской деятельности, ее взаимосвязь с хореографическим искусством;
  • овладение элементами актерской техники, спецификой ее применения в хореографии;
  • развитие исполнительских качеств и навыков, необходимых танцовщику для работы над хореографическим произведением любого жанра и стиля;
  • развитие внимания, фантазии и воображения;
  • устранение излишнего мышечного напряжения, зажатости и скованности в движениях;
  • развитие навыков самостоятельного творческого образного мышления;
  • воспитание творческой инициативы.

 Методы обучения

  • Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
  • используются следующие методы обучения:
  • - словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • - наглядный (наблюдение, демонстрация);
  • - практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

 Материально-технические условия реализации предмета:

 • учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм и правил, желательно со специальным покрытием;

 • стол;

 • стулья;

 • магнитофон;

 • компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

 • фонотека;

 • использование сети Интернет.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основным в освоении программы являются принципы образного мышления, мастерства перевоплощения, а также искреннего проживания образа. Знакомство с основами актерского мастерства поэтапно и динамично.

Программу можно разделить на блоки, которые в совокупности несут результативный целостный эффект овладения навыками актерского мастерства:

1. Разминка (более усложненные и качественно выполняемые упражнения из курса «Театральные игры»)

2. Актерский тренинг, осуществляемый через упражнения, которые развивают актерские способности и в результате дает:

 развитие зрительной памяти,

 логического мышления,

 чувства партнерства,

 координацию в пространстве,

 выразительность внутренней и внешней пластики и конечно же эмоций.

3. Работа с этюдами.

 Данный курс проводится в тесном взаимодействии с педагогическими запросами преподавателей хореографического отделения.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс

Наименование

раздела, темы

Общий объем времени

(в часах)

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

 Упражнения на управление вниманием

1

1

2

3.

Упражнения на развитие ассоциативной эмоциональной памяти

1

1

2

4.

Упражнения на развитие мышечной свободы

1

3

4

5.

Упражнения на развитие фантазии и воображения

1

3

4

6.

Предлагаемые обстоятельства

1

3

4

7.

Упражнения на развития навыков общения с партнёром

1

3

4

8.

Основы пантомимы

1

3

4

9.

Этюды и упражнения на память физических действий (ПФД)

1

3

4

10.

Создание хореографического этюда с воплощением яркого образа

1

5

6

11.

 

10

25

35

3 класс

Наименование

раздела, темы

Общий объем времени

(в часах)

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

 Упражнения на управление вниманием

-

2

2

3.

Упражнения на развитие ассоциативной эмоциональной памяти

-

2

2

4.

Упражнения на развитие мышечной свободы

-

2

2

5.

Упражнения на развитие фантазии и воображения

-

2

2

6.

Предлагаемые обстоятельства

1

2

3

7.

Упражнения на развития навыков общения с партнёром

-

3

3

8.

Жест, как важное выразительное средство

1

2

3

9.

Пластическая иллюстрация литературного теста (стихотворения)

1

2

3

10.

Основы пантомимы

-

1

1

11.

Создание пантомимного этюда на основе пластического решения неодушевленного предмета

1

2

3

12.

Импровизированные массовые картины-пантомимы на заданную ситуацию

1

2

3

13.

Этюды и упражнения на память физических действий (ПФД)

1

2

3

14.

Создание хореографического этюда с воплощением яркого образа

1

3

4

15.

 

8

27

35

Краткое содержание разделов и тем

2 класс

  1. Водное занятие - Вступительная беседа: цели и задачи обучения, правила безопасности, форма для занятий. Данный курс занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи предмета «Актерское мастерство» и взаимосвязь с хореографическим искусством. Определяются основные правила этики и безопасности.
  2. Упражнения на управление вниманием. Общеразвивающие игры, включенные в этот раздел готовят учащихся к художественной театральной деятельности, способствуют более быстрой и легкой адаптации к новому предмету, где требуется эмоциональная раскрепощенность. Развивают быструю реакцию, внимательность, память.
  3. Упражнения на развитие ассоциативной эмоциональной памяти. Данный комплекс упражнений основан на принципе яркой контрастности физических ощущений и эмоциональных воспоминаний, в результате чего и активизируется ассоциативное образное мышление. Учащимся предлагается показать два взаимосвязанных действия (по заданию), но вызывающих две абсолютно противоположные реакции («Горячий – холодный», «Тяжелый – легкий», «Вкусный – горький» и др.)
  4. Упражнения на развитие мышечной свободы. Освобождение мышц, физических зажимов и мускульная свобода - это первый этап к органичному существованию на сцене.

 Научить учащихся расходовать ровно столько мышечной энергии, сколько ее необходимо для совершения того или иного действия. Для этого нужно освоить следующие аспекты данного раздела:

- Работа с дыханием.

- Снятие телесных зажимов.

  1. Упражнения на развитие фантазии и воображения.

 Воображение — ведущий элемент творческой деятельности. Без воображения не может существовать ни один сегмент актерской техники. Фантазию и воображение необходимо развивать в раннем детском возрасте, т.к. именно детям свойственна творческая наивность и полная уверенность, с которой они относятся к собственным вымыслам. Развитие этих элементов способствует развитию ассоциативного и образного мышления. (Импровизация под музыку, имитация и сочинение различных необычных движений, несуществующих животных, «одушевление» неодушевлённых предметов и др.).

 6. Предлагаемые обстоятельства - Различные жизненные обстоятельства побуждают нас к тому или иному действию. Мы постоянно находимся во взаимодействии с этими обстоятельствами, их мы либо сами себе создаем, либо они существуют и появляются в нашей жизни независимо от нас. На сцене — это обстоятельства, предложенные автором, то есть предлагаемые обстоятельства. Они побуждают к действию, двигают и развивают процесс:

- обстоятельства места – где происходит действие,

- обстоятельства времени – когда происходит действие,

 7. Упражнения на развития навыков общения с партнёром.

 Необходимы для того, чтобы учащиеся смогли показывать эмоции, характеры, образы более «выпукло», ярко, «объемно», чтобы хореографический разговор был понятен зрителю.

а) передать внутреннее состояние партнеру и зрителю(улыбку, воздушный поцелуй и т.д.)

б) Упражнения во взаимодействии с партнером: «дай откусить», «записочка на уроке» и т.д.

в) Ученик задает пластический вопрос своему партнеру, партнер должен понять, о чем идет речь и дать ответ также в пластической форме.

8. Основы пантомимы.

Практическое знакомство с основными приемами техники пантомимы. Приобретение навыков стилизованного движения. Обработка стилизованных движений классической пантомимы (стена, неподвижная точка, борьба с воображаемым препятствием, шаг на месте, бег на месте, перетягивание каната, ползание по канату, движение вверх и вниз по ступеням лестницы, всадник, лыжник, стрелок из лука и т.д.)

9. Этюды и упражнения на память физических действий (ПФД)

Физическое действие с воображаемым предметом. Важно каждый этюд максимально приблизить к правде жизни. Поэтому физические действия должны быть понятны ребенку, он может совершать их ежедневно в реальной жизни (умываться, чистить зубы, вышивать, подметать, играть с куклой (машинкой), рисовать и т.д.).

10. Создание хореографического этюда с воплощением яркого образа

 Цель - научить учащихся владеть состоянием актерской расслабленности, осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце.

Учащиеся определяется, какой бы образ они бы хотели воплотить в своем танцевальном этюде. Затем подбирают соответствующий музыкальный материал. Третий этап – это непосредственно сочинение этюда. (возможна совместная работа с педагогом-хореографом).

3 класс

  1. Водное занятие - Вступительная беседа: цели и задачи обучения, правила безопасности, форма для занятий. Данный курс занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи предмета «Актерское мастерство» и взаимосвязь с хореографическим искусством. Определяются основные правила этики и безопасности.
  2. Упражнения на управление вниманием. Общеразвивающие игры, включенные в этот раздел готовят учащихся к художественной театральной деятельности, способствуют более быстрой и легкой адаптации к новому предмету, где требуется эмоциональная раскрепощенность. Развивают быструю реакцию, внимательность, память.
  3. Упражнения на развитие ассоциативной эмоциональной памяти. Данный комплекс упражнений основан на принципе яркой контрастности физических ощущений и эмоциональных воспоминаний, в результате чего и активизируется ассоциативное образное мышление. Учащимся предлагается показать два взаимосвязанных действия (по заданию), но вызывающих две абсолютно противоположные реакции («Горячий – холодный», «Тяжелый – легкий», «Вкусный – горький» и др.)
  4. Упражнения на развитие мышечной свободы. Освобождение мышц, физических зажимов и мускульная свобода - это первый этап к органичному существованию на сцене.

 Научить учащихся расходовать ровно столько мышечной энергии, сколько ее необходимо для совершения того или иного действия. Для этого нужно освоить следующие аспекты данного раздела:

- Работа с дыханием.

- Снятие телесных зажимов.

- Тренировка мимических мышц.

- Передача внутреннего состояния через мимику лица: мечтательный, сердитый, пугливый, и т.д.

  1. Упражнения на развитие фантазии и воображения.

 Воображение — ведущий элемент творческой деятельности. Без воображения не может существовать ни один сегмент актерской техники. Фантазию и воображение необходимо развивать в раннем детском возрасте, т.к. именно детям свойственна творческая наивность и полная уверенность, с которой они относятся к собственным вымыслам. Развитие этих элементов способствует развитию ассоциативного

и образного мышления. (Импровизация под музыку, имитация и сочинение различных необычных движений, несуществующих животных, «одушевление» неодушевлённых предметов и др.).

 6. Предлагаемые обстоятельства - Различные жизненные обстоятельства побуждают нас к тому или иному действию. Мы постоянно находимся во взаимодействии с этими обстоятельствами, их мы либо сами себе создаем, либо они существуют и появляются в нашей жизни независимо от нас. На сцене — это обстоятельства, предложенные автором, то есть предлагаемые обстоятельства. Они побуждают к действию, двигают и развивают процесс:

- обстоятельства места – где происходит действие,

- обстоятельства времени – когда происходит действие,

- личные обстоятельства – кто действует,

- ситуативные обстоятельства – чем живет человек в данной ситуации: откуда пришел? зачем пришел? куда направляюсь? чего хочу? что мешает добиться желаемого?

7. Упражнения на развития навыков общения с партнёром.

 Необходимы для того, чтобы учащиеся смогли показывать эмоции, характеры, образы более «выпукло», ярко, «объемно», чтобы хореографический разговор был понятен зрителю.

а) передать внутреннее состояние партнеру и зрителю(улыбку, воздушный поцелуй и т.д.)

б) Упражнения во взаимодействии с партнером: «дай откусить», «записочка на уроке» и т.д.

в) Ученик задает пластический вопрос своему партнеру, партнер должен понять, о чем идет речь и дать ответ также в пластической форме.

 8. Жест, как важное выразительное средство.

 Жесты – это вспомогательные движения в сфере общения между людьми. В танце, особенно в народном, это выявляется в особом пластическом характере жеста, который делает танцы одной национальности непохожими на танцы другой. Бытовой жест подвергается существенной стилизации, но при этом никогда не теряет заложенного в него смысла. Выражение эмоций зависит от характера человека, от его темперамента, культуры. Чем сильнее эмоциональное выражение, тем крупнее действия, выразительнее жесты. Преподаватель предлагает учащимся изобразить жесты из различных жизненных ситуаций, которые могут использоваться в сценической деятельности. Целью этого раздела является - научить детей эмоционально, выразительно и понятно объяснятся жестами. Это а) Работа над выразительностью жеста «позвать», «да», «нет» и т.д. а так же работа над выразительностью позы «цветы», «животные», и т.д.

 9. Пластическая иллюстрация литературного теста (стихотворения). 

 В данном разделе необходимо научить учащихся перевоплощать заданный литературный текст в пластическое решение каждого слова, уметь находить и стилизовать движениями и выразительными жестами. На первоначальном этапе лучше брать детские стихотворения и сказки; постепенно репертуар можно усложнять.

 10. Основы пантомимы.

 Практическое знакомство с основными приемами техники пантомимы. Приобретение навыков стилизованного движения. Обработка стилизованных движений классической пантомимы (стена, неподвижная точка, борьба с воображаемым препятствием, шаг на месте, бег на месте, перетягивание каната, ползание по канату, движение вверх и вниз по ступеням лестницы, всадник, лыжник, стрелок из лука и т.д.)

 11. Создание пантомимного этюда на основе пластического решения неодушевленного предмета. Сочинение мизансцены на заданную тему с воображаемыми предметами и созданием яркого характерного персонажа. Такие задания развивают умение фиксировать и осмыслять особенности поведения в наблюдениях. Сложность постановки такого этюда заключается в нахождении пластического решения образа, который имеет сложную статическую форму и определенные функции (например, чайник, кресло, телевизор), а так же воздействующие на него внешние факторы, на основе чего и выстраивается вся мизансцена.

12. Импровизированные массовые картины-пантомимы на заданную ситуацию.

Групповые этюды на воспитание импровизационного самочувствия или чувства мизансцены. Освоение простейших жизненных ситуаций, когда нужно освоить (понять и почувствовать) логику и последовательность малых физических действий в их непрерывной цепочке. В этих занятиях зрителем остается только преподаватель участвуют в мизансцене все учащиеся. Педагог определяет жизненную ситуацию (вокзал, лес, пляж, общественный транспорт), которую ученики должны смоделировать и определить каждый свое место.

13. Этюды и упражнения на память физических действий (ПФД)

 Физическое действие с воображаемым предметом. Важно каждый этюд максимально приблизить к правде жизни. Поэтому физические действия должны быть понятны ребенку, он может совершать их ежедневно в реальной жизни (умываться, чистить зубы, вышивать, подметать, играть с куклой (машинкой), рисовать и т.д.).

 14. Создание хореографического этюда с воплощением яркого образа - являются завершающим этапом всего курса актерского мастерства.

 Цель - научить учащихся владеть состоянием актерской расслабленности, осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце.

Учащиеся определяется, какой бы образ они бы хотели воплотить в своем танцевальном этюде. Затем подбирают соответствующий музыкальный материал. Третий этап – это непосредственно сочинение этюда. (возможна совместная работа с педагогом-хореографом).


III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Основу содержания программы составляют познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые и режиссёрские игры. Упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие направлены на создание атмосферы существования в определённых предлагаемых обстоятельствах, включены в программу обучения и осваиваются путём игровой методики.

Результатом освоения программы учебного предмета «Основы актерского мастерства» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умения использовать приобретенные технические навыки при решении исполнительских задач;

- умения воплощать музыкальную и пластическую характеристику персонажа;

- умение выполнять элементы актерского тренинга;

- навыки владения средствами пластической выразительности;

- навыки использования игровых и тренинговых упражнений для избавления от психологических проблем и физических зажимов;

- навыки тренировки психофизического аппарата;

- знания принципов построения этюда;

- умения вырабатывать логику поведения в этюдах, целесообразность действий;

- умения создавать художественный образ в сценической работе или в творческом номере;

- навыки по сочинению этюдов на заданную тему;

- умение передавать внутренние переживания с помощью жестов.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы «Основы Актерского мастерства» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.

Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года. Основной формой промежуточной аттестации является контрольный урок. А так же, по решению образовательного учреждения, оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться с помощью просмотра контрольных работ, созданных совместно с хореографом.

Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Основы актерского мастерства».

Критерии оценки качества исполнения

Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Основы актёрского мастерства»:

5 («отлично»)

Стремление и трудоспособность ученика, направленные к достижению профессиональных навыков, полная самоотдача на занятиях в классе и сценической площадке, грамотное выполнение домашних заданий, работа над собой. Полная и конкретная передача требуемого художественного образа.

4 («хорошо»)

Чёткое понимание развития ученика в том или ином направлении, видимый прогресс в достижении поставленных задач, но пока не реализованных в полной мере. Не полностью точный, но угадываемый образ, передаваемый в действии.

3 («удовлетворительно»)

Ученик недостаточно работает над собой, пропускает занятия, не выполняет домашнюю работу. В результате чего видны значительные недочёты и неточности в работе на сценической площадке.

2 («неудовлетворительно»)

Случай, связанный либо с отсутствием возможности развития актёрской природы, либо с постоянными пропусками занятий и игнорированием выполнения домашней работы.

«Зачет» (без отметки)

Промежуточная оценка работы ученика, отражающая, полученные на определённом этапе навыки и умения.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

 Самым важным направлением всего периода обучения является достижение естественного и раскованного самочувствия учащихся на сценической площадке, а впоследствии - достижение осмысленного существования учащихся на сцене. Все усилия педагога направлены на пробуждение в учениках их природной органики, развитие актёрских данных. Элементы психофизической техники вводятся постепенно от простого к сложному, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволит закрепить учащимся полученные навыки и освоить новый материал. В ходе занятий определяется, какие элементы актерского тренинга учащимися осваиваются легче, а какие вызывают трудности. Исходя из этого, учитывая задачи предстоящего занятия, подбираются те или иные упражнения и тренинги.

 Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволит удержать активный темп работы и избежать переутомления учащихся.

 Важное место занимает формирование навыков взаимодействия с партнером. Овладение навыками общения, умения менять пристройки, использовать разные тактики по отношению к партнерам, видеть, слышать, понимать, предугадывать дальнейшее действие друг друга. Четко знать действенную задачу – что я хочу получить (добиться, узнать и т.д.) от партнера. Здесь помимо осознания того: «Что делаю я? Что происходит со мной? Чего я хочу?» идет непрерывное внимание к тому: «Что делает он? Что с ним происходит? Чего он добивается?». Необходимо использовать все виды сценического воздействия.

 На всех этапах обучения очень важен индивидуальный подход к каждому ученику. Воспитание творческой личности - процесс очень сложный и ответственный, дети имеют различные уровни психофизического развития, у каждого свои пределы и возможности, поэтому, в первую очередь, педагог должен помочь каждому ученику поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе. Можно использовать метод эмоционального стимулирования - создание ситуаций успеха на занятиях, это специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.

 Каждый урок целесообразно условно разделить на три части:

  1. Разминка: работа с телом, пластические техники. Дыхание: речевые и голосовые техники. Эмоциональные разминки.
  2. Повторение пройденного материала (актерское мастерство и психотехники) в этюдах и игровых проявлениях. Игротехника.
  3. Объяснение новой темы (теория), практика (этюды, образы). Игротехника.

 После каждого урока необходимо руководствоваться педагогической оценкой, а именно: что занятие дало каждому ребенку в его творческом развитии? Соответствовали ли задачи, поставленные на уроке, с возможностями учащихся? Что получилось, а что удалось с трудом?

 Очень аккуратно надо относиться к методу показа педагогом того или иного задания. Некоторые дети привыкают к обязательному показу, ждут его и не решаются проявить свою инициативу. Активность и творческие способности в таком случае не только не развиваются, но иногда даже подавляются. Безусловно, показывать надо. Во-первых, использовать метод режиссерского показа. Исходить не из своего собственного актерского материала, а из материала учащихся. Показывать не то, как вы бы сами сыграли, а то, как следует сыграть конкретному ребенку. Еще существует метод, так называемого «играющего тренера», т.е. педагог является непосредственным участником тренингов и упражнений, это позволяет как бы «изнутри» контролировать точность исполнения заданий, помогает не допускать приблизительности, поверхностного освоения материала.

 Использование метода беседы позволяет выбрать правильную тактику в работе с каждым ребенком. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать, мыслить в определенной логической последовательности. Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы - побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, действенному анализу, к точному личностному разбору этюда или отрывка, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов, идей, ощущений и т.д. При проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся учатся формулировать свои мысли, понимать и познавать свои эмоциональные ощущения.

 Важнейшие принципы, применяемые на занятиях по основам актерского мастерства, это:

- контрастность в подборе упражнений;

- прием усложнения заданий;

- комплексность задач на уроке и в каждом упражнении;

- выполнение упражнений и этюдов по словесному заданию педагога.

 Обязательным фактором в обучении детей, а по данному предмету особенно, является дисциплина. Необходимо воспитывать у учащихся чувство ответственности и способность доводить начатое дело до логического итога вопреки перемене своих интересов или влиянию внешних факторов.

 Метод исследовательской деятельности выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе, создаёт возможность поиска различных способов выполнения поставленных задач, новых художественных средств воплощения сценического образа. Необходимо стремление педагога предлагать такие задания, которые включали бы детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск для развития креативного мышления.

 Для быстрого включения учащегося в творческий процесс подходит метод создания проблемных ситуаций - представление материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Это очень сближает коллектив, выявляет характер и личностные качества учащихся.


Список использованной литературы

  1. Бажанова, Р. К. Феномен артистизма и его театральные разновидности / Р. К. Бажанова // Обсерватория культуры. – 2010.
  2. Венецианова, М. А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах Станиславского / М. А. Венецианова. – М: АСТ, 2010.
  3. Гиппиус, С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – М: АСТ, 2010.
  4. Жабровец, М. В. Тренинг фантазии и воображения: методическое пособие / М. В. Жабровец. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008.
  5. Жуковская, Р.И. Воспитание ребёнка в игре / Р. И. Жуковская. – М: 1999.
  6. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие / Б. Е. Захава. – 5-е изд. – М: РАТИ–ГИТИС, 2008.
  7. Зверева, Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. — М: РАТИ – ГИТИС, 2008.
  8. Кипнис, М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Кипнис. – М: АСТ, 2009.
  9. Кипнис, М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Кипнис. – М: АСТ, 2010.
  10. Кнебель, М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли / М. О. Кнебель. – М: ГИТИС, 2005.
  11. Лоза, О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / О. Лоза. – М: АСТ, 2009.
  12. Миллер, С. Психология игры / С. Миллер. - СПб, 1999.
  13. Полищук, В. Актерский тренинг. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд / В. Полищук. – М: АСТ, 2010.
  14. Райан, П. Актерский тренинг искусства быть смешным и мастерства импровизации / П. Райан; пер. с англ. – М: АСТ, 2010.
  15. Создание актерского образа: теоретические основы / сост. и отв. ред. Н. А. Зверева Д. Г. Ливнев. – М: РАТИ–ГИТИС, 2008.
  16. Сорокин, В. Н. Мизансцена – как пластическое выражение сути драматургического материала / В. Н. Сорокин, Л. Я. Сорокина // Искусство и образование. – 2010. – № 1(63) – С. 19–27.
  17. Станиславский, К. С. Актерский тренинг. Работа актера над ролью / К. С. Станиславский. – М: АСТ, 2009.
  18. Станиславский, К. С. Актерский тренинг. Работа актера над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика / К. С. Станиславский. – М: АСТ, 2009.
  19. Театр. Актер. Режиссер. Краткий словарь терминов и понятий / сост. А. Савина. – Спб: Лань, Планета музыки, 2010.
  20. Чехов, М. А. Тайны актерского мастерства. Путь актера / М. А. Чехов. – М: АСТ, 2009.