Актерское мастерство: голосовые имитации и игры на занятиях вокального кружка.

Макаренко Юлия Сергеевна

Актерское мастерство - неотъемлимая часть занятий вокального кружка. В статье дан обзор упражнений и игр по актерскому мастерству для развития актерских способностей, раскрепощения и сплочения коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актерское мастерство

Голосовые имитации

  1. Кошка (Г. Сапгир). 

- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу.
- Стережёшь ты мышку тут?
- Мяу.

- Мяу, хочешь молочка?
- Мяу.
- А в приятели - щенка?
- Фрр!

2. Ночной лес (С. Пшеничных). 

Лес ночной
 Был полон звуков:
Кто-то выл,
А кто - мяукал,
Кто-то хрюкал,
Кто-то топал,
Кто-то крыльями
Захлопал.
Кто-то ухал
И кричал,
И глазищами
Вращал,
Ну а кто-то
Тихо-тихо
Тонким голосом
МОЛЧАЛ!

3. Ослик (С. Коротаева).

– Ослик загрустил… – И-а
– Хвостик потерял вчера.

 Он бродил… Дети: (цокают язычком)

 – И вздыхал Дети: (вздыхают)

– А нашел – закричал… – Ура! И-а!

4. Кислые стихи (Э.Мошковская)

Встало солнце кислое,

Смотрит - небо скисло,

В кислом небе кислое облако повисло...

И спешат несчастны кислые прохожие

И едят ужасно кислое мороженое...

Даже сахар кислый!

Скисло всё варенье!

Потому что кислое было настроение.

5. «Великан и мышь» А. Фройнберг.

Тсс! Тихо! Слушайте, ребята!

Жил великан один когда-то.

Во сне вздохнул он что есть сил

И мышь  живую!  проглотил.

Бедняга прибежал к врачу:

Я мышку съел! Я не шучу!

Помилуйте, какие шутки,

Она пищит в моем желудке...

Был врач умнейший человек,

Он строго глянул из-под век:

Откройте рот, скажите "А".

Живую мышь? Зачем? Когда?

Сейчас? Так что же вы сидите!

Идите кошку проглотите!

  1. «Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке»  – с разными эмоциями.
  2. Двигательные импровизации под музыку. Дети под музыку импровизируют, представляя себя разными героями, после окончания музыки рассказывают – кем были, какого цвета и т.д.

Игры

  1. Игра «Животные»: на листочках написаны названия животных, дети по очереди вытягивают листок, читают про себя название животного и изображают его (или второй вариант – изображают, как гладят это животное), остальные дети угадывают название животного.

Кошка

Злая собака

Змея

Мышка

Ёжик

Слон

Лошадь

Заяц

Жираф

Медведь

Курица

Лиса

  1. Игра «Превращения»  (для малышей). Дети встают в линию, повернувшись спиной к педагогу. Педагог говорит, в кого превращаются дети, например, в злого льва, дети одновременно поворачиваются к педагогу и изображают льва, затем опять отворачиваются.

Превращения: злой лев, трусливый заяц, хитрая лиса, веселый воробышек, ленивый медведь, грустная кошка.

  1.  Игра «Воображалки». Передавать по кругу предмет, например мяч, представляя, что это не мяч, а разные предметы, и изображать реакцию на эти предметы: мяч, хрупкая ваза, тяжелая гиря, кусок льда, воздушный шарик, липкий мед, горячая картошка, спящий котенок, мяч, упавший в грязь.
  2. Инсценировка пословицы (для старших): сыграть небольшую сценку, иллюстрирующую пословицу, остальные должны понять, что это за пословица.

Семь раз отмерь – один отрежь.

Аппетит приходит во время еды

Баба с возу — кобыле легче

Без труда не вынешь (и) рыбку из пруда

В тесноте, да не в обиде

В тихом омуте черти водятся

Время — деньги

Гусь свинье не товарищ

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

  1.  «Превращение предмета». Цель: Развивать сообразительность, воображение и фантазию. Ход игры: Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.; б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.; в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.
  2. «Король». Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно. Ход игры: Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю. Работники. Здравствуй, король! Король. Здравствуйте! Работники. Нужны вам работники? Король. А что вы умеете делать? Работники. А ты отгадай! Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем.
  3. «Кактус и ива». Цель: Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога. Ход игры: По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.
  4. «Пальма». Цель: Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах. Ход игры: «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку. «Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя, «вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.
  5. «Мокрые котята». Цель: Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом. Ход игры: Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
  6. «Зернышко». Цель: Тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность. Ход игры: Дети распределяются на зрителей и исполнителей. Каждый ребенок представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках (голову прижать к коленям и обхватить себя руками). В заданном ритме из зернышка пробивается расточек, он тянется к солнышку, растет, выпускает листочки... Зрители пытаются определить, что за растение выросло из каждого зернышка.
  7. Игра – этюд «Одно и то же по – разному». Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

 Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.

1 группа. Задание «сидеть». Возможные варианты:

 а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

2 группа.   Задание «идти».  Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

3  группа — задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

4 группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

5 группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:

а) кошку;

б) попугайчика;

в) кузнечика и т.д.

                                                                           Составитель: Макаренко Ю. С., педагог дополнительного образования ЦТДМ «Созвездие» Первомайского района