Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Сценическое движение» Художественной направленности Срок реализации программы – 4 год 1 год обучения

Николаева Юлия Флорисовна

          Учебный предмет «Сценическое движение» - системное, планомерное развитие творческих вокально-исполнительских способностей детей. Чуткое, тонкое, эмоционально-художественное восприятие сценического действия учебного и концертного репертуара. Учебный материал выстроен по принципу от простого к сложному.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_minnullina.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

Дополнительного образования города Нижневартовска

«Центр детского творчества»

Программа рассмотрена                                                «Утверждаю»

на заседании ПМК                                                        Директор МАУДО

                                                                        г. Нижневартовска «ЦДТ»

протокол № ____                                                        __________ А.В. Черногалов

от «__» __________ 2018 г.                                                «__» _____________ 2018 г.

Программа принята на педагогическом совете

приказ № _____

от «__» _______ 2018г.

протокол № ____

от «__» _______ 2018 г.

Рабочая дополнительная

общеобразовательная программа

«Сценическое движение»

Художественной направленности

Срок реализации программы – 4 год

1 год обучения

Автор – составитель: Миннуллина Ю.Ф.

педагог дополнительного образования

г. Нижневартовск - 2018

Пояснительная записка

Любое движение человеческого тела, входящее в систему искусства, - может стать основой пластического образа эстрадного вокалиста, если будет драматургически и (или) ассоциативно связано с вокальным произведением. Избранный пластический мотив, в зависимости от его стилистического толкования становится средством создания характера персонажа, от имени которого поется песня. Пластика, как составная часть сценического образа, живет и развивается подобно музыкальному материалу и создает состояние, которое способно выражать тему, идею произведения, его эмоционально-содержательную структуру. В задачу эстрадного певца входит, пользуясь теми или иными красками пластической лексики, создавать единую образную систему в синтезе с вокальной выразительностью. 
         
Для этого артист эстрады вокального жанра должен владеть разнообразным пластическим языком, сценическим пространством и быть, собственно, в некотором роде, балетмейстером-режиссером исполняемой песни. Эстрадный певец обязан уметь собирать воедино комплекс выразительных средств, чтобы ясно и ярко раскрыть основную идею в данном вокальном произведении; видение, связанное с музыкой и драматургией песни. Через единственно нужные выбранные сценические движения, родившиеся от неразрывной связи музыки и содержания песни, возможен «диалог» певца со зрителем и воздействия на него. Эстрадный певец должен убедить своими найденными пластическими красками, привлечь, изумить, заставить поверить зрителя в творческий замысел. 
         
При формировании профессиональных навыков эстрадного певца имеют значение не только занятия вокалом, ансамблем и другими музыкальными дисциплинами, но и основами сценического движения.
         Учебный предмет «Сценическое движение» - системное, планомерное развитие творческих вокально-исполнительских способностей детей. Чуткое, тонкое, эмоционально-художественное восприятие сценического действия учебного и концертного репертуара. Учебный материал выстроен по принципу от простого к сложному.

          Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся в отделении «Эстрадный вокал» и построена таким образом, что предусматривает возможность воспитания и раскрытия сценических способностей учащихся. Принцип обучения в значительной степени зависит от педагога сценического движения, и от его взгляда на данный предмет. Программа включает в себя развитие отдельных элементов, таких как: внимание, эмоциональность, сценическое отношение, оценка и действие, на внимание и реакцию, на воображение, на двигательную память, на развитие мимики и жеста, танцевальных движений. Они, безусловно, играют большую и важную роль в процессе воспитания сценических навыков, умений, индивидуальных приемов.          

 Процесс подготовки вокальных номеров формирует у детей и подростков исполнительские умения и навыки в различных жанрах и направлениях вокального творчества, способствует выявлению творческого потенциала и индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка. Учащиеся должны получить возможность раскрыть заложенные в каждом творческие задатки и реализовать их в соответствующем репертуаре за период обучения.

            Цель программы заключается в том, чтобы уделить особое внимание развитию специальных сценических способностей.

            Задачи: 

 1. Образовательные:

  • Овладение учащимися основных танцевальных движений, стилем и манерой исполнения;
  • Воспитание музыкального слуха учащихся на образцах вокального репертуара;
  • Приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичного выступления;
  • Разработка процесса обучения в музыкально-эстетическом, исполнительском, сценическом развитии учащихся любого возраста в соответствии с их индивидуальными особенностями;
  • Снятие психологических и мышечных зажимов.

    2. Развивающие:

  • Развитие моторико-двигательной и логической памяти;
  • Развитие двигательно-танцевальных способностей, артистизма;
  • Развитие фантазии, двигательной памяти, внимания, чувства ритма, чувства пространства и времени, чувства слова.

    3. Воспитательные:

  • формирование навыков здорового образа жизни, коммуникативные навыки и культуры поведения;
  • стимулирование интереса к различным видам искусства;
  • воспитания внимательности, инициативности, стремление к саморазвитию.

Учебный предмет "Сценическое движение" неразрывно связан со всеми предметами общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Эстрадный вокал" и направлен на создание плодотворного и целесообразного обучающего и репетиционного процесса, нацеленного на рост навыков и умений в различных вокальных сферах творческого самовыражения.

При изучении предмета необходимо активно использовать современные технические средства, просмотр видеоматериала, концертных выступлений, прослушивание музыкального материала и т.д., которые могут служить примером в изучении предмета «Сценическое движение». Необходимо приводить примеры из творческой деятельности ведущих мастеров эстрадного   искусства,   а  также  знакомить   с  лучшими конкурсными выступлениями, концертными    программами    и    отдельными    номерами эстрадных вокалистов.      

          Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Сценическое движение».

Класс/ количество часов

1-ый

2-ой

3-ий

4-ый

Количество часов общее на 4 года

280

Количество часов на год

72

72

72

72

Недельная нагрузка

2

2

2

2

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • метод организации учебной деятельности: словесный (объяснение, беседа, рассказ), наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы), практический;
  • репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);
  • эвристический метод (нахождение оптимальных вариантов исполнения);
  • метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
  • аналитический (сравнение и обобщение, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
  • исследовательский (овладение детьми методами самостоятельной творческой работы).

Содержание разделов учебного предмета

Тема 1. Ритмические упражнения и движения.

Задача - развитие чувства ритма в движении и способности сохранять и изменять заданный темпо-ритм.

Тема 2. Изучение танцевальных движений.

Задача – изучение движений в соответствии с песенным репертуаром.

Тема 3. Специальные навыки сценического движения. 

Задачи:

  • при освоении навыка выявить то качество, которое недостаточно хорошо развито или плохо используется;
  • наметить перспективу перехода от навыка движения к осмысленному действию.

Тема 4. Подготовка концертных номеров. 

           Концертный номер - это отдельное, завершенное небольшое, сценическое произведение, со своей завязкой, кульминацией и развязкой и оставляющее у зрителей целостное впечатление. Главной целью постановки концертных номеров является сценическая практика учащихся и развитие творческих способностей в различных жанрах и стилях. Выбор материала для подготовки номеров, в первую очередь, зависит от тематики концертов, поэтому подбор репертуара должен быть различной направленности (к календарным праздникам, к знаменательным датам, к тематическим школьным мероприятиям), в зависимости от способностей детей.

Формы контроля

Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется регулярно (каждый 2-3 урок) и предполагает использование пятибалльной системы оценивания. Основной формой учета успеваемости ученика в течение учебного года является четвертная оценка, определяемая педагогом. В конце года на основе четвертных выставляется итоговая оценка.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося, усвоение им образовательной программы и проходит в форме зачета или концерта класса.

Зачет или концерт класса проводится в конце первого полугодия и предполагает публичное исполнение программы, состоящей из одного-двух произведений.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы по учебному предмету «Сценическое движение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • умение    подготовить    концертно-сценический    номер    или    фрагмент под руководством преподавателя;
  • умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  • навыков владения средствами танцевальной выразительности;
  • умения вырабатывать логику поведения на сцене, целесообразность действий;
  • умения координироваться в сценическом пространстве;
  • навыков по владению психофизическим состоянием;
  • знания основных эстетических и стилевых направлений в области вокального искусства;
  • навыков репетиционной и концертной работы;
  • использовать навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене при исполнении концертного номера;
  • навыков анализа собственного исполнительского опыта.

К числу творческих элементов, которыми должны овладеть учащиеся, относятся:

  • держать внимание к объекту, к партнеру;
  • память на ощущения и создание на ее основе образных видений;
  • воображение и фантазия;
  • логичность и последовательность действий и чувств;
  • вера в предлагаемые обстоятельства;
  • чувство ритма;
  • выдержка, самоотдача и целеустремленность;
  • мышечная свобода и пластичность.

Требования по годам обучения

 Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику.

 1 класс

 Приобретение навыка: ритмических движений, распределять сценическую площадку. Умение исполнять движения.

 2 класс

 Изучение движений и их разнообразных вариаций, что способствует улучшению памяти и сообразительности, умение сосредотачиваться, необходимое в дальнейшем в исполнении вокального номера. Усложнение движений, их соединение между собой, умение перейти от одного движения к другому.

          3 класс

 Воспитание у детей навыков танцевальных движений, которые помогают создавать образы. Изучение и понимание образного содержания    исполняемого произведения.

          4 класс

 Усложнение техники танцевальных движений и развитие у детей умения выразить образ в пластике движения. Обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности при выступлении на любой сценической площадке.

Методические рекомендации

В основе учебного предмета «сценическое движение» лежат следующие методические принципы:

  • единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;
  • постепенность и последовательность в овладении сценическим движением;
  • принцип эмоционального положительного фона обучения;

         индивидуальный подход к учащемуся.

Необходимо знать закономерности музыкально – певческого развития детей и уметь предугадать динамику развития обучающихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и полноценно реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни.

В процессе работы большое внимание должно уделяться развитию чувства ритма, стиля, художественного образа, а также осмысленности и искренности исполнения.

Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера движений. Показ помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее и технически правильно исполнить любое движение, упражнение, танцевальные комбинации.

Все замечания по ходу занятия делаются в спокойной, требовательной, но доброжелательной форме, без намека на унижение личности ребенка, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных успехов обучающегося.

Проводимые на отделении ежегодно концерты являются действенной формой приобщения учащихся к музыкально-просветительской деятельности и способствуют более осмысленному и заинтересованному отношению ребенка к занятиям.

Описание материально-технических условий для реализации
учебного предмета:

  • специально оборудованное помещение (зрительный зал) с необходимым оборудованием (пианино или роялем, осветительными приборами, музыкальной и компьютерной техникой);
  • хореографический зал, оборудованный специальным напольным покрытием, станками, зеркалами, пианино;
  • помещения для работы с аудио- и видеоматериалами;
  • удобная, нескользкая обувь, ввиду обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе работы;
  • компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
  • фонотека;
  • использование сети Интернет;
  • материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций.


Рекомендуемый список литературы

 1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000
2. Вербицкая А.В. «Основы сценического движения» в 2-х ч., Ч 1. М., 1982, Ч.2..М., 1983

 3.  Кох Н.Э. «Уроки сценического движения», М., 1999

 4.  Морозова Г.В. «Основы сценического движения», Л., 1970

 5.Немеровский А.Б. «Программа по сценическому движению», 1989