Тема «Воображение». Занятие в школьном театре "Перекрёсток"

Наку Людмила Алексеевна

 «Воображение» - значимая область актерского мастерства, особенно интересная детям и подросткам в силу их возраста. Поэтому настоящие рекомендации могут быть полезны всем, кто работает с детьми школьного возраста. Главная задача школьного театра — раскрытие и совершенствование творческих способностей учащихся при помощи актерского мастерства и сопутствующих дисциплин. Изучение актерского мастерства в школьном театре отличается от преподавания в специальных учебных заведениях. В школьном театре  «Перекрёсток»   занимаются учащиеся в возрасте от 7 до 17 лет независимо от уровня подготовки, способностей. Руководитель  предоставляет  каждому желающему возможность раскрыть свои творческие способности. Наиболее продуктивна в этом плане тема «Воображение». «Воображение» - та область актерского мастерства, которая интересна сама по себе. При изучении этой темы может проявить свои способности даже не обладающий особыми талантами учащийся. Ведь  воображением обладает абсолютно любой человек. Правда, далеко не любой человек (особенно это относится именно к детям и подросткам) умеет грамотно использовать свое воображение для создания сценического образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_uroka_po_fgos.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог дополнительного образования  высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ №2 УИИЯ г. Ноябрьск ЯНАО

Наку Людмила Алексеевна

«Каждый урок должен быть для наставника задачей,

 которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:

 на каждом уроке он должен

 чего – нибудь достигнуть, сделать шаг

 дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»

 К.Д. Ушинский

Конструкт занятия. Тема «Воображение». (Раздел «Знакомство с Искусством актёра» -  дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральное искусство»)

Группа №1 – первый год обучения

УМК (учебно-методический комплект):

  1. Игнатьев Е.И. «Воображение как средство познания». Ярославль,1966.
  2. Станиславский К.С. . Работа актера над собой.:Изд. “Искусство”, 1954
  3. Эфрос А.В. Репетиция, любовь моя. М, «Искусство», 1975
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.
  5. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979.
  6. Эльконин Д.Б. «Психология игры»

Оборудование: творческий полукруг из 15 стульев,  небольшая  ширма на колёсиках с раздвижными кулисами.

Цели: Обучающие (когнитивные): Предполагается, что к концу занятия воспитанники:

  • Изучат приемы актерской психотехники, возбуждающих и направляющих воображение актера – воспитанника;
  • Будут понимать сущность понятий «магическое «если бы», «внутренний монолог», «цель действия», «сверхзадача»;
  • Смогут устанавливать связь между магическим «если бы» и процессом активного воображения;
  • Будут уметь воображать и фантазировать в предлагаемых обстоятельствах.

Этапы занятия

Деятельность педагога по организации активной познавательной деятельности учеников

Деятельность учеников

Продукт деятельности ученика

УУД

1. Зачин

2. Организационный момент.

3. Мозговой штурм.

4.Теоретическая часть

5. Практическая часть.

6. Проверка и оценка приобретенных знаний и умений, подведение итогов.

Приветствует воспитанников. Хлопает в ладоши 3 раза.

Предлагает каждому воспитаннику поприветствовать всех на импровизационной сцене так, «если бы» он был художник и сказать какого цвета у него сегодня настроение.

Сообщает тему и цели занятия, кратко описывает ход занятия, устанавливает взаимосвязь с ранее изученным материалом, даёт  возможность распределиться учащимся по группам из 3 человек.

 

Организует занятия в группе: задаёт  упражнения, направленные на активизацию фантазии и воображения обучающихся.

Организует работу - беседу о видах воображения и условиях, необходимых для работы активного воображения.

Формирует в игровой форме умения и навыки фантазировать и  воображать в предлагаемых обстоятельствах здесь и сейчас

Организует  процесс самоанализа и самооценки выполненной работы

Садятся в творческий полукруг по хлопку педагога.

По хлопку каждый воспитанник в   порядке творческого полукруга выполняет задание педагога.

Слушают педагога.

Формируют группы по 3 человека

По хлопку педагога выполняют предложенные упражнения

Участвуют в беседе, высказывают свои точки зрения, аргументируют их

Выполняют заданные упражнения  в своих группах

Осуществляют самооценку, анализируют результаты  своего творчества и  друзей

Пластическая композиция

Образы, созданные фантазией и воображением

Пластическая композиция

Р.работать по плану К.умение слушать и слышать

Коммуникативное: умение слушать, высказывать свою точку зрения, работать в группе

Коммуникативное:

умение концентрировать внимание, воображать, применяя жизненный опыт, работать в группах

Кк.концентрировать внимание, размышлять, применяя жизненный опыт, работать в творческом полукруге

П. фантазировать и воображать в предлагаемых обстоятельствах, используя свой жизненный опыт

Л.: умение делать самооценку и взаимооценку

Рекомендации:

Введение.

               «Воображение» - значимая область актерского мастерства, особенно интересная детям и подросткам в силу их возраста. Поэтому настоящие рекомендации могут быть полезны всем, кто работает с детьми школьного возраста.

Главная задача школьного театра — раскрытие и совершенствование творческих способностей обучающихся при помощи актерского мастерства и сопутствующих дисциплин.

Изучение актерского мастерства в школьном театре отличается от преподавания в специальных учебных заведениях.

В школьном театре  «Перекрёсток»   занимаются учащиеся в возрасте от 7 до 17 лет независимо от уровня подготовки, способностей. Руководитель  предоставляет  каждому желающему возможность раскрыть свои творческие способности. Наиболее продуктивна в этом плане тема «Воображение».

«Воображение» - та область актерского мастерства, которая интересна сама по себе, при изучении этой темы может проявить свои способности даже не обладающий особыми талантами воспитанник. Ведь  воображением обладает абсолютно любой человек. Правда, далеко не любой человек (особенно это относится именно к детям и подросткам) умеет грамотно использовать свое воображение для создания сценического образа.

1. Зачин

Зачин – это начало занятия, способствующий концентрации внимания, настроенности на творческий процесс  и подводящий к теме, которую будут осваивать сегодня.

Занятия в школьном театре  проходят в творческом полукруге. Все упражнения и задания воспитанники начинают и заканчивают выполнять по хлопку педагога.  

2. Организационный момент.

                Для достижения наилучшего результата предпочтительно использовать работу в малых группах. Почему? Для того, чтобы все смогли поучаствовать в обсуждении, высказать свое мнение, предложить свой вариант решения. В любой группе есть лидеры, которые активно включаются в процесс, зачастую лишая остальных возможности проявить себя. Принципы, по которым студийцы делятся на малые группы (3 – 6 человек) могут быть разными: чаще всего это равные по силам объединения. Но иногда можно сформировать группы таким образом, что они будут заведомо не равны между собой. В этом случае, педагог и задания дает индивидуальные каждой группе.

3. Мозговой штурм.

                   Упражнения для начала должны основываться на имеющемся у детей жизненном опыте. Использовать «Закон эмоциональной реальности воображения»                     (Эмоции заставляют воображение работать, и наоборот, воображение рождает эмоции).

Одна из функций воображения – представление действительности в образах. В силу возраста учащимся не всегда легко мыслить абстрактно, поэтому можно настаивать на том, чтобы результат их воображения был представлен зримо. Приветствуются любые формы актерского творчества, а также изобразительные решения. Кроме того, зримый результат воображения легче обсуждать вместе с группой, что тоже стимулирует развитие фантазии и воображения.  

Возможные упражнения и задания:

  1. Что общего  и что различного между:
  1. Рубкой деревьев и созданием прически.
  2. Написанием картины и ремонтом будильника.
  3. Заполнением анкеты и натиранием лыж смазкой
  4. Вытирание носа платком и ловлей раков.
  5. Поиском шпиона и очищением от ила аквариума.
  1. Придумайте как можно больше способов использования:
  1. Отбойного молотка.
  2. Электрического чайника.
  3. Ивового прутика.
  4. Хвоста от селедки
  5. Запасного колеса
  1. Что было бы, если:
  1. Растения могли говорить
  2. У каждого человека был бы глаз на затылке
  3. Существовало лекарство от глупости.
  4. Телевидение захватили инопланетяне.
  5. Люди могли видеть только в темноте, а днем бы слепли.
  1. Какие решения следующей проблемы Вы придумали в первую очередь за отведенное время:
  1. Поиск потерянного бумажника
  2. Как накормить ребенка кашей
  3. Как догнать уходящий поезд
  4. Мухоморы стали маскироваться под грузди и маслята
  5. Луноход-2 сломался.

5. Придумайте и опишите как можно более нереалистичный, фантастический, не существующий в действительности:

  1. Памятник
  2. Ручка
  3. Звезда
  4. Книга
  5. Время года

6.Переверните с ног на голову самыми разными способами следующую проблему:

  1. Защитная каска не спасает от падающего кирпича.
  2. В лодке образовалась течь
  3. Запутался клубок ниток
  4. Кошка не хочет есть кильку.
  5. Пишущая ручка мажет

4.Теоретическая часть

Все выполненные выше упражнения и задания подытоживаем и подводим их результат для объяснения темы «Воображение». Этапы воображения, помогающие создать сценический образ:

                        А) Магическое «Если бы»

                        Б) «Связка»

                        В) «Ау!»

                        Г) «Войдите!»

                        Д) Действие через пластику

                        Е) «Вмешиваюсь!»

5. Практическая часть.

        Театр – сам по себе игра. А детский театр – это игра вдвойне. Именно поэтому столь большое значение имеет  применение игровых педагогических технологий на всех занятиях в школьном театре, а на занятиях по теме «Воображение» - особенно. Игровые педагогические технологии отличаются от обычных игр тем, что имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий этой цели результат. В нашем случае, цель эта – развитие у учащихся воображения, достаточного для создания пластических композиций и сценических образов. Результатом являются те самые пластические композиции и сценические образы.

В ходе практической части используются следующие методы:

 - Метод плотных нагрузок: между заданиями существует логическая связь. Другими словами, говоря, метод плотных нагрузок состоит в том, чтобы занятие прошло без пауз.

 - Метод ступенчатого повышения нагрузок и оценок. Этот метод позволяет постепенно и неуклонно повышать нагрузки, довести воспитанника до пределов его возможностей и дать ему возможность превратить максимальные нагрузки  в привычные.

- Метод игрового существования. Это очень важный аспект театральных занятий. Только, апеллируя к воображению ребёнка, можно добиться хороших результатов.

- Метод взаимообучения. Чувство партнёрства и ответственности -  неотъемлемая часть занятия.

Метод импровизации. В ходе занятия воспитанники перевоплощаются в различные образы. Это даёт возможность выявить у них скрытый творчески потенциал, а так же помогает провоцировать обучающихся на контактность, открытость, позитивное отношение друг к другу и окружающему в целом.

Трудности.

Первая трудность, с которой можно столкнуться при проведении занятий по теме «Воображение» - это существование определенных шаблонов в сознании учащихся. Часто они загоняют свое воображение в рамки «Как надо» и «Как хотят услышать и увидеть взрослые». Этические и моральные ограничения, конечно, должны существовать. Но не более. Все, что за эти рамки не выходит, приветствуется!

                Следующая трудность, о которой уже говорилось выше, лидеры не дают проявлять инициативу остальным. Выход – работа в малых группах. Публичное поощрение самых стеснительных детей.

                Еще одна проблема – отсутствие связи воображения с реальностью. На каком-то этапе это даже хорошо. Ведь именно так дети учатся «отпускать» свою фантазию, избавляясь от стереотипов воображения. Но постепенно, для работы над образами, нужно вновь искать точки соприкосновения между воображением и действительностью, уже на качественно новом уровне.

                Перспектива результатов не только свободное и творческое воображение учеников. Это еще и уничтожение всяческих комплексов. Способствование более естественному существованию в предлагаемых обстоятельствах

Предполагаемые упражнения :

  1. «Связка». Участнику предлагается подумать и связать два, на первый взгляд, никак не связанных между собой действия. Показать этюд. Примеры пар действий: Сидел на корточках, разглядывая днище стула – энергично машет руками. Танцевал вальс – колотит кулаками в стену. Поглаживает занавес – скачет на одной ножке.
  2. «Вмешиваюсь!» Два актера (по желанию) воображают себя в какой-нибудь типичной ситуации: в автобусе, в очереди в гостинице на регистрацию, в парке и т.п. и начинают импровизировать. Остальные учащиеся внимательно следят за актерами, когда у них возникнет интересная идея, они в любое время могут сказать – «Вмешиваюсь!», выйти на площадку и присоединиться к играющим.
  3. «Театральные лица»  Партнеры, противоположные друг другу  по темпераменту и чувству юмора  встают спинами друг к другу. Педагог громко произносит: «Какое у меня лицо, когда…»Пауза. Поворачиваются. Задача: одинаковое выражение лица.

- Получил огромное наследство

- Выгнали с годовой контрольной

-Проспал больше, чем на час

- Если кто-то признается мне в любви

- Если я вижу, что на столе стоит мое любимое блюдо

-Нелюбимое

4. «Фамилия.» Показ походки, характера,пластики, эмоциональной реакции человека по фамилии:. Ши ло, Чучкин, Размазняева, Громыхайло, Вертопрахов, Сундучкова, Прилипин, Трихлеб, Торженсмех, Топорищев, Семибабин, Зябликов, Тюлькин, Свистодырочкин, Борщ, Сусальный, Муха, Недавайло, Страдалина, Губа

5. Парные пластические композиции на заданную тему. «Разрыв», «Похищение», «Весна», «Жертва», «Кража», «Гроза», «Первый снег», «Агония». На подготовку 30 секунд.

6. Проверка и оценка приобретенных знаний и умений, подведение итогов.

Безусловно,  конечный продукт воображения воспитанников – пластическая композиция и образы, созданные в голове и описанные вслух должны быть обязательно должны быть показаны, рассказаны в данной группе. Потому что реакция публики на ту или иную придумку корректирует процесс воображения, направляя его в правильное русло;                способствует правильно творить в предлагаемых обстоятельствах, используя свой жизненный опыт здесь и сейчас и в будущем, создавая сценический образ в ходе постановки спектакля. Подытоживая  пройденную тему урока, предлагаю воспитанникам  сделать кластер и синквейн.