Дополнительная образовательная программа «Юный актер»

Исследователи подчёркивают особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссёра. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам и зрителям. Выразительность речи развивается  от непроизвольной у малышей к языковой выразительности речи у детей старшего  возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_akter_tihonova.docx59.16 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казенное учреждение

социального обслуживания Краснодарского края «Ейский социально-реабилитационный центр развития для несовершеннолетних»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

     ГКУ СО «Ейский СРЦРН»

_________  Л.Ф.Омельченко                                                                                                                                                                                 Протокол педагогического совета №1                                                                                         от _____ __________ 2017 г.                    

                   

     

 

Дополнительная образовательная программа

«Юный актер»

на 2017-2018 учебный год  

                              

  

Срок реализации: 1 год

Направленность: художественно-эстетическая

Возраст несовершеннолетних: 7-18лет

                                                                                                  Воспитатель

А.Г. Тихонова

Ейск, 2017 год

Пояснительная записка

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я».

Детское творчество – одна из актуальных проблем педагогики и детской психологии. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.

Исследователи подчёркивают особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссёра. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам и зрителям.

Выразительность речи развивается  от непроизвольной у малышей к языковой выразительности речи у детей старшего  возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Театральные игры развивают эмоциональную   сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др., раскрепощают).

Актуальность

Таким образом, театральная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

Педагогическая целесообразность

Занятия театральной деятельностью:

  1. развивают у детей эмоциональную отзывчивость на театральное действие, обучение знаниям и умениям, которые нужны для  активного восприятия художественных образов, а затем и их воплощения (исполнения);
  2. развивают художественное образование у детей подросткового  возраста;
  3. формируют эстетический вкус;
  4. воспитывают нравственное начало;
  5. развивают коммуникативные качества личности;
  6. воспитывают волю, развивают память, воображение, фантазия, речь.

Программа определяет важнейшие  принципы организации театрализованной деятельности с детьми подросткового  возраста:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к творческому развитию детей.

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»), в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы

Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.

Задачи:

  1.  формировать и активизировать познавательный интерес детей;
  2. совершенствовать внимание, память;
  3. способствовать раскрепощению детей; развивать творческие способности и коммуникативные навыки;
  4. воспитывать культуру поведения в театре.
  5.  развивать музыкальный слух.
  6. развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
  7. учить детей различать настроение, переживания, эмоциональные состояния  персонажей.

Актуальность  дополнительной общеразвивающей  программы

Даная программа является актуальной, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребёнка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. Сформированность этих качеств поможет быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело общаться с друг другом, учиться самому оказывать помощь другим. Посещая театральный кружок, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а так же координировать свои функции. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Критерии отслеживания:

  1. Владение выразительностью речи.
  2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц
  3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
  4.  проявлять познавательный интерес, творческие способности;
  5. доброжелательность, коммуникабельность, искренность;
  6.  самостоятельно проявляют творчество в различных видах театра, применяя актерские навыки.
  7.  развивать творческие способности и коммуникативные навыки;
  8.  воспитывать культуру поведения в театре.
  9. развивать музыкальный слух.

 Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:

- диагностирование

- театральные постановки;

- участие в конкурсах, праздниках;

- наглядная информация (фотоотчёты, презентации).

Критерии оценки: драматизация сказок, фото, видеосюжеты

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Формы проведения занятий: игры, инсценировки, постановки спектакля.

Методологические положения программы

Программа дополнительного образования «Юный актёр» разработана на основе авторской программы Чуриловой Э.Г. «Арт – фантазия».  

Методы, используемые при организации занятий:

  1. Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе музыкального или художественного произведения.
  2. Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.
  3. Практический –  импровизации, игры.

Занятия строятся по единой схеме:

  1. Введение в тему, создание эмоционального настроения (тренинг, психогимнастика).
  2. Театрализованная деятельность (в разных формах).
  3. Эмоциональное заключение.

Каждый ребенок имеет возможность,  проявить себя в какой - то роли. Для этого используются разнообразные приёмы:

    - выбор детьми роли по желанию;

    - назначение на главные роли  застенчивых детей;

    - распределение детей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку со схематическим изображением будущего персонажа).

        Программа рассчитана на детей 14-17лет, срок реализации  1 год, 36 занятий. 

Продолжительность занятия: 1час, перерыв 10 мин. Занятия проводятся во 2- ю половину дня вне основных режимных моментов.

Оптимальное количество детей на театральных занятиях  2– 10 человек.

Конечным продуктом обучения в театральной студии является спектакль.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом школьного  образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)  и СанПином (Максимально допустимый объем образовательной нагрузки  соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам   СанПиН 2.4.1.3049-13).

2 Учебно-тематический план

Специфика работы с детьми школьного возраста не позволяет разделить конкретное количество часов на теоретический и практический материалы. Поэтому в учебно – тематическом плане программы предложено общее количество часов по каждой теме.

№ п/п

Наименования разделов

                Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические занятия

1.

Введение в искусство

2

1

1

2.

Основы актёрского мастерства

7

3.5

3.5

3.

Культура и техника речи

4

2

2

4.

Ритмопластика

9

4.5

4.5

5.

Работа над репертуаром

6

3

3

6

Итоговые репетиции постановок по выбору детей.

3

1.5

1.5

7.

Участие в проведении праздников и развлечений

5

2.5

2.5

Итого

    36

             18

          18

Календарно-тематическое планирование

№ раздела, темы

Дата

проведения

Раздел, тема

Количество часов

всего

Теорети

ческие

 занятия

Практиче

ские

занятия

1.

Введение в искусство

         2

1,5

0,5

 

1.1

03.10

Вводное занятие   

Презентации для детей «Всё о театре»

1

1  

-

1.2

14.10

Изготовление афиш «Наши представления»

1

0,5

0,5

2.

Основы актёрского мастерства

      7

3.5

3.5

2.1

21.10

Этюды «Ой,ой,живот болит», «Три характера», «Вкусные конфеты»,

1

0,5

0,5

2.2

24.10

Этюды «Покупка театрального билета», «Утешение».

1

0,5

0,5

2.3

04.11

Инсценировка «Спор овощей».  

1

0,5

0,5

2.4-2.5

12.11

17.11

Инсценировка «Колобок на новый лад».

2

1

1

2.6-2.7

26.11

10.12

Этюды по русским народным сказкам («Колобок», «Теремок»).

2

1

1

3.

Культура и техника речи

4

2

2

3.1-3.2

12.12

17.12

Произношение скороговорок с разным темпом.

1

0,5

0,5

3.3

13.01

20.01

Речевая сказка-игра: «Про ёжика».

2

1

1

3.4-3.5

26.01

Артикуляционные упражнения для языка, губ, челюсти.

1

0,5

0,5

4.

Ритмопластика

9

4.5

4.5

4.1

04.02

Игры на напряжение и расслабление мышц. Упражнения-пантомима.

1

0,5

0,5

4.2

11.02

Игры на развитие двигательных способностей

1

0,5

0,5

4.3-4.4

13.02

24.02

Свободная двигательная импровизация «Волшебство осеннего луча».

2

1

1

4.5

11.03

Игры на развитие двигательных способностей.

1

0,5

0,5

4.6-4.7

13.03

18.03

Свободная двигательная импровизация «Волшебство осеннего луча»

2

1

1

4.8

25.03

Пластические движения под музыку «В деревне»

1

0,5

0,5

4.9

01.05

Жесты: иди сюда – уходи, согласие – несогласие, плач – утешение, приветствие – прощание.

1

0,5

0,5

5.

Работа над репертуаром

6

3

3

5.1-5.2

08.05

09.05

Выбор пьесы или инсценировка. Работа над эпизодами

2

1

1

5.3-5.4

11.05

13.05

Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

2

1

1

5.5-5.6

18.05

Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита

2

1

1

6.

Итоговые репетиции постановок по выбору детей.

3

1.5

1.5

6.1

20.05

Выявление творческих способностей детей.

1

0,5

0,5

6.2

24.05

Выявление творческих способностей детей.

1

0,5

0,5

6.3

28.05

Выявление творческих способностей детей.

1

0,5

0,5

7.

Участие в проведении праздников и развлечений

5

2.5

2.5

24.12

Участие в подготовке  и проведении новогоднего утренника

2

1

1

04.01

Участие в подготовке и проведении развлечений «Зимние каникулы»

1

0,5

0,5

05.03

Участие в празднике, посвященном 8 Марта.

1

0,5

0,5

07.05

Участие в празднике, посвященном  дню Победы.

1

0,5

0,5

Итого

    36

           18

          18

1 Содержание разделов:

В каждом модуле образовательная программа «Театр и дети» раскрывается через следующие разделы:

Раздел 1.Введение в искусство.  Раздел направлен на знакомство детей с работой на театральных подмостках великих актеров и режиссеров, на воспитание культуры поведения в театре.

Раздел 2.Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, интонационной выразительностью и логикой речи.

Раздел 3. Основы актерского мастерства. Развивает навыки действий с воображаемыми предметами. Раздел обеспечивает условия для овладения элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

Раздел 4. Ритмопластика. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, импровизации, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Раздел 5. Работа над репертуаром. Является вспомогательным, базируется на авторских спектаклях, включает в себя знакомство с этюдом, пьесой, сказкой,

Раздел 6. Театральная игра. Раздел направлен на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Раздел    7. Проведение праздников и развлечений. Приучать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников, развлечений. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к праздникам.

4 Материально – техническое и методическое обеспечение

1. Музыкальный зал

2. Учебно-методические пособия

3. Музыкальный центр

4. Ноутбук

5. Телевизор

6. А/диски и аудиотека на съёмном носителе

7.Видеоматериалы: сказки, детские спектакли

8. Презентации

9. Декорации

10. Театральные костюмы

11. Маски

12. Атрибуты для игр

13. Мягкие игрушки

14. Книги со сказками

15. Ширма

16. Фотографии, картинки, иллюстраци

5 Литература:

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в школе.[Текст]: методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Учитель СОШ»).
  2. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок  для детей. / - Волгоград: Учитель, 2008.- 153с.
  3. Власенко О.П. Ребёнок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей . / - Волгоград: Учитель, 2009. – 411 с.
  4. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр».Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека Воспитателя).
  5. Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания / - ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).
  6. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика, [Текст] : методические рекомендации / Е. В. Мигунова. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Учитель »).
  7. Петрова, Т. И. Театрализованные игры .[Текст] : разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями  / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 128 с.
  8. Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. – АМ.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 208с. с ил.
  9. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии / - СПб.: Речь, 2007.- 224с.
  10. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у школьников. (обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. (Программа развития).
  11. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности младших школьников : Программа и репертуар. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
  12. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 112с.
  13. Щёткин А.В. Театральная деятельность в  СОШ. Мозаика – Синтез, 2008 год.
  14. Ежемесячный познавательный журнал для детей «Отчего и  почему»  (статья «Дом, в котором живёт сказка» с.4) / главный редактор: Е.Бакурская, март.

Приложение №1

Методические рекомендации проведения диагностики по театрализованной деятельности.

1.Владеет выразительностью речи:

Цель: уточнить произношение звуков, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах; выявить умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

 Задание №1

Материал: скороговорка

Маша шла, шла, шла

И игрушку нашла:

Кошку, матрёшку, шишку, мартышку.

Мышку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, катушку, лягушек,-

Кто потерял столько игрушек?

Методика проведения : предложить ребёнку повторить скороговорку.

Задание №2

Методика проведения: Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка:

Козлятушки, ребятушки,

Отомкнитесь, отворитесь,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла…

Задание №3

Методика проведения: Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя», так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает,  и как они относятся к тому, о чём спрашивают.

Оценка результатов:

  • 3 балла – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
  • 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
  • 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.

2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.

Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты характера.

Задание №1.

Методика проведения:

Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде её носить с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

Задание №2.

Методика проведения:

Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.

Задание №3.

Методика проведения:

Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).

Задание №4.

Методика проведения:

На носочках я иду –

Маму я не разбужу.

Ах, какой искристый лёд,

А по льду пингвин идёт.

Оценка результатов:

  • 3 балла – ребёнок выполняет задание без помощи взрослого, быстро осмысливает его, эмоционально отзывчив.
  • 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
  • 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.

3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.

Задание №1. «Лисичка подслушивает»

Методика проведения: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

Поза: ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить вперёд.

Выразительные движения :голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.

Задание №.2. «Вкусные конфеты»

Методика проведения: У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает её по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

Задание №3. «Цветок»

Методика проведения: Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветочек на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел, голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать её вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Оценка результатов:

  • 3 балла –ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.
  • 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
  • 1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.

Приложение №2

Диагностическая карта

Фамилия и имя

Владение выразительностью речи

Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки

Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения

Общий балл

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Итого:

Средний балл