Открытый урок "Театр кукол"

Параева Тамара Георгиевна

Открытый урок "Театр кукол" с учащимися вокального отделения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ou_teatr_kukol.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  

«Детская школа искусств №1»

ТЕАТР КУКОЛ

с учащимися вокального отделения

Провела

преподаватель

Параева Т.Г.

Элиста  - 2018г.

Тема урока: театр кукол

Дата проведения урока: 21 ноября 2018г.

Учащиеся: вокального отделения.

Цель урока: приобщить детей к одному из видов театрального искусства – театр кукол.

Задачи: знакомство детей с разновидностями кукол, показать способы «оживления» кукол (вождение кукол).

План урока

1. Вводная часть. Рассказ о разновидностях кукол.

2. Показ существования на сцене кукол. Практическая часть.

3. Рассказ о пьесах, написанных для театра кукол.

4. Итог урока. Домашнее задание – книга С.Образцова «Куклы – моя любовь».

Ход урока

1. С.В.Образцов много говорил о том, как рождается театр кукол, как оживают куклы, превращаясь в те или иные образы,  и о том, что волшебником оживления кукол является,  прежде всего,  сам артист, его перевоплощение в заданный образ, персонаж. «Пришел артист. На полянке поставил ширму, одел перчатку, на перчатку – просто шарик, на котором нарисованы глаза, нос и ротик и пошла жизнь перчаточной куклы».

Перчаточная кукла – самая живая кукла в театре. Гибче, чем человеческая кисть руки ничего нет. Руки могут превращаться в крылья, улитку, в человечка, и т.д. Известные персонажи передачи «Спокойной ночи, малыши» (Хрюша, Степашка, Каркуша) тоже изначально были перчаточными куклами. Большой палец является одной из рук (лапок) персонажа, на указательный одевается голова, а на мизинце – вторая ручка куклы. Кисть является продолжением «тельца» персонажа. Поэтому перчаточная кукла считается более приемлемой и легкой в сценическом движении.

Более сложная кукла – тростевая. Это кукла, у которой открываются глаза, ротик при разговоре. Здесь уже работают обе руки актера. К ручкам куклы прикреплена трость (стальная проволока), к которой прикреплены деревянные ручки для вождения второй рукой. Классическое время показа спектакля для детей – 45-50 мин. Если это главный герой, то актер-кукольник все это время находится в работе, действуя обеими руками.

Театр растет вместе со временем, появляются новшества в образах кукол. Например, штоковые марионетки (штоковая сицилийская марионетка) – это жесткий стальной провод,  прикрепленный к голове куклы и деревянная ручка на конце. Руки и ноги персонажа прикреплены к более мягкой проволоке, которую тоже водят деревянной ручкой.

Куклы планшетные, т.е. куклы во весь рост. Ноги куклы являются как бы обувью для артиста. Артист одевает ноги, руки, одна рука движет руки, а другая – голову. С.В.Образцов был сторонником проживания на сцене «чистых» кукол. Т.е. это перчаточные куклы, ширмовые. Трости он закрывал, чтоб ни артиста, ни тростей не было видно.

2. Любой театр – это синтетическое искусство.  Соединение жизни и существование актера на сцене, его персонажа, передачи актером сюжета всего спектакля, его сквозного действия. Вспомогательными и необходимыми частями являются и музыка, и слово, и свет. Все эти компоненты соединяет в театре режиссер. Очень важно сделать необходимые акценты между всеми этими компонентами!

Сказка «Колобок». Перчаточные куклы. Рассказ сюжета. Распределение ролей. Показ педагога – «оживление» кукол. Разыгрывание спектакля. Спектакль-блиц, т.е. импровизация.  Дети быстро включаются в процесс, фантазируют, имитируют голоса персонажей.

3. Югославский автор В.Рабадан – один из популярных авторов пьес для театра кукол именно для ширмовых спектаклей. Его произведения -  «Маленькая фея», «Веселые шутки», «Крокодилы – тоже люди» и т.д. - широко известны в мире. Когда читаешь эти пьесы – в ремарках указано, что делает тот или иной персонаж (плачет, страдает, дерется и т.д.) остальное уже – дело мастерства актера.

Борис Очиров – народный артист Калмыкии. Его произведения - «Золотые руки», «Удивительный случай» и т.д. Любая сказка, которая пишется для детей, всегда о победе добра над злом. Но важная задача автора (как и актера) – не напугать детей! Злые персонажи могут быть и смешными, и вызывать сочувствие.  Баба Яга или Шапокляк - это просто персон, которым хочется пошалить, чтоб обратить на себя внимание, не хотят быть одинокими.    

4. Итог урока. Дети с удовольствием разыграли спектакль  по материалу хорошо известной им  сказке «Колобок».

Домашнее задание – книга С.В.Образцова «Куклы – моя любовь», где рассказ о первых его постановках, о мастерстве перевоплощения актера и о восприятии зрителями кукол.