Театральный роман. Софья Ростиславина и Иван Аврамов

Морозова Вера Семеновна

Творческий путь и судьба двух знаменитых коми артистов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatrostisl.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН

Или «эликсир» красоты Софьи Ростиславиной

(Опубликовано в газете «Республика за 1998 от 15 июля).

        Она красавица и по сию пору. А в молодости, на сцене была просто ослепительна. «Богиня!» - отзывается о ней подруга юности Анна Васильевна Рыжкова.

        Родилась она вместе с поколением, для которого привычными обращениями были «госпожа» и «сударыня». Но ей на долю выпало время, когда в ходу стали «товарищ» да «гражданка». В 30-е гг. российские красавицы искали и находили себя на сценических подмостках. Бесприданница Лариса, дворянка Лиза Калитина, интеллигентка Соня, цыганка Маша, ещё около двухсот героинь, их наряды, более того – их судьбы – примеряла на себя и народная артистка Коми республики

Софья Сергеевна Ростиславина.

Ни о каких модных диетах в молодости она, конечно, и не помышляла. Правда, физкультурой в школе занималась, даже на соревнованиях выступала. Росла в многодетной бедной семье. В войну, наравне с другими актёрами, получала по своей карточке 400 грамм хлебав день и немного крупы. На это и жила. Во время гастролей приходилось ездить в стылых вагонах, в трюмах, кузовах грузовиков. В Воркутинскую лютую зиму, играла, бывало, в декольте. А в зале зрители сидели в полушубках и валенках. Но везде и всегда от Софьи Ростиславиной глаз было не отвести. Так отмечена была Богом дочь священника и регентши и ела Ужга Койгордского района.

«Благодарю сегодня Бога,

Что сохранил Вам доброту,

Такую женственную строгость,

С иконным ликом красоту!».

Так в день 70-летия С. Ростиславиной написал знаменитый поэт Виктор Кушманов. Поэта – как и всех знакомых – изумляет и восхищает секрет её молодости. Сама же Софья Сергеевна никаких тайн никому не поверяет. Но люди, сведущие связывают её неувядающую красоту с «эликсиром любви», составленным для неё мужем, - Народным артистом СССР, бывшим главным режиссёром Республиканского драматического театра Иваном Ивановичем Аврамовым. Его рядом нет уже 13 лет, но «эликсир» не теряет свою силу, поскольку настоян он на крепком искреннем чувстве, на общей трудной молодости, на огромной любви к театру, которому оба служили. История их знакомства – увлекательный и захватывающий роман, случившийся в реальной жизни, прямо на фоне театральных декораций.

…Первой для 16-летней Сонечки после окончания в Сыктывкаре годичной театральной студии была роль Раи в популярной тогда пьесе В.Шкваркина «Чужой ребёнок». Соня страшно конфузилась, когда по ходу действия ей приходилось целоваться с «возлюбленным» Яшей, которого играл Иван Аврамов. Он был старше её на 5 лет, имел диплом Ленинградского техникума сценических искусств, играл много и успешно, поэтому снисходительно усмехался, когда по линии роли обнимал краснеющую начинающую актрису. А как-то Сонина мама обратила внимание дочери на Аврамова в роли Фурманова: «Настоящая офицерская выправка: на голове бутылку с водой установить – ни капли не прольёт!». Тогда Соня подумала, что он и вправду хорош собой, но, разумеется, никаких перспектив себе не строила – надо было много трудиться, готовить роли, учиться у опытных мастеров.

В конце сезона театр отправился в Архангельск на гастроли. Туда и обратно добирались на пароходе, а в самом Архангельске жили на частных квартирах. К Соне с подружками и зачастил в гости Ваня Аврамов. То один придёт, то с друзьями – стихи читает, девчонок смешит, а никому при этом предпочтения не оказывает. Соне и в голову не приходило связывать «набеги» Аврамова со своей скромной персоной.

…На обратном пути к стайке девчат, стоявших на верхней палубе, будто невзначай подошёл Иван. Постоял недолго рядом, отошёл. И вдруг в Сонином кулачке оказалась сложенная бумажка. Записка! Лицо разом вспыхнуло, сердце подскочило к горлу, забилось так сильно, что пришлось украдкой оглянуться: не услышал ли кто? Бросилась в туалет – только там можно было уединиться. При тусклом свете на газетном обрывке засияли выведенные простым карандашом слова: «Я тебя люблю».

Сыктывкарская пристань встречала гастролёров с оркестром. В сопровождении огромной толпы, сдерживаемой милицейскими рядами, прошли по всему городу к театру – на митинг по случаю успешного проведения гастролей. И всюду рядом с Соней теперь оказывался Иван. Так и началась их любовь.

Так начались Сонины муки.

Жизнь оказалась и сложнее, и проще романтических схем. У Аврамова в Сыктывкаре оставалась девушка. Она ждала ребёнка. Для Сони это был удар. Но Иван не отступал. Ухаживал открыто и отчаянно. Родившейся дочери дал свою фамилию, помогал её матери, чем мог. А Соня – тихая, робкая Соня – враз оказалась разлучницей. За её спиной щущукались, подбрасывали ей         анонимные записки от «доброжелателей», а однажды передали злобное – вполне в духе времени – высказывание: «Нашли друг друга… Рыбак рыбака видит издалека». Имелось ввиду их общее с Аврамовым происхождение – его отец, так же, как и отец Сони, был церковнослужителем, псаломщиком.

Они терпели год. Но, учтя сложившуюся обстановку, Министерство культуры по-своему её попыталось разрешить: Аврамов был назначен режиссёром в колхозно-совхозный драматический театр села Объячево. 2 сентября 1938 года Иван с Соней расписались в ЗАГСе, а через недельку-другую громыхающий грузовичок уже мчал их к месту первой семейной дислокации. Ещё через год, в 1939 году, Ивану предстояла служба в армии. Они простились в Киеве, где проводили отпуск у Сониного дяди. Улыбающийся, он стоял в вагон и смотрел из окна на залитый солнцем перрон, на свою милую в красном сарафанчике с оборками, на провожающих родственников и думал о том, какой радостной будет встреча, когда он приедет на побывку. Поезд между тем тронулся. И вдруг – неожиданно для всех, - а может быть, и для самой себя, Соня рванулась с места и что было сил помчалась вслед за вагоном. Словно хотела остановить набирающий скорость состав. Чуяло её сердечко нечто такое, что никто не взялся бы предсказать: расставались на пару годков, а встретились… через семь лет. Так распорядилась их жизнью Великая Отечественная война.

Что только ни вместило в себя это лихое семилетье: Сонину учёбу в коми студии ГИТИСа в Москве, рытьё окопов под Смоленском, службу в передвижном театре, которй обслуживал строителей железной дороги на Воркуту, знакомство с замечательными актёрами, эвакуированными в северную провинцию из столичных городов… С одной стороны – нужда, голод и холод (случилось однажды во время гастрольной поездки под лёд провалиться!), а с другой стороны – роли молодых героинь, совершенствование мастерства, растущее признание зрителей. В начале 1945 года Софье Ростиславиной было присвоено звание Заслуженной артистки Коми АССР.

Муж вернулся лишь по окончанию войны с Японией: демобилизовали только в декабре 1945 года. Софья Сергеевна рассказывает: «Не помню, какой в тот вечер шёл спектакль. Только спускаюсь я во время перерыва вниз, в актёрскую курилку – «брехаловку» и вижу: стоит незнакомец в длинной, до пят шинели. Высокий, страшно худой. Смотрит на меня – а глаза прямо горят на обветренном лице. Узнала – и упала без чувств».

И потом они часто расставались по делам службы: его командировки, раздельные гастроли коми и русской труппы. Но всякую разлуку теперь они считали предчувствием ожидаемой и желанной встречи. Иван Иванович Аврамов был очень видным мужчиной, к тому же имел завидно высокую должность – зачастую эти обстоятельства заставляют «зашкаливать» уровень семейного благополучия. Но к нашей истории это не имеет отношения. Аврамов соей Соней, своими детьми – Наташей, Александром (и Верой, дочерью от первого брака) – очень дорожил. Из любой командировки каждый день звонил домой, никогда не приезжал без подарков, заботился о летнем отдыхе, был неизменно внимателен.

В 1981 году на посту «главного» Ивана Аврамова заменил другой режиссёр. А немного погодя С. Ростиславину (вместе с К.Лекановой, вдовой известного драматурга) как-то очень спешно уволили из театра. Боль расставания с театром смягчил Софье Сергеевне супруг. Он стал брать её с собой в творческие командировки – тогда он был членом Комиссии по выдвижению на Госпремии России в области искусства – и нашёл возможность показать своей жене лучшие российские театры, познакомить с такими знаменитостями, о которых она знала лишь понаслышке.

И сегодня Софья Сергеевна не чувствует себя одинокой. Её навещают дети и внуки, часто заходит и дочь Аврамова – Верочка. Кроме того, она окружена бесконечно дорогими её сердцу вещами – письмами, документами, фотографиями, связанными с памятью о дорогом муже.