Конспект открытого занятия по актерскому мастерству "Действия и чувства"

Рожкова  Екатерина Владимировна

Конспект открытого занятия по актерскому мастерству

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по актерскому мастерству

                        «Действие  и чувство».

28 марта

14.30-15.15

Учреждение: МБУ ДО Центр детского творчества.

Объединение: театральный коллектив «Фэнтези»

Педагог: Рожкова Екатерина Владимировна, педагог дополнительного образования.

Возраст обучающихся:  8-10 лет

Количество обучающихся : 10-12 человек

Тип занятий: комбинированное

Тема «Действие и чувство»

Цель занятия:  раскрыть понятие «действие и чувства» и научиться применять их на занятиях по актерскому мастерству

Задачи:

Образовательные: 

- проверить уровень знаний умений и навыков актерского мастерства;

- снять мышечные и психологические зажимы;

- научить подбирать эмоции к действиям;

- формировать способности к импровизации;

Развивающие:

- развивать умение передавать  чувства  и эмоции, умение владеть ими;  

- развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;

-  развить эмоциональную сферу, образное мышление, фантазию, воображение, стремление к самовыражению.

Воспитывающие:

- воспитывать любознательность, партнерские отношения;

- воспитывать умение работать в коллективе;

- мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством.

Техническое оснащение: магнитофон, стулья по количеству обучающихся.

Ход занятий:

  1. Организационный момент.
  2. Тренинг на снятие напряжения и зажимов мышц тела у воспитанников.
  3. Разминка голосоречевого аппарата.
  4. Повторение изученного материала.
  5. Изучение нового материала.
  6. Повторение и закрепление.
  7. Рефлексия.

1.Орг. Момент:

Педагог: Здравствуйте ребята,

Дети: Здравствуйте:

Педагог:  Здравствуйте коллеги, здравствуйте уважаемые родители! Я всех сегодня рада видеть в нашей аудитории. И сегодня я представляю вам открытое занятие по дисциплине «Актерское мастерство», тема  «Действие и чувство». (перечисляет цель и задачи). Дорогие ребята, сегодня мы продолжаем изучать тему «Действие и чувства», повторим понятие сценическое действие и познакомимся с новым понятием чувства и эмоции. Ну а сейчас мы начнем наше занятие с разминки. Кто мне скажет, зачем нам нужна разминка?

Дети: что бы привести тело в порядок, что бы собраться, чтобы освободится от мышечных зажимов.

Педагог: Молодцы, прошу всех на сценическую площадку.

(дети выходят на сцену и встают в шахматном порядке)

2.Тренинг на снятие напряжения и зажимов мышц тела у воспитанников.

Педагог: Итак, начинаем нашу разминку с разогрева тела.

Повороты головой на право, налево,

Наклоны головой вправо, влево, вперед, назад,

Вращение головой по кругу вправо, влево,

Поднимаем плечи вверх, вниз одновременно, по очереди,

Круговые вращения запястьями с поднятием рук до уровня плечей,

Вращение руками вперед назад

Наклоны вправо, влево, вперед, назад,

Вращение коленным суставом и голеностопным суставом,

Вдох глубокий, выдох (все элементы упражнений делаются по 4 раза)

  Педагог: Молодцы, а сейчас давайте сделаем упражнение на раскрепощение и освобождение от зажимов.

Упражнение: ледяные скульптуры,

Педагог: после того как мы с вами размяли наше тело, что мы разминаем дальше?

Дети: Голосоречевой аппарат

Педагог: Правильно. Для того чтобы наша речь была четкой и понятной, сделаем артикуляционную гимнастику.

3.Разминка голосоречевого аппарата.

  1. Покусали кончик язычка
  2. Нашинковали язычок
  3. Пожевали язык левыми и правыми зубами
  4. Почистили зубки язычком
  5. Проткнули попеременно язычком щечки
  6. Язычок – жало змеи
  7. Кончиком языка в воздухе написали свое имя
  8. Язычок - часовая стрелочка
  9. Покусали нижнюю губку
  10. Покусали верхнюю губку
  11. Закусили щечки (рыбка)
  12. Сделали обиженное лицо
  13. Сделали удивленное лицо
  14. Улыбнулись

Педагог:  А теперь перейдем к сценической речи. Давайте вспомним наш звукоряд.

Дети: У – О – А – Э - Ы – И

Педагог: А теперь давайте поиграем в игру «Вопросы-ответы»

У – у?      у – У

 О –о ?     о – О,

А – а ?     а – А,

Э – э?       э – Э,

Ы – ы?      ы – Ы,

И – и?       и – И.

У  - о-а-э-ы-и?  у-о-а-э-ы-И

У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПР – ОС       ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО – ОСТ?

ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСО – ТЫ       ВСЕХ КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУС – ТЫ?

А ТЫ –ы.

Упражнения на произношение букв и буквосочетаний:

БГДУ, БГДО, БГДА, БГДЭ, БГДЫ, БГДИ.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа, была тупа.

ТПРУ, ТПРО, ТПРА, ТПРЭ, ТПРЫ, ТПРИ.

От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.

МНУ, МНО, МНА, МНЭ, МНЫ, МНИ.

Мам, а мам, молока бы нам.

Педагог: отлично! Размялись! Прошу всех садиться в творческий полукруг.

(дети выстраивают полукруг из стульев на сцене и садятся)

4.Повторение изученного материала.

Педагог: на прошлом занятии мы с вами начали изучать тему «Действие и чувство»  и познакомились с понятие – действие. Давайте вспомним, что такое действие?

Дети: действие это движение, когда актер что-либо делает на сцене и т.д.

Педагог: Да действительно, на сцене нужно действовать говорил К. С. Станиславский. В своей книге «Работа актера над собой " он писал: «Действие, движение, активность – вот на чем держится драматическое искусство, искусство актера. Само слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающееся действие» . на латинском языке этому понятию соответствовало слово aktio , то самое слово, корень которого – акт – перешел и в наши слова : «активность», «актер», «акт». Итак , драма на сцене есть совершающееся у нас на глазах действие, а вышедший на сцену актер становится действующим.» Так же действие бывает активным и пассивным. Давайте приведем пример активного действия.

Дети: бегать,  прыгать, мыть пол,  скакать на скакалке и т.д.

Педагог: Хорошо, а теперь назовите пассивное действие.

Дети: читать, спать, играть в шашки и т.д.

Педагог: молодцы! И вот сейчас давайте покажем некоторые из этих действий.

  1. Ловите рыбу
  2. Моете пол
  3. Играете на скрипке
  4. Моете окно
  5. Кормите голубей

Педагог: хорошо. Но действие никогда не совершается просто так, действие всегда делается ради чего-то. Давайте проведем небольшой эксперимент и поиграем. У меня есть монетка, я сейчас ее спрячу, и кто найдет ее первым, тот может забрать себе, в качестве награды.

Упражнение «Спрятанная монета»

Задание: Ищите спрятанную монету: а) не зная, где она; б) зная, где она находится, но делая вид, что вы не знаете.

Педагог: спасибо, присаживайтесь.

5.Изучение нового материала.

Педагог: Какие у вас чувства и эмоции возникали в первый раз?

Дети: интерес, равнодушие, азарт и т.д.

Педагог: А во втором случае?

Дети: безразличие,  скуку и т.д.

Педагог:  Вот видите, какие бы действия вы не совершали, они рождают чувства, эмоции. И вот мы подошли к теме нашего урока. В обычной жизни совершая те или иные действия, вы делаете их со своими эмоциями, так и на сцене, в спектакле, ваш герой совершает действия со своим чувством или эмоциями. Эти чувства могут быть прописаны в пьесе автором, или даны вам режиссером, или вы их можете придумать себе сами. Чувства могут быть более глубокими, более долговечными, а эмоции мгновенны и длятся не долго. Чувство любви может длиться не один год, а вспышка гнева может продлиться всего несколько секунд.  Чувства так же могут быть и отрицательные и положительные. Приведите мне в пример отрицательные чувства.

Дети: гнев, страх, ненависть, злость. Грусть, обида и т. д.

Педагог: А теперь положительные….

Дети: смех. Любовь, удивление, восторг, нежность,  забота, и т.д.

Педагог: А теперь прошу всех на сцену,  и мы сделаем все те действия, которые делали раньше, но уже с эмоциями.

  1.  Ловите рыбу с радостью
  2. Моете пол с брезгливостью
  3. Моете окно со страхом
  4. Кормите голубей с удивлением
  5. Играете на скрипке весело, печально, а теперь под музыку… (включает магнитофон)

Педагог:  Замечательно! А теперь давайте немного отдохнем и избавимся от зажимов.

Игра «электрический ток».

Педагог:  Немного отдохнули, а теперь переходим к более сложному заданию, к публичному одиночеству. Сейчас каждый из вас придумает себе действие и те чувства или эмоции, которое  оно в вас рождает. Вы выйдете на сцену и покажете нам, наша задача угадать, что это за действие и какие эмоции вы испытываете. Пожалуйста!

(Дети по очереди показывают упражнение, а все угадывают)

Педагог: Молодцы! И последнее упражнение на закрепление данного материала: действие будет у всех одно, а эмоции при этом вы будете испытывать разные, и так прошу всех на сцену!

(дети выходят на сцену)

Педагог: А действие будет очень простое: танцевать. (звучит музыка)

Итак предлагаемые обстоятельства: дискотека, действие : танцевать, эмоции: радость, скромно, отрываетесь, с ненавистью, стесняетесь, хотите понравиться партнеру, со страхом, скучно, счастье, отчаянно, привлекаете к себе внимание, вы король танцпола, высокомерно. Спасибо. Можете присесть.

6.Повторение и закрепление.

Педагог: Хорошо! Мы сегодня с вами хорошо поработали и предлагаю повторить то, чему мы сегодня научились.

- Что рождает действие? (эмоции , чувства)

- Чем отличаются эмоции от чувств? (чувства более долгосрочны, а эмоции быстрые)

- Какие бывают чувства, эмоции? (отрицательные и положительные)

- Зачем действие нужно окрашивать чувствами, эмоциями?  (что бы было правдоподобно, интереснее зрителю)

- Какое из заданий вам показалось наиболее сложным?

- Как вы считаете что у вас сегодня не получилось, а что получилось?

Педагог: Все понятно.  Ребята, вы сегодня очень хорошо поработал! Научились применять действия и чувства на практике, импровизировали. И я считаю что все замечательно справились с заданиями.

7.Рефлексия.

Педагог: И в подведении итогов нашего занятия мне хочется узнать ваше мнение. На столе лежат маски и фломастеры, Я предлагаю каждому взять и нарисовать на маске  ту эмоцию, которая выражает ваше отношение к прошедшему занятию. (дети рисуют на масках рожицы)

Педагог: Ребята, спасибо вам большое за творческое общение! Так же хочу поблагодарить всех гостей за то . что нашли время и пришли сегодня к нам! На этом наше занятие заканчивается. До свидания!