Методическое сообщение
Зачин. Способ воспитания образного мышления
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШКОЛА ИСКУССТВ г. АНИВА»
Методическое сообщение
на тему:
«Зачин. Способ воспитания образного мышления».
Разработала:
Хуташкеева А.А. – преподаватель
театральных дисциплин.
г.Анива
28 февраля 2018г.
Работа над «зачинами»
Перед преподавателем театрального отделения стоит в первую очередь задача выработки у учащихся образного мышления. По существу говоря, образ - это чувственно воспринимаемая зрителем идея спектакля, выраженная характерными для синтетического вида искусства средствами.
Формирование образа будущего произведения в мозгу художника исключительно интимный процесс. Однако помочь выработать индивидуальные приемы выхода на образ при опоре на знания о том, что такое образ и закономерности построения спектакля, при индивидуальном подходе к каждому учащемуся возможно.
Действия актера на сцене должны быть естественными и оправданными. Надо конкретно находить верное физическое действие, которое требует данная ситуация, точно владеть своим телом в предлагаемых обстоятельствах, связывая физическое действие с психическим. При обучении в любой театральной школе необходимо зафиксировать в себе все наблюдения, запечатлеть внутри себя эмоции, воспоминания для того, чтоб суметь их реализовать на сцене, наполняя жизнью и превращая в действия эти эмоции и все наблюдения. Очень сложно от умственно-эмоционального состояния перейти к действию, чтобы тело и пластика соответствовали тому, что актер чувствует и хочет выразить на сцене. Товстоногов говорил: «Самое трудное в нашей профессии - перевести язык эмоций и чувств на язык действия. Этот процесс может осуществиться тогда, когда ваше воображение натренировано». Для этого нужно каждый день тренировать свое тело, выполняя разные упражнения по актерскому тренингу. Тренингом необходимо заниматься постоянно, чтобы развивать органы чувств, избавляться от зажимов тела.
Как показывает практика, профессиональный подход к каждому занятию может достигаться разными способами.
В Ленинградском Государственном Институте Театра, Музыки и Кинематографии им. Н. Черкасова в мастерских Г.А. Товстоногова и А.И. Кацмана было разработано комплексное режиссерское упражнение "Зачин". Оно дало замечательные результаты в развитии, в частности, и образного мышления у студентов. Каждое занятие начиналось с зачина. Это был творческий акт, некий маленький спектакль, который сочинялся самими студентами. На первом этапе развития студентов в зачины включались элементы психофизического тренинга. Цели и задачи зачинов постепенно усложнялись. Это могло быть прозаическое чтение, импровизационный номер на основе литературных произведений, включающих в себе элементы вокала, танцев, движенческих упражнений. Товстоногов говорил: «Задача зачина - выразить пластически мысль того или иного произведения- стихотворения, басни, не имеет значения, важно найти выразительную форму, отвечающую сути этого произведения. Главная задача - воспитать зрелищную сторону будущей профессии».
Зачин - это 5-10 минутный законченный микроспектакль, обладающий целостным образным решением. И это соответствует структуре театрального спектакля. Целостность и законченность, - дает основание использовать комплексное режиссерское упражнение "Зачин" в обучении учащихся театрального отделения Школ Искусств.
Незабвенный А.И. Кацман настраивал своих студентов на плодотворную работу, так же предлагая начинать каждое занятие с “зачина”, который готовился студентами самостоятельно и мог представлять из себя короткую песню, инсценированное стихотворение, пародию, этюд на злобу дня и т.д. Сам процесс подготовки и исполнения “зачина” собирал внимание группы, переводил его в область творческого. Уже за пятнадцать-двадцать минут до начала занятий по актерскому мастерству “кацманята” и “тюзяне” класса З.Я. Корогодского, также придающего большое значение “зачинам”, заполняли институтские коридоры бренчанием гитар, хоровым выкрикиванием каких-то куплетов-речевок, смехом по поводу только что найденных удачных деталей исполнения.
“Разогрев” группы должен быть умело использован преподавателями, которые обязаны поддержать темпо-ритм, заданный “зачином”.
Направление программы обучения учащихся на театральном отделении связано с развитием зрелищного мышления детей. Здесь расширяются и углубляются возможности известного уже приема режиссерского тренинга — «зачина»: учащиеся делают зачины на основе стихов и песен, газетных статей, интернет- ресурсов. Обратившись к таким зачинам, дети, во избежание иллюстративности, должны следовать негласному требованию театра: вижу — одно, слышу — другое, понимаю — третье!
"Зачин" позволяет мобильно, на практике освоить такие параметры теории как действие, событие, предлагаемые обстоятельства и законы оперирования ими. Он позволяет наработать практические навыки действенного анализа с тем, чтобы научиться находить или придумывать адекватное психической задаче выразительное физическое действие (упражнение или перестроение ).
Необходимость регулярно проводить идейно-тематический анализ жизненного или литературного материала, на основе которого учащийся ставит "Зачин", помогает выработать у него социально-активное мировоззрение, без которого немыслима работа актера. Кроме того, дети учатся формулировать свое отношение к темам, поднимаемым в "Зачинах", идеям, и находить им адекватное сценическое воплощение, а именно образное решение сверхзадачи микро-спектакля. Умение это делать, и является целью обучения в Школе Искусств.
По мере усвоения упражнения "Зачин" дети усваивают в практических постановках событийный анализ, что вырабатывает в них четкую конструктивную основу для сквозного действия спектакля.
В силу того, что "Зачин"- это законченный спектакль, создание его предполагает использование в работе разнообразных выразительных средств зрелищных видов искусства, что требует от учащихся их изучения и освоения на практике.
Для осуществления принципа индивидуального подхода в обучении, что особенно важно при формировании навыков образного моделирования очень важно соблюдение определенных организационных требований к комплексному упражнению "Зачин".
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. Выполнение упражнения «ЗАЧИН» обязательно для всех учащихся или в качестве постановщика, или в качестве исполнителя.
2. Зачин должен открывать каждое занятие по специальности, так как:
- задает деловой профессиональный ритм всему последующему занятию,
- мобилизует группу без длительной настройки на занятия,
- после зачина обязателен его творческий разбор на группе. Это дает возможность на "живом" материале, только что просмотренного микроспектакля, выяснить те вопросы по теории, которые запланированы на текущее занятие.
3. Репетиций зачина не должно быть больше 1-2 раз до показа.
Первая - для ознакомления участников с замыслом и обсуждения его, разбора по действию, уточнения обстоятельств и собственно репетиции для достижения согласованности действия участников и проверки того соответствует ли поставленное задуманному.
Вторая - может быть за несколько минут до показа, чтобы освежить в актерах предлагаемые обстоятельства и схему действия в них.
Большое количество повторов, за счет которых постановщик зачина может попытаться достигнуть идеального актерского воплощения своего замысла, даже если будет достигнута определенная синхронность в действиях, может привести к утрате живого интереса к замыслу зачина. А синхронно действующие, но не имеющие положительного эмоционального отношения к обстоятельствам и действию актеры не более чем фигуранты компьютерных игр, которые уже изобретены.
Каждый зачин направлен, в первую очередь на вырабатывание конфликтно - образного способа мышления, конфликтного восприятия окружающей его действительности и образного отображения ее в своем творчестве.
Поэтому, учащийся приступая к постановке своего зачина должен отчетливо представлять себе цель и средства своей постановки в мельчайших подробностях, чтобы суметь толково и заразительно рассказать свой замысел всем, не вызывая длительных дискуссий, которые у начинающих съедают большую часть дефицитного репетиционного времени.
4. Авторство зачина принадлежит только учащемуся-постановщику. Учащийся, участник зачина, не согласный с предложенным замыслом имеет право поставить параллельный зачин по своему замыслу, но в предложенном участвовать обязан.
5. Зачин - самостоятельно осваиваемое детьми упражнение, как один из способов встретиться с самим собой, понять свою творческую природу.
Зачин на основе поэзии.
Зачины на основе стихов дают возможность услышать свободный, самостоятельный, своеобразный голос каждого ученика. Голос художника звучит уверенно и вдохновенно, когда он знает, о чем и как говорить.
Творческая личность проявляется и в выборе стихотворения, ведь перед ними — поэтическая антология всех времен и народов. Наиболее распространенные ошибки при постановке стихотворений: иллюстративность и создание сюжетно-событийной, громоздкой драматургии.
Поиск сценического эквивалента стихам или песням — дело архитрудное.
Законы формообразования, композиционного построения, существующие в музыке, поэзии, живописи, к сожалению, в сценическом искусстве, — теоретически никем не осмыслены. Скажем, замечательная книга А.Д. Попова «Художественная целостность спектакля», дающая множество практических примеров в этой области, не содержит каких-либо принципов, закономерностей, приемов формообразования, которые могли бы быть изучены и стать профессиональным орудием в процессе творчества.
Объективно существующие в живой практике театра такие законы трудно поддаются анализу, обобщению, вероятно, потому, что в драматическом искусстве звук, цвет, линия, объем существуют во взаимодействии с человеком-актером, во всех его многообразных, иногда необъяснимых, непредсказуемых проявлениях. А человек, как известно, — очень сложный, слабо изученный «материал». Осуществляя поиск сценической формы, адекватно (но языком другого искусства) отражающей стихотворение, содержание которого выражено в точной поэтической форме, учащимся надо помнить глубокое замечание М. М. Бахтина (думается, применимое к различным сферам художественного творчества): «Не понимая новой формы видения, нельзя правильно понять и то, что впервые увидено и открыто в жизни при помощи этой формы. Художественная форма, правильно понятая, не оформляет уже готовое и найденное содержание, а впервые позволяет его найти и увидеть». Понимание диалектического взаимодействия формы и содержания должно цементировать всю работу учеников над этими зачинами.
Надо сказать, что формулировать, определять словами смысл стихотворения всегда представляется делом малопочтенным: в самом деле, ведь в стихотворении этот смысл и выражен единственно возможными словами.
Когда Л.Н. Толстого просили рассказать смысл его романа (!), он говорил, что для этого необходимо пересказать весь роман. Что же говорить о таком тонком предмете, как поэзия! Но именно эмоциональный смысл стихотворения, постигнутый через его поэтическую форму (ритм, рифму, стилистику), должен подсказать режиссеру - ученику зрелищную форму, темпо-ритмическое построение; верно угаданная пластика, природа игры придадут композиционное единство, целостность маленькому зрелищу. Образность сценического языка при работе над постановкой стихотворений — обязательное условие.
Во всякой поэзии важно, не «что» сказать, но «как» сказать. Это «как» и есть «что». Упражнение тренирует в детях лаконизм, выразительность сценического языка. Перед ними стоит сложная задача — немногим сказать многое.
Очень точно ее объяснял Мейерхольд: «Мудрейшая экономия при огромном богатстве — это у художника все. Японцы рисуют одну расцветающую ветку — и это — весна. У нас рисуют всю весну, и это — даже не расцветающая ветка». Конечно, лишь на картине большого мастера «расцветающая ветка» становится «весной». Нужен талант. Таланту научить нельзя. Но можно его развить. Для этого требуется огромный труд, чтобы научить учащихся направлять свое воображение в нужное русло, разжечь фантазию, не удовлетворяться приблизительностью, банальными решениями.
Описывать зачины — дело неблагодарное. О них невозможно рассказать, как невозможно рассказать о запахе розы или пересказать музыку.
Зачины на основе песен.
Их в режиссерской школе называют «зримая песня». Задания здесь весьма схожи со «зримыми стихами»:
1. Избежать иллюстративности — совпадения зримого и слухового рядов.
2. Воображение учеников должно питаться музыкальной стихией песни, ее темпо-ритмической структурой.
3. Во главе всего — эмоциональное, чувственное содержание песни.
4. Зависимость сценической образности от музыкального и поэтического текстов.
5. Аскетизм выразительных средств, режиссерское «самоограничение».
И здесь, прежде всего, необходимо выбрать в пестром по жанрам, по содержанию песенном море ту песню, что отвечала бы их собственной индивидуальности, в которой была бы отражена их боль или радость, песню, созвучную собственному духовному настрою, настрою времени. У учащихся полная свобода выбора, они не ограничены ни темой, ни жанром, ни временем написания песни. Каждый предлагает материал, близкий его художественным устремлениям.
Сама идея — сделать песню зримой — не нова. Можно вспомнить «Разыгранные песни», исполнявшиеся в замках французской знати XV века, или «Синюю блузу» — королеву живой газеты в России 1920-х годов. В начале 1960-х годов варшавский театр «Класычны» создал спектакль «Сегодня я не могу к тебе прийти», состоявший из инсценированных песен. Известен так же, как и в режиссерской школе Товстоногова, опыт обращения к зримой песне в польской театральной школе.
В чем же заключается сила этого упражнения?
Зачины на основе песен раскрепощают индивидуальность учащихся, обогащают театральную зрелищность, открывают широкий простор сценической образной условности, соединяя в гармоническое целое пластику актера, вокал, танец, эксцентрику, музыку, пантомиму, — они возрождают радость театральной игры. Метафоричность живого сценического языка, стилистическое многообразие позволяют каждому «прокричать» в полный голос. Так с помощью «зримых песен» молодые актеры шутят и ненавидят, радуются и презирают, страдают и смеются. В зачинах открывается свободное соединение стилей, настроений, времен и народов. Плакат — рядом с бытом, лирическое — и шуточное, публицистика соседствует с сатирой, трагедия — с фарсом, — вот каков диапазон этих зачинов. В театральных ВУЗах зримый эквивалент песням студенты ищут долго, порою мучительно, но всегда азартно.
Каждая песня — свой мир, свой театр.
Несколько слов хочется сказать о знаменитом учебном спектакле «Зримая песня», рождению которого предшествовал длительный тренинг на материале песен. Начиная со второго курса, шесть режиссеров мастерской Товстоногова осуществили множество проб, сценических версий различных песен. Но только шестнадцать из них продолжили свою жизнь в спектакле, созданном на их основе.
29 декабря 1965 года премьера «Зримой песни» открыла путь этому спектаклю по дорогам нашей страны, по дорогам Европы. Всюду — сенсационный успех! Вот как французские афиши рекламировали выступления студентов из Ленинграда в Париже: «Экстраординарные концерты!», «Сенсационный спектакль, который не следует пропустить!». За два года жизни «Зримой песни» — 100 аншлагов!
Спустя 20 лет после «Зримой песни» в мастерской Товстоногова был создан учебный спектакль «Песни памяти» — инсценизация песен о Великой Отечественной войне; а в 1989 году — курсовой спектакль режиссеров «Все сначала» впервые объединил «Зримые стихи» и «Зримые песни».
Одна из форм обучения и воспитания режиссеров, предложенная Товстоноговым, став неотъемлемой частью его школы, с годами совершенствуется, видоизменяется, наполняется новым содержанием. Неизменными остаются принципы, цели и комплексные задачи, которые она призвана решать.
Музыка театра начинает звучать тем отчетливее, чем яснее цель, чем более точные средства использовались для ее достижения.
1. Гармония, соразмерность всех компонентов зрелища.
2. Лаконизм театрального языка.
3. Точность поэтического, музыкального ходов.
4. Выразительность сценической метафоры.
5. Проникновение в эмоциональный смысл песни, стихов, а не иллюстрации их сюжетов — вот основные «законы» создания «зримой песни», «зримых стихов».
Тренинг на основе зачинов призван с новой силой пробудить интерес к пластической форме в театре, к зрелищному, игровому характеру сценического искусства. Такой тренинг требует владения чувством композиции, развивает воображение, пространственное, образное мышление учащихся; воспитывает ощущение целого, комплексный подход к творчеству; упражнение тренирует умение синтезировать различные виды искусства — музыку и пластику, сценографию и слово, — преломлять их через призму актерского мастерства; этот прием провоцирует поиск новых выразительных средств, способных проникать в тайну неповторимой авторской стилистики.
Используемые материалы, статьи, работы:
Г. Товстоногов «Круг мыслей» Издательство: «Искусство» 1972 г. Г. Товстоногов «Зеркало сцены». Том1. Елена Горфункель «Режиссура Товстоногова» Издательство: «Левша» 2015 г. ISBN: 978-5-93356-159-0 |
Врублевская, О.М. "Зачин" - комплексное упражнение студентов-режиссеров / Врублевская О.М. // Сборник трудов ученых РГАФК 1999 г. - С. 13-17. - М., 1999.
