Развитие внешней и внутренней техники актерского мастерства посредством тренинговых упражнений

ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА КОСОВСКИХ

 

Конспект  занятия РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ АКТЕРСКИЕ ЭТЮДЫ

(от англ. train — тренировать, тренироваться). В психотерапии Т. — это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений.

Тренинг — это способ решения не только профессиональных, но и человеческих проблем. Тренинг на основе этических законов легко может соединять партнеров и примирять врагов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_vneshnyaya_i_vnutrennyaya_tehnika_aktera.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центру Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»

Конспект занятия

по театральному творчеству

ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

В РАЗВИТИИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ТЕХНИКИ

 АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

Наименование творческого объединения: театральная студия «Встреча с ЧУДОМ»

Образовательная  программа: «Театральное мастерство»

Педагог дополнительного образования: Ирина Владимировна Косовских

Дата и время проведения занятия:

Место проведения: ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

 Состав учебной группы: 15 человек, 7-12 лет; … год обучения ( группа №…).

Тип занятия: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

Цель занятия: совершенствование  внешней и внутренней техник актерского мастерства в процессе выполнения этюдов и тренинговых упражнений.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить уровень знаний, умений и навыков по теме «актерское мастерство».
  • уточнить понятие «память»,  рассмотреть ее виды, выделить роль памяти  в работе актера.
  • познакомить с упражнениями снимающие  мышечные зажимы;
  • формировать способности к импровизации;

Развивающие:

  • способствовать развитию эмоционально-эстетической сферы, образного мышления, фантазии, воображения, памяти, внимания, наблюдательности, чувства ритма;
  • способствовать формированию стремления к самовыражению;
  • способствовать приобретению навыков  пространственного видения, ассоциативного мышления, мысленной речи;
  • способствовать развитию навыков взаимодействия, взаимопонимания партнёров на сцене;

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, готовность помочь;
  • мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством.

Форма занятия: комбинированная.

Форма организации работы: коллективная, групповая, в малых группах, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практической деятельности; элементы адаптивной системы поведения, здоровьесберегающих технологий на основе личностно-ориентированного подхода, технологий коллективной творческой деятельности.

Организационно - педагогические принципы:

1. При целостности замысла занятие построено на смене видов деятельности, темпов - ритмов и интенсивности работы.

2. Каждое задание подразумевает целостное личностное включение обучающегося  в процесс обучения (тело, чувство, интеллект равно задействованы).

3. Творческие задания выбраны и построены так, чтобы они стали личностно – значимыми для всех участников процесса – обучающихся, педагога.

4. В творческом поиске педагог выступает в качестве партнера, а не носителя истины.

Раздаточный материал: чистые листы, карточки с заданиями, теоретический   материал,     аудиозаписи  мелодий.      

Материально-техническое оснащение занятия: в актовом зале – столы, стулья расставлены полукругом, рабочее место педагога; музыкальный  центр; микрофон, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Структура занятия:

п/п

Структурная часть (этап)

Содержание

Время

1

Вводная, организационная часть

Приветствие. Организационный момент.

15 мин

2

Подготовительная часть

Разминка.

Объявление темы, постановка цели, определение задач для обучающихся

3

Основная часть

Комбинированная форма занятия предполагает: параллельное повторение пройденного материала, введение нового образовательного материала; совершенствование ранее приобретенных навыков и отработка вновь полученных умений в процессе тренинговых упражнений и этюдов.

60мин с перерывом 10 минут

344

Заключительная часть

 Подведение итогов занятия. Рефлексия.

15 минут

Итого

1 час

30 мин

Планируемый результат занятия:  Избавить учащихся от комплексов, научить творчески мыслить и не бояться выражать себя, применять творческий подход к любому делу. Совершенствование элементов внешней и внутренней техник актерского мастерства,  совершенствования навыков общения;

научить концентрировать свое внимание на объекте;

 научить определять какие виды памяти задействованы в тренинговых упражнениях

Ход занятия

   

I. Вводная, организационная часть

Приветствие. Организационный момент.

Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу, установление контакта, создание положительного настроя на занятие.

Упражнение - игра «Здравствуйте»

Инструкция:  педагог здоровается с воспитанниками, проявляя какое - либо  состояние: печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность… радость

Обучающиеся  приветствуют педагога  согласно, тому настроению, с которым обращается к ним педагог, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

Педагог просит поприветствовать гостей.

Упражнение «Разные части тела»

Педагог:

«Поздороваться, значит передать свое тепло, доверие и уважение партнеру»

Инструкция: педагог  предлагает поздороваться обычным образом, как это происходит в обществе (рукопожатие).

Рукопожатие с гостями.(5 человек - делегация от учащихся).

Педагог: «Знаете ли вы, как здороваются олени?»

Ответ: «Олени при встречи друг с другом потираются ушами.

Можно поздороваться плечами, коленями, пятками, и т.п.»

«Цветотест»

Прошу обучающихся спокойно подойти к ватману и оставить свою эмоцию в виде выбранного вами цвета без объяснения.

 Инструкция: «Из набора 9 основных цветов, приведённого внизу стати, нужно выбрать тот, что соответствует вашему настроению сегодня. Ориентируйтесь на обозначения цветов данной шкалы:»

Шкала цветового диапазона настроений:

•        красный – восторженное

•        оранжевый – радостное

•        желтый – приятное

•        зеленый – спокойное, уравновешенное

•        голубой – мечтательное

•        коричневый - грустное

•        фиолетовый– тревожное

•        черный – крайне неудовлетворенное

•        белый– трудно сказать  .

II. Подготовительная часть.

 Разминка.

 Цель: психологически «собрать», организовать, сконцентрировать внимание, подготовить к совместной работе, активизировать имеющихся знаний, умений и навыков.

Педагог предлагает потренировать навыки рабочей собранности:

Упражнение  «Рассчитайтесь по порядку!»

 Инструкция: рассчитаться по порядку парами, визуально контролируя свою «пару», одновременно встав, и одновременно сесть.

Упражнение «Переходы»

Инструкция:  посмотреть на своих товарищей по полукругу, обратить внимание на цвет волос каждого из них. Затем - поменяться местами так, чтобы крайним справа сидел учащийся  с самыми светлыми волосами, рядом с ним – потемнее, а крайним слева был самый темный.»

\Никаких шумных обсуждений! Сидя на месте, молча, каждый ученик ориентируется, куда он должен перейти, и по хлопку педагога все одновременно меняются местами.\

- По росту!

- По количеству пуговиц \Думаем, определяемся. Бесшумно! Четко! Легко! Без лишних движений, только целесообразные!\

Упражнение «Хлопки»

Инструкция: «Стараемся точно повторить хлопок ритмично без задержек и без опережения.

 Упражнение  «Найди глазами пару»

Инструкция:  Вы должны только глазами найти свою пару и по команде ? встать со своей парой

«...перемешались, разделились по 2, 6, 4, 8,13»

Упражнение «Встреча»

Описание упражнения: участники делятся на две равные подгруппы (если количество участников нечетное, то к одной из подгрупп присоединяется ведущий). Те, кто попал в первую подгруппу, садятся во внутренний круг лицом вовне; те, кто во вторую, — занимают места во внешнем круге, лицом к ним. Таким образом, все оказываются разбиты на пары. Потом ведущий дает тему для обсуждения и распределяет роли.

Инструкция: Встали в круг(внутренний и внешний). Нашли пару, работаем, только с партнером»:

а)  встретились лучшие друзья , не виделись 5 лет...диалог + эмоции

г) внутренний круг просит прощение у друга, внешний - показывает обиду, по хлопку мирятся.

Упражнение «Скорость»

Цель: концентрация внимания человека на цели

С нагрузкой - смех

                      - возмущение

                      - радость

                      - плач

                      - стих

                      -смех

                      - скороговорки ( по одному)

III. Основная часть. 

Объявление темы. Целеполагание.  

.

Цель: Познакомить с понятием тренинг. Узнать какие бывают виды памяти.

Педагог: «Есть такое крылатое выражение: «Гений – это 1%таланта и 99% тяжелой работы». Также обучение актерскому мастерству начинается с долгой и кропотливой работы над собой. Во-первых,  это развитие профессиональных актерских качеств, во-вторых, это тренировки в совершенствовании умений  использовать специальные приемы сценической игры. Что это за тренировки? Как актеры  называют такие «тренировки»  

Ответы учащихся........

Педагог: «Термин  «тренинг» (от англ. — train, training)  имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, даже дрессировка.

Что мы тренируем с помощью тренинга?»

Ответы учащихся........

Педагог: «Что бы быть хорошим актером, нужно уметь владеть внутренней и внешней техникой актера. Вспоминаем:  что означает  «внешняя техника актера»,  «внутренняя техника актера»?»

Педагог: «Память нужна любому человеку и даже животным. Ученые  утверждают, что вода тоже умеет запоминать информацию.»  

«Память» -это способность к запоминанию, сохранению некой информации?

Для чего актеру необходима память?»

Ответы учащихся........

 Педагог: «Начинающему актеру память необходимо развивать не только с целью запоминания большого объема текстовой информации, но и учиться запоминать эмоции и чувства. Какие виды памяти Вы знаете?»

Ответы учащихся........

Педагог: «Память подразделяется на вкусовую, обонятельную, осязательную, зрительную и слуховую.. все это мы относим к понятию  «образная память» Особенно развита образная память у подростков и детей.(лимон) ...

Двигательная память. Хранит информацию о движениях, а также об их системах. Является фундаментом, необходимым для формирования различных трудовых и практических навыков. У физически развитых людей, как правило, отличная двигательная память.(как передвигаются маленькие дети)

Механическая память. Помогает человеку запомнить содержание материала, который он по каким–то причинам не может запомнить. Человек повторяет необходимую информацию до тех пор, пока она не отложится в его головном мозге.

 Я сознательно не назвала еще один вид памяти.   Этот вид памяти является самым сильным видом памяти.  Попробуйте  определить этот вид памяти.

В ней сохраняются чувства и эмоции, которые пережил человек. Эти чувства побуждают или, напротив, удерживают человека от каких – либо действий, которые вызывают положительные или отрицательные эмоциональные переживания. Является самым сильным видом памяти.» - Эмоциональная память

Упражнение «Вспомни»

Цель: научиться вызвать эмоции, с помощью воспоминаний.

а) «Вспомните самую сильную эмоцию, которую Вы пережили. Закройте глаза. Расслабьте тело и вспомните... это может быть ........ эмоция.

Кто хочет выйти и показать, то , что с Вами произошло. ....»

б)  Упражнение «Ошибка» - чистый лист бумаги

Цель: развитие эмпатии (способности к сопереживанию); активизация воображения и образного представления;  найти способ освобождения от старого чувства вины.

Все получают чистые листы бумаги.

«Вспомните самое неприятное событие в вашей жизни, ошибку совершенную Вами........»

Переход отрицательной энергии в положительную

Педагог: « С помощью данного тренинга, какой вид памяти мы сейчас задействовали?»              (Эмоциональная память)

в) -  выходит 1учащийся( по желанию), ставится   спиной к присутствующим.

 Ему необходимо вспомнить:

- сколько человек пришло к нам сегодня в гости?  

 - кто сидит рядом с ................?

 - в чем сегодня одета..............?

 - у кого на ногах......................? и т.д.

Упражнение « Круг памяти» (5-7 человек)

Цель: тренировка зрительной и слуховой  памяти

Выходит несколько учащихся, встают в круг и каждый называет 2-4 слов и 1 показывает движение, остальные должны с точностью повторить.

Педагог: «Какие виды памяти мы задействовали в данном тренинге?»

«Это были тренинги на развитие  внимания и памяти, на развитии внутреннй техники актера..

Сейчас мы с Вами переключимся на внешнюю технику актера

Сценическое движение:

Пластичность, красота движения(руги, ноги, тело, лицо)все должно быть гармонично. А так же контроль над мышечным напряжением.»

«Мы с Вами уже говорили о том, как можно снять «телесное» волнение (дрожание колен, рук и т.д.) Кто помнит, что нужно делать?»

Упражнение «Напряжение - расслабление»

Цель: освобождение от мышечных зажимов.

 Учащиеся должны встать на 1 ногу и стоять, так долго, сколько сможете.

 Педагог:«Продлить время поможет сосредоточение на какой то воображаемой истории, или пройдите мысленно путь домой и обратно, от чрезмерной нагрузки мышцы расслабятся и мышечное напряжение пройдет»

Упражнение «Чемодан»

Цель: освобождение от мышечных зажимов.

Все участники группы  встают прямо, поднимают руки вверх, поднимают голову, смотрят на свои руки. Затем поднимаются на носочки, сильно тянутся, как будто должны забросить тяжёлый чемодан на верхнюю полку. Напрягают всё тело. Держатся в таком положении несколько секунд, затем расслабляются. Фиксируют состояние расслабленного тела. (повторить упражнение 3-5 раз)

Упражнение «Огонь – лед»

Цель:  освобождение от мышечных зажимов.

В этом упражнении следует попеременно напрягать и расслаблять все тело. Упражнение выполняется в кругу. Педагог дает команду: «Огонь» и учащиеся начинают делать интенсивные движения всем телом. Степень интенсивности движений и плавность каждый ученик выбирает сам произвольно. Педагог дает команду: «Лед», ученики должны застыть в той позе, в которой их застигла команда педагога, при этом следует напрягать все тело до предела. Педагог чередует эти команды несколько раз, по своему усмотрению меняя время выполнения обеих.

«ТАНЕЦ» перемена вида деятельности разрядка

Тренинги на умение работать в коллективе

Упражнение «По команде «РАЗ» \число – встали\

Цель: развитие эмпатии (способности к сопереживанию) активизируя воображение и образное  представление;

Упражнение выполняется сидя в кругу. Педагог показывает или называет, то или иное число. Иногда — на одной карточке, иногда — на двух. Сразу же после того, как педагог  поднимет карточку  (или карточки),должны встать именно столько участников, сколько  показано или названо (не больше и не меньше). Например, если  показывает  четыре то, как можно быстрее должны встать четверо учащихся . Сесть они смогут только после того, как будут опущены карточка(и)».

Упражнение «Морской узел»

Цель: развитие эмпатии (способности к сопереживанию) активизируя воображение и образное  представление;

Упражнение выполняется стоя в кругу

Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к середине круга. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как педагог убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук.

18:15   ПЕРЕРЫВ

18:25

Упражнение «Раз предмет, два предмет»

Цель: развитие эмпатии (способности к сопереживанию); активизация воображения и образного представления;  

Необходимо разделиться на 2 команды,

За определенное время нужно построить

- геометрическую фигуру из всех участников группы.

Прямоугольник – за 10 сек

Квадрат – за 10 секунд

Треугольник – за 8 секунд

Круг – за 3 секунды.

- букву

- лодку в море

- качели

18:30

Упражнение «Назови и дотронься»

 предметы находим, называем, дотрагиваемся .... на  время.

Цель: развитие эмпатии (способности к сопереживанию);

Научиться  работать в коллективе.

18:40

Творческое мышление и креативность

Креативность — это значит копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки, беседо­

вать с кошкой, нырять в глубину, проходить

сквозь стены, зажигать солнце, строить замок

на песке, приветствовать будущее.

Е. Торренс

Упражнение «Переводчик»

Цель: Создание творческого, игрового отношения с партнером.

Выходят 2 участника. Одному дается задание: рассказать о себе нечто невероятное на неземном языке, используя все возможные эмоциональные нагрузки и жесты. Его партнеру –внимательно слушать делать краткий, лаконичный и точный пересказ его речи так, как если бы это был синхронный перевод с иностранного языка.

18: 47

ЭТЮД «Помоги»

Условие для этюда: необходимо продемонстрировать  личное отношение к каждому по-разному учитывая предлагаемые обстоятельства.

 Представим себе, что, один из вас должен сделать красивую прическу ( или заплести косичку), сам он этого сделать не может.  Он должен подойти и уговорить  человека Вам помочь:

К человеку, который очень занят важным и неотложным делом;

К человеку, у которого случилось большое горе;

К недругу, с которым не общался долгое время....

По хлопку учащиеся меняются ролями.

IV Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов занятия

19:00 (остается 10 мин.)

Что нового вы сегодня узнали?

 «Похвали себя»

Цель . Возможность для позитивного самораскрытия, поиск

и осознание своих сильных качеств.

На этом наше занятие окончено, спасибо Вам , вы большие молодцы.

Попрощайтесь  др.с др.

Попрощайтесь с гостями.

Прежде чем Вы уйдете Прошу спокойно подойти к ватману и оставить свою эмоцию в виде выбранного вами цвета данная эмоци охарактеризует Ваше отношение к сегодняшнему занятию.

 «Цветотест»

Шкала цветового диапазона настроений:

•        красный – восторженное

•        оранжевый – радостное

•        желтый – приятное

•        зеленый – спокойное, уравновешенное

•        голубой – мечтательное

•        коричневый - грустное

•        фиолетовый– тревожное

•        черный – крайне неудовлетворенное

•        белый– трудно сказать  .

Рефлексия

Литература

  1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М.: 1994.
  2. Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб.: 1996.
  3. Брэтт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. – М.: 1996.
  4. Вачков И. В. Основы психологии группового тренинга. Психотехники. – М.: 2000.
  5. Гордон Д. Терапевтическая метафора. – СПб.: 1995
  6. Немирович-Данченко В.И Театральное наследие - М., 1952.
  7. Источник: http://womanadvice.ru/vidy-pamyati-v-psihologii#ixzz3QOM6905h

Упражнение «Игра в спички» 

Цель: тренировка зрительной памяти

«Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок.

Игра в запоминание спичек - это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.»

\Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее. Умение придет с тренировкой. Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.\

Педагог: «Какие виды памяти мы задействовали в данных тренингах?»

Рефлексия