Оправданное молчание
Конспект занятия на тему "Органическое молчание" на уроках актерского мастерства
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по актерскому мастерству
Тема: «Оправданное молчание как средство общения»
Возраст детей: 11-14 лет
Вид деятельности: актерское мастерство
Форма деятельности: игровая
Цель: познакомить учащихся с технологией оправданного молчания как с новым средством работы над этюдами
Задачи:
Образовательная:
-дать основные теоретические знания по теме «Оправданное молчание»;
-познакомить с новыми видами театральных этюдов;
-дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.
Развивающая:
-развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
-сформировать способности к импровизации;
-развить навыки актерского мастерства через работу с техникой оправданного молчания;
-развивать умения анализировать и синтезировать свои ощущения;
-развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики
-развивать умения взаимодействовать с партнёром;
Воспитательная:
-сформировать навыки КТД;
-привить навыки взаимодействия с партнером;
-научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику -поступков. [8]
Ожидаемый результат: развивать индивидуальные способности воспитанников к перевоплощению через новые формы работы с этюдами для дальнейшего использования в работе над ролью.
Форма организации занятия: парная, групповая.
Оборудование: музыкальный центр.
Продолжительность занятия 45-60 мин в зависимости от сложности упражнений и этюдов.
Ход занятия
I. Часть. Приветствие. Организационный момент
Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия
Упражнение «Приветствие». Поприветствовать друга необычным способом.
- Раскрыть ладони на уровни груди и коснуться друг друга;
- Поприветствовать, коснувшись правым плечом противоположного плеча друга;
- Правой коленкой, коснуться противоположной коленки друга;
- Приветствие индусов: ладони соединены и кланяемся друг другу;
- Приветствие африканцев: потереться носами друг у друга.
Какие эмоции вы испытывали, когда приветствовали друг друга таким необычным образом? Назовите по 1-2 прилагательных, которые вызвала у вас игра-приветствие.
Мы подняли себе настроение и зарядились весёлой и положительными эмоциями.
А когда общение доставляет нам удовольствие? (ответы учащихся)
Всегда ли мы понимаем друг друга, слышим, всегда ли мы убедительны в общении?! (ответы учащихся)
Оказывается, общение, имеет свои законы и секреты. Их необходимо учитывать. Именно от них и будет завесить успех построения отношений. Здесь нет мелочей: взгляд, поза, мимика, построение фраз, интонация - всё это может быть очень важным.
Предлагаю вам размяться, а после перейти к теме нашего занятия.
II. Часть. Разминка
Артикуляционная гимнастика (традиционно занятие начинаем с артикуляционной гимнастики).
Цель: подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела воспитанников для дальнейшей работы
Статитические упражнения
Упражнение «Лопаточка». Высунуть широкий язык, расслабить и положить на него нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать язык в таком положении 10 сек., выполнять 6-8 раз
Упражнение «Вкусное варенье»
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать языкв глубь рта. Выполнять упражнение 6-8 раз.
Упражнение «Качели».
Высунуть узкий язык. Потянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнять упражнение 6-8 раз.
Упражнение для губ
Произносим четко и громко, плотно смыкая и размыкая губы: ПАЙ-БАЙ-МАЙ (10-20 раз)
- Разминка для всего тела (упражнения для снятия психических и физических зажимов):
Упражнение «Замороженный»
Участники застыли в спонтанной позе якобы миллионы лет тому назад. Участники должны попробовать выбраться из замороженного состояния, используя свою энергию. Но для начала нужно представить себя вмерзшим в глыбу.
Упражнение «Ртутный шарик».
Необходимо сконцентрировать внимание на кончике мизинца левой руки, чтобы затем вообразить себе в мизинце левой руки крошечный ртутный шарик подвижного металла, который готов рассыпаться на множество более мелких шариков по всему телу.
III. Теоретическая часть
Цель: мотивирование воспитанников к изучению нового материала
Тема нашего занятия сегодня «Оправданное молчание как средство общения». Это очень непростая, но удивительно интересная тема.
Вопрос: что вы уже знаете о театральных этюдах? (ответы учащихся)
Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене.
Вопрос: чем отличается этюд от упражнения?. (ответы учащихся)
Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. [9]
Театральные этюды имеют свои правила и композицию.
Этюд состоит из:
1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями);
2.События;
3.Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
Но сегодня мы познакомимся с таким видом этюдов –как оправданное или органическое молчание.
.Как вы думаете, что это такое? (ответы учащихся)
Сегодняшний тренинг мы проводим в условиях оправданного молчания, это значит, что при создании этюда мы ставим себя и своего партнера в такие предлагаемые обстоятельства, при которых общение в этюде может быть бессловесным или ограничиваться минимумом слов, необходимых для поворота действия. При этом важно не уводить этюд в абсолютную пантомиму, а действовать естественно, придумывая для себя все новые обстоятельства и ситуации. [10]
IV. Основная часть
Цель: отработать с учащимися практическую часть материала.
Упражнение «Письма»
Задача каждого участника взять со стола по одному письму. По очереди участники вскрывают и читают письмо, не издавая при этом никаких звуков, но активно переживая ситуацию, описанную в письме с помощью мимики, жестов и звуков. После прочтения, участник должен совершить любое действие по отношению к своему письму (оставить у себя, передать другому, порвать, смять, написать ответ). Задача остальных, угадать, что было в письме.
Упражнение «В транспорте»
Все учащиеся делятся на пары. Задача каждой пары: придумать и показать этюд на тему: «Знакомство в транспорте». Главное условие-этюд должен быть органичным, в нем можно использовать максимум 10 слов.
Упражнение «Ссора»
Все дети делятся на 4 группы. Придумать и показать этюд «Ссора», задача других команд догадаться кто с кем поссорился и предположить причину ссоры.
Упражнение «Очередь»
Каждый из детей придумывает себе персонажа, определяет его возраст, пол, род деятельности. Все персонажи оживают в общем этюде «Очередь». Задача участников, не только ярко преподнести свой персонаж, передать его особенности и черты, но и отгадать, кем являются остальные персонажи.
По мере развития этюда и проживание роли, вносятся определенные предлагаемые обстоятельства.
V. Подведение итогов
Мы сегодня познакомились с новой формой работы над этюдами.
Как вы считаете, что сегодня вам удалось лучше всего? (ответы учащихся)
В чем была сложность? (ответы учащихся)
Вы все большие молодцы! Я поздравляю вас с тем, что нам удалось одолеть сложную, но интересную тему, которую мы и в дальнейшем будем развивать на наших занятиях. До новых встреч!
VI. Самоанализ проделанной работы