РАБОТЫ МОИХ УЧЕНИКОВ
"Актер-профессия суеверная?!"
"Инсценировка в любительском театре"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.89 КБ | |
| 37.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 71» («Радуга»)
Научно-практическая конференция
исследовательских работ учащихся «Эрудит»
Секция «Культура и спорт»
«Актер» - профессия суеверная?!
Выполнила:
Кадочникова Светлана,
ученица 5 «А» класса
Руководитель:
Холдобинская Полина Александровна,
педагог дополнительного образования
КЕМЕРОВО, 2019
Содержание
1. Суеверия в жизни человека 5
2. Приметы и суеверия в профессии актера 6
2.2 ТОП 10 актерских суеверий 7
«Избегать суеверий-суеверие.»
Френсис Бэкон
Введение
Современный человек живет в мире, который насыщен различной информацией до предела. Но все это не мешает нам видеть и чувствовать присутствие чего-то незримого, не ощущаемого нашими органами чувств. Это нечто постоянно вторгается в нашу жизнь. Вносит корректировки в мысли, чувства и поведение. Суеверия. Их можно встретить по всей планете. Кто-то сохраняет их как часть наследия. Некоторые суеверия стали настолько привычными, что даже считаются знаками внимания или вежливости. [1]
(Например, кто-то чихнул, окружающие мгновенно реагируют: «Будь здоров»! В США исследователи фольклора, выяснили, что во многих странах существует поверье о том, что в момент чихания «душа покидает тело человека», для этого и используется «защитная фраза».)
Суеверия очень плотно вошли в жизнь и культуру народа, и тем более «просочились» в профессиональную деятельность. Проблема влияния суеверий на профессиональную деятельность человека весьма актуальна на сегодняшний момент. Ведь не осталось уже ни одной области, в которой не существовала бы особой системы примет и необъяснимых явлений, влияющих на человека. Сегодня хотелось бы поговорить об актерской профессии, потому что она является одной из популярных в России.
Цель моей исследовательской работы: выяснить является профессия «Актер» - суеверной.
Задачи:
- Изучить литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть термин: «суеверие»
- Найти причины возникновений суеверий в актерской профессии
- Создать ТОП-10 основных актерских суеверий, опираясь на мнение знаменитых актеров
- Подвести итоги
1. Суеверия в жизни человека
Почему суеверия и приметы все еще влияют на современных людей? Одни утверждают, что суеверия свойственны человеку. Другие заявляют, что склонность к суеверию заложена в генах.
Но разве люди рождаются с привычкой стучать по дереву, или переступать порог, когда что-то берут или наоборот дают? Очевидно, что они этому учатся!
Само слово суеверие состоит из «суе» -напрасное, пустое, и «вера»: т.е. пустая, напрасная. Большинство примет, в которые мы сегодня верим, берут свои истоки в древности или в средневековье и связаны с конкретными историческими событиями, обычаями, условиями жизни и т.д. [7]
Довольно сложно объяснить, как именно зарождаются суеверия. Может, причина – в каких-то явлениях природы, пугающих людей своей таинственностью, или событиях, наступление которых бы они хотели предотвратить. Суеверие – это убеждение, обычно порожденное страхом, которое противоречит соображениям разума и не может быть подтверждено опытом.
Если говорить о самых древних, то они возникли на почве страха и невежества. Древние люди пытались объяснить непонятные для них явления с помощью примет, деянием духов и богов. Также, люди с затаенным вниманием присматривались к окружающей их природе, и улавливали связь между поведением животных и погодными изменениями. [2]
Как правило, они проявляли себя на поведенческом уровне в обрядовых формах: ношении талисманов, татуировке, магических жестах и пр. (Ритуал-совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт, или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал).
2. Приметы и суеверия в профессии актера
У представителей каждой профессии есть свои приметы, согласно которым что-то нужно и можно, а что-то категорически нельзя делать. Но, пожалуй, самыми суеверными в этом смысле являются люди творческие-актеры, режиссеры, популярные исполнители.
2.1 Причины
Попробуем разобраться в причинах возникновения суеверий в актерской профессии.
Во-первых, актеры-люди эмоциональные и впечатлительные, так сказать, с подвижной психикой, а во-вторых, работа у них и вправду не легкая-иногда приходится кардинально перевоплощаться, становиться другим человеком, все это накладывает отпечаток на личность исполнителя, во время спектаклей также случается много негативных, а то и несчастных случаев.[3]
Мы также решили спросить актеров местных театров, с чем связано появление примет, верят ли они в них, и существуют ли суеверия в их театре.
Актеры кемеровского театра драмы ответили нам:
-В такие вещи верят, их соблюдают, для театрального сообщества это очень важно. Молодой актер, который начинает работать в театре, оказывается в этом. Так принято, это все соблюдается. Это прям большая система, что нужно и чего не нужно делать. На сцене нельзя быть в уличной обуви, также у нас нельзя грызть семечки, а гримерки 13 действительно не существует и у нас.
2.2 ТОП-10 актерских суеверий
Вот мы и подошли к особым ритуалам в театре
Изучив большое количество различных театральных суеверий, и опираясь на мнение знаменитых актеров, мы составили ТОП-10 основных актерских примет [6]:
(Топ (top) это верхушка в переводе с английского. Топовый означает «входящий в число самых лучших или популярных»)
10. На сцену нужно заходить с правой ноги, а в гримерку с левой ноги.
9. Найти гвоздь на сцене-к удаче. Это значит, что в скором времени актеру предложат роль. Многие артисты даже уносят найденные гвозди с собой, считая, что так они всегда будут востребованы.
8. Артисту нельзя желать удачи, нужно говорить ни пуха, ни пера.
7. Некоторые актеры здороваются со сценой, чтобы она была к ним благосклонна.
У каждого актера есть свои ритуалы. Так, например, Галина Вишневская всегда здоровалась со сценой, а Елена Образцова, помимо этого, носила с собой игрушечного пса Бобку-на удачу.
6. Нельзя смотреть в зеркало поверх плеча коллеги, считается, что ты забираешь удачу у него.
5. Грызть семечки на площадке строго запрещено-прощелкаешь свою роль.
4. Произведения Булгакова и Гоголя несут плохую энергетику-слишком много непонятных трагических моментов связано с ними.
3. Во многих театрах нет гримерки с номером 13, так как это не счастливое число
2. Худший знак — уронить текст пьесы во время репетиции. Согласно этой примете, роль у артиста не удастся, и спектакль будет провален. Но наказания судьбы можно избежать, если быстро сесть на упавшие листы.
«Я не суеверный человек, но в эту примету верю. если текст пьесы падает, я всегда на него сажусь. Не могу ничего с собой поделать» Марк Захаров [6]
«Если случайно упала роль, то надо обязательно, поднимая листы, сесть на них. Неважно, где они упали. Вспомни трех лысых и, не отрывая роль от пятой, поднимайся. Дурацкое суеверие какое-то, если честно». Антон Антонов-актер томского драматического театра.[4]
- Плохой приметой будет для актера сыграть мертвого или лечь в гроб во время спектакля. Считается, что если уж актер согласится на эту роль, то обязательно под подушку в гробу кладется бутылка спиртного напитка, а после спектакля, ее полагается распить за здоровье актера всем составом.
Еще хуже, считается, показаться на экране в гробу. Мол, после этого того и жди, что нечисть протянет свою костистую руку.
2.3 Интервью актеров
А что же думают на счет этих примет и суеверий сами актеры?
- Герой Валерия Золотухина в конце сериала «Участок» умирает. А за некоторое время до смерти мастерит себе гроб и даже ложится в него, чтобы примериться: хорош ли?
- Я человек верующий, а потому не суеверный, - рассказал Валерий Сергеевич. Меня отговаривали от этого эпизода. Даже режиссер сказал, что, если я не согласен, он эту сцену уберет. Ну если автор придумал так, зачем же что-то менять? А вообще загодя приготавливать гроб и чистое белье к собственным похоронам - в православной традиции. Раньше многие в деревнях так делали.[5]
- Олег Басилашвили на съемках фильма «Яды, или Всемирная история отравлений» категорически отказался ложиться гроб, считая это дурной приметой.[6]
- А вот что рассказывает актриса Лидия Вележева:
– -Вообще я очень суеверна. Боюсь черных кошек, женщин с пустыми ведрами. Семечки во время съемок никогда не грызу, хотя я и так их не люблю. Если текст сценария роняю, обязательно сажусь на него. Еще есть такая примета - если найдешь на сцене гвоздь, то это к новой роли. Проверено не только мной! [5]
- - Я пытался проверить приметы про семечки и про упавший сценарий - все это чушь полная, - рассказывал Андрей Панин. - Текст роли у меня сколько раз падал, а я забывал на него садиться. И ничего, все в порядке. На съемках «Свадьбы» меня с семечками все гоняли. В итоге я всю группу на них подсадил. И что? Приз в Каннах и масса других приятных вещей. Вот и верь после этого в приметы![3]
Заключение
Проблема суеверий вызывает много споров, ведь при рассмотрении подобных тем, затрагиваются такие области, как религия, психология, культурная и духовная жизнь людей, вопросы о предопределении судьбы и нечистой силе.[1]
Проанализировав все выше сказанное, можно сделать вывод, что актерская профессия будет суеверной только в том случае, если сами артисты верят в мистику в обычной жизни.
Если предавать большое значение той или иной примете, то она обязательно сбудется и наоборот. Все зависит от театра, от самого актера, труппы, и от той самой «школы», которую ему дали, от привычки, а также от желания самого человека - списать все свои жизненные неудачи на суеверия. Ведь как говорится в известной русской пословице: «Кто чего боится, то с тем и случится».
Список литературы
1. https://sueveriya.ru/o-sueveriyax [статья]
2. http://russiahousenews.info/raznoe/primety-sueveriya
[статья, газета «Русский дом»]
3.https://ru.tsn.ua/lady/zvezdy/sobytiya/akterskie-primety-i-sueveriya-308602.html
[статья, журнал «ТСН»]
4.http://shturmedia.ru/actor
[интервью, Антон Антонов, газета «Штурмедиа»]
5.https://www.kem.kp.ru/daily/23392/33439/
[интервью с Лидией Вележевой и Валерием Золотухиным,
газета «Комсомольская Правда»]
6.www.culture.ru/materials/55657/teatralnye-primety-i-sueveriya
[статья, образовательный портал «Культура.РФ»]
7.https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-primeti-i-sueveriya-v-nashey-zhizni-734395.html
[Образовательный портал «Инфоурок», методические разработки]
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 71» («Радуга»)
Научно-практическая конференция
исследовательских работ учащихся «Эрудит»
Секция «Культура и спорт»
«Инсценировка в любительском театре»
Выполнила:
Страгис Софья,
ученица 7 «А» класса
Руководитель:
Холдобинская Полина Александровна,
педагог дополнительного образования
КЕМЕРОВО, 2019г.
Содержание
Введение…………………………………………………………3
1.Термин «Инсценирование»………...………………….............4
2.Появление инсценировок в России…………………………...5
3.Инсценировки в любительских театрах……………………..10
Заключение………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………...13
Введение
Не для кого не секрет, что 2019 год стал годом Театра, который во все времена брал на себя не только познавательную, но и воспитательную функцию. Проблемой нравственности занимаются как профессиональные, так и любительские театры. На их сценах можно в живую увидеть яркую и интересную постановку драматургического материала.
Но как же быть с литературным? Неужели сказки, рассказы, романы не ставятся на современных площадках? Вовсе нет, большое количество литературного материала уже было адаптировано под профессиональную сцену.
Но как же дело обстоит с любительским театром?
Пользуется ли инсценирование популярностью в любительских коллективах и становится ли наравне с драмой? А также, каким образом текст известной и всеми любимой сказки вдруг становится пьесой?
Попробуем разобраться и ответить на эти вопросы.
Проблема репертуара любительских театров весьма актуальна, ведь проследив постановки театрального коллектива, методику работы над ним, можно с высокой долей вероятности говорить об уровне подготовки студийцев, о возрасте участников, на которых были поставлены спектакли.
Цель моей работы: выяснить, каким образом процесс инсценирования влияет на деятельность любительского театрального коллектива
Задачи:
- Изучить литературу по проблеме исследования
- Раскрыть термин «Инсценировка»
- Проследить процесс развития инсценирования в России
- Рассмотреть влияние инсценировки на работу любительского театрального коллектива
- Сделать выводы
- Термин «Инсценирование»
Инсценировка в театральном деле - переработка недраматического произведения для театра, а также телевизионного спектакля или радиопостановки; пьеса, созданная на основе литературного произведения, не являющегося драмой (романа, повести и т. д.)[7]
Инсценировать - значит приспособлять литературное произведение для постановки его в театре или кино.
Одной из самых больших «заметных» особенностей инсценировки, по сравнению с первоисточником, становятся большие сокращения, перестановки и т.д. Делается это режиссером при работе над спектаклем, по нескольким причинам:
-Удаленный текст, обычно, бывает описанием природы или прямой речью самого автора
-Иногда это вынужденная мера для «прихода» к единству места, действия и времени.
-Задумка, идея режиссера не всегда совпадает с содержанием произведения, в следствии чего, текст его может существенно отличаться от первоначального вида.
Но как же выглядит инсценированное произведение? Как правильно инсценировать произведение?[9]
Инсценировка тогда завоюет право на признание в театре, когда сможет жить на сцене без своего оригинала, откроет в материале первоисточника новые грани и стороны. При инсценировке возникает новое произведение, и судить его надо по его собственным законам, а не с наивных позиций.
Существует инсценировка песни, басни, стихотворения, газетных заметок, объявлений и многого другого. Но обо всем по порядку. [1]
2.Появление первых инсценировок в России?
Инсценировки появились в России в XIIIв., но художественный уровень их был очень низок. Первые попытки берут начало в церковной сфере. Как правило, за основу церковь брала Библию, Евангелие, Житие святых (проза, не драма). Христианская церковь, пытаясь завладеть внимание простых людей. Церковь проводила всевозможные обрядовые представления. А получив расположение зрителей, она надолго закрепила свои позиции и оттеснила на задний план все прочие сценические представления. Но при этом русская церковь не стремилась создать свой собственный театр, однако были созданы такие виды драматургии как: литургическая драма, полулитургическая драма, моралите, мистерия, миракль.[14]
(1. В IX в. зарождается первый жанр средневекового религиозного театра –литургическая драма. Причины появления этого жанра, скорее всего, связаны с желанием священников привлечь как можно больше людей к религии, сделать богослужение (в Средние века христианская служба велась на латыни) более понятным для малограмотного простонародья. Организацией постановки литургической драмы занимались сами священники. Представления происходили в храме.[12]
2. Однако религиозный театр не исчезает. Литургическая драма выходит из церкви на паперть и становится полулитургической драмой. Мирских мотивов в этом представлении становится ещё больше. Она утрачивает свою прочную связь со службой и с церковным календарём. Полулитургическая драма разыгрывается и в дни ярмарки. Вместо латыни спектакли начинают проходить на народных языках. «Божественные» роли по-прежнему исполнялись церковнослужителями.
3.Мистерия. Ещё один жанр, имеющий отношение к религиозному театру. Мистерия произошла из процессий в честь церковных праздников. Название происходит от лат. Ministerium –церковная служба. Расцвет мистериального театра приходится на XV-XVI вв.
Представления организовывались городскими цехами и муниципалитетами, а не церковью. Участвовали в мистериях все жители города.
Представления мистерий часто организовывались в ярмарочные дни.
В организации и представлении мистерии принимали участие представители различных городских цехов. Каждый цех получал в действе свой самостоятельный эпизод.
Представление длилось целый день, а иногда и несколько дней.
4.Миракль. Название этого жанра происходит от латинского слова miraculum (чудо). Возникает во Франции в XIIIв.
Миракль происходит из гимнов в честь святых и чтений их житий в церкви. Поэтому основой для сюжетов служили истории о чудесах, совершённых Девой Марией и святыми.[13]
5.Моралите. Ещё один жанр, имеющий отношение к религиозному театру Средних веков. Появляется в XV-XVI вв. Это аллегорическая пьеса, в которой действуют персонажи-аллегории. Каждый из них является олицетворением какого-либо отвлечённого понятия (греха, добродетели, качества и т.д.).
Суть сюжета сводилась к истории о том, как человек оказывается перед выбором между добром и злом. Прямой связи с сюжетами библейскими у моралите нет, однако, его нравоучительность позволяет причислять этот жанр к религиозному театру средневековья.)[14]
В XVIII – XIX вв свою популярность обретают ярмарки. Они становятся настоящими культурными центрами. Балаганные зрелища и ярмарочных гуляние были и в XIII веке, но художественный уровень опять же был низок. Уже в то время на ярмарках существовали зазывалы, которые ставили различные миниатюры, но за литературный материал брали сказания, легенды, устное народное творчество и слухи. Задача зазывал была не только приглашение народа на зрелище, но и высмеивание местной знати и властей. [2]
В конце XVIIIв в балаганах ставились инсценировки рыцарских романов. В балаганах братьев Легат, Лемана, Берга, Бомбова выступали фокусники, акробаты, гимнасты, жонглёры, танцоры, кукольники с Петрушкой.(В России перчаточная кукла со странными чертами лица и по имени Иван Ратютю появилась в 17 веке. Однако наибольшее распространение и свое окончательное название она получила только 200 лет спустя. Кстати, сам Петрушка представлялся как Петр Иванович (иногда Петрович) Уксусов. Описание театра на раннем этапе В 17 веке представления разыгрывались без ширмы. Точнее, традиционный театр Петрушки предполагал участие только одного актера, который подвязывал к поясу юбку. К ее подолу был пришит обруч, поднимая который, кукольник оказывался скрытым от посторонних глаз. Он мог свободно двигать руками и представлять сценки при участии двух персонажей)[4]
Что-то более приближённое к нашему современному варианту инсценировки появляется к концу 30 годов XIX века, когда одной из главных достопримечательностей становится крепостной театр князя Шаховского. Александр Александрович Шаховской-русский драматург и театральный деятель. Служил в Петербургской дирекции императорских театров и руководил (фактически) театрами Петербурга. [8] В 1820-х годах Шаховской сближается с Жуковским и начинает поиски новых форм для своих произведений. Так, переработки поэм Пушкина (Керим-Гирей, Крымский хан), романов Вальтера Скотта (Иваной, или Возвращение Ричарда Львиное сердце) и пьес Шекспира (Буря и кораблекрушение), помогли ему в поиске и произведения обрели новую жизнь на сцене профессиональных театров. (Шаховской переделывает Мольера, Байрона, Тассо) [3]
И только через 100 лет появляются примеры более или менее удачных инсценировок. Так, рождённое революцией искусство ‘синей блузы’ даёт удачные приёмы инсценирование документа, газетной публикации. Синяя блуза -это советский агитационный театральный коллектив, отражавший самые различные темы-от общеполитических и международных до мелочей быта. Существовать с начала 1920х до 1933 года. (Очень скоро в других городах стали возникать аналогичные группы, послушав основной для создания ряда профессиональных театров и дав толчок поискам новых форм театра.).[10] В репертуаре московской ‘Синей Блузы’ имелось около двух тысяч номеров. В обществе Синей Блузы состояли многие советские писатели, композиторы, актёры, режиссёры, художники. Среди которых был Владимир Маяковский и Осип Брик. (в 1926 году, к годовщине Октябрьской Революции, коллективы Синей Блузы ставили гротеск Маяковского и Брика ‘Радио-Октябрь’)[5]
Жанровый диапазон инсценированного материала становится необычно широк. Это происходит благодаря встрече 1897 года. Тогда, в одном из ресторанов Москвы встретились две выдающиеся личности- драматург и театральный критик Владимир Немирович-Данченко и театральный деятель, режиссёр и актёр Константин Станиславский. В ходе этой встрече было принято решение о создании Художественного-общедоступного театра. Так был создан Московский Художественный театр.[11] Началась Новая эра в театральном искусстве России. Собрав вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию нового постановочного материала. Инициатором этого был Владимир Иванович Немирович-Данченко.Ставилась не только драматургия, но и перерабатывались всевозможные литературные произведения. (1929 — «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского.1930 —«Три толстяка. Олеши 1930 — «Воскресение» Л. Н. Толстого1937 — «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому) [6]
На сегодняшний день, большое количество произведение русской классики уже было инсценировано на сцене МХТ. Например, «Белая Гвардия», «Варвары», «Кроткая» Достоевский, «Мастер и Маргарита» Булгаков, «Любовь взаймы» («Чёрный обелиск») Ремарк, «Моби Дик», «Отцы и дети» Тургенев, «Конёк-Горбунок», «Братья Карамазовы», «Дуэль» Чехов, «Белые ночи» Достоевский, «Шинель» Гоголь, «Мефистофель»Клаус Манн, «Пролётный гусь», «Бабушкин праздник» Виктор Астафьев, «Деревня дураков» ‘Ключарев. [15]
3.Инсценировки в любительском театре
А теперь давайте посмотрим, почему же инсценировки получили такое признание в любительском театре. Такие студии собирают на своих площадках непрофессиональных актеров, иными словами-любителей, тех кто хочет играть и выступать на публике. Материал для таких театров, подбирается, основываясь на возрастных особенностях, на возможностях группы. В репертуаре любительских театров, можно встретить как драматические произведения, так и переделки литературного материала. Если говорить о детском любительском театре, то преобладание в нем постановок по инсценировкам сказок, рассказов, повестей значительно выше, чем во взрослом коллективе.
В качестве примера детской театральной студии, я бы хотела поговорить о нашем школьном театре и постановках в нем.
Инсценировки в театральной студии:
2014- «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельский
2015- «Честное слово» Л. Пантелеев
2016- «Лягушка-путешественница» В. Гаршин
2017- «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери
2018- «Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен
2019- «Мороз Иванович» В. Одоевский
Как мы видим, все постановки основываются на художественной литературе. Мне кажется, что это происходит оттого, что литературный материал привычнее для современного школьника, нежели драматургический. Ведь известные сказки, рассказы, повести, стихотворения понятны всем членам нашего театрального коллектива, а режиссеру нужно лишь показать детям иную сторону всеми любимого произведения, «заразить» их идеей постановки.
В выборе произведения для постановки всегда нужно опираться сначала на замысел, на идею, на возможное воплощение ее на сцене, а потом анализировать возможности коллектива: смогут ли дети верно и без наигрыша и преувеличения донести этот замысел до зрителя. Будет ли та или иная тема актуальна в нашем коллективе, найдет ли отклик среди детей.
В работе над инсценировкой режиссер может:
-менять количество персонажей: добавлять или заменять их.
-может подгонять место и время под единый вид, если того требует его задумка.
-может убирать описательные сцены или выводить авторское слово, в качестве отдельного персонажа.
Драматургия в любительских театрах тоже ставится, но очень редко, так как она в первую очередь написала для профессионального театра.
Заключение
Таким образом, проанализировав все выше сказанное, можно сделать вывод, что инсценировки занимают особое место наравне с драматургическим материалом, как в профессиональных театрах, так и на любительской сцене. Если же говорить о детских театральных студиях, то можно заметить, что наличие в репертуаре инсценировок у них будет значительно выше.
Ведь материал будет не только любим самими участниками, но и понятен для зрителя. И если вы хотите побольше узнать о театральном коллективе, посмотрите в его репертуар, он о многом сможет вам рассказать.
5. Список литературы
1.https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Инсценировка
2.https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/171116/https..Инсценирование
3.https://www.google.ru/amp/s/pikabu.ru/story/kak_napis..
4.https://ru.m.wikiquote.org/wiki/Как_ставится_пьеса
5.http://fb.ru/article/226488/teatr-petrushki-istoriya-predstavleniya-kukolnyiy-teatr
6.https://www.mxat.ru/
7.http://velikayakultura.ru/russkiy-teatr/russkiy-teatr..
8.https://studopedia.su/18_172418_etapi-raboti-nad-inst..
9.https://www.culture.ru/materials/253302/istoriya-yarm..
10.https://studopedia.info/8-39088.html
11.http://library.krasno.ru/Pages/Kraevedenie/Blue Blous..
12.http://www.ruscircus.ru/sinyaya_bluza_587
13.http://theatre.helllab.ru/10.html
14.https://yunc.org/Средневековый_театр
15.https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/te..