Методическая разработка культурно-образовательной практики «Петроград - Ленинград Тамары Петкевич»

Неверко Алена Евгеньевна

         Цель работы: привлечение внимания общественности к личности Т.В. Петкевич  путем создания ролика о доме, в котором жила писатель и актриса.

В ходе работы поднимались вопросы нравственного характера: могут ли рядом существовать палачи и их жертвы, прощение – слабость или добродетель, как не сломаться под гнетом чудовищного опыта лагерной ссылки, должны ли мы хранить память о самых страшных страницах истории нашего государства, когда были сломлены судьбы людей?  Рассматриваемый архитектурный объект – дом на Набережной реки Карповки, 30 – как отправная точка большой трудной судьбы. Материал может быть использован на уроках литературы, истории, МХК. С этим материалом обучающиеся могут выступить на конференциях в рамках тем «Политическая история ХХ века», «История в лицах и судьбах», «Путеводитель по Санкт-Петербургу», на занятиях театральной студии др.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка культурно-образовательной практики «Петроград - Ленинград Тамары Петкевич»

Культурно-образовательная практика «Петроград - Ленинград Тамары Петкевич» призвана привлечь внимание к дому, в котором жила Т.В. Петкевич, а также к личности актрисы и писателя. Идея практики родилась в 2015 году, в год 95-летия Т.В. Петкевич. Был создан ролик о жизни и творчестве Т.В. Петкевич «Женские мемуары ГУЛАГа. Тамара Петкевич», который был представлен учителям и учащимся школы. Фильм вызвал большой эмоциональный отклик: зрители плакали, сопереживая героине. После просмотра ролика возрос интерес к книгам Петкевич.

Наша вторая работа – фильм о доме Петкевич, – также не оставила равнодушными новых участников проекта, подхвативших «эстафетную палочку». Заинтересовавшись необыкновенной историей жизни известной петербурженки, они с интересом прочли ее мемуары.

В ходе работы поднимались вопросы нравственного характера: могут ли рядом существовать палачи и их жертвы, прощение – слабость или добродетель, как не сломаться под гнетом чудовищного опыта лагерной ссылки, должны ли мы хранить память о самых страшных страницах истории нашего государства, когда были сломлены судьбы людей?  Рассматриваемый архитектурный объект – дом на Набережной реки Карповки, 30 – как отправная точка большой трудной судьбы.  

Тамара Владиславовна Петкевич (1920-2017) – жительница Санкт-Петербурга, наша современница, бывшая узницей ГУЛАГа, актриса, театровед, писатель – известна в России и за рубежом благодаря своим  мемуарам.

        В воспоминаниях Тамары Петкевич – драматичная история женщины, пережившей арест и гибель отца, смерть матери и сестры в блокадном Ленинграде, 7 лет лагерей, предательство близких, похищение маленького сына, рождённого в лагере. Ее книги «Жизнь – сапожок непарный» и «На фоне звезд и страха» повествуют не только о событиях ее жизни, но и об истории страны в ХХ веке.

        Результатом практики стало создание видеоролика.

  1. Паспорт проекта

1

Тема практики

«Петроград-Ленинград Тамары Петкевич»

2

Тип практики

Социокультурная практика

3

Проблемы социального и культурного характера, которые предполагалось решить в ходе практики

Популяризация личности Тамары Владиславовны Петкевич, привлечение внимания общественности к сохранению архитектурного объекта – дома, в котором жила Петкевич (сам дом также представляет собой интерес  в плане архитектурной привлекательности).

4

Краткое описание практики

Цель:

- Формирование чувства причастности к исторической жизни страны на примере жизни отдельного человека, осознания ценности человеческой личности и значимости нравственного выбора и гражданской позиции человека, привлечение внимания общественности к личности Т.В. Петкевич (цель для педагога).

- Привлечение внимания общественности к личности Т.В. Петкевич  путем создания ролика о доме, в котором жила писатель и актриса (цель для обучающихся);

Задачи:

- расширить представление об истории и культуре страны в ХХ веке;

- познакомиться с особенностями архитектурных строений начала ХХ века;

- сформировать ценностные ориентации подростков-сверстников в процессе изучения «исторической жизни отдельного человека» в контексте большой истории страны;

- познакомиться с творчеством Т.В. Петкевич;

- рассмотреть ряд тем нравственного характера;

- приобрести навыки проектной и исследовательской деятельности;

- научиться создавать мультимедийные проекты и видеоролики;

- способствовать повышению социальной активности и инициативы школьников, их желанию принимать участие в улучшении жизни современного общества;

- создать условия для развития «чувства взрослости» на основе формирования самостоятельности, ответственности.

Используемые методы и технологии в ходе практики:

- на этапе установочной беседы: обсуждение проблемы, передача информации, закрепление информации и обозначение нового направления информирования;

- на этапе подготовки реализации практики: экскурсия, освоение и осмысление информационного материала;

- на этапе разработки сценария: мозговой штурм, фасилитированная дискуссия, коллективное обсуждение;

- на этапе реализации практики: работа в подгруппах; дискуссия, фасилитированная беседа, обратный мозговой штурм - обсуждение промежуточных результатов в беседе в социальной сети ВКонтакте;

- на этапе презентации в авторской группе: дискуссия – обсуждение результата;

- на этапе презентации общественности: дискуссия, ответы на вопросы.

5

Вопросы, актуальные для учащихся в контексте практики

- интерес к судьбе героини;

- ценность командной работы;

- попробовать себя в новом амплуа;

- презентация своей работы сверстникам.

Данная социокультурная практика способствует созданию условий для развития у обучающихся потребностей и способностей к:

- самопознанию — «Узнай себя»; 

- самоопределению – «Выбирай себя»;

- самореализации – «Проявляй себя»;

- саморегуляции – «Контролируй себя»;

- совместной деятельности с другими – «Действуй совместно».

6

Культурный контекст практики

В ходе практики обучающиеся познакомились с такими понятиями как «жизнь человека и власть в государстве», «культурное наследие», «сохранение», «творчество», «реставрация».

7

В чем заключается самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельно:

- голосовое закадровое озвучивание;

- наложение музыкального фона;

- монтаж ролика.

С помощью руководителя:

- составление сценария ролика;

- отбор фрагментов книги Петкевич;

- разметка планов съемки, ракурсов.

8

Авторский коллектив реализуемой практики

Неверко Алена Евгеньевна, учитель

Обучающиеся 9.11 классов

9

Сроки реализации практики

 Октябрь – декабрь 2018 г.

10

Действия по развертыванию практики – перечень мероприятий, которые были предприняты для того, чтобы реализовать практику

- просмотр ролика «Женские мемуары ГУЛАГа. Тамара Петкевич», снятого в 2015 году школьниками;

- установочная беседа по созданию ролика о доме Петкевич (педагог рассказала об истории создания первого ролика об актрисе и писателе, узнице ГУЛАГа, снятого в 2015 году, и предложила продолжить работу по изучению данной темы, познакомила с положением конкурса «Жил-был»);

- экскурсия на набережную реки Карповки: знакомство с домом Петкевич, соотнесение печатного и наглядного материала, обсуждение планов и ракурсов съемки (педагог помогла найти в книге описание элементов дома и прилегающих объектов, которые предстояло снять; вместе с детьми обсуждала наиболее выгодные планы и ракурсы);

- составление сценария ролика (педагог помогла выделить смысловые акценты по раскрытию темы);

- отбор фрагментов текста произведений Петкевич, которые должны прозвучать в ролике (педагог помогла сориентироваться в главах книги);

- обсуждение вступительной и заключительной частей фильма (педагог помогла выделить главное);

- подготовка к видеосъемке (педагог провела репетиции, помогла найти петличный микрофон);

- видеосъемка ролика (педагог помогла в организации съемки на улице, в подъезде дома);

- запись закадрового текста (педагог помогала в организации записи закадрового текста в условиях улицы: оценивала качество звука и отчетливость звучания речи);

- подбор музыкального сопровождения (педагог помогла сделать правильный выбор, соответствующий содержанию отснятого материала);

- монтаж ролика (самостоятельная работа обучающихся);

- обсуждение промежуточных результатов (педагог организовала работу по критической оценке представленного материала);

- доработка материала (самостоятельная работа обучающихся);

- рефлексия: оценка проделанной работы (педагог организовала работу по критической оценке итогового продукта практики);

- презентация ролика.

11

Результаты практики: какие навыки и опыт приобрели учащиеся?

В ходе практики дети научились:

- составлять сценарий видеороликов;

- выбирать ракурсы и планы видеосъемки;

- монтировать видеофрагменты;

- подбирать соответствующий музыкальный фон, гармонирующий с действием в кадре;

- накладывать аудиофайлы на видео;

- оценивать промежуточные результаты работы;

- вырабатывать критерии изменения хода работы;

- гибко менять план по созданию итогового продукта практики.

12

Результаты практики: что изменилось в социуме?

Проявление интереса к личности

Т.В. Петкевич, интерес к ее книгам.

13

Ресурсы, которые были привлечены для реализации практики

Кадровые ресурсы: для реализации практики необходимо было прочитать книгу Т.В. Петкевич; иметь высокий мотивационный посыл; иметь навыки видеосъемки и видеомонтажа; способность работать в группе, быть ответственным, толерантным.

Материально-технические ресурсы: аппаратура для видеосъемки, петличный микрофон, программы для видеомонтажа.

Финансовые ресурсы: приобретение флеш-накопителя.

Информационно-методические ресурсы: книги Т.В. Петкевич, электронные ресурсы по данной теме, ролик 2015 г., снятый школьниками.

Иные: беседа, созданная в социальной сети ВКонтакте для обсуждения текущей работы и промежуточных результатов практики.

14

Социальное партнерство

Библиотека «Интеллект» предоставила петличный микрофон для съемки на улице. Участие в практике студента Иванова Михаила.

15

Проблемные зоны, риски, открытые вопросы в ходе реализации / по результатам реализации практики; варианты развития и коррекции практики

Дискутировали, на что сделать больший акцент: на судьбу ссыльной или личность писателя и актрисы; где записывать закадровый текст: на улице с естественным фоном или в помещении.

16

Описание творческого продукта, полученного в результате практики

  • 1. Ролик, рассказывающий о доме, в котором жила Т.В. Петкевич, где закончилось ее детство и началось то, что писательница назвала «Великим экспериментом страны».

17

Дальнейшая жизнь продукта практики

Ролик может быть использован на уроках литературы, истории, МХК, на занятиях театральной студии. С этим материалом обучающиеся могут выступить на школьной конференции в рамках темы «Путеводитель по Санкт-Петербургу».

  1. Список литературы, иных источников, использованных при реализации культурно-образовательной практики:
  1. Андреевский А. А душу оставить себе... Тамаре Петкевич [Электронный ресурс] / А. Андреевский. – Режим доступа: http://www.stihi.ru/2010/10/30/10.
  2. Воспоминания о ГУЛАГе: [сайт]. Режим доступа: http://www.sakharovcenter.ru/asfcd/auth/?i=162&t=author .
  3. Петкевич Т.В. Жизнь – сапожок непарный / Т.В. Петкевич. – Санкт-  Петербург: АСТРА-ЛЮКС. АТОКСО, 1993.
  4. Петкевич Т. В. На фоне звезд и страха / Т.В. Петкевич. – СПб.: Балтийские сезоны, 2008.
  5. ТАМАРА ПЕТКЕВИЧ « ЖИЗНЬ-САПОЖОК НЕПАРНЫЙ»: [сайт]. Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post318446770/.

Кроме перечисленного: Впечатления от личной встречи с Т.В. Петкевич на презентации книги «На фоне звезд и страха» в Центральном Доме литераторов в ноябре 2008 года.