Статья «ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД СЛОВОМ И ОБРАЗОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛА»
Работа над словом и образом в процессе обучения в классе вокала. Певческое слово-музыкальная речь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема
Статья «ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД СЛОВОМ И ОБРАЗОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛА»
Авторы:
Гончарук Виталий Евгеньевич
Педагог дополнительного образования
по сценической речи, мастерству актера
ГБУ ДО ДЮЦ «Красногвардеец» С-Пб
Актер драматического театра;
Ларина Татьяна Альбертовна
Педагог дополнительного образования по вокалу
ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района С-Пб
Член «Союза концертных деятелей РФ»;
Рахимзянова Надежда Рашитзяновна
Концертмейстер
ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района С-Пб;
Санкт-Петербург
2019 г.
Санкт-Петербург
2019 г.
Прежде чем, мы окунемся в проблемы обучения в классе вокала, обратимся к великому русскому имени Федора Ивановича Шаляпина. Великого вокалиста русской школы. Вот пару строк о его работе над вокальным образом.
Чтобы подчеркнуть смысловую сторону музыкальной фразы, Шаляпин распределял силу звука таким образом, чтобы не громкостью, а дикционной выразительностью выделять то, что должно усилить восприятие образа. Можно почувствовать, что в несении слова-мелодии Шаляпин как бы действовал приемами драматического актера: интонационная сторона его исполнения и чередование силы звука были направлены к тому, чтобы уточнить смысловую ткань партии.
Во время обучения часто происходит упущение таких немаловажных элементов вокала как слово, музыкальная речь самого исполнителя. Пение - это та же речь, но вокальная, - это искусство, соединяющее музыку и речь, творчество композитора и творчество поэта, писателя.
Певец, творчески соединяя текст с музыкой, создает художественные образы, и успех создания их зависит не только от качества музыки и текста, но и от талантливости исполнителя, степени его владения техникой пения и техникой речи. Обе составляющие важны в равной мере. Невозможно создать яркий художественный образ при плохом владении голосом или скверной дикции.
Увлекаясь звуковедением, добиваясь звучания ровного красивого голоса, забывают о произношении четкого слова. Начинают глубить, пропадает дикция, уходит четкость произношения. По этой причине не все люди любят слушать оперу. Так как даже на русском языке, простому человеку непонятен текст и соответственно не понятна сама опера, как искусство.
Впрочем, само слово «дикция» не вполне исчерпывающе передает сущность дикционной особенности. В обычном понимании безупречная дикция считается чем-то обязательно присущим настоящему певцу и тем более оперному. Нередко преподаватели, работая над произведением, заостряют свое внимание исключительно на гласных, упуская из вида тот факт, что гласные, сочетаясь с согласными и образуя слоги, при пении очень сильно воздействуют друг на друга, следствием чего может быть даже полное искажение одних гласных под действием других.
Поэтому, хотелось бы заострить внимание всех педагогов на важности работы над согласными в пении, являющимися «строительным материалом», благодаря которому слова обретают истинный смысл и становятся понятными. Вокальная дикция, в отличии от дикции речевой, более сложна для понимая и освоения, потому что основная ее задача не только четкое произношение согласных, но и соединение его с вокальной техникой (правильным певческим дыханием, точным интонированием, пользованием различными видами атак, использование различных вокальных приемов и т.д.).
Очень хорошо, когда работа педагога по вокалу тесно связана с работой педагога по сценической речи. Совместная деятельность двух педагогов и целенаправленная работа над решением проблем произношения ученика и избавлением от говора является залогом воспитания грамотного певца, работа над интонацией слова, работа над мягкостью языка.
Эта практика дает хорошие результаты. Очень часто при отсутствии этой практики на сцене появляются дефекты произношения, искажается звук.
В артикуляции речевых звуков принимают участие многочисленные мышечные органы ротоглоточного канала: губы, язык, мягкое нёбо, зев, глотка, а также мускулатура, двигающая нижнюю челюсть.
Хочется сказать о важности совместной работы с концертмейстером, как единым целым организмом – исполнитель и концертмейстер. Ведь работа концертмейстера с солистом очень важна в «одном характере», «на одном дыхании». Что особенно способствует работе над выразительным словом, образом, характером, смысловой интонацией, правильной передачи авторской задумки. Со стороны концертмейстера стоит долгая, кропотливая, творческая, но очень нужная и интересная работа. Речь идёт о создании полноценного вокального ансамбля. Каждая вокально-фортепианная миниатюра - это целая жизнь, моноспектакль, вернее сказать, спектакль для двух участников, так как фортепианная партия является сосредоточием внутренних переживаний героя, отображением его психологического состояния.
Возвращаясь к Шаляпину и работе над образом, Федор Иванович создает в пении характеры. В романсах, в ариях, не говоря о целых сценах из опер, в которых мы слышим как он «играет», пропевая слово за словом, сотворяя могучие образы. Сам образ персонажа может сильно влиять на пение. На жестикуляцию, поведение на сцене.
Здесь мы должны упомянуть о руках вокалиста. Не все знают, что с ними делать, особенно дети. Когда ребенок мнет одежду или перебирает пальцы, размахивает руками, тактирует. Руки это тоже продолжение нашей речи, в том числе и музыкальной. Когда руки поют вместе с вокалистом, и они не просто болтаются, а идут за образом. Стоит вспомнить простую жизнь, где руки это и есть наша речь. Когда человек угрожает словом, он добавляет жесты, руки живут. Также когда человек грустит или радуется руки вместе с ним. Любое эмоциональное переживание, проживание связано с жестикуляцией рук. Педагог должен объяснить ребенку эти истины. Руки должны работать на уровне чувств, идти за мыслью, чувством и голосом.
Дар гениального музыканта заключался у Шаляпина в умении передать не музыкальный текст, а заложенное внутри его содержание.
Вот почему Шаляпин говаривал, что «Ноты – это простая запись» и что «Нужно их сделать музыкой, как хотел композитор».
Сам Шаляпин был глубоко убежден, что вся сила его пения заключена в точности интонации, в верной окраске слова и фразы.
И вспоминал, как ощутил он это впервые, как в молодые годы разучивал партию Мельника. Он работал упорно, а образ получился ненатуральным.
Знаменитый трагик Мамонт Дальский, к которому Шаляпин обратился за помощью, велел не петь, а прочесть ему по книге пушкинский текст. И когда Шаляпин прочел с точками, запятыми, придыханиями, Дальский обратил внимание на интонацию.
« Ты говоришь тоном мелкого лавочника, - заметил он, обращаясь к Шаляпину, - а Мельник – степенный мужик, собственник мельницы и угодий. Шаляпин сразу понял всю фальшь своей интонации, покраснел от стыда, но понял, что в правильности интонации, в окраске слова и фразы вся сила пения.
Много раз - в своих воспоминаниях, Шаляпин говорит об интонации, как о способе проникновения в существо роли, в никем нераскрытые глубины романсов и песен.
«Холодно и протокольно звучит самая эффективная ария, если в ней не разработана интонация фразы, если звук не окрашен необходимыми оттенками переживаний», пишет Шаляпин.
Эмоциональная выразительность голоса певца является важнейшей характеристикой его исполнительского творчества. Характер эмоциональной выразительности вокального произведения уже предопределен в основном содержанием поэтического текста и музыкой композитора.
Б.В.Астафьев писал: «Надо уметь петь гнев, сострадание, боль, шутку, насмешку, ласку, поцелуй, лукавство, смелость - словом, всю гамму чувствований».
Хорошая дикция, высокая разборчивость музыкальной речи обеспечивается наилучшим соотношением звукового, дыхательного и артикуляционного механизма, быстротой и четкостью движений артикуляционного аппарата и совершенным совпадением начала дыхания артикуляции и звучания.
Пение, лишенное выразительного слова, частично теряет смысл. В то же время преувеличенная роль слова в пении может превратить его в музыкальную декламацию и свести на нет основное, прекраснейшее свойство его – певучесть. В процессе обучения пению певец должен довести свою дикцию до тех вершин, когда можно сказать, что он поет, как говорит, и в то же время не теряет драгоценнейшего качества пения – кантилены.
Человеческий голос, как никакой другой инструмент, способен передавать тончайшие оттенки всей гаммы человеческих чувств, переживаний, событий, так как здесь музыка в соединении со словом глубоко раскрывает художественный образ произведения и благодаря этому приобретает огромную силу выразительности.
Основная задача – понять произведения, правильно прочесть текст, разгадать и расшифровать подтекст, прочувствовать его, облечь в соответствующую вокально - техническую и дикционную форму. Только тогда, как результат этой кропотливой, но благодарной работы, может возникнуть тот синтез музыки, образа и слова, дающий максимальную выразительность.
Список использованной литературы
1. Ульева И.Е Если вы любите петь, - М. 2004.
2. Дмитриев Л. Основы вокальной методики, - М. 2000.
3. Кочетов Н. Вокальная техника и ее значение, - М. 1930.
4. Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии, - С.-П. 1988.
5.Комарович Г.Л. Практические советы начинающему певцу. М.: «Музыка», 1965.
6. Андроников И. Собрание сочинений. В 3-х т. Т.2. – Москва: художественная литература, 1981.
7. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. – Л. «Музыка», 1977.