КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Актерское мастерство»

Ситкина Наталья Анатольевна

Цель занятия:

 

v формирование и раскрытие творческой индивидуальности;

v создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности;

v способствование повышения роли самоуправления в планировании, организации и анализе деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_4.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленская область

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Актерское мастерство»

      Разработала: педагог дополнительного образования

Ситкина Наталья Анатольевна

2017 год

Тема занятия: «Актерское мастерство»

Цель занятия:

  • формирование и раскрытие творческой индивидуальности;
  • создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности;
  • способствование повышения роли самоуправления в планировании, организации и анализе деятельности.


Задачи занятия:

  • формирование  тренингов, позволяющих оптимально распределить участников по способностям;
  • обучение навыкам работы над дикцией и чистотой произношения;
  • развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии;
  • развитие импровизационных способностей;
  • развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом;
  • воспитание творческой личности.

Наглядные пособия:

 презентации,  глоссарий, газеты, рекламные буклеты, фотоматериалы.

Оборудование и материалы:

 

  • ноутбук,  
  • методическая разработка  урока, ватманы,
  • фломастеры,
  • гелевые ручки,
  • карандаши,
  • диски с музыкальными отбивками,
  • магнитофон,
  • музыкальный центр,
  • театральная маска из картона.

Время проведения занятия:

3 часа (2ч.35 мин.)

Место проведения:  кабинет Центра детского творчества.

Методы работы:

  • словесный,
  • наглядный,
  • практический,
  • аудиовизуальный.

Форма проведения занятия:

  1. Презентация.
  2. Беседа, с объяснением нового материала.
  3. Показ наглядностей.
  4. Практическая работа учащихся в группах.

План-сетка занятия:

Этапы занятия

Время проведения

1

Организационный момент:

а) приветствие;

б) ответы на вводные в тему вопросы.

5 мин

5 мин

2

Объяснение нового материала:

а)  актуальность данной темы.

      б) I блок занятия: разминки.

10 мин.

25 мин.

Переменка.

10 мин.

в) II блок занятия: речевые техники.

г) III блок занятия;

25 мин.

20 мин.

Переменка.

10 мин.

д) IV блок занятия.

30 мин.

3

Подведение итога занятия

15 мин.

Ход занятия.

 

Педагог: Здравствуйте, ребята! Наше занятие сегодня называется «Актерское мастерство».  

Вопрос педагога: Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Педагог: Правильно. Сегодня мыс вами рассмотрим,  что же включает в себя  актерское мастерство.                                                                                                          Актерское мастерство — это игровое пространство, возможность почувствовать себя ребенком или властелином мира, унестись в мир мечты и осознать реальность бытия. Чем объяснить популярность курса актерского мастерства? Дело вовсе не в том, что все хотят стать великими актерами и играть на сцене. Умение владеть собой, ситуацией, быть уверенным - сегодня  залог успеха. Это дают занятия по актерскому мастерству.                         Есть и еще одна причина популярности актерского мастерства. Большинство из нас сейчас много работают, и это правильно, так как мы все хотим достичь профессионального роста, реализоваться в семье, побывать там, где давно мечтали. Но есть обратная сторона такой жизни – это усталость. Актерское мастерство – это возможность в короткий срок (3-4 часа) переключится и отдохнуть, чтобы потом, восстановившись, таки добиться поставленных целей!

I блок занятия: «Разминка».


Педагог: Проведем небольшую разминку.


Педагог:
1. Ну, а сейчас я вам всем предлагаю встать в круг.
Это тесное взаимодействие актёров – мы видим друг друга. Я готовлю вас к роли. Сегодня мы поговорим о Н.В.Гоголе. Надеваем на голову веночки. Сегодня мы на Украине. Для того, чтобы войти в роль, все посторонние мысли нужно оставить за кадром.

Учащиеся выполняют упражнение.


Педагог: 2. Следующее упражнение «Этюд с воображаемым предметом».
Удобным и не требующим больших временных затрат методом преодоления опасений и тревог большой группы является создание “Лукошка депозитов”.

Учащиеся выполняют упражнение.                                                 

Участникам необходимо вспомнить то, что их тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты:
• Накормил ли я кошку?
• Когда дядя выйдет из больницы?
• Мне нечего сказать
Опасения по поводу участия в ходе занятия
• Смогу ли я справиться с волнением?
• Попросят ли меня говорить?
• А вдруг я отвечу не так, как нужно?
Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно забыть.

Переменка.

II блок занятия: «Речевые техники».

Педагог: А сейчас, мы с вами, ребята, проведем упражнение на отработку дикции.
Упражнение на расслабление «Поклонение солнцу». Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, руки свободно опущены вдоль корпуса.

Педагог: • вдох – руки и голову поднять вверх;
• выдох – наклон.

Учащиеся выполняют упражнение вместе с  педагогом.


Педагог:
Следующее упражнение называется «Кнопки». «Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.


Учащиеся выполняют упражнение вместе с  педагогом.


Педагог: Поскольку речь и чтение происходит на вдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса.
Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был запас воздуха, слабая струя воздуха непроизвольно компенсируется опасным для связок излишним их напряжением.

Педагог:  Давайте с вами поучимся проговаривать скороговорки. Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз делать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести ее вслух, но не быстро. А вот уже после этого – три раза подряд быстро.

Одна из скороговорок: «Купи кипу пик». Проговариваем три раза. Потом проговариваем в обратном порядке: «Пик кипу купи».

Учащиеся выполняют упражнение.

Педагог: Молодцы, ребята! Если заниматься каждый день, хотя бы,  по одной минуте,  можно достичь определенных результатов. 

Педагог:  Следующее упражнение  на выход из-за кулис. Ответьте мне на вопрос, какие основные  театральные правила?

Учащиеся отвечают на вопрос.


Педагог:
Правильно. Основные правила поведения за кулисами необходимо запомнить:

- тишина за кулисами
- нельзя поворачиваться спиной к зрителям
- в роли находиться до конца представления
- уметь слушать своих партнёров
- все действия совершаем по хлопку
Педагог: После того, как правила поведения за кулисами мы запомнили, проведем небольшую разминку. Она называется «Управляем телом». Под музыку выходим на сцену с двух сторон. Помощники показывают движения.


Учащиеся выполняют упражнение вместе с  педагогом.


III блок занятия: «Разгонка: «торможение» психической активности».

Педагог: Сейчас, я вам коротко, расскажу, что из себя представляет психическая активность. Нередко некое действие, которое мы неоднократно выполняем в разное время, воспринимается нами не одинаково. Иной раз нам кажется, что оно длится чересчур долго и заставляет нас прилагать серьезные усилия. А в другой раз, когда мы пребываем в ином психо-эмоциональном состоянии, нам кажется, будто то же действие мы производим быстро и четко, просто играючи. В данном случае оценка степени сложности этого действия целиком и полностью зависит от уровня нашей психической активности.

Педагог: Выполним упражнение на взаимодействие партнеров. Определяем «зерно» характера! Это один из важных элементов актерского мастерства.
Педагог: Ребята, давайте с вами разделимся по парам. Каждый из вас подойдет к партнёру, который сидит напротив. Посмотрите друг на друга. Расскажите что-нибудь о своём партнёре, может быть, он напоминает вам какую-то птицу, животного, дерево и т.п.

Учащиеся выполняют упражнение.


Педагог: Еще одно упражнение. Продолжаем работать в парах. Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Предлагается соединить в связный рассказ два предложения.
1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»; «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
2) «По улице проехал грузовик…»; «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
3) «Мама купила в магазине рыбу…»; «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».
4) «Скоро наступит весна…»; «…поэтому в магазине я купила интересные книги».

Учащиеся выполняют упражнение.


Педагог: Ребята, вы любите импровизировать?

Учащиеся отвечают на вопрос.

 Педагог: Какие чувства вы испытываете, когда находитесь в ситуации, с независимыми от вас обстоятельствами? Давайте проверим.  Следующее упражнение «Актёрский приём – предлагаемые обстоятельства».  Например, внезапно, на сцене появляется плачущая девочка. Что будет делать каждый из участников? Проанализировать.

Учащиеся отвечают на вопрос.


Педагог: А теперь попробуем повторить всё сначала. Сможем? Легко будет?
Очень важно помнить, что ты чувствовал. Запомни это состояние!

Учащиеся выполняют упражнение.


Педагог: Одним из необходимых элементов театрализованного представления является массовка. К примеру, в опере «Борис Годунов» – это народ,  священнослужители, думные дьяки,  солдаты и т.д.  Это люди, которые создают антураж эпохи, без слов или с одной или двумя  фразами.  Но они являются необходимыми действующими лицами спектакля.

Сделать массовку в театре гораздо сложнее, чем разыграть отдельный эпизод. Для этого существует ряд упражнений. Как сказал один французский философ Ж.П.Сартр: «Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть». Человек постоянно порывается выйти за пределы своего «я».
Педагог:  А теперь выполним упражнение, которое называется  «В одной связке».         Все участники связываются одной верёвкой. Каждому раздаётся лист бумаги, где написано – кому, чем нужно заниматься. Один опаздывает на поезд, другой должен срочно встретиться с другом, третий просто хочет спать и т.д.
Участники должны как-то «разрулить» ситуацию.

Учащиеся выполняют упражнение.

Переменка.


IV блок занятия: «Воплощение».

Педагог: Отдохнули, ребята! Молодцы! Теперь продолжим нашу работу.  

Представьте себе, что мы в украинской деревне. Про Диканьку, я думаю, вы наслышались вдоволь.                                                                                                А представим мы с вами фрагмент Сорочинской ярмарки! Чего только нет на той ярмарке! Колёса, сало, дёготь, цибуля, хлеб, порося, бублики!                                        Нам нужно решить два вопроса: кто будет главной героиней и что каждый из вас будет продавать на ярмарке.
- Кто из вас хочет быть главной героиней: чернобровой, черноокой красавицей Ганной?
Если желающих несколько – устраиваем «дискуссионные качели».  Это эффективное средство в разрешении споров методом анализа, а игровая форма снимает психологическое напряжение. Можно применить режиссёрский приём – выбрать главную героиню по фактуре, по цвету волос, по голосу.
Педагог: Каждый участник получает записку, где написан предмет, который будет продаваться на ярмарке. Это цибуля, люлька, бублик, сопилка, запаска, кожух и т.п.
Кричалки, зазывалки:
- А кому цыбуля, кому цыбуля! Вкусная приправа, для холодного и горячего!
- Люлька! Продается люлька! Такая ловкая! Больше не купишь нигде! Хорошая люлька!
- А ну, купцы!  Заходите до меня! Навались, у кого гроши завались!
- Бублики! Свежие бублики! На сметане сделаны! Три копейки за бублик!
- Купите сопелку! Посмотрите, какая дивинка!
- Ремешки! Большие и маленькие! Девчинам и женам подпоясаться красиво!
- Добрый кожух! Знатна одежда! Медвежья подкладка!
- Платки! Примеряем на косу свою, могу даром отдать!
Участники должны найти свой предмет где-то на сценической площадке.
Итак, все вы украинские юноши и девушки. Вы пришли на ярмарку, чтобы продать свой товар. Каждый по очереди выкрикивает свою реплику, рекламируя свой товар. На ярмарке можно танцевать и петь.
- Все готовы? Вы уверены, что справитесь? А в какой последовательности вы будете рекламировать товар?

Учащиеся выполняют упражнение. Педагог помогает с речью.


Педагог:  Наше занятие подходит к концу. И последнее упражнение «Маска».                        Каждому учащемуся я раздам заранее приготовленные театральные маски из картона. И каждый из вас  дорисует на театральной маске свои эмоции и оденет её. Все встают в круг и делятся впечатлениями о проведенном занятии.                                

Педагог:  Таким образом, подведем итог занятия. Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось.

Актерское мастерство - это возможность улучшить дикцию, научиться красиво двигаться, осознавать свои чувства и внятно их выражать, понимать состояние окружающих, проявлять себя в публичном пространстве. Занятия по актерскому мастерству формируют правильную, четкую и уверенную речь, учат концентрировать внимание, наблюдать и воспроизводить наблюдаемое, взаимодействовать с товарищами и совместно работать над общими задачами.                                                        На следующих занятиях вы сможете побывать в роли декораторов, костюмеров, режиссёров, сценаристов, гримёров. А потом сами решите, чем вам интересно будет заниматься далее.                                                                                         На этом, наше занятие закончено. Спасибо за работу. Всего вам доброго!

Список используемой литературы:

1. Брехт Б. О повседневном театре. В кн.: его же, Пьесы. М., 1956
2. Станиславский К.С. Работа актера над собой, Работа актера над ролью. Собр. соч. в 8-ми тт. Тт. 2, 3, 4. М., 1954–1957
3. Станиславский К.С. Работа над ролью. Собр. соч., т. 4. М., 1957
4. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1969.

5. Э.Мейерхольда. М. Творческое наследие. 1978.
6. Губанова Г. «Победа над солнцем» – театр по Малевичу. Журнал КУКАРТ, 1999, № 7
7 Кох И. Э. Основы сценического движения. Л., Искусство, 1970 г.
8. Пиз А.  Язык жестов. «Парадокс». Минск, 1995 г.
9. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М., Искусство, 1954 г.