КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Культура речи в общении. Дикционный тренинг»

Ситкина Наталья Анатольевна

 Формирование и раскрытие творческой индивидуальности. Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности. Способствование повышения роли культуры речи в общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_1.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленская область

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Культура речи в общении. Дикционный тренинг»

      Разработала: педагог дополнительного образования

Ситкина Наталья Анатольевна

2017 год

Тема занятия: «Культура речи в общении»

Цель занятия:

  • формирование и раскрытие творческой индивидуальности;
  • создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности;
  • способствование повышения роли культуры речи в общении.


Задачи занятия:

  • формирование  тренингов, позволяющих добиться правильной речи;
  • обучение навыкам работы над дикцией и чистотой произношения;
  • развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии;

 

  • развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом;
  • воспитание творческой личности.

Наглядные пособия:

 презентация,  глоссарий, газеты, , фотоматериалы.

Оборудование и материалы:

               

  • методическая разработка  урока,
  • фломастеры, карандаши,
  • диски с музыкальными отбивками,
  • магнитофон,
  • зеркало.

Время проведения занятия:

3 часа (2ч.35 мин.)

Место проведения:  кабинет Центра детского творчества.

Методы работы:

  • словесный,
  • наглядный,
  • практический,
  • аудиовизуальный.

Форма проведения занятия:

  1. Презентация.
  2. Беседа, с объяснением нового материала.
  3. Показ наглядностей.
  4. Практическая работа учащихся в группах.

План-сетка занятия:

Этапы занятия

Время проведения

1

Организационный момент:

а) приветствие;

б) ответы на вводные в тему вопросы.

5 мин

5 мин

2

Объяснение нового материала:

а)  актуальность данной темы.

      б) I блок занятия: разминки.

10 мин.

25 мин.

Переменка.

10 мин.

в) II блок занятия: речевые техники.

г) III блок занятия;

25 мин.

20 мин.

Переменка.

10 мин.

д) IV блок занятия.

30 мин.

3

Подведение итога занятия

15 мин.

Ход занятия.

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. Потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только  умении избегать ошибок речи, но  и в стремлении постоянно обогащать свой словесный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

 Речь –одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей и наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное впечатление на настроение нашего собеседника. Таким образом , культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона. 

Нередко, увлекаясь темой разговора, мы совсем забываем о культуре общения, стараемся навязать собеседнику свою точку зрения по поводу темы разговора, не пытаясь вникать в доводы, которые приводят наш визави, попросту его не слушаем , и наконец, стремясь заставить всех окружающих согласится с нашим взглядом на вещи, пренебрегая речевым этикетом, перестаём следить за собственными словами.

По правилам культуры общения, категорически запрещено оказывать давление на собеседника. Кроме того, что навязывать свое мнение – очень некрасиво, это ещё и неэффективно. Ваша манера, скорее всего, вызовет защитную реакцию партнера, и тогда ваш разговор в лучшем случаи просто не сложиться.

Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем разговариваете, если искренне уважаете мнение своего собеседника, можете быть уверены в том, что вы хороший собеседник и людям приятно с вами общаться. Умение слушать

является залогом вашего успеха в любой жизненной ситуации  и в любом обществе.

Но как быть в том случаи, когда вы придерживаетесь правил культуры общения и следуете речевому этикету, а ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть вас « на вашу сторону»? Если вам не нравиться манера общения вашего визави или вы не согласны с тем, в чём он вас старается убедить, выразите свою точку зрения, начав речь с этикетного клише: «Вам не кажется, что……»

Если во время разговора у вас с собеседником завязался спор, в итоге которого вы осознали свою неправду, по правилам культуры общения вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.

Очень важна гимнастика для губ, языка и нижней челюсти.

Мы будем овладевать упражнениями, они будут возрастать по сложности   меняться тип, от медленного к более подвижному и быстрому.

    В работе будем использовать маленькое зеркало  для фиксирования и контроля точности движений артикуляционного аппарата.

                                        Практическая работа.

Общая дыхательно –голосовая разминка.

Вдох всегда берется на счет 1-2 и, начиная со второго упражнения, сочетается со сменой позы.

  1. Лежа на спине сконцентрировать на ощущениях расслабленного теплого тела ( лето, пляж) . Вдох ( носом) на счет 1-2, выдох через приоткрытые губы на счет 1-6.

  1. Вдох на счет 1-2 сильно подтягиваем к груди правую ногу, придерживая ее двумя руками за подъем. В этом положении выдох 1-6.

  1. На счет 1-2 правую ногу выпрямляем, одновременно сгибая левую. Выдох на 6 счетов в этой позе.

  1. Обе ноги прижимаем к груди ( ноги согнуты в коленях) придерживаем за подъём – вдох на счет 1-2. В этой же позе – выдох на 6 счетов.

  1. Перекрещивая ступни ног, разводим колени в стороны ( руки придерживают колени). Выдох на 6 счетов.

  1. Из этой позы делаем свечку. Удерживаем на выдохе до 6.

  1. Медленно опускаем ноги – вдох , лежа на спине – выдох на счет 6.

  1. Перевернуться на живот, голову кладем на скрещенные  руки. Вдох на 6 счетов.

  1. Приподнимаемся на локтях – вдох, в этой же позе выдох. Прогнуться на вытянутых руках.

  1. Руки выпрямляются в перед, прогибаемся, отрывая ноги и руки от пола – вдох на 6.

  1. Взявшись руками за лодышки , принять позу рыбки – выдох на счет 6.

Освободив ноги, переворачиваемся на спину и отсюда начинаем цикл заново.

Выдох на звуке «М».

(Настраиваем резонаторскую систему, вызывая работу верхних и нижних резонаторов).

Следующий цикл – «М» с гасными.

Следующий цикл  - мнулли

                                - мнолли

                               - мналли

   «На мели мы лениво налима ловили.

Для меня вы ловили леня.

О любви не меня ли вы мило молили.

И в туманы лимана манили меня.»

Перемена.

По мнению большинства людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов, в повышении продуктивности общения, в склонности массовой аудитории на  свою сторону.

Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют  наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное слово.

     

                           Артикуляционная гимнастика.

1.«Шторка».

Верхняя губа поднимется и опускается. Нижняя на месте. Нижняя опускается , верхняя на месте. Попеременное движение губ.

  1. Верхняя губа на счет «раз» поднимается вверх, приоткрывая верхние зубы, на «два» медленно опускается вниз. 5-6 раз.
  2. Попеременное движение верхней губы вверх – вниз и нижней губы- вниз- вверх.

Общий счет 1-4. Выполнить 5-6 раз.

После упражнения – обязательная проверка словами

в-ф, д-т, з-с. л-н, р,ц

с гласными звуками ы,и,

Примеры слов: вишня – филин, дикий- дырка, зычный – зил,

Лыко- лик, Нина- нытик, ринг- рыба, цирк- цыпки.

2.«Парус»

  1. Верхняя губа приоткрывает верхние зубы, несколько выворачиваясь веред – на счет 2 раз», на счет «лва» - опускается. Нижняя губа приоткрывает нижние зубы, при этом несколько выворачивается.  На счет «раз»- «два». Повторить 5-6 раз.
  2. На счет «раз»- «два» движение «Парус» для верхней губы.

«три»-- «четыре»- движение для нижней губы.

Проверка на односложных словах с буквой «у» под ударением.

  1. «Хоботок»

  1. На счет «раз» вытянуть губы хоботком, напрячь их, затем расслабить их.

Повторить 5-6 раз.

  1. Движение выпяченных вперед губ «хоботка» ( или «пяточка»)

 по кругу на счет 4 в одну и другую сторону.

  1. «Циферблат»

1.Движение высунутого языка по кругу циферблата (плавное с фиксацией на цифрах 3-6-9-12). Движение по часовой стрелке и обратно.

2. Зажав в вытянутых вперед губах воображаемый «карандаш», «написать» цифры от 1 до 10 или своё имя или фамилию печатными буквами. Сбросить напряжение пофыркиванием.

  1. «Домкрат»

  1. Сильным давлением кончика языка на нижние зубы заставить нижнюю челюсть опуститься в низ- «раз» На счет «два»- освободить. Упражнение выполнить 5-6 раз.

Давление языка в  верхние зубы .Заставить верхнюю челюсть

Подняться «раз». «Два»- отпускаем.

2.Давление языка на нижнюю губу (отодвигание её) –«раз».

«Два»- отпускаем.

Отодвигаем верхнюю губу- «раз», «Два»- освобождаем.

  1. Попеременное движение на счет 4.

  1. «Язык».

  1. Резкое выбрасывание языка («жало змеи» ). Подцепив «капельку яда» в глубине языка, резко выбрасываем язык вперед.
  2. Рот приоткрыт. Язык помещен на нижнюю губу и меняет свою конфигурацию:

– острый кончик,

– лопата,

– трубочка,

 - чашечка.

То же самое- за зубами.

  1. Кончиком языка достать кончик носа – «раз»- «два», на счет «три-«четыре».
  2. Прокалывание кончиком языка щек.

Перемена.

Упражнения театрального тренинга.

Название

Цель

1.

Бег с препятствиями.

Бег по кругу с заданными темпом ритма. Ритм меняется, педагог предлагает различные ситуации:

- светит солнце в глаза,

- впереди яма,

- сильный ветер  дует в спину,

- злая собака и тд.

Раскрепостить детей, тренировать внимание, чувство ритма.

2.

Байдарки.

Две команды садятся друг за другом. Под счет. А затем кто вперед делают ритмичные движения как при плавании на байдарке.

Тренировка чувства ритма, чувства  друг друга

3.

Скакалочка.

Все участники «берут» скакалки и прыгают заданное число раз. Говоря четверостишие:

На скакалке я скачу, научиться я хочу

Так владеть дыханьем . чтобы, звук

Держать оно могло бы

глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Раз ,два ,раз, два, раз,  два.

Можно прыгать целый час.

Развивать у детей внимание, умение пользоваться диаграммой (правильно дышать)

4.

Пулеметчики.

Участники, на полу обыгрывая табуретки пулемётами, повторяют вместе три раза:

Так, так, так говорит пулемет,

Так, так, так говорит пулемёт.

Затем каждый в отдельности говорит эту фразу, вкладывая в неё ненависть к воображаемому врагу.

Тренировать голосовые связки, тренировать дыхание.

5.

Сочинить сказку или рассказ.

Участники садятся в полукруг. Первый говорит предложение, второй повторяет сказанное и добавляет своё, и т.д. Рассказ необходимо построить по правилам драматургии.

- Предлагаемые обстоятельства,

- завязка,

-«И вдруг»…

-развитие действия,

-кульминация,

-развязка.

Развить у детей фантазию, память, познакомить с драматургическими правилами построения произведения.

6.

Рубить дрова.

Участники «берут» топоры и со звуками 2Ах», «Ох», «Ух», «Их» «рубят дрова».Дрова разрублены на конец фразы.

Развить у детей память физических действий, речевой аппарат, пластику.

7.

Статическая мизансцена.

По хлопку ведущего участники по очереди подстраиваются друг к другу в мизансцену, не перекрывая никого. У первого задача принять позу, чтобы она была (примерно) понятна другим. От последнего начинают отмирать говоря то что изображали.

Чувствовать друг друга, развивать фантазию, общение.

8.

Услышать партнера.

Участники делятся на четыре команды, договариваются, что будут петь, и вместе исполняют песни. Задача не перекрикивать,

а держать свою мелодию, не сбиваясь, в то же время слышать,  мелодию  что поют партнеры из соседних команд.  (То же упражнение –  только  каждый участник

поёт свою песню).

На развитие слуха, внимания, голосовых связок

Подведение итогов.

  Наше занятие подходит к концу. И последнее упражнение «Маска».                        Каждому учащемуся я раздам заранее приготовленные театральные маски из картона. И каждый из вас  дорисует на театральной маске свои эмоции и оденет её. Все встают в круг и делятся впечатлениями о проведенном занятии.                                

  Таким образом, подведем итог занятия.

 Мы с вами уточнили, что культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. И нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь.  Мы узнали что, культура речи заключается не только  умении избегать ошибок речи, но  и в стремлении постоянно обогащать свой словесный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

 Речь –одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей и наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное впечатление на настроение нашего собеседника.

Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона. 

 

На этом, наше занятие закончено. Спасибо за работу. Всего вам доброго!

                     Список используемой литературы:

1. Станиславский К.С. Работа актера над собой, Работа актера над ролью. Собр. соч. в 8-ми тт. Тт. 2, 3, 4. М., 1954–1957
2. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М., 2003.

3. Э.Мейерхольда. М. Творческое наследие. 2005.
4.  Кох И. Э. Основы сценического движения. Л., Искусство, 2006 г.
5. Пиз А.  Язык жестов. «Парадокс». Минск, 2004 г.

6.   Аркова В.Н.  Гимнастика на службе у театра. — М.:ТеаГ, 2006.

7.   Вышегоров П. Л.Для самодеятельных актеров. Методика: СПб.:, 2007.

8.Грошин Ю. Д.  Физические нагрузки. — Новосибирск, 2001.

9..Жордаловская Л.П. Речевая культура — М.: Просвещение, 2003.

10. Ладыгина А.Ю. Правила здоровья. — М.: Просвещение, 2010.