КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Методика проведения концерта»
Цели занятия:
Ø выявить технологические особенности постановки концертно-зрелищных программ;
Ø выявление знаний, умений и навыков учащихся, раскрытия их индивидуальных возможностей и способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_2.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленская область
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Методика проведения концерта»
Разработала: педагог дополнительного образования
Ситкина Наталья Анатольевна
2018 год
Тема занятия: «Методика проведения концерта»
Цели занятия:
- выявить технологические особенности постановки концертно-зрелищных программ;
- выявление знаний, умений и навыков учащихся, раскрытия их индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи занятия:
- Рассмотреть этапы подготовки концертных номеров.
- Определить структурные составляющие постановки концертно-зрелищной программы.
- Рассмотреть номер как основу технологического процесса постановки концертно-зрелищной программы.
- Выявить различия между ведущим и конферансье.
- Развить учебно-коммуникативные умения, творческие способности.
- Способствовать активизации профессионального и личностного самоопределения учащихся.
- Способствовать личностного роста старшеклассников.
Наглядные пособия:
презентации, глоссарий, фотоматериалы.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, методическая разработка урока, диски с музыкальными отбивками, магнитофон, музыкальный центр.
Время проведения занятия: 3 часа (2ч.35 мин.)
Место проведения: кабинет Центра детского творчества
Методы работы: словесный, наглядный, практический, аудиовизуальный, сопоставление теоретических исследований и практических примеров.
Форма проведения занятия:
- Презентация.
- Беседа, с объяснением нового материала.
- Показ наглядностей.
- Практическая работа учащихся в группах.
План-сетка занятия:
№ | Этапы занятия | Время проведения |
1 | Организационный момент: а) приветствие; б) ответы на вводные в тему вопросы. | 5 мин 5 мин |
2 | Объяснение нового материала: а) актуальность данной темы; б) этапы подготовки концертов и торжеств. | 15 мин. 20 мин. |
Переменка. | 10 мин. | |
в) роль конферансье; г) подготовка концертных номеров; д) репетиции. | 15 мин. 20 мин. 10 мин. | |
Переменка. | 10 мин. | |
3 | Практическая работа в группах. | 25 мин. |
4 | Представление изготовленных проектов. | 15 мин |
5 | Подведение итога занятия. | 5 мин. |
Ход занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя тема нашего занятия «Методика проведения концерта ». Актуальность данной темы состоит в необходимости системы планирования процесса создания концертно-зрелищных программ. Неподготовленные мероприятия проходят сумбурно, они не интересны зрителю и поэтому в следующий раз на данный концерт к вам просто никто не придет.
Вопрос педагога: Как вы думаете, ребята, что необходимо для проведения успешного концерта?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Педагог: Молодцы, ребята! Ответы правильные. Сейчас я вам более подробно расскажу об этапах подготовки к концерту. При этом надо учитывать, что количество компонентов процесса подготовки концерта зависит от масштабности концерта.
Первый этап подготовки – этап планирование концерта.
Вопрос педагога: Как вы думаете, что включает в себя планирование концерта?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Педагог: Правильно, он включает в себя:
- Тему;
- Время проведения;
- Место.
При определении темы (формы проведения) концерта необходимо учитывать: календарный и учебный период, актуальные задачи, тему года, особенности аудитории.
При определении время проведения следует учесть:
- режим работы основной массы населения;
- режим учебы школьников;
- день недели, выходные и праздничные дни;
- каникулярный период школьников;
- отпуска рабочего населения. Оптимальным для проведения концерта является время с 17 часов в рабочие дни и с 12-14 часов в выходные и праздничные дни.
Местом проведения концерта может быть: концертный (актовый) зал, большая рекреация, холл первого этажа, открытая сцена на улице, стадион, большая уличная площадка.
Вопрос педагога: А теперь, скажите, пожалуйста, ребята, кто должен входить в оргкомитет, который отвечает за организацию концерта?
Учащиеся отвечают на вопрос
Педагог: Рассмотрим подробнее, кто входит в состав творческого коллектива при подготовке любого мероприятия, будь это концерт или торжество. Первым делом
создается оргкомитет, куда входят люди, реально на что-то влияющие (представители власти, руководители учреждений, социальные партнеры, спонсоры…). Параллельно,
создается организационно–постановочная группа, где работают специалисты-практики (директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор). Следующий этап – это постановка цели и прогнозирование результатов. Не следует забывать, что любой концерт должен нести – воспитательную нагрузку.
Так же необходимый этап работы, это разработать подробный план подготовки и проведения концерта. В нем четко должны быть обозначены, какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает. Не следует забывать: когда отвечают все – не отвечает никто.
Педагог: Следующий, второй этап подготовки концерта – этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа – это подробный перечень номеров концертной программы. При составлении программы или плана проведения концерта необходимо соблюдать следующие правила:
- концерт должен начинаться и заканчиваться «ярким» массовым номером;
- если концерт состоит из различных по жанрам и стилям номеров: начать нужно с «классики» и постепенно переходить к современной эстраде;
- нельзя ставить подряд однотипные номера, нельзя после массового номера, сопровождаемого громкой музыкой, ставить выступление солиста.
Следует также учитывать возраст участников концерта – начать концерт лучше с выступлений младших детей, а закончить выступлениями участников старшего возраста.
Педагог: Далее рассмотрим, третий этап подготовки концерта, самый ёмкий и сложный, – этап осуществления программы. После того, как программа составлена ее нужно утвердить. После утверждения программы определяются затраты, необходимы для осуществления задуманного. Значит, надо составить смету расходов. И далее, идет уже непосредственная подготовка к концерту или торжественному мероприятию.
Переменка.
Вопрос педагога: Немножко, отдохнули. Продолжаем занятие.
Ребята, а теперь, ответьте на вопрос, чем, на ваш взгляд, отличается ведущий концерта от конферансье?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Педагог: Правильно. В принципе, ведущий от конферансье ничем не отличается. Очень красивое и модное слово. Конферанс является необходимой и важной содержательной составляющей любого концерта. Конферанс позволяет: создать праздничное настроение, изложить необходимую информацию об участниках концерта и концертных номерах, дополнить концертные выступления тематической информацией, провести поздравление и награждение участников и гостей концерта, сгладить организационные недочеты при проведении концерта. В качестве конферансье лучше всего подготовить двух человек. Текст конферанса нужно разучить заранее, а также проговорить возможные варианты действий ведущих в случаях организационных недоразумений в ходе проведения концерта. Важно обсудить с ведущими форму одежды, а также тщательно отрепетировать поведение.
Педагог: А сейчас, я вам расскажу, как готовятся концертные номера. Концертные номера нужно просмотреть и отобрать заранее – не менее чем за две недели до даты проведения самого концерта. До просмотра номеров необходимо ознакомить предполагаемых участников с проектом сценария, чтобы они заранее продумали тематику выступления. При отборе концертных номеров нужно предъявлять к ним следующие требования: номер должен иметь законченный вид, соответствовать теме концерта, содержание номера должно соответствовать возрасту участников номера и уровню их подготовки. Репетиция – необходимый этап организации концерта, позволяющий решать целый ряд организационный задач. В ходе репетиции следует: каждый включенный в программу концертный номер просмотреть на сцене; отрепетировать с каждым участником концерта выход и уход со сцены; прорепетировать, если предусмотрено, награждение; проговорить с выступающими требования (во всех деталях) к форме сценической одежды; назначить время сбора участников концерта. Так же необходимые элементы для предварительной подготовки к концерту:
– подготовку сценических площадок, их оформление;
– подбор и изготовление реквизита и костюмов;
– звуковое оформление – поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами;
– работу с рекламой.
Вопрос педагога: Скажите, от чего зависит успех концерта?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Педагог: Молодцы! После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта. Его успех зависит от многих факторов:
- умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение;
- чёткой работы режиссера и помощников режиссера, оформителей, рабочих сцены, костюмеров;
- готовности творческих коллективов.
Педагог: После основной подготовки концерта, необходимо прописать и распределить «Правила организации концерта»:
- За 1-2 часа до начала концерта необходимо проверить место его проведения.
- Необходимо назначить дежурство в зрительном зале, на сцене, за сценой.
- Программу концерта (краткий вариант) необходимо отпечатать в нескольких экземплярах и развесить у входа в зрительный зал, за сценой, на сцене.
- Время сбора участников концерта необходимо назначить не менее чем за 30 минут до начала концерта.
- Перед началом концерта нужно проверить организационную подготовку всех участников концерта, а также настроить их на предстоящее выступление.
- Организатору концерта необходимо постоянно находиться на сцене, чтобы контролировать все происходящее на сцене и за сценой
Педагог: После проведения концерта наступает четвёртый этап – этап подведения итогов и анализа результатов.
Этому этапу, как правило, уделяется недостаточное внимание, а между тем, он очень важен. После окончания мероприятия необходимо привести в порядок территорию, на которой оно происходило. Вернуть владельцам аппаратуру, реквизит, декорации, костюмы, которые брали в аренду. Затем, наступает момент обсуждения и анализа проведенного концерта. В ходе этого обсуждения необходимо выяснить, была ли достигнута цель или нет, какие принципиальные ошибки были допущены, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто. И далее сделать выводы.
Переменка.
Практическая работа.
Педагог: Продолжаем наше занятие.
Ребята, мы с вами ознакомились с теоретическими аспектами подготовки концертной программы. А теперь, попробуем применить эти знания на практике. Вы уже разделились на группы. Каждой группе раздаются листочки с заданием: пошаговая разработка концертной программы:
1.Определить тему (форму проведения), места и время проведения.
2. Создать реальный оргкомитет.
3.Создать реальную организационно – постановочную группу из участников творческого объединения.
- сценарист;
- режиссер;
- ответственные за рекламу;
- звукорежиссер;
- рабочие сцены;
- художники оформители;
- ведущие;
- администратор;
- директор.
4. Разработать подробный план подготовки и проведения концерта.
5. Разработать программу концерта – не менее 10 номеров.
6. Просчитать затратную часть – изготовление рекламы, билетов, аренда зала, аренда аппаратуры, оплата выступлений творческих коллективов.
Педагог: Молодцы, ребята! Отлично поработали. Давайте сделаем вывод из нашего занятия.
Массовые концерты и праздники как ничто другое сплачивают людей, живущих в одном городе, позволяют им забыть суетные будни и окунуться в атмосферу веселья и радости, пообщаться вдоволь с близкими и родными. Подготовка к концерту - это серьезная и трудоемкая работа, и для того, чтобы подарить всем хорошее настроение, необходимо, с огромной ответственностью подойти к организации этого концерта.
Ожидаемые результаты реализации концерта позволяют:
- сформировать местное сообщество взрослых;
- создать социокультурную инфраструктуру района;
- повысить статус социального воспитания и дополнительного образования в системе района;
- создать систему молодежного парламентаризма, детского общественного движения в районе;
- создать систему социокультурных и социально-педагогических мероприятий в районе, как для взрослых, так и для детей, повышающих статус воспитания и дополнительного образования детей, статус педагога.
На этом, наше занятие закончено. Спасибо за работу. Желаю всем удачи!