КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Методика проведения концерта»

Ситкина Наталья Анатольевна

Цели занятия:

Ø выявить технологические особенности постановки концертно-зрелищных программ;

Ø выявление знаний, умений и навыков учащихся, раскрытия их индивидуальных возможностей и способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_2.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»  г.Ярцево Смоленская область

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Методика проведения концерта»

Разработала: педагог дополнительного образования

Ситкина Наталья Анатольевна

2018 год

Тема занятия: «Методика проведения концерта»

Цели занятия:

  • выявить технологические особенности постановки концертно-зрелищных программ;
  • выявление знаний, умений и навыков учащихся, раскрытия их индивидуальных возможностей и способностей.

Задачи занятия:

  1. Рассмотреть этапы подготовки концертных номеров.
  2. Определить структурные составляющие постановки концертно-зрелищной программы.
  3. Рассмотреть номер как основу технологического процесса постановки концертно-зрелищной программы.
  4. Выявить различия между ведущим и конферансье.
  5. Развить учебно-коммуникативные умения, творческие способности.
  6. Способствовать активизации профессионального и личностного самоопределения учащихся.
  7. Способствовать личностного роста старшеклассников.

Наглядные пособия:

 презентации,  глоссарий, фотоматериалы.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук,  методическая разработка  урока, диски с музыкальными отбивками, магнитофон, музыкальный центр.

Время проведения занятия: 3 часа (2ч.35 мин.)

Место проведения: кабинет Центра детского творчества

Методы работы: словесный, наглядный, практический, аудиовизуальный, сопоставление теоретических исследований и практических примеров.

Форма проведения занятия:

  1. Презентация.
  2. Беседа, с объяснением нового материала.
  3. Показ наглядностей.
  4. Практическая работа учащихся в группах.

План-сетка занятия:

Этапы занятия

Время проведения

1

Организационный момент:

а) приветствие;

б) ответы на вводные в тему вопросы.

5 мин

5 мин

2

Объяснение нового материала:

а)  актуальность данной темы;

б)  этапы подготовки концертов и торжеств.

15 мин.

20 мин.

Переменка.

10 мин.

в) роль конферансье;

г) подготовка концертных номеров;

д) репетиции.

15 мин.

20 мин.

10 мин.

Переменка.

10 мин.

3

Практическая работа в группах.

25 мин.

4

Представление изготовленных проектов.

15 мин

5

Подведение итога занятия.

5 мин.

Ход занятия.  

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя тема нашего занятия «Методика проведения концерта ». Актуальность данной темы состоит в необходимости системы планирования процесса  создания концертно-зрелищных программ. Неподготовленные мероприятия проходят сумбурно, они не интересны зрителю и поэтому в следующий раз на данный концерт к вам просто никто не придет.

Вопрос педагога: Как вы думаете, ребята, что необходимо для проведения успешного концерта?

Учащиеся отвечают на вопрос.

 Педагог: Молодцы, ребята! Ответы правильные. Сейчас я вам более подробно расскажу об этапах подготовки к концерту.  При этом надо учитывать, что количество компонентов процесса подготовки концерта зависит от масштабности концерта.

Первый этап подготовки  – этап планирование концерта. 

Вопрос педагога: Как вы думаете, что включает в себя планирование концерта?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Педагог: Правильно, он включает в себя:                                                         

  • Тему;
  • Время проведения;
  • Место.

При определении темы (формы проведения)   концерта необходимо учитывать: календарный и учебный период, актуальные задачи, тему года, особенности аудитории.
При определении время проведения следует учесть:

  • режим работы основной массы населения;
  • режим учебы школьников;
  • день недели, выходные и праздничные дни;
  • каникулярный период школьников;
  • отпуска рабочего населения.                                                        Оптимальным для проведения концерта является время с 17 часов в рабочие дни и с 12-14 часов в выходные и праздничные дни.

 Местом проведения концерта может быть: концертный (актовый) зал, большая рекреация, холл первого этажа, открытая сцена на улице, стадион, большая уличная площадка.

Вопрос педагога: А теперь, скажите, пожалуйста, ребята, кто должен входить в оргкомитет, который отвечает за организацию концерта?

Учащиеся отвечают на вопрос

Педагог: Рассмотрим подробнее,  кто входит в состав творческого коллектива при подготовке любого мероприятия, будь это концерт  или торжество. Первым делом

создается оргкомитет, куда входят люди, реально на что-то влияющие (представители власти, руководители учреждений, социальные партнеры, спонсоры…).  Параллельно,

создается организационно–постановочная группа, где работают специалисты-практики (директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор). Следующий этап – это постановка цели и прогнозирование результатов. Не следует забывать, что  любой концерт должен нести – воспитательную нагрузку.

     Так же необходимый этап работы, это разработать подробный план подготовки и проведения концерта. В нем четко должны быть обозначены, какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает. Не следует забывать: когда отвечают все – не отвечает никто.

Педагог: Следующий,  второй этап подготовки концерта – этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа – это подробный перечень номеров концертной программы. При составлении программы или плана проведения концерта необходимо соблюдать следующие правила:

  • концерт должен начинаться и заканчиваться «ярким» массовым номером;
  • если концерт состоит из различных по жанрам и стилям номеров: начать нужно с «классики» и постепенно переходить к современной эстраде;
  • нельзя ставить подряд однотипные номера, нельзя после массового номера, сопровождаемого громкой музыкой, ставить выступление солиста.

Следует также учитывать возраст участников концерта – начать концерт лучше с выступлений младших детей, а закончить выступлениями участников старшего возраста.

Педагог: Далее рассмотрим,         третий этап подготовки концерта, самый ёмкий и сложный, – этап осуществления программы.         После того, как программа составлена ее нужно утвердить. После утверждения программы определяются затраты, необходимы для осуществления задуманного. Значит, надо составить смету расходов. И далее, идет уже непосредственная подготовка к концерту или торжественному мероприятию.

Переменка.

Вопрос педагога: Немножко, отдохнули. Продолжаем занятие. 

Ребята, а теперь, ответьте на вопрос, чем, на ваш взгляд,  отличается ведущий концерта от конферансье?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Педагог: Правильно. В принципе,  ведущий от конферансье ничем не отличается. Очень красивое и модное слово. Конферанс является необходимой и важной содержательной составляющей любого концерта. Конферанс позволяет: создать праздничное настроение, изложить необходимую информацию об участниках концерта и концертных номерах, дополнить концертные выступления тематической информацией, провести поздравление и награждение участников и гостей концерта, сгладить организационные недочеты при проведении концерта.                                                                                В качестве конферансье  лучше всего подготовить двух человек. Текст конферанса нужно разучить заранее, а также проговорить возможные варианты действий ведущих в случаях организационных недоразумений в ходе проведения концерта. Важно обсудить с ведущими форму одежды, а также тщательно отрепетировать поведение.

Педагог: А сейчас, я вам расскажу, как готовятся концертные номера.                         Концертные номера нужно просмотреть и отобрать заранее – не менее чем за две недели до даты проведения самого концерта. До просмотра номеров необходимо ознакомить предполагаемых участников с проектом сценария, чтобы они заранее продумали тематику выступления. При отборе концертных номеров нужно предъявлять к ним следующие требования: номер должен иметь законченный вид, соответствовать теме концерта, содержание номера должно соответствовать возрасту участников номера и уровню их подготовки.                                                                         Репетиция – необходимый этап организации концерта, позволяющий решать целый ряд организационный задач. В ходе репетиции следует: каждый включенный в программу концертный номер просмотреть на сцене; отрепетировать с каждым участником концерта выход и уход со сцены; прорепетировать, если предусмотрено, награждение; проговорить с выступающими требования (во всех деталях) к форме сценической одежды; назначить время сбора участников концерта.                                        Так же необходимые элементы для предварительной подготовки к концерту:

– подготовку сценических площадок, их оформление;

– подбор и изготовление реквизита и костюмов;

– звуковое оформление – поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами;

– работу с рекламой.

Вопрос педагога:  Скажите,  от чего зависит успех концерта?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Педагог: Молодцы! После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта. Его успех зависит от многих факторов:

  • умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение;
  • чёткой работы режиссера и помощников режиссера, оформителей, рабочих сцены, костюмеров;
  • готовности творческих коллективов.

Педагог: После основной подготовки концерта, необходимо прописать и распределить  «Правила организации концерта»:

  • За 1-2 часа до начала концерта необходимо проверить место его проведения.
  • Необходимо назначить дежурство в зрительном зале, на сцене, за сценой.
  • Программу концерта (краткий вариант) необходимо отпечатать в нескольких экземплярах и развесить у входа в зрительный зал, за сценой, на сцене.
  • Время сбора участников концерта необходимо назначить не менее чем за 30 минут до начала концерта.
  • Перед началом концерта нужно проверить организационную подготовку всех участников концерта, а также настроить их на предстоящее выступление.
  • Организатору концерта необходимо постоянно находиться на сцене, чтобы контролировать все происходящее на сцене и за сценой

Педагог: После проведения концерта наступает четвёртый этап – этап подведения итогов и анализа результатов. 

Этому этапу, как правило, уделяется недостаточное внимание, а между тем, он очень важен. После окончания мероприятия необходимо привести в порядок территорию, на которой оно происходило. Вернуть владельцам аппаратуру, реквизит, декорации, костюмы, которые брали в аренду.                                                                 Затем, наступает момент обсуждения и анализа проведенного концерта. В ходе этого обсуждения необходимо выяснить, была ли достигнута цель или нет, какие принципиальные ошибки были допущены, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто. И далее сделать выводы.

Переменка.

Практическая работа.

 Педагог: Продолжаем наше занятие.

 Ребята, мы с вами ознакомились  с теоретическими аспектами  подготовки концертной программы. А теперь, попробуем применить эти знания на практике. Вы уже разделились на группы.  Каждой группе раздаются листочки с заданием: пошаговая разработка концертной программы:

1.Определить тему (форму проведения),  места и время проведения.

2. Создать реальный оргкомитет.

3.Создать реальную организационно – постановочную группу из участников творческого объединения.

- сценарист;

- режиссер;

- ответственные за рекламу;

- звукорежиссер;

- рабочие сцены;

- художники оформители;

- ведущие;

- администратор;

- директор.

4. Разработать подробный план подготовки и проведения концерта.

5. Разработать программу концерта – не менее 10 номеров.

6. Просчитать затратную часть – изготовление рекламы, билетов, аренда зала, аренда аппаратуры,  оплата выступлений творческих коллективов.  

Педагог: Молодцы, ребята! Отлично поработали. Давайте сделаем вывод из нашего занятия.

 Массовые концерты и праздники как ничто другое сплачивают людей, живущих в одном городе, позволяют им забыть суетные будни и окунуться в атмосферу веселья и радости, пообщаться вдоволь с близкими и родными. Подготовка к концерту  - это серьезная и трудоемкая работа, и для того, чтобы подарить всем хорошее настроение, необходимо,  с огромной ответственностью подойти к организации этого концерта.        

Ожидаемые результаты реализации концерта позволяют:

  • сформировать местное сообщество взрослых;
  • создать социокультурную инфраструктуру района;
  • повысить статус социального воспитания и дополнительного образования в системе района;
  • создать систему молодежного парламентаризма, детского общественного движения в районе;
  • создать систему социокультурных и социально-педагогических мероприятий в районе, как для взрослых, так и для детей, повышающих статус воспитания и дополнительного образования детей, статус педагога.

    На этом, наше занятие закончено. Спасибо за работу. Желаю всем удачи!