КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Развитие чувства стиля и жанра у обучающихся»

Ситкина Наталья Анатольевна

Искусство богато разнообразием и неповторимостью ин­дивидуальных стилей. Любой настоящий художник обладает самобытным стилем. Стиль - это особое зрение, устойчивое единство многих характерных черт и свойств, приемов и спо­собов выражения художественной задачи, присущие только данному художнику. В понятие художественный стиль входит и ЧТО (содержание), и КАК (форма). Способность чувствовать, безошибочно угадывать признаки художественного стиля - грань творческого дарования, необходимое качество в актерской и режис­серской профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_3.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленская область

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Развитие чувства стиля

и жанра у обучающихся»

Разработала:

педагог дополнительного  образования

 Ситкина Наталья Анатольевна

2017 год

          Искусство богато разнообразием и неповторимостью индивидуальных стилей. Любой настоящий художник обладает самобытным стилем. Стиль - это особое зрение, устойчивое единство многих характерных черт и свойств, приемов и способов выражения художественной задачи, присущие только данному художнику. В понятие художественный стиль входит и ЧТО (содержание), и КАК (форма). Способность чувствовать, безошибочно угадывать признаки художественного стиля - грань творческого дарования, необходимое качество в актерской и режиссерской профессии.

Чувство стиля и ощущение жанра художественного произведения в разных видах искусства - может выявляться и тренироваться.

«Распределение ролей»

(задание А.  А.  Гончарова)

Предлагается назвать любимую пьесу, которую хотел бы поставить на сцене. Необходимо распределить роли в данной пьесе между популярными актерами театра. Выбор аргументировать.

Ответ оценивается за соответствие роли исполнителю, художественную совместимость автора, пьесы, исполнителей, возможность единого «ансамбля».

Кроме ощущения стиля и жанра, данное задание выявляет ассоциативно-образное мышление, пластическое видение, способность ощущать художественное целое спектакля.

«Свой театр» 

(задание  А. А. Гончарова)

 Предлагается представить, что испытуемый молодой, перспективный режиссер, и у него есть возможность набрать себе труппу из ведущих мастеров русской сцены, пригласить: одного художника-сценографа, одного композитора, одного режиссера и трех-четырех актеров. Кого бы он пригласил в свой театр? Ответ аргументировать.

Положительно оценивается удачное объединение различных художников в единый художественный «организм», оригинальность и убедительность аргументов.

Кроме ощущения стиля и способности оценить творческую и психологическую совместимость различных художников, Задание определяет уровень художественного вкуса, наблюдательность,  творческое   воображение.

«Ассоциативное соответствие»

(задание  М.  М.  Буткевича)

         Прослушать музыкальный фрагмент и рассмотреть 4 - 5 репродукций картин известных художников. Определить, какая из картин наиболее соответствует данной музыке.

Авторов живописных и музыкальных произведений называть не следует.

Например,   предлагаются   следующие   репродукции:

  • «Дети, бегущие от грозы» К. Е. Маковского;
  • «Разборчивая   невеста»   П.   А.   Федотова;
  • «Всадница»   К.   П.   Брюллова;
  • «У   омута»   И.   И.   Левитана;
  • «Купание красного коня» К. С. Петрова-Водкина.

И музыкальный фрагмент «Революционного этюда» Ф. Шопена.

Ответ: музыкальному фрагменту из «Революционного этюда» Ф. Шопена соответствует картина К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня»).

Аналогично этому могут использоваться другие произведения музыкального и изобразительного творчества.

Кроме ощущения стиля и жанра, задание обнаруживает уровень художественного вкуса, наблюдательность, осведомленность в сфере смежных искусств, гибкость ассоциативных связей и др.

«Авторская  стилистика»

         Рассмотреть эскиз декораций к спектаклю. Определить пьесу, которую можно поставить в данных декорациях. Автор эскиза и название спектакля абитуриенту не объявляются.

Ответ оценивается за стилевое соответствие стимулу, убедительность аргументов.

          Вариант: рассмотреть эскиз декораций известного художника-сценографа к драматическому спектаклю. Назвать автора и название спектакля.

Кроме ощущения стиля и жанра задание выявляет способность к художественному анализу и синтезу, наблюдательность, осведомленность в области сценографии, пространственно-временное, ассоциативно-образное восприятие, событийное мышление, пластическое видение.

 «Жанровый».

Предлагается сделать этюд на одну из заданных поговорок или пословиц в трех жанрах:

  • психологической   драмы;
  • комедии;
  • трагедии;
  • детектива;
  • водевиля;
  • сказки.

Например, сделать этюд на тему «Не в свои сани не садись», в трех жанрах. Выбор жанра определяет испытуемый.

Пословицы  и  поговорки  могут  быть   самые  различные «Овчинка выделки не стоит», «Услышал звон, да не знаешь где он», «Велика Федула, да дура», «Шила в мешке не утаишь», «Первый блин комом», «Новая метла по-новому метет» и т. д. и т. п.

Оценивается положительно соответствие жанру, сценическая реализация смысла поговорки, оригинальность решения.

Кроме ощущения жанра и стиля, задание выявляет организаторские способности будущего режиссера, ассоциативно-образное и метафорическое мышление, пространственно-временное восприятие, наблюдательность, творческое воображение и фантазию,  чувство юмора.

«Литературная  миниатюра»

Сочинить (устно или письменно) короткую миниатюру с оригинальным содержанием. Литературная миниатюра должна быть из 12-15 предложений.

Темы могут быть самые различные: «Междугородный разговор», «Очередь», «Новый год», «Зеркало», «День рождения», «Мольба», «Сон», «Находка», «Анонимка», «Развод», «Прощание», «Попутчик», «Ревность», «Клад», «Выигрыш» и др. Миниатюра должна быть прочитана в трех жанрах, на выбор испытуемого.

На  подготовку  дается 30  минут.

Задание оценивается за целостность, оригинальность сюжета, соответствие жанру, эмоциональную насыщенность.

Кроме ощущения жанровых особенностей, задание выявляет характер творческого воображения и фантазии, ассоциативно-образное восприятие, пространственно-временное и событийное мышление, остроту наблюдения, способность чувствовать художественное целое, литературные навыки.

«Эффект личности»

(задание   Б.   Г.   Голубовского)

Рассмотреть 6-8 фотографий советских и зарубежных актеров театра и кино в роли Гамлета из одноименной трагедии У. Шекспира.

  1. Назвать исполнителей на каждой из фотографий.
  2. Кратко определить различие в трактовках роли Гамлета   «зерно»   образа.
  3. Кто из исполнителей роли Гамлета наиболее интересен?   Чем?
  4. Какая трактовка роли Гамлета наиболее современна? Почему?
  5. Кто   из  режиссеров   поставил   «Гамлета»?

Задание выполняется без предварительной подготовки. Оно рассчитано на широкую осведомленность в области истории, теории и критики театрального искусства, эрудицию в вопросах актерского и режиссерского творчества.

Ответ оценивается за точность художественного мышления, соответствие изображенному на фотографии исполнителю и действительной трактовке роли тем или иным актером.

Кроме ощущения стиля, задание выявляет образное мышление, пластическое видение, характер творческого воображения, художественный вкус, способность к анализу и синтезу, мыслить действенными и событийными категориями.

«Экспертиза»

Читается небольшой фрагмент из драматургического произведения, затем называется пять имен драматургов. Определить, кому из пяти драматургов принадлежит этот текст.

Оценивается правильный ответ.

Варианты:

а)  зачитываются три коротких фрагмента из разных драматургических произведений, разных авторов. Какой из фрагментов принадлежит А. Н. Островскому?

б)  зачитываются три коротких фрагмента из пьес. Два - из пьес А. П. Чехова. Какой фрагмент следует исключить?

в)  аналогично предыдущим могут быть составлены задания по произведениям русской, советской и зарубежной прозы, поэзии, живописи, музыки, драматургии.

Кроме ощущения стиля и жанра, задание выявляет эрудицию в разных видах искусства и др.

«Литературный  фрагмент»

Зачитывается небольшой прозаический отрывок. Определить, где заканчивается фрагмент одного автора и начинается другой.

При подготовке задания текст отрывка составляется из двух фрагментов разных авторов. Обнаружит ли испытуемый «шов»?

Оценивается правильный ответ, при этом балл может быть повышен, если будут названы авторы.

Кроме ощущения стиля и жанра, выявляется способность к анализу и синтезу художественного произведения, ассоциативная гибкость мышления, эмоциональная память, эрудиция в области   литературы.

Список используемой литературы.

1. Клековкин А. Ю. Режиссерский тренинг. — Методич. указания для студентов института культуры. — Киев, 2007.

2. Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях; Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. — М.: Мысль, 1999.

3. Лукашин. А. Н. Самодеятельный театр и творчество. М., Искусство, 2004.

4. Резерв успеха — творчество. /Под ред. Г. Нойнера, В. Кал-вейта, X, Клейна.: Пер с нем. — М.: Педагогика, 2005.