ЗАНЯТИЕ-ТРЕНИНГ «Выявление чувства юмора у обучающихся»

Ситкина Наталья Анатольевна

Чувство юмора - способность человека подме­чать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь.  Чувство юмора неразрывно связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действи­тельности, например, замечать, а иногда и утрировать проти­воположность положительных и отрицательных черт в каком-либо человеке, кажущуюся значительность кого-либо и не соответствующее ей поведение и т. п. По отношению к объекту юмора, который как бы подвергается своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-trening_5.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»  г.Ярцево,  Смоленская область

Занятие-тренинг

«Выявление чувства юмора у обучающихся»

Разработала:

педагог дополнительного  образования

                      Ситкина Наталья Анатольевна  

2017  год

«Отсутствие чувства юмора - почти безошибочный признак бездарности» - А. Райкин. Чувство юмора - качество природное и воспитанию в театральном коллективе, даже при условии успешного тренажа, поддается трудно.

«Чувство юмора - способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь.  Чувство юмора неразрывно связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности, например, замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо человеке, кажущуюся значительность кого-либо и не соответствующее ей поведение и т. п. По отношению к объекту юмора, который как бы подвергается своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие.

Чувство юмора, предполагаемое наличие у его субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления (пошлость, цинизм и т. д.). Судить о наличии или отсутствии чувства юмора можно по тому, как человек понимает шутки,  анекдоты,  шаржи, карикатуры, улавливает ли он комизм ситуации, способен ли смеяться не только над другими, но и если сам становится объектом шутки. Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора свидетельствует как о сниженном эмоциональном уровне, так и о недостаточном интеллектуальном развитии личности».

«Дружеский  шарж»

Нарисовать   дружеский шарж  на:

а)   друга;                      

б)  абитуриента;                

в)  прохожего;                          

г)  известного   актера,   режиссера,

д) любимого  писателя,  поэта;

е) артиста цирка,  эстрады,

ж) самого себя, и т. д

Выбор объекта для дружеского шаржа могут определять как сам испытуемый, так и другие участники коллектива.

Положительно оценивается узнаваемость объекта, оригинальность формы, склонность к мышлению тропами, позитивная   направленность   содержания,   использование   элементов юмора.

Кроме чувства юмора, задание выявляет способность к ассоциативно-образному восприятию, наблюдательность, внимание к деталям, творческое воображение, знание человеческой психологии, способность к рисованию.

«Юмористическая  история»

(задание   П.   Н.   Фоменко)

Рассказать юмористическую историю, которая произошла в собственной жизни, или свидетелем которой являлся.

Положительно   оценивается   комический   сюжет,   эмоциональная   насыщенность,   яркость   выразительных   средств.

Кроме чувства юмора, задание выявляет заразительность и артистизм, актерские данные пластическое видение, наблюдательность, характер творческого воображения, способность к   событийно-действенному мышлению и др.

«Пародия»

 (задание  М.  О. Кнебель)

Импровизационно сделать небольшую пародию на:

а)   певицу (певца);

б)   актера (актрису);

в)   артиста  цирка (эстрады);

г)   вокально-инструментальный ансамбль;

д)  товарища (друга);

е)  ведущего концерта;

ж) шоумена;

з)  самого себя и т. д.

Выбор объекта для пародии определяют сами члены коллектива.

Положительно  оцениваются  узнаваемость объекта пародии, артистизм, неожиданные находки и приспособления.

Кроме чувства юмора, задание выявляет остроту наблюдательности, остроумие, способность к ассоциативно-образному и пространственно-временному восприятию, пластическому видению, характер творческого воображения и фантазии, импровизационность действия, внимание к деталям и подробностям, художественный вкус.

«Заглавие для юмористического эпизода»

(модификация  психологических  тестов  американского психолога  Дж.  Гилфорда)

Зачитывается короткая юмористическая история. Необходимо дать ей оригинальное название

Тексты юмористических историй могут быть самыми разнообразными и подбираться из юмористических рубрик газеты «Литературная газета» или журнала «Крокодил».

Например:  

«Говорят,  этот спектакль совершенно  не  пользуется успехом?

—   Это еще мягко  сказано. Когда я позвонил  вчера  и спросил, о котором часу начинается спектакль, меня спросили . - А когда вам это было бы удобно?».

Или.

«Старушка с интересом рассматривает коляску:

—   Какие   прелестные близнецы! Оба   мальчика?

— Нет, только слева, — отвечает хозяин коляски. — Справа   дыня!».

Или:

«У маленького Эрика заболела мать. У нее очень сильный насморк. Звонит ее подруга:

—   Эрик, как чувствует себя твоя мама?

—   Изображение  неплохое. Звук только неважный...» и т. д.

Учитываются только оригинальные названия, т. е. такие, где имеет место сдвиг, перенос понятий, который приводит к необычным, новым идеям. Пример: «Миссионер захвачен людоедами в Африке. Он в котле и его должны сварить. Принцесса людоедов предлагает освободить его, если он станет ее мужем. Он отказывается и погибает в кипящем котле».

При оценке задания ответы делятся на две категории: обычные и оригинальные. Вот примеры подходящих, но обычных ответов: «Африканская смерть», «Поражение принцессы», «Съеден людоедами», «Принцесса», «Африканский миссионер», «В Черной Африке», «Сварен дикарями» и т. д. Количество таких ответов служит для оценки способности к генерации идей. Примеры оригинальных ответов: «Котел-сюжет», «Вареный (тушеный) священник», «Брак хуже, чем смерть», «Он оставил красотку (блюдо) ради котла», «Горячая цена за свободу». Число таких ответов, данных испытуемым, определяет оценку за оригинальность.

Аналогично данным юмористическим эпизодам могут быть использованы и любые другие.

Кроме чувства юмора, задание выявляет остроумие, ассоциативно-образное восприятие, способность к анализу и синтезу, оригинальность мышления.

«Анекдот»

Предлагается рассказать короткий анекдот или очень смешную короткую историю, затем сделать этюд.

Положительно оцениваются оригинальность сюжета, эмоциональная насыщенность, интересные комедийные находки, приспособления.

Кроме чувства юмора выявляются заразительность индивидуальных проявлений исполнителя, актерские задатки, эмоциональная возбудимость.

«Фотоснимки  скрытой  камерой»

«Фотограф» сделал несколько снимков скрытой камерой. Сейчас он продемонстрирует их. Предлагается в статичных мизансценах-фотографиях показать отснятую пленку «Фотографии» должны получиться необычными, оригинальными, с яркими событийными сюжетами. Каждому «снимку» дать свое название.

Положительно оцениваются оригинальность, неожиданные приспособления, склонность к метафоризации, количество комедийных находок, образные названия «кадров».

Кроме чувства юмора задание выявляет остроумие, наблюдательность, способность в обычном увидеть необычное пластическое видение, характер творческого воображения и фантазии, чувство композиции, зрелищности.

«Юмористический»

Рассмотреть карикатуру и придумать для нее оригинальную подпись.

Положительно оценивается уникальность, склонность к мышлению тропами.

Материал подбирается из юмористических журналов. Каждому испытуемому предлагается  по  3-5 карикатур (фотографий, иллюстраций) всевозможных вариаций комического.

Кроме чувства юмора, задание выявляет ассоциативно-образное и эмоциональное восприятие, ощущение стиля и жанра, наблюдательность, гибкость и подвижность мышления.

«Эпиграмма»

Сочинить короткую поэтическую эпиграмму на:

а)   известного актера  театра и кино;

б)   популярного поэта;

в)   любимого артиста.

На подготовку задания дается 10 минут. Объект и форму эпиграммы испытуемый выбирает самостоятельно.

Положительно оценивается оригинальность и новизна содержания, позитивность отношения к объекту эпиграммы, соответствие времени, эмоциональная наполненность.

Кроме чувства юмора, остроумия, задание выявляет художественный вкус, литературные   способности, наблюдательность, внимание к художественным особенностям и деталям, парадоксальность, образность  мышления, способность к художественному анализу, синтезу.

«13   стульев»

(задание-игра)

Вы - сотрудник «Литературной газеты». Необходимо придумать 2-3 юмористические заметки для 16 страницы.

Задание рассчитано на определенный уровень знаний в области литературного творчества, владение элементарными навыками литературной работы. Это может быть короткий юмористический рассказ, реприза, фельетон, пародия, объявление, эпиграмма, афоризм, дружеский шарж. На подготовку задания дастся 10 минут.

Оцениваются  положительно оригинальность  формы,  соответствие избранному жанру, новизна информации, лаконизм изложения, завершенность сюжета, соответствие отведенному времени.

Кроме чувства юмора задание выявляет уровень литературных способностей, наблюдательность, фантазию, чувство жанра, оригинальность и парадоксальность мышления, художёственный вкус и др.

«Этюд по карикатуре»

 (задание  Б.  Г.  Голубовского)

Сделать этюд по карикатуре.

Оценивается оригинальность сюжета, острота события, комедийность выразительных  средств.

Кроме чувства юмора, задание выявляет остроумие, ощущение  стиля   и  жанра,   способность   ассоциативно-образного восприятия, анализа, синтеза, событийно-действенного мышления.

Список  использованной   литературы:

1. Алакян П.Ж. Тест психолога. — М.: АСТ.  1992.

2. Воробьев А. Л. Актерский тренинг. — М.: Просвещение. 2006.

3. Рассказов В.М. Юмор и сценическое пространство. — СПб.: Речь 2005

4.Трифонов Б.П. Сатира и юмор в актерской деятельности. — М.: Дело.

5. Клековкин А. Ю. Режиссерский тренинг. — Методич. указания для студентов института культуры. — Киев, 1997.

6. Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях; Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. — М.: Мысль, 1999.