ЗАНЯТИЕ-ТРЕНИНГ «Выявление способностей к пространственно-временному восприятию обучающихся творческого объединения »

Ситкина Наталья Анатольевна

Эта способность определяется ощущением пространства и времени,  чувством зрелищности, гармонией содержания и формы, соотношением частей и целого, способностью к ана­лизу и синтезу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-trening_4.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленская область

Занятие-тренинг

«Выявление способностей к пространственно-временному восприятию обучающихся творческого объединения »

Разработала:

педагог дополнительного  образования

                      Ситкина Наталья Анатольевна

2018 год

Эта способность определяется ощущением пространства и времени,  чувством зрелищности, гармонией содержания и формы, соотношением частей и целого, способностью к анализу и синтезу. Наглядное представление о способности к пространственно-временному восприятию окружающей действительности   и  искусства  может  дать  построение  сценической мизансцены. Мизансцену называют «языком» режиссера, одним из основных выразительных средств его. Способность мыслить пластическими образами, через внешние признаки осуществлять внутреннее движение мысли и чувства - важная особенность режиссерского дарования. Создание  спектакля - художественно-образное отражение реального мира - всегда происходит по определенным пространственно-временным закономерностям.

Сценическое пространство организуется индивидуально для каждого спектакля, исходя из драматургии и режиссерского замысла. В условиях сцены реальные пространство и время должны приобретать образно-изобразительный эквивалент, соответствовать авторскому изложению, главной мысли режиссерского замысла и выражаться мизансценически. Задатки этой способности могут проявляться и успешно развиваться специальным тренингом.

«Организация сценического пространства»

При помощи декорации, бутафории, реквизита организовать сценическое пространству, в котором видны «следы» предстоящего или произошедшего события. Могут быть использованы музыка, шумы, свет и др. Задание выполняется без участия исполнителей.

Тему события и его название определяют сами обучающиеся. На подготовку дается 30 - 40 минут.

Оценивается положительно узнаваемость атмосферы, нестереотипно организованное событие, склонность к тройному мышлению.

Кроме способности мыслить пространственно-временными категориями, задание выявляет наблюдательность, чувство композиции, зрелищности, пластическое видение, способность мыслить событийно, конфликтно.

 «Музыкально-пластическая   импровизация»

Исполняется  2-3 разнохарактерных музыкальных фрагмента разных композиторов. Необходимо сценически действовать в характере заданных мелодий, оправдывая логику действий,   поступков.

Положительно оценивается оригинальность пластического рисунка, соответствие характеру музыки,  появление контрапункта.

Кроме пространственно-временного восприятия, задание выявляет чувство ритма, музыкальность, ощущение жанра, способность мыслить действенными и событийными категориями, пластическую выразительность.

«Пауза»

Предлагается сделать массовый этюд, в котором кульминация - немая  сцена.  

Возможные темы: «Обыск», «Сюрприз», «Происшествие», «Секрет», «Зоопарк»,  «Шпаргалка», «Вор» и т.д.

Положительно оценивается построение острого конфликта, склонность к метафоризации, достоверность и выразительность эмоциональных реакций, целостность композиции.

Кроме пространственно-временного восприятия выявляется ассоциативно-образное мышление, способность мыслить действенно, событийно; пластическое видение, ощущение стиля, чувство жанра, способность к анализу и синтезу.

«Магнитные фигурки»

(задание-игра)

Предлагается игра «Магнитные фигурки», в которой есть магнитный экран и разноцветные фигурки разной геометрической формы. За пять минут на экране необходимо построить смысловую композицию и дать ей название.

При анализе композиций предпочтительнее отмечать те, которые асимметричны, необычны по форме, но гармоничны по цветовому решению.

Кроме пространственно-временного восприятия выявляется ассоциативно-образное восприятие, чувство цвета, композиции и зрелищности, характер творческого воображения, фантазии.

«Мысленная  перестановка»

Рассмотреть фотографию или репродукцию известной картины и сделать одну или несколько мысленных перестановок в композиции. При этом композиция должна приобрести новый изобразительный и смысловой эффект.

Каждый предложенный вариант изменения композиции необходимо аргументировать.

Положительно оценивается оригинальность мысленной перестановки, количество вариантов.

Кроме пространственно-временного восприятия, выявляется способность мыслить действенно, событийно, проверяется чувство композиции, характер творческого воображения.

«Натюрморт»

Из имеющегося реквизита (небольших разнообразных по характеру предметов) необходимо на отдельном столе сконструировать натюрморт, эстетически привлекательный, оправданный по смыслу и форме, по возможности носящий «следы» происшедшего или предстоящего события. Дать название натюрморту.

Положительно оценивается оригинальность композиции, яркое событие, образное название.

Кроме пространственно-временного восприятия, задание выявляет чувство композиции, зрелищности, ассоциативно-образное и событийное мышление, пластическое видение, характер   творческого воображения, фантазии.

«Скульптура»

С помощью исполнителей построить «скульптуру». Дать ей название. При выполнении задания могут использоваться необходимый реквизит, бутафория, детали костюмов.

Оценивается положительно: уникальность «формы», глубина «содержания», образное название.

Кроме пространственно-временного восприятии, задание выявляет оригинальность мышления, чувство зрелищности, композиции, пластическое видение, ассоциативно-образное восприятие, остроумие, юмор, характер творческого воображения, фантазии.

«Общие   признаки»

Предлагается рассмотреть 3-5 фотографий, объединенных в одну серию на основании общих признаков. Могут быть общими: тема, деталь, композиция, цвет, атмосфера. Перечислить общие признаки, объединяющие фотографии в одну серию. На выполнение задания дается   3 минуты.         Фотографии и иллюстрации подбираются в одну серию на основании большого  количества общих признаков, поэтому  предельное их число заранее известно педагогам экзаменаторам.

Высший балл - назвавшему все общие признаки. Положительно оценивается ответ за максимальное количество названных общих признаков, соответствие временному лимиту.

Кроме пространственно - временного восприятия задание выявляет гибкость образного мышления, внимание к деталям,   наблюдательность,  способность к анализу,  синтезу.

«Рассказ  по рисункам X. Бидструпа»

Предлагается рассмотреть набор рисунков X.  Бидструпа, сочинить   рассказ.

Задание выполняется без предварительной подготовки.

Положительно оцениваются оригинальность и логичность сюжета, психологическая насыщенность, необычность характеристик персонажей, интересное событие, внимание к детям, соответствие жанру, чувство юмора.

Вариант:

Для составления рассказа могут быть использованы набор иллюстраций фотографий, карикатур, объединенных одной  темой, сюжетом или другими общими признаками.

Кроме пространственно-временного восприятия, задание выявляет чувство жанра и ощущение стиля, юмор, литературные навыки, пластическое видение, характер творческого воображения   и фантазии,  способность к событийно-действенному мышлению, анализу,  синтезу.

Список  использованной   литературы:

1. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 2; Пер. с англ. /Под ред. К. М. Гуревича. В. И. Лубовского. — М.: Педагогика,  2002.  

2. Бодалев А. А. Психология о личности. —  М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

3. Диагностика и развитие актерской одаренности. — Сб. но учн. труд. Изд. Л., ЛГИТМИК, 1996.

4. Жерлова С.М. Театр + я. —   М.: Книголюб. 2007.

5. Зилов Л.В. Способы выражения. — М.: ПедОрг. 2006.

6. Фирсунок Ж.Д. Книга режиссера. — СПб.: Новый театр. 2003.