ЗАНЯТИЕ-ТРЕНИНГ «Выявление способности действенным и событийным категориям»

Ситкина Наталья Анатольевна

Вся человеческая жизнь состоит из внешних (открытых) и внутренних (скрытых) конфликтов, из бесконечной цепочки событий и происшествий. Поэтому, если на сцене нет конф­ликта, события - значит, нет и драматургии, нет театрального спектакля. Без организации сценического действия, события, конфликта нельзя раскрыть человеческий характер, создать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-trening_3.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленская область

ЗАНЯТИЕ-ТРЕНИНГ

 «Выявление способности действенным и событийным категориям»

Разработала:

педагог дополнительного  образования

                      Ситкина Наталья Анатольевна

2019 год

Вся человеческая жизнь состоит из внешних (открытых) и внутренних (скрытых) конфликтов, из бесконечной цепочки событий и происшествий. Поэтому, если на сцене нет конфликта, события - значит, нет и драматургии, нет театрального спектакля. Без организации сценического действия, события, конфликта нельзя раскрыть человеческий характер, создать

движение роли. Способность «выстроить» борьбу, обнаружить событийный ряд пьесы, вскрыть главный конфликт - признак режиссерской одаренности.

Необходимым качеством режиссера является способность выстроить для исполнителей «уколы» событием (зоны активного восприятия), неповторимые поступки в адрес этих событий, действенную партитуру каждой роли. Подмечать в окружающей жизни оттенки и нюансы человеческого поведения в экстремальных или конфликтных обстоятельствах - свидетельство остроты и зоркости восприятия, природной наблюдательности. Способность мыслить действенными и событийными категориями отчетливо выявляется в анализе пьесы (любого художественного произведения). Эту способность необходимо тренировать.

«Автобиографический»

Сделать этюд на одно из событий собственной биографии, дать ему название.

Высокий балл заслуживает исповедальность изложения, яркое событие, склонность к метафоризации, построение событийно - действенной «цепочки», эмоциональная насыщенность действия.

Варианты: - Сделать этюд на автобиографическую тему

«Мой   самый  радостный   день».

Предлагается вспомнить и рассказать эпизод из собственной жизни на одну из предложенных тем: «Первое свидание», «Первый день на работе», «Как я преодолел себя», «Самое яркое воспоминание детства», «Воспоминания о школе», «Ссора» и др. Сделать этюд.

Кроме способности мыслить действенными и событийными категориями, задание, дает возможность узнать о некоторых чертах и свойствах характера человека, его эмоциональной памяти, пластическом видении, ассоциативно-образном мышлении, симультанном (без излишних «фильтров») восприятии и др.

«Биография»

Пересказать собственную биографию по самым значительным событиям и датам, наиболее ярким эмоциональным воспоминаниям.

Положительно оценивается исповедальность изложения, эмоциональность, яркость и значительность событий.

Кроме способности мыслить собственными, действенными категориями, задание дает возможность узнать подробнее о свойствах и чертах характера, его эмоциональной возбудимости,  памяти,  ассоциативно-образном  восприятии и др.

«Пересказ по событиям»

Пересказать   по   событиям:

  • пьесу;
  • спектакль;
  • литературное   произведение;
  • кинофильм.

Оценивается оригинальность суждений, точность определения событий.

Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание выявляет эрудицию и широкую осведомленность в сфере искусства, пластическое видение, эмоциональную память, логику, последовательность мышления, способность к художественному анализу и синтезу и др.

«Происшествие»

Вспомнить уличное происшествие, пересказать логично и последовательно все подробности. Сделать небольшую этюдную зарисовку, дать ей название.

Этюд оценивается за эмоциональную насыщенность, внимание к деталям, логику действенной линии, образное осмысление факта происшествия, интересное название.

Кроме способности мыслить событийными, действенными категориями задание выявляет эмоциональную возбудимость, непосредственное восприятие события, эмоциональную память, наблюдательность, пластическое видение и др.

«Сочинить  биографию»

Сочинить биографию человека по событиям; исходным для сочинения биографии может   явиться:

  • портрет,   выполненный   известным   художником;
  • фотография;
  • случайный   прохожий;
  • персонаж   известной   пьесы;
  • карикатура.

Оценивается положительно логика и яркость событий, уникальность биографии, жизненная достоверность.

Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание выявляет знание человеческой психологии,  наблюдательность,  эмоциональную  возбудимость,  характер   творческого воображения  и др.

«Диалог»

Обучающимся предлагается репродукция картины известного художника или фотография с изображением конфликтной ситуации.

Надо внимательно изучить содержание и «оживить» данный диалог (изображенный конфликт между людьми) в сценическом этюде. Сценический диалог должен  отвечать  содержанию иллюстративного материала, его теме, предполагаемой речевой стилистике. Не обязательно строго придерживаться  той мизансцены, которая изображена на картине, важнее понять смысл и характер диалога, сценически реализовать конфликт. Фотографии  и репродукции  подбираются  с  ярко  выраженным конфликтом.

Положительно оценивается этюд, где диалог (конфликт) соответствует стимулу: по характеру, жанровым и языковым особенностям, эмоциональной насыщенности.

Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание обнаруживает чувство стиля и жанра, пластическое видение.

«Мизансцена-кульминация»

Предлагается построить статичную мизансцену-кульминацию по известной пьесе, указанной педагогами-экзаменаторами.

Задание оценивается за образное и событийное построение мизансцен.

Кроме способности мыслить событийными, действенными категориями, задание выявляет пластическое видение, чувство композиции и зрелищности, соответствие авторской стилистике,   ассоциативно-образное восприятие.

«Конфликт»

Показать  несколько пластических мизансцен (в статике), изображающих конфликтную ситуацию. Найти внутреннее оправдание каждой мизансцене тела. Дать название конфликтным   ситуациям.

Оцениваются положительно интересное пластическое построение, наличие  конфликта,  эмоциональная  насыщенность действия,  изобретательная  фантазия,  образное название события.

Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание выявляет ассоциативно-образное мышление, пластическое видение, эмоциональное восприятие события, творческую фантазию, наблюдательность, чувство композиции,   зрелищности   и   др.

«Название»

Зачитывается короткий текст с описанием острой конфликт ной ситуации. Автор и название произведения не указываются. Дать несколько соответствующих названий к тексту.

Задание оценивается положительно за образное, событийное, лаконичное название к тексту.

Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание обнаруживает ассоциативно образное восприятие, пластическое видение, способность к анализу и синтезу, наблюдательность и др.

«Разрешение ситуации»

Предлагается прослушать текст с описанием сложной психологической ситуации. Найти несколько вариантов выхода из предложенной ситуации.

Могут быть предложены крайне сложные и острые психологические ситуации из жизни, литературы, драматургии.

Оценивается оригинальность развязки в предложенной ситуации,   количество вариантов.

Кроме способности мыслить  событийными, действенными категориями, задание обнаруживает логику и гибкость мышления, наблюдательность, жизненный опыт, чувство юмора, знание   человеческой психологии и др.

«Экстремальные  обстоятельства»

(задание   А.   А.   Гончарова)

Выполнить режиссерский этюд на предложенный сюжет или тему.Предлагаемые обстоятельства этюда - экстремальные.

Названия возможных тем: «Разрыв», «Катастрофа», «Обрыв», «Разоблачение», «Ностальгия», «Крик», «Доходное место», «Банкрот», «Голгофа», «Крах», «Розыгрыш», «Телеграмма», «Подкидыш», «Последняя электричка», «Расплата», «Шантаж» и   др.

Положительно оценивается построение острого конфликта, эмоциональная насыщенность, использование тропа.

Кроме способности мыслить действенными и событийными категориями, задание обнаруживает ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение, наблюдательность, эмоциональную возбудимость на событие, чувство композиции, ритма, зрелищности, знание человеческой психологии, организаторские способности.

«Басня  без  слов»

(задание   Б.   Г.   Голубовского)

Сделать пластический этюд по известной басне (И. Крылова, С. Михалкова или др.) без слов.

Варианты: - Показать   басню   в   жанре

  • трагедии;
  • водевиля;
  • вестерна;
  • детектива;
  • лирической   драмы.

   Показать басню, поменяв действующих лиц «ролями». Задание оценивается положительно за интересный пластический  рисунок, соответствие жанру, яркое событие.

Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание обнаруживает пространственно-временное, ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение, характер творческого воображения и фантазии, чувство юмора и др.

«Объявление»

Сделать этюд, в процессе которого появляется необходимость составить объявление в газету. Объявление дается от первого лица. Варианты отделов, куда может быть адресовано объявление:

  • в   бюро   находок;
  • а   клуб   знакомств;
  • в   бюро  по   обмену  жилплощадью;
  • в отдел жалоб и предложений и т. д.

Положительно оценивается оригинальность сюжета, эмоциональная насыщенность, «эффект личного присутствия» в теме этюда, жизненная достоверность, неожиданность поступков и поворотов сюжета.

Задание может выполняться в любой жанровой форме, на выбор.

Кроме способности к событийно-действенному мышлению, задание выявляет эмоциональную возбудимость на событие, уровень знания человеческой психологии, остроумие, характер творческого воображения и др.

«Видение проблемы»

(задание  по  тестам   американских  психологов)

Назвать проблемы, возникающие в связи с перечисленными ниже темами:

Питание.                      Школа.                        Молодежь.

Библиотека.                Съезд.                         Транспорт.

Телевидение.              Лечение.                     Вуз.

Эстрада.                      Космос.                       Спорт.

Погода.                       Квартира.                    Тюрьма.

Театр.                          Воспитание.                Бюрократ.

Аэрофлот.                  Культура.                    Море.

Метро.                        Зодчество.                  Животные.

Завод.                         Фольклор.                  Природа.

Детский   сад.             Кинематограф.           Космос.

Атом.                          Мода.                          Реклама, и т. д.

Для выполнения задания одному испытуемому могут быть предложены 1 - 2 темы.

Положительно оцениваются ответы, содержащие способность видеть существующие, «открывать» новые проблемы в жизни, количество названных проблем, их уникальность Значимость.

Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, уметь видеть и анализировать диалектические противоречия в жизни, задание выявляет аналитические способности, природную наблюдательность, знание человеческой психологии, эрудицию в разных областях общественно-политической жизни, способность к анализу и синтезу, парадоксальному восприятию фактов, остроумие и др.

«Драматический эпизод»

(модифицированный  тест   Е.  Торренса)

Предлагается прослушать драматический эпизод, записанный на магнитофон. В кульминационный момент истории выключить магнитофон и предложить испытуемому закончить эпизод.

Аналогичный вариант: прослушать эпизод с

  • комедийным содержанием;
  • трагическим событием.

В задании может быть использован литературный, драматургический материал, или нафантазированный.

Положительно оценивается соблюдение целостности истории, неожиданность развязки, оригинальность мышления, количество интересных психологических подробностей.

Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание выявляет пластическое видение, характер творческого воображения и фантазии, остроумие, литературные навыки и др.

«Моделирование сюжета»

Составить короткий рассказ, в котором должен использоваться набор указанных слов (и словосочетаний). Например: «раздался крик», «вихрь», «открыл глаза», «капельки крови», «поднялся». Возможен любой другой набор слов, словосочетаний, фраз.

На   составление рассказа   дается   10  минут.

Положительно оценивается оригинальность сюжета, логика, завершенность основной мысли, яркое событие, эмоциональная, насыщенность, неожиданность развязки, количество интересных подробностей.

Кроме способности мыслить действенными и событийными категориями, задание выявляет характер творческого воображения и фантазии, пространственно-временное восприятие,   пластическое   видение,   литературные   навыки   и   др.

«Драматург»

Придумать фабулу (цепь событий) для режиссерского этюда. Возможные темы: «Оборотень», «Кража», «Вознаграждение», «Мольба», «Сватовство», «Удар», «Обмен», «Исповедь», «Охота», «Примирение», «Скандал», «Взятка».

Положительно оценивается оригинальность сюжета, логичность и последовательность событий, значительность содержания, количество неожиданных моментов.

Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание выявляет характер творческого воображения, пространственно-временного восприятия, пластическое видение, литературные навыки и др.

«Мизансценический  диалог»

Сделать короткий этюд на общение без слов. Возможные темы: «Первое  свидание», «Отказ»,     «Сюрприз», «Контакт», «Сговор»,  «Шантаж», «Обман», «Обида», «Розыгрыш», «Сплетня», «Выбор», «Происшествие», «Кухня», «Конец», «Признание», «Тайна» и т. д.

В этюде могут принять участие 2 - 3 исполнителя. Должны присутствовать: завязка, кульминация, развязка истории.

Положительно оцениваются оригинальность сюжета, неожиданность развязки, выразительность пластического рисунка, психологическая насыщенность, раскрытие темы.

Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание выявляет пластическое видение, чувство жанра, характер творческого воображения и фантазии, эмоциональную   возбудимость.

«Психологический  портрет»

Предлагается рассмотреть фотографию - портрет. Дать психологическую характеристику изображенному человеку (определить возраст, профессию, биографические события, интересы, особенности характера и т. д.).

В качестве фотографий желательно использовать портреты известных людей, чтобы процедура оценивания ответа была более объективной.

Оценивается положительно наиболее полное сходство с биографией изображенного человека, максимальное количество схожих признаков, глубина психологического анализа.

Кроме способности мыслить действенными и событийными категориями, задание выявляет знание человеческой психологии, эрудиции в сфере искусства, ассоциативно-образное восприятие, эмоциональную возбудимость, способность к анализу и синтезу, природной наблюдательности, физиономистике.

«Внутренний  монолог»

Предлагается рассмотреть 2 - 3 фотографии с изображением людей в различных ситуациях. Сочинить внутренний монолог людей, изображенных на фотографиях.

Положительно  оценивается   оригинальность   внутреннего монолога, соответствие эмоциональному состоянию людей и изображенной ситуации, количество интересных и неожиданных  подробностей  в  монологе.

Кроме способности мыслить действенными и событийными категориями, задание выявляет знание человеческой психологии, ощущение стиля и жанре, способность к анализу и синтезу, гибкость, ассоциативность мышления.

Список использованной литературы.

1.Винтейн Б.О. Тренинг для ума. — Пермь.:  Шаг в искусство. 2007.

2.Диагностика и развитие актерской одаренности. — Сб. но учн. труд. Изд. 3.Л., ЛГИТМИК, 1996.

4. Полеванов И.К. Тренинги — М.: Просвещение, 2006 г.

5. Лукашин. А. Н. Самодеятельный театр и творчество. М., Искусство, 2004.

6. Резерв успеха — творчество. /Под ред. Г. Нойнера, В. Кал-вейта, X, Клейна.: Пер с нем. — М.: Педагогика, 2005.