Родные наши,спасибо вам за жизнь! Сценарий детского спектакля, посвященного годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Пинкина Людмила Борисовна

Сценарий написан по материалам, собранным в результате поисковой работы третьеклассников школы №3 г Гуково. Они с помощью родителей записали воспоминания своих родных –

участников Великой Отечественной войны. Все эпизоды представления – реальные события военных лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пинкина Л.Б., педагог

дополнительного образования,

руководитель театра «Страна чудес»

 ДДТ г. Гуково

Родные наши, спасибо вам за жизнь!

Сценарий 

театрализованного преставления, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Сценарий написан по материалам,

собранным в результате поисковой работы

третьеклассников школы №3 г Гуково.

 Они с помощью родителей записали

 воспоминания своих родных –

участников Великой Отечественной войны.

Все эпизоды представления –

реальные события военных лет. 

Пролог.

Мальчики и девочки выходят па сцену из всех кулис.

Они одеты в черное, но на каждом из них -

яркие пятна шарфов, бейсболок, галстуков и бантиков, которые при необходимости быстро снимаются, надеваются и трансформируются в элементы декораций.

_____Здравствуйте. Мой прадедушка, Андрей Никифорович Смирнов, погиб в Сталинграде. Его имя золотом высечено на стене мемориала Славы на Мамаевом кургане. Я появилась на свет, потому что в станице Багаевской ждала - не дождалась папу с войны маленькая девочка – моя   бабушка Нина. Спасибо тебе, прадедушка Андрей, за жизнь!

_____А имя Григория Васильевича Герасимова, моего прадедушки, я с гордостью читаю на третьей плите Гуковского мемориала Славы. Он был разведчик, гармонист, весельчак. Погиб во время разведвыхода 8 ноября 1944 года. Он оставил в Гуково маленькую дочь. Прадед, ты слышишь меня? Я низко тебе кланяюсь.

_____А нашим прадедам повезло. Они выжили на войне. Мой прадед – Альбин Каитанович Цесневич, боец польской армии имени Тадеуша Костюшко…

_____...И мой – сержант  Голиков Павел Семенович, стрелок 47~й гвардейской дивизии, которая освобождала Зверево и Красный Сулин...

_____... И прадед моей подруги, Петр Петрович Николаенко, советский офицер.  Они все умерли после войны, от старых ран. А если бы на войне?

______Нас бы не было тогда. Ведь наши прадеды ушли на войну совсем молодыми, не успев жениться. Моему прадеду было в 41 году всего 18 лет...

_________: А мой прадедушка – самый лучший прадед на свете – умер пять лет назад. В День Победы он всегда дарил цветы ветеранам войны – благодарил их за спасение. Ему было 20 лет, когда советские солдаты освободили его из концлагеря Маутхаузен.

______ А наш с Юлей прадед, Василий Кириллович, совсем старенький. Он парализован, совсем не помнит, что случилось вчера.

______Но очень хорошо помнит, как его двенадцатилетним   пацаном угнали вместе с его мамой Дашей на работу в Германию...

______И мою прабабушку тоже в 43 году отправили на работу в Германию...

______Спасибо им, за то, что они выжили!

______Спасибо им за то, что мы есть!

   Все _: Спасибо! (склоняют головы).

2 

Затемнение. Нарастает, как бы приближаясь издалека,

музыка 1 части Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Мальчики отдают девочкам свои бейсболки, начинают гонять  консервную банку, другие играют через сетку в волейбол.

Одна прыгает через веревочку, другие девочки играют в куклы.

Эпизод 1.

______Эх, хорошо на каникулах!

______Ага! Можно модели строить и запускать сразу!

______Папка сказал, что, наверно, ты центровку плохо сделал, вот твой планер и не полетел вчера!

______Все равно полетит! Я упорный! Вот вырасту, и полечу, как Чкалов, через северный полюс!

______(бросила кукол, подбежала) А я буду твой штурман!

______Фи! Девчонок в летное не берут!

______А вот и берут! А вот и берут! Мою Надю в парашютный клуб взяли!

______Да! А Марию Раскову ты забыл?!

______ А моя Люба уже школу заканчивает. У нее сегодня выпускной вечер. Мама ей платье сшила. Красивое!..

______ Подумаешь, платье... Мой брат Колька тоже школу заканчивает и сразу пойдет учиться в военное училище. Он будет командир танка!

______ Ух ты! А я хочу, как Чапаев, на коне - в атаку - ура!

______ Ага! И чтоб никаких там девчонок! Играйте в свои куклы - тряпочки!

______ Куклы? Тряпочки? Да я раньше тебя в летный клуб запишусь!

Взрывы. Вой самолетов.

Дети сбиваются в плотную группу.

Испуганно смотрят на небо. Мальчики прикрывают девочек.

______ Это война...

______ Ой, мамочка, страшно как!

______ Эх, а мы еще такие маленькие...

______ И маленькие на войне пригодятся!

______ (вбегает стремглав) Там... Там в теть Зинин дом бомба попала! И там теперь яма... А там все были: и бабушка, и дядя Вася, и маленькие...

Ой, мамочка! Страшно!

______ А теть Зина на фабрике... Она с мамкой в одну смену! Я туда!

______ Как же ты ей скажешь?

Звук летящих самолетов.

______ Летят... Бежим!

Разбежались...Звук летящих самолетов сменяется мощно звучащей музыкой Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Эпизод 2.

По сцене пробегают мальчишки. Говорят на бегу.

______ Побежали скорей! А то она опять за нами увяжется.

______ Ага! И все мамке расскажет...

______ Надо искать в балке. Там, где бой был. Там гильз много, и снаряды найдем...

Убежали. Выбегает, размазывая слезы,

маленькая Лена.

______ Мамка ему приказала со мной быть, а они опять убежали. Говорят, я маленькая. А маленьких нельзя одних дома оставлять. Они все чего-то ищут и прячут где-то за сараями... Вот пойду сейчас, найду, все мамке расскажу!.. 

______ (появляется вместе с группой девочек) Лен, ты опять плачешь? Брось, я тебе говорю. Не бегай ты за хлопцами.

______ Слушайте, а я знаю, что они ищут. Они снаряды ищут. Те, что не взорвались. 

______ (испуганно) Зачем?

______ А кто их знает? Может, их за это на фронт возьмут, воевать с немцем...

Отдаленный взрыв.

______ Ой! Неужто опять станцию бомбят? 

Мощный взрыв. Настя присела от страха.

______ Это не они! Самолеты не гудели! Это что-то в балке взорвалось!

______ Побежали, поглядим!

  Лена  (кричит истошно) Димка! Димка там!

Идет медленно в сторону взрыва. Протягивает руки.

 Нарастает музыка.

Эпизод 3.

Волейбольная сетка превращается в колючую

проволоку. К ней из глубины сцены постепенно

подходят один за другим дети, одетые в концлагерные робы.

______ Я хлебушка хочу...

______ Он бросил что-то собаке. Смотри, как жрет!.. Это не хлебушек. Это мясо.

______ Я хлебушка хочу...

______ Не плачь... Нельзя плакать... Часовой идет... 

______ Если не будешь плакать, тебя отберут для опытов и накормят...

______ Я все равно убегу. Как тот убежал, молодой  и седой

______ Его поймали и бросили собакам… Как мясо...

______ Он все равно живой. Он стонал. Я слышал.

______ Я все равно убегу. Я маленькая. Меня не поймают...

______ Я запомнил его номер – сорок девять, сорок восемь и двойка.

______ Я хлебушка хочу...

______ Мамка вон в том бараке...

______ Труба дымит… Дым черный... 

______ Надо сидеть. Или лежать. Так легче. Меньше сил уходит. Садитесь.

Все по очереди опускаются па землю.

______ Я все равно убегу...

Эпизод 4.

Через сцену понуро бредут две девушки. Остановились на авансцене. Руки устало уронили. Одна смотрит грустно вдаль. Другая заглядывает ей в лицо.

______ Опять ты, Анка, молчишь!.. Говори уж лучше, что задумала...

______ Слушай, Настя... Мы с тобой – гадюки!

______ Опять ты!.. Ну мы же не виноваты, что тут оказались, в этом проклятом Аугсбурге! Ты же не виновата, что тот гад - полицай вытащил тебя из погреба и отправили на этот завод! Что мы можем? 

_______ Мы виноваты с тобой, что живые. Вон там, где солнышко всходит, наша страна... Мое село... Твой город... Моя мамка... Отец воюет, а мы тут снаряды на фашистском заводе делаем... А фашист теми снарядами в моего отца стреляет. ..Ив твоего брата...

______ (в отчаянии) Что же делать? Куда бежать? Тут разве убежишь?

______ Не бежать... Слушай...(шепчет на ухо ей). 

______ (испуганно отшатывается) Чего удумала! А как не выйдет?

______ Ну, там как Бог даст...

Этюд-эпизод «Пожар». Луч прожектор мечется.

В луче мечутся оранжевые ленты.

Звучит 2 часть Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

От задника на авансцену через это мелькание медленно идет Аня, медленно опускается на пол. К ней подбегает Настя.

______ Что ты наделала, дурная? (Восхищенно) Что ты наделала!!! Родная ты моя! А рученьки-то, рученьки-то обгорели... А головочка... А волосы твои, все кудри твои... (склоняется над ней, причитая; свет гаснет, музыка звучит победно).

Эпизод 5.  

Мальчишки опять гоняют консервную банку вместо мяча.

 Один из них раскручивает шест - гоняет голубей.

Диана начинает звать Таню из-за кулис.

______ Танька! Тань! Да где ж она? Не видали Таньку Герасимову?

______ А они с Женькой и Наташкой на терриконик пошли...

______ А на что она тебе?

______ Слушайте, они ж полгода писем от дяди Гриши не получали! А тут тетя Николаевна – почтальонка  к ним пошла, веселая такая. Видать, письмо пришло. Так я хотела ее кликнуть...

______ Айда, сбегаем!

Мальчики и девочки убежали, на сцене остались 3 ребят,

стоят, низко опустив головы.

______ А мы уже никогда не получим с фронта письмо...

______ И мы...

______ И мы...

Резко поворачиваются и уходят. Выходит группа

ребят, оживленно разговаривают между собой.

______ Ну как там? Что в письме?

______ Чего дядь Гриша пишет? 

______ Ой, такое письмо хорошее, такое хорошее! Мамка все читает и плачет, читает и плачет...

______ Чего ж плакать, если хорошее?

______ Да ведь полгода не знали, где, что, живой ли.

______ Я хотела принести вам почитать, да мамка не дает, письма из рук не выпускает. А и не надо! Я три раза послушала – все на память знаю! Главное, что войне скоро конец! Они сейчас в Австрии. А письмо он писал - нипочем не отгадаете - когда! Еще аж в прошлом году, седьмого ноября! 

______ Ух ты! Аккурат на день Октябрьской революции!

______ Во, во! Он же у нас гармонист. Он в концерте полковом выступал. Пел и на гармошке играл. И еще другим там солдатам играл, которые пели. И ему все бойцы сильно хлопали и кричали, мол, давай еще, Гриша! А полковник ему руку пожал и говорит: «Слушал бы твою гармонь, товарищ разведчик, и слушал с дорогою душою. Да надо вот нам добивать проклятых фрицев, а потому идти тебе завтра в разведку вместе с твоим геройским взводом.» И папка стал в разведку собираться, а перед тем письмо нам написал. И скоро войне конец. И он домой придет. И меня научит на гармони играть! 

______ Ура! (бросает вверх шапку)

Дети радуются от души. Замирают. Музыка

нарастает, затем затихает. Девочка выходит на 

авансцену.

______ Только не вернулся с войны Григорий Васильевич Герасимов. Убил его фашистский снайпер в той самой разведке, 8 ноября 1944 года...

Эпилог.

Ребята выходят на авансцену один за другим,

в руках у них – цветные платки, шарфы и галстуки. 

______ Наши бабушки и дедушки родились после войны.

______ Мы живы сегодня благодаря нашим прадедам. Нашим героическим прадедам!

______ Дорогие наши! Родные наши! Я знаю, вы слышите нас. Мы вас не забудем...

______ Мы вас не предадим...

______ Мы будем достойными вас...

______ Пусть в вашу честь в каждом городе, поселке, селе горит и ни на минуту не гаснет пламя Вечного огня!

______ Пусть люди, дети, потомки вспоминают о вас не только в дни юбилеев!

______ Детям своим мы расскажем о вас, чтоб запомнили! 

______ Детям детей мы расскажем о вас, чтобы тоже запомнили!

______ Встречайте трепетную весну, люди земли!

______ Убейте войну! Прокляните войну, люди земли!

______ Мечту пронесите через года и жизнью наполните,

Но о тех, кто уже не придет никогда...

  Все  : Заклинаем: помните!

Звучит заключительная часть Седьмой симфонии

Д. Шостаковича. С помощью шеста и красных

галстуков ребята моделируют Вечный огонь, по

очереди кладут к нему «цветы» - яркие пятна своих

шарфов, бантов и бейсболок.

Склоняют головы. Уходят. Свет гаснет.

Музыка стихает.