Выразительные средства актера: мимика и жесты

Тема занятия: Выразительные средства актера: мимика и жесты.             
Цель занятия: Познакомить учеников с такими выразительными средствами работы актера как мимика и жесты.
 
На первом году обучения особое внимание уделяется пониманию и освоению обучающимися таких средств актерского мастерства как мимика и жесты.
 На данном занятии ребята сначала играют в "угадайку" - тип игры, интересный без исключения всем детям от 7 до 11 лет,  а позже, когда дети раскрепостились и заинтересовались,  предлагается постановка этюда на эмоции, а в финале занятия этюд  на эмоционально-действенный подход актера. Одновременно дети учатся работать во взаимодействии с несколькими партнерами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyrazitelnye_sredstva_aktera_mimika_i_zhesty.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

«Выразительные средства актера: мимика и жесты»

Автор: Альчина Светлана Николаевна

педагог дополнительного образования

МБОУДО ДШИ г.Поронайска в с. Восток

Тема занятия: Выразительные средства актера: мимика и жесты.            

Место занятия в программе: проведение занятия предусмотрено на первом году обучения в разделе «Основы актерского мастерства».

Тип занятия: Усвоение новых знаний.

Вид занятия: Учебное.

Продолжительность занятия: 40 минут

Цель занятия: Познакомить учеников с такими выразительными средствами работы актера как мимика и жесты.

Форма проведения занятия: Беседа с элементами игры

Формы организации деятельности детей на занятии: Фронтальная, групповая

Форма подведения итога занятия: кроссворд, рефлексия

Методическое обеспечение занятия:

  • Используемые технологии: технология «Использование в обучении игровых методов», технология «Обучение в сотрудничестве», личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая технология.
  • Методы и  приемы: словесные (беседа) и практические (упражнение)
  • Дидактические пособия:

1) Андрачников С.Г. «Пластические тренинги»

2) Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»

3) Феофанова И. «Актерский тренинг для детей»

4) Чернецкая Т.А. «Как стать артистичным»

5) Чурилова Э.Г.«Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников»

6) Хрестоматия игровых приемов обучения. Библиотека «Первого сентября»

  • оборудование для педагога: доска, мел, таблички.
  • оборудование для учащихся: стулья, ободки, бумага, фломастеры.
  • использованные источники: 
  1. http://dramateshka.ru
  2. http://festival.1september.ru

План занятия:

  1. Оргмомент. Приветствие.(3 минуты).
  2. Подготовительный этап. Подготовка воспитанников к активному и сознательному усвоению новых знаний. Целеполагание. Артикуляционная и дыхательная разминка. (5 минут)  
  3. Основной этап. Усвоение новых знаний, умений и навыков. Беседа «Мимика – одно из выразительных средств актера». Упражнение на мимику «Мимические этюды». Беседа «Что такое жесты». Упражнение с табличками «Характерные жесты» (15 минут)
  4.  Этап закрепления новых знаний. Беседа «Мимика и жест – выразительные средства актера». Упражнения на одновременную отработку жестов и мимики (этюд «Облака», этюд «Мышки») (10 минут).
  5. Итоговый этап. Кроссворд. (5 минут). 
  6. Рефлексия. Облачка-смайлы (2 минуты).

Полный конспект занятия:

  1. Оргмомент.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Здравствуйте, дорогие ребята! Рада видеть вас на нашем занятии. Рассаживайтесь, как всегда, в наш творческий полукруг.. Давайте поприветствуем друг друга (традиционная «рефлексия «Привет!» - каждый ребенок по очереди называет свое имя, сопровождая его любым действием, все хором повторяют, и так до завершения полукруга). Вот мы и поздоровались. Вижу, вы пришли с хорошим настроением и желанием вновь почувствовать себя актером.

  1. Подготовительный этап.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Целью нашей сегодняшней встречи будет знакомство с такими выразительными средствами работы актера как мимика и жесты. Мы с вами попробуем изображать персонажей  в разном настроении и с разным характером. Но прежде, чем  начать знакомиться с новой информацией, давайте немного разомнемся. Начнем с артикуляционной гимнастики. Повторяйте за мной!

Свои губы, как лягушка, растяну я прямо к ушкам. - Растянуть губы.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня – Вытянуть губы вперёд.
А теперь я – дудочка, дудочка-погудочка - Губы сложить в форме буквы “о”.
 

ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ

 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Хорошо, получилось. А вы знаете, ребята, актерам приходится говорить длинные фразы,  а для этого нужно уметь задерживать дыхание. Посмотрим, сумеете ли вы задерживать  дыхание на несколько секунд?  Давайте встанем и “покатаемся на лифте” – кладём левую ладонь на животик, делаем вдох и считаем, не дыша,  до 4-х, раз, два, три, четыре – приехали (на выдохе). Теперь, на 5-й., на 6-й.  А сейчас устроим небольшое соревнование– “Кто кого перегудит?” - Делаем вдох и гудим носом с закрытым ртом, пока хватит дыхания. Три-четыре, начали!

ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Вот молодец какой … , всех перегудел!

А теперь, потренировав свою артикуляцию и дыхание, перейдем к четкому проговариванию слов. Для этого вспомним скороговорку «Купила каракатица кружевное платьице». Сначала проговорим её  медленно и четко. Я хлопаю ритм. А вы, положив руки на коленочки, вместе со мной произносите скороговорку.

ДЕТИ ПРОИЗНОСЯТ СКОРОГОВОРКУ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:Теперь быстрее. Ритм задают мои хлопки.

ДЕТИ ПРОИЗНОСЯТ СКОРОГОВОРКУ БЫСТРЕЕ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:А сейчас произнесем скороговорку в том же темпе, но очень громко.

ДЕТИ ПРОИЗНОСЯТ СКОРОГОВОРКУ ГРОМКО

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:Теперь актерским шепотом.

ДЕТИ ПРОИЗНОСЯТ СКОРОГОВОРКУ ШЕПОТОМ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:Теперь беззвучно.

ДЕТИ ПРОИЗНОСЯТ СКОРОГОВОРКУ ОДНИМИ ГУБАМИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Хорошо, спасибо, у нас здорово получилось.

3.Основной этап. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Ребята, а сможете ли вы, произнося скороговорку беззвучно и сложив руки на коленях, показать мне, что вы испытываете какое-нибудь чувство – например, чувство радости? Попробуйте. (ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ, ПРОИЗНОСЯ БЕЗЗВУЧНО СКОРОГОВОРКУ, УЛЫБАЯСЬ) Так. А теперь чувство грусти, попробуем?

 ДЕТИ: ДА. (ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ, ПРОИЗНОСЯ БЕЗЗВУЧНО СКОРОГОВОРКУ, ОПУСТИВ УГОЛКИ ГУБ, ОПУСТИВ ГЛАЗА)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Получилось! А сейчас давайте попробуем показать мне злость.

(ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ, НАХМУРЯ БРОВИ, СТИСНУВ ЗУБЫ)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А теперь покажите мне, что вы обиделись.

(ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ, НАДУВ ГУБЫ И ВЗДЕРНУВ ПОДБОРОДОК)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Теперь изобразите удивление.

(ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ, ПОДНИМАЯ БРОВИ И ОКРУГЛИВ ГЛАЗА)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А сейчас попробуем показать восхищение.

(ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ, ПОЛУОТКРЫВ РОТ, ПОКАЧИВАЯ ГОЛОВОЙ)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Теперь произнесите скороговорку на тех же условия, но с ненавистью

(ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ, СТИСНУВ ЗУБЫ, РАЗДУВАЯ НОЗДИ)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Как же так получилось, что без голоса и без жестов, вы смогли передать мне заданные чувства, то есть эмоции?

ДЕТИ: МЫ ИЗОБРАЖАЛИ ЭМОЦИИ «ЛИЦОМ», МЕНЯЛИ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА ПОД ЗАДАННОЕ НАСТРОЕНИЕ, С ПОМОЩЬЮ ГРИМАС.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Правильно. Так вот, смена выражений нашего лица, движения  мышц лица для выражения наших чувств (радости, грусти, злости и др.) называется мимикой. Нужно ли уметь пользоваться такими движениями мышц лица актеру? Почему?

ДЕТИ:  АКТЕРУ НУЖНО УМЕТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МИМИКОЙ, ЧТОБЫ ПОЛНО ПЕРЕДАВАТЬ НАСТРОЕНИЕ И ЧУВСТВА СВОИХ ПЕРСОНАЖЕЙ. ЧТОБЫ ЗРИТЕЛИ ЕМУ ПОВЕРИЛИ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: И сегодня наша задача – попробовать научиться этому! Теперь давайте попробуем менять выражение своего лица в зависимости от заданной ситуации. Начинаем упражнения на мимику. Представьте, что вам подарили огромный торт. Какое чувство вы будете выражать своей мимикой и как?

ДЕТИ:  ВЫРАЖАТЬ РАДОСТЬ. БУДЕМ УЛЫБАТЬСЯ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Давайте попробуем.

ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А теперь представьте, что вы идете на прогулку, и вдруг из-за кустов на вас выползает огромная змея. Какое чувство вы будете выражать своей мимикой и как?

ДЕТИ:  ЧУВСТВО СТРАХА, УЖАС.

 ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А теперь вообразите, что вы пришли на праздник, а вам не досталось подарка. Покажите свои эмоции мимикой.

ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А вот теперь вы сидите дома, смотрите мультики и вдруг к вам в окно влетает слон. Какое чувство вы будете выражать своей мимикой и как?

ДЕТИ: УДИВЛЕНИЕ, ИЗУМЛЕНИЕ. ПРИПОДНИМЕМ БРОВИ, ОКРУГЛИМ ГЛАЗА, РОТ ЗАЖМЕМ РУКОЙ ИЛИ РАЗИНЕМ ЕГО. ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Отлично получилось, я вам поверила! А теперь представьте, что ваши лица – это лампочки. Я хлопаю в ладоши – они ярко загораются,  хлопаю второй раз – они гаснут. Загорелись! Погасли! Загорелись! Погасли!

ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Хорошо! Сейчас я попрошу выйти ко мне …(3 человека). Попробуем с вами разыграть небольшой мимический этюд. Вообразим, что я – садовник, а вы гости в моем саду. И я угощаю вас большими, спелыми, румяными яблоками. Вы подносите аппетитный плод ко рту, откусываете, а оно оказывается горьким и червивым… ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Спасибо. Ребята-зрители, какие чувства нам показали актеры в этом этюде?

ДЕТИ: СНАЧАЛА ПРЕДВКУШЕНИЕ, РАДОСТЬ, А ПОТОМ РАЗОЧАРОВАНИЕ, ОТВРАЩЕНИЕ И ДАЖЕ ЗЛОСТЬ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А как же им удалось показать нам всю смену эмоций, если они ничего не говорили?

ДЕТИ: АКТЕРЫ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ДВИЖЕНИЯМИ МЫШЦ ЛИЦА, ТО ЕСТЬ МИМИКОЙ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Верно! Спасибо, актеры, садитесь на места. В следующем этюде примут участие … …(3 человека).  Я клоун на дне рождения, предлагаю закрыть глаза и открыть рот, обещая положить каждому по вкусной сладкой шоколадной конфете. Вы открываете ротики, а я кладу вам кислый лимон… ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодцы. Спасибо, садитесь на места.

Итак, мы познакомились с мимикой – с движениями мышц лица, которые отображают наше настроение, наши чувства.  Но ведь  актер не состоит из одного только лица, правда? У него есть руки-ноги, голова, шея, и чтобы лучше передавать настроение   и характер персонажа, актер должен уметь использовать движения всего тела. Как называются движения рук и ног, туловища?

 ДЕТИ: ЭТИ ДВИЖЕНИЯ НАЗЫВАЮТСЯ ЖЕСТАМИ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Правильно! Движения туловища, рук и ног называются жестами. А можно ли общаться при помощи жестов? Например, можем ли позвать кого-то с помощью жеста? Если да, то как?

ДЕТИ: МОЖЕМ. ПОМАШЕМ ПРИЗЫВНО РУКОЙ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Правильно. А попробуйте показать жест, как будто вы угрожаете кому-то. ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ.  А теперь отказываетесь. ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ А сейчас соглашаетесь. ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Мы можем общаться с помощью жеста, если жесты понятны и выразительны. Давайте узнаем, насколько выразительны ваши жесты.  Прошу выйти на сцену … (4 человека). Я  показываю вам табличку с погодными условиями (чтобы ее не видели зрители), а вы демонстрируете характерные для этой погоды жесты. Зрители же будут угадывать, какие погодные условия заданы. Задание понятно? Начинаем!

 ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ: Табличка  «ОЧЕНЬ ЖАРКО»: УЧАСТНИКИ ЭТЮДА ОБМАХИВАСЯ РУКАМИ, ВЫТИРАЮТ ПОТ СО ЛБА, ОТДУВАЮТСЯ И Т.Д., «ЗРИТЕЛИ» НАБЛЮДАЮТ И УГАДЫВАЮТ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодцы, угадали! Следующая табличка «ИДЁТ ДОЖДЬ» - ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ  

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Следующая табличка «МОРОЗ» - ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Спасибо, актеры, садитесь на свои места. Теперь приглашаю на сцену … (4 человека). Сейчас задание немного изменится. В этот раз я буду показывать таблички с различными самочувствиями, а вы демонстрируете характерные для этого самочувствия жесты. Зрители же будут угадывать, что написано в табличке. Задание понятно? Начинаем!

ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ: Табличка  «БОЛИТ ЗУБ»: участники этюда хватаются за щеку,  раскачивают головой и т.д., «ЗРИТЕЛИ» НАБЛЮДАЮТ И УГАДЫВАЮТ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодцы, угадали! Следующая табличка «ХОЧЕТСЯ СПАТЬ» - ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ (…)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Следующая табличка «ОБЪЕЛСЯ» - ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ(…)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Спасибо, ребята, садитесь на свои места. Думаю, жесты наши актеров оказались выразительными, ведь зрители догадались, что они изображают.

4. Этап закрепления новых знаний.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А сейчас разыграем небольшой этюд, в котором вам, как актерам, нужно будет использовать сразу оба выразительных средства. Напомните, какие? Что они из себя представляют?  

ДЕТИ: ЖЕСТЫ И МИМИКА. ЖЕСТЫ – ЭТО ДВИЖЕНИЯ РУК, НОГ И ТУЛОВИЩА. МИМИКА – ДВИЖЕНИЯ МЫШЦ ЛИЦА.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Для чего же нужны эти выразительные средства?

ДЕТИ: ЧТОБЫ АКТЕР МОГ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПЕРЕДАВАТЬ НАСТРОЕНИЕ, ЧУВСТВА И ХАРАКТЕР СВОИХ ПЕРСОНАЖЕЙ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Сейчас я прочитаю вам стихотворение про облака – оно-то и станет нашим сценарием для этюда. Внимательно слушаем.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ:

По небу плыли облака,

А я на них смотрела.

И два похожих облака

Найти я захотела.

Вот облачко веселое

 Хохочет надо мной.

В улыбке рот раскрыло:

Как облачку смешно!

И хлопает в ладоши,

Головку запрокинув,

И за животик держится,

Смеется, что есть силы!

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Так далеко унес.

Надулись губки, слезки

По щечкам потекли,

И носиком зашмыгало

Вдруг облачко, смотри!!!!

А тут по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит

Рычит оно сквозь зубы,

Оскалилось, ревя,

И затрясло щеками,

Вот-вот сожрёт меня!

Вот  удивленно облачко

Над озером плывет.

И в изумленье облачко

Приоткрывает рот.

Приподнимает бровки,

И глазки округляет,

Разводит ручки в стороны,

Всё недоумевает….

По небу плыли облака,

А я на них смотрела.

Но два похожих облака

Найти я не сумела…

Теперь прошу всех выйти на сцену. Я буду читать стихотворение-сценарий, а вы совершайте проговариваемые мною действия, передавая настроение облачков. Используйте жесты и мимику. ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ. ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ (…)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Как здорово у вас получилось! А теперь усложним задачу. В следующем этюде не будет столь подробного описания действий, а будут только обозначены эмоции мышек. Да, мышек! В этом этюде вы должны будете вообразить себя маленьких мышками. Чтобы было реалистичнее, давайте наденем на головы ободки с изображениями мышек (РАЗДАЕТ ОБОДКИ с МЫШКАМИ).  Итак, я читаю, а вы изображаете при помощи мимики и жестов настроение мышек. Готовы? Начинаем этюд.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Раннее утро. Мышки спят. Покажите, как они подложили под щёчку ладошки, глаза закрыли и мирно посапывают… ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ (…)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Пора, мышки, просыпаться! Открыли они глазки, а на улице дождь…
Сначала они удивились,

Потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех.

С обидой они отвернулись,
Как мышь на крупу, все надулись.

 И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи,

В глазах опечаленный вечер…

И слёзы вот-вот побегут.

Но тут лучик солнца украдкой
По щёчке скользнул нежно-гладкой.

И всё засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись.

Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали: Ура! Ура!    ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ (…)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Отличный получился этюд! Прошу вас, садитесь на места. Ребята, назовите, какие чувства вы показали в этом этюде?

ДЕТИ: УДИВЛЕНИЕ, ВОЗМУЩЕНИЕ,  ОБИДА, ПЕЧАЛЬ, РАДОСТЬ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: С помощью каких выразительных средств вы это сделали?

ДЕТИ: С ПОМОЩЬЮ МИМИКИ И ЖЕСТОВ.


5. ИТОГОВЫЙ ЭТАП. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Верно. Но наша встреча подходит  завершению. И я предлагаю вам напоследок отгадать маленький кроссворд. Взгляните, на доску - в кроссворде загаданы всего три слова: два по горизонтали и одно по вертикали. Попробуем угадать слово под цифрой 1 по горизонтали, оно обозначает «движения туловища, рук и ног». Кто догадался, что это за слово?

 ДЕТИ: ЖЕСТЫ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Верно! Вписываем… А слово  под цифрой 2 по горизонтали обозначает «смену выражений нашего лица, движения  мышц лица для обозначения наших чувств» Что это такое?

ДЕТИ: МИМИКА.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Угадали! Вписываем… В слове под цифрой 3 нам открылись целых две буквы: первая – «Т», и третья – «А». Обозначает загаданное слово род искусства, а также здание, предназначенное для представления  спектаклей перед зрителями. Что это?

ДЕТИ: ТЕАТР.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Правильно! Вписываем!

 

6. РЕФЛЕКСИЯ (2 минуты). ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А теперь я попрошу вас нарисовать облачка, которые соответствуют вашему сегодняшнему настроению: может быть, ваше облачко будет улыбаться, может быть, будет  грустным… Какое ваше настроение – такое будет и облачко. ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ. Спасибо за занятие! До следующей встречи!