Программа творческого объединения "Художественное слово"

Носевич Татьяна Анатольевна
ПРОГРАММА творческого объединения «Художественное слово»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud_slovo.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

творческого объединения

«Художественное слово»

               

                                                 

                                                                                                                                             

                                               

КРУЖОК «Художественное слово»

      В основе концепции кружка лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства – сценической деятельности и литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Актуальность программы обусловлена следующими факторами.

  В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературно-творческих, становится одной из важнейших задач современной школы.

   Под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи и является результатом, критерием и формой развития.

   Для реализации творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности).

    Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей.

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве выступающих, актёров и в качестве зрителей?

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев различных общешкольных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать, как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Н.В.Гоголь так говорил о театре: «Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Цель кружка «Художественное слово»формирование у детей духовно-нравственной культуры, воспитание добра, любви к ближним, своей родине, развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков, обучение детей умению владеть устным и письменным словом.

 ЗАДАЧИ:

1. Развивать творческие возможности детей

2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения

3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел

4. Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.

5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом

6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние

7.Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

  1. Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.
  2. Обеспечить усвоение учащимися норм русского литературного языка; сформировать у школьников умение и навыки оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением русского речевого этикета.
  3.     Создавать условия для литературного творчества.
  4.     Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
  5.   Вовлекать одаренных детей в серьезную творческую работу

Организация деятельности кружка «Художественное слово»

      Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов, так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Основные направления:

  1. Духовно- образовательное.

- тематические беседы, о подвижниках, календарных праздниках, обрядах, устные журналы, презентации о писателях, литераторах, исторических событиях.

2. Воспитательно-оздоровительное

- посещение святых мест, музеев.

3. Культурно-познавательное.

- концерты, праздники, скаски, инсценировки, посещение театров, просмотр кинофильмов

4. Сценическое мастерство.

- театральная игра, ритмопластика, культура речи.

5. Творческое.

- выступление на различных конкурсах, исследовательская деятельность, написание сочинений, стиотворчество, выпуск газеты «Русское слово»

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

- Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок

- Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть

- Читать выразительно стихи, басни. Знать 2-3 стихотворения наизусть.

- Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений

- еть работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя

- Учиться обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать классические произведения в рамках кружка.

Содержание программы

    Программа литературного кружка «Художественное слово» рассчитана на 35 часов в год, и   включает в себя работу:

- по восприятию чужой речи;

- по воспроизводству готового текста;

- по созданию собственных высказываний

Заянятия проводятся 1раз в неделю по одному часу.

Краткие сведения о коллективе.

Посещают кружок «Художественное слово» обучающиеся 6 класса, которые занимаются по 1 часу. Кружок посещают в основном дети эмоциональные, творческие, увлекающиеся литературой, поэзией театром, музыкой.

Количество человек: 16

Тематическое планирование кружка «Художественное слово»

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

 прове

дения

Кор

рек

тировка

1

Вводное занятие. Ознакомление с правилами по ТБ. Играем этюды. «Знакомство», «Органическое молчание» и др.

1

5.09.18

2

«Зачем нужна поэзия?»  Работа над стихами А. Пушкина, A Тютчева. Наблюдение над художественными средствами.

Упражнения по актёрскому мастерству.

1

12.09.18

3

Чудо поэтического слова. (Развитие понятий метафоре, стихотворной и прозаической речи.

Логика речи. Артикуляционные упражнения из арсенала А.М. Нахимовского» Хомячок», «Рожицы»

1

19.09.18

4

Подготовка к общешкольному празднику Дню учителя. Составление сценария. Разучивание сценок и стихов.

1

25.09.18

5

Репетиция сценок, стихов, песен к Дню Учителя.

1

03.10.18

6.

Чудо поэтического слова. (Театральная ритмика, образность). Упражнения на развитие артикуляции. Отбор стихов на конкурс.

1

10.10.18

7.

Подготовка к районному конкурсу чтецов. Отработка артикуляции, голоса, ритмики.

1

16.10.18

8

Подготовка к общешкольному конкурсу чтецов. Отработка техники речи.

1

24.10.18

9

Подготовка к участию в муниципальном конкурсе творческих работ, посвящённых Году театра.

1

31.10.18

10

Подборка стихов об осени.

1

07.11.18

11

Шедевры художественного слова. Формирование потребности общения с образцами художественного слова. Слушаем «мастеров слова»

1

14.11.18

12

Выбор стихов и сценок к концерту, посвящённому Дню Матери.

1

21.11.18

13

Подготовка к мероприятию к Дню матери.

1

28.11.18

14

Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры.

1

05.12.18

15

Подбор стихов, сценок, песен к Новому году.

1

12.12.18

16

Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука.  Ролевые игры. Театр – экспромт. Разучивание стихов, песен, сценок к Новому году.

1

19.12.18

17

 Подготовка к Новому году. Отработка упражнений по технике речи. Отработка выразительного чтения стихов, отработка актёрского мастерства (репетиция сценок)

1

26.12.18

18

Православные традиции в русской литературе и современном мире. Праздник Рождества. Разучивание колядок, рождественские стихи.

1

09.01.19

19

Просмотр фильма Православные святыни Руси. Заочная экскурсия в Муром.

1

16.01.19

20

Действие как главное выразительное средство актерского искусства. Просмотр спектакля.

1

23.01.19

21

Филологический анализ художественного текста. Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова

1

30.01.19

22

Подборка номеров художественной самодеятельности для общешкольного концерта к 8 марта.

1

06.02.19

23

Создание праздничной презентации. Подготовка к конкурсу сочинений, стихов «Мама – это солнце»

1

20.02.19

24

Репетиция номеров художественной самодеятельности для праздничного концерта к 8 марта.  

1

27.02.19

25

Репетиция номеров художественной самодеятельности для праздничного концерта к 8 марта. Отработка техники чтения и актёрского мастерства. Конкурс сочинений, стихов «Мама – это солнце»

1

06.03.19

26

Теория стиха. Логическое ударение. Интонация. Работа с «голосом». Стихотворчество.

1

13.03.19

27

Практикум «Как говорить так, чтобы слушали». Изучаем язык мимики и жестов.

1

27.03.19

28

Слово в прозе

1.     Жанры прозы.

2.     Художественный анализ текста.

3.     Коллективная творческая работа:

«Мы придумываем сказку»,

«Мы пишем рассказ»,

«Творческий эксперимент».

4.     Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении.

1

03.04.19

29

Ролевая игра «В гостях у литературного персонажа».

Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал».

10.04.19

30

Разработка сценария митинга к Дню Победы. Подборка стихов, песен, инсценировок.

1

17.04.19

31

Создание презентации «И опять приходит День Победы»

1

24.04.19

32

Православные традиции в жизни современного человека и в русской литературе.  История праздника Пасхи.

1

30.04.19

33

Подготовка к празднованию Дня Победы.

Литературно – музыкальная композиция «Праздник со слезами на глазах».

1

07.05.19

34

Слово в прозе

1.     Жанры прозы.

2.     Художественный анализ текста.

3.     Коллективная творческая работа:

«Мы придумываем сказку»,

«Мы пишем рассказ»,

«Творческий эксперимент».

4.     Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении.

1

15.05.19

35

Общественное назначение театра. Народные игры. Разучивание народных игр. Православные праздники.

1

22.05.19

 РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Дикция. Орфоэпия.

В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения)

тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

  • Логика чтения. Логические паузы.

Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.

  • Речевой слух.

Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:

  • Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;
  • Фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;
  • Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.

Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому):

Громче – тише,

Выше – ниже,

Быстрее – медленнее.

Голос – одежда живой речи, а душой является интонация.

Волшебный посредник – видение образа.

«Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В,Н, Аксенов, режиссер.

Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.

Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три категории, три типа:

  1. Образный (сигналы I сигн. системы);
  2. Мыслительный (II сигн. Системы);
  3. Средний.
  • Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать. Образы басен Крылова.
  • Позиция и поза.
  • Позиция – принципиальное отношение к кому-либо или чему-либо.
  • Поза – это перенесение, перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение. Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может совпадать, а может и не совпадать с авторской.
  • Поза, и авторская, и исполнительская может быть доброжелательной и недоброжелательной, дружественной и враждебной, она может отображать одобрение или отрицание, осуждение.
  • Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу, говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу обличителя какого-либо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком.
  • Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия. «Бесчувствие – это увечье», - сказал Н.А. Некрасов.
  • Основой дикламационного искусства должен быть ритм.
  • Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя – зрителя на ритм. «Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения стиха естественность и разнообразие», - говорит актер Г.В. Артоболевский. Чтобы ритмом овладеть надо его уловить и ощутить.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Литература:

 

1.               1 . Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.

2. . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,1991

3.     Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.

4.     Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.

5.                5.   Овчинникова И.Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений) /Лучший учитель - творчество. М.: Просвещение, 1966. 226с., 2001.

6.     Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.

7. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001

8. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»

  1. Русские народные сказки

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

Телевизор, видеомагнитофон, DVD, компьютер, проектор, диски с записью сказок и постановок.