Театр в эпоху классицизма и просвещения
Презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_v_epohu_klassitsizma_i_prosveshcheniya.ppt | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Дать сравнительную характеристику театрального искусства эпохи классицизма и просвещения.
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) сложился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он превратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идей Просвещения, практически все европейские страны. Просвещение – это интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма Нового времени , заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.
Особенности театра Классицизма Просвещения Для театрального искусства классицизма характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Часто XVIII столетие вообще называют «золотым веком» театра; строго выдержано золотое правило классической драмы — единство места, времени и действия. Строгие правила классицизма сформулировал французский поэт Никола Буало (1636—1711); классицизм стремился все разложить по полочкам, для всего определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). Чувства побеждают разум. Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер (наст, имя Жан-Батист Поклен) (1622—1673). Язык героев их произведений проникнут пафосом и патетикой. В основе большинства пьес лежит трагический конфликт страсти и долга. Искусство стремится отображать рациональность и реалистичность мира; Продолжает действовать правило трех единств; В театральном искусстве XVIII в. не существовало единого общего стиля — не было стилевого единства художественного языка и приемов, присущего предшествующим эпохам; В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и комедии , в которых выводится на сцену новый герой, представитель третьего сословия – и первым это сделал именно Бомарше (1732-1799). Разум побеждает чувства. Театр стремится к объединению с социальной жизнью народа; Серьёзные изменения произошли в драматургии. Возникли новые жанры, в частности драма. В эпоху Просвещения во Франции и Англии начиная с 30х гг. зрителям уже не разрешали сидеть на сцене. В Англии отказались от театра открытого типа и стали строить, как в других европейских странах, закрытые здания. Уже в конце XVII в. здесь появились рисованные декорации и театральные машины для эффектных полётов и исчезновений. В отличие от шекспировской эпохи, когда женские роли исполняли юноши, в английском театре Просвещения женские роли начали играть актрисы.
Молье́р (фр. Molière , настоящее имя Жан Батист Поклен ; фр. Jean Baptiste Poquelin ; 13 января 1622, Париж — 17 февраля 1673, там же) — комедиограф Франции и новой Европы, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра. Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais ; 24 января 1732, Париж — 18 мая 1799, там же) — знаменитый французский драматург и публицист.
Коме́дия — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Мольер создал жизненно достоверные образы. Он высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян («Мещанин во дворянстве», 1670). С особой непримиримостью Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показной добродетелью: «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Дон-Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666). Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра. Наиболее зрелым воплощением комедии нравов признаны «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784) великого французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше (1732—1799). В них изображен конфликт между третьим сословием и дворянством. На сюжеты пьес написаны оперы В.А. Моцарта (1786) и Дж. Россини (1816).
Французская комедия в XVIII веке Театр французской комедии - "Комеди Франсез" - был создан королевским указом в 1680 г. В XVIII в. труппа состояла из первоклассных актёров, многие из которых помнили ещё наставления Мольера . Основу репертуара составляли трагедии Корнеля и Расина, мольеровские комедии . В первой трети XVIII в. на сцене "Комеди Франсез" блистали Мишель Барон (1653-1729) и Адриенна Лекуврёр (1692-1730). Игра Лекуврёр потрясала весь Париж. Она была подлинной трагической актрисой, искренней и глубокой. Очарованный игрой Лекуврёр , Вольтер писал: "Если она плачет, если она жалуется, она не исторгает, подобно большинству актёров, неистовых рычаний; она так трогательна, что заставляет проливать слезы" . Лекуврёр была любимой актрисой парижан, и, когда она внезапно умерла, молва настойчиво обвиняла в убийстве одну из великосветских дам. Церковь отказалась отпевать комедиантку, погибшую внезапно, без покаяния, без отречения от профессии.
Венец Просвещения в Германии - творчество двух великих немцев: Иоганна Вольфганга Гёте (1749- 1832) и Иоганна Кристофа Фридриха Шиллера (1759-1805). Драматургия Гёте и Шиллера завершает развитие европейской драмы в XVIII столетии. В их произведениях идеи Просвещения получили полное и исчерпывающее выражение. Репертуар немецкой сцены обогатился пьесами Шиллера "Разбойники" (1781 г.), "Коварство и любовь" (1783 г.) А мечта эпохи Просвещения о создании философской трагедии была воплощена Гёте в "Фаусте" (1832 г.). В 1791 г. В немецком театре были заложены основы режиссерского искусства, осуществлялся принцип актерского ансамбля.
Итог Театр эпохи Просвещения – одно из самых ярких и значительных явлений в истории всей мировой культуры; это мощный исток европейского театрального искусства – на все времена. Театр как вид искусств не сохраняется в таких вещественных памятниках, как живопись и скульптура, как произведения литературы и музыки. Но история театра рассказывает о великих актерах прошлого, как они играли, какие чаяния современников воплотили в своей игре, на какие запросы времени откликнулись.
Рефлексия: Сегодня я узнал… Было интересно… Мне пригодится в жизни ... Мне захотелось дополнительно узнать…