Доклад и презентация к семинару-практикуму на тему: «Театрализованная деятельность как средство гармоничного развития дошкольников»

Ермишкина Наталья Олеговна

Доклад и презентация к семинару-практикуму: "Театрализованная деятельность как средство гармоничного развития дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарская область средняя общеобразовательная школа

п.г.т.Петра Дубрава муниципального района  Волжский

СП «Детский сад»

Доклад к семинару-практикуму на тему:

«Театрализованная

деятельность

как средство гармоничного

развития дошкольников»

                                

                                                                                                                                                                        Подготовила

                                                                воспитатель

                                                                Ермишкина Н.О.                                        

                                2019 год

 В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление научить детей  читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия взрослых в развитии ребёнка, а  без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.

Самый короткий путь  эмоционального раскрепощения ребёнка – это путь через игру.

И как глоток свежего воздуха можно рассматривать в этом контексте – театрализованную игру. Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающее.

Театр занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольников.

Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию , раскрыть духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Театрально-игровая деятельность — это одна из самых доступных и демократичных видов деятельности в детском саду, которая осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие ,развитие творческих способностей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу, Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу каждого ребенка на любимое занятие или театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды театра.

В каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона, где ребенок может побыть один и репетировать какую-либо роль перед зеркалом или посмотреть иллюстрации к спектаклю  и т.д.

Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Театрализованная  деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное  время; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, физкультурные, по изобразительной деятельности и др.), а также запланирована специально в недельном расписании занятий  по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Желательно заниматься по подгруппам, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку.

Знакомство детей с театрализованными играми начинается с 1 младшей группы.  Занимаясь с детьми, мы стремимся вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально-игровой деятельности, побуждая их общаться.

Работа  по  театрализованной деятельности  проходит во взаимодействии воспитателей и музыкального руководителя. Передать характер персонажей в движении помогает музыка.


Во второй младшей группе мы  формируем у детей простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения сказочных животных)
«Птички летают, клюют зернышки», «Зайчики прыгают, танцуют», «Гордый петушок» и другие.

В средней группе обучаем детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомимике); учим детей эмоциональному выражению «грусти» и «Радости»; формируем у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, соотносить музыку и образ.

В старшей группе совершенствуем художественно-образные исполнительские умения. Помогаем постигать художественные образы, созданные  средствами театральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография, декорации и др.).

В подготовительной к школе группе развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий. Здесь помогают такие упражнения, этюды, игры  как «Отгадай, кто пришел?», «Что за сказка?», «Изобрази настроение», «Испорченный телефон». На музыкальных занятиях отрабатываются музыкальные номера к спектаклю: песни, танцевальные композиции.

ЭТАПЫ   РАБОТЫ  НА  ЗАНЯТИЯХ  ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ:

1 этап: Знакомство с произведением. Выразительное  чтение  произведения, создание эмоционального  настроения.

2 этап: Беседа, поясняющая и выясняющая понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, мы используем мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

РАБОТА С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ:
(после первого прочтения)
1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано
2.Преобразование из  абстрактных символов в образы
3.Пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. отработка метода запоминания
4.Таблица воспроизводится ребенком при ее показе ему.

3 этап: Возвращение к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывают театрализованные представления.

Необходимо помнить, что для малыша выступление перед зрителями – это колоссальная психоэмоциональная перегрузка.  Поэтесса Л. Фадеева очень точно передала это эмоциональное состояние ребенка в стихотворении «Первое выступление»:


Стою на сцене.
Зал затих.
И я молчу,
Не вспомню стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.


Упражнения
Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания с педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей в игре.
Упражнения на напряжения мышц:
- рубить дрова;
- волочить тяжелый ящик;
- нести очень тяжелый чемодан;
- дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т.п.
Упражнение на расслабление мышц:
- заснуть на стуле;
- сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды и т.п.
Упражнения на развитие воображения:
- передавать друг другу веревку, представляя, что это змея;
- передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»;
- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать от туда что- либо воображаемое и обыгрывать это.

Работа над театрализованным представлением объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через  «я стесняюсь», поверить в себя, и самое главное-
это праздник, эмоциональный выплеск, восторг от участия в представлении.

      Таким образом, театральная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Театрализованная деятельность как средство гармоничного развития дошкольников Prezentacii.com Выполнила: Ермишкина Н.О Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарская область средняя общеобразовательная школа п.г.т. Петра Дубрава муниципального района Волжский СП «Детский сад»

Слайд 2

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания Prezentacii.com

Слайд 3

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка – это путь через игру

Слайд 4

ТЕАТР - ЭТО ИГРА, ЧУДО, ВОЛШЕБСТВО, СКАЗКА !

Слайд 5

«Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.» В.А.Сухомлинский.

Слайд 6

Формирование опыта социальных навыков поведения Развитие духовных ценностей Развитие эмоциональной среды Театрализованная деятельность Решение проблемных ситуаций Развитие психических функций Развитие мимики, жесты, пантомимы, интонации

Слайд 7

Виды театра

Слайд 8

Театрализованная деятельность в детском саду

Слайд 9

Знакомство детей с театрализованными играми начинается с 1 младшей группы

Слайд 10

Во второй младшей группе мы формируем у детей простейшие образно-выразительные умения

Слайд 11

В средней группе обучаем детей элементам художественно-образных выразительных средств

Слайд 12

В старшей группе совершенствуем художественно-образные исполнительские умения

Слайд 13

В подготовительной к школе группе развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Слайд 14

ЭТАПЫ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: Знакомство с произведением Беседа Пересказ текста детьми

Слайд 15

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация

Слайд 16

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией

Слайд 17

«Первое выступление»

Слайд 18

Упражнения на напряжение мышц на расслабление мышц на развитие воображения

Слайд 19

Работа над театрализованным представлением объединяет детей

Слайд 20

Театральная деятельность- это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры

Слайд 21

Спасибо за внимание!