ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

Хасанова Кристина Раильевна

В данной статье изучаются вопросы формирования риторической культуры педагога. Расскрывается предназначение педагогической риторики и ее основные понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon statya_pedagogicheskaya_ritorika_2.zip13.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

Аннотация. В данной статье изучаются вопросы формирования риторической культуры педагога. Расскрывается предназначение педагогической риторики и ее основные понятия.

Ключевые слова: Риторика, педагогическая риторика,педагогика.

Основной текст

Риторика(греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.  В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Потребность в искусном владении словом есть всегда, но насущной необходимостью она становится именно в переломные моменты истории, в эпоху сознательно развиваемой демократии. Видимо, не случайно расцвет ораторского искусства совпадает с расцветом древнегреческой и древнеримской республик. Родиной красноречия считается Эллада, именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.

Существует множество определений предмета и задач риторики, известны различные подходы к формулированию ее принципов и законов,а также к взаимоотношениям этой науки с другими учебными дисциплинами

Сравним разнообразие определений риторической науки:

Способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета (Аристотель); Искусство хорошо говорить (Квинтилиан); Искусство о всякой материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению М.В.Ломоносов

Среди определений, наиболее соответствующих задачам педагогической риторики,можно условно выделить четыре группы. В первом случае при определении сущности риторики главное место занимает соотношение мысли (замысла) и ее воплощения в речевой деятельности (в слове). Во втором случае акцентируется аспект создания текста (в определениях часто отражаются и некоторые качества создаваемого текста). Третий тип определений связан с выделением воздействия на адресата (чаще всего склонения его к соответствующей точке зрения). Последний тип определений характеризуется совмещением признаков, выделяемых в предыдущих типах определений.

Еще в XIX веке теория красноречия в России считалась наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления.

В настоящее время перед профессиональным образованием стоят новые задачи, важнейшей из которых является формирование коммуникативной компетентности будущего специалиста. Коммуникативная компетентность предполагает владение навыками общения в определенном профессиональном коллективе, умение создавать риторические ситуации общения, умение изобретать и интерпретировать профессионально значимые высказывания (тексты). Для этого будущему специалисту необходимо знать специфику профессионального общения, нормы речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность решения профессиональных задач.  Сфера обучения является сферой повышенной речевой ответственности, так как, по выражению В.А.Сухомлинского «Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания».

Предназначение педагогической риторики:

- моделирование и построение ситуаций педагогического общения с целью решения различных психолого – педагогических и риторических задач;

- совершенствование речевого аспекта педагогического общения;

- предупреждение и исключение ситуаций развития негативного коммуникативного сценария.

В риторике разработаны общие принципы и законы речевого поведения, описаны практические возможности их использования в различных ситуациях общения. На базе категорий, законов и принципов общей риторики создается модель профессиональной речевой подготовки будущих специалистов в рамках частной – педагогической – риторики. Риторика помогает не только преподнести предмет, но и сформировать познавательный интерес, а значит развить творческую мотивацию к учению. Изучая соотношение мышления и речи, процесс формирования способов влиятельной аргументации в процессе обучения и воспитания – педагогическая риторика ставит своей целью создание факторов полного и качественного усвоения и сохранения сведений. Главное условие достижения цели – риторически оптимальное изложение, стремление к ситуации коммуникативного вдохновения. Педагогическая риторика – это система принципов оптимальной организации речи, она образует речевой аспект педагогического творчества и мастерства.

Педагогическая риторика различает следующие функции общения:

- информационно – коммуникативная (гностическая, обеспечивающая познание) – функция обучения, приобретения предметных знаний и социального опыта;

- регуляционно – коммуникативная – организаторская, обеспечивающая как выбор стратегии и способов взаимодействия, так и конкретную организацию деятельности в рамках учебно – речевой ситуации;

- воспитательно – коммуникативная функция – ориентированная на развитие личностных качеств, эмоциональной культуры, эстетической восприимчивости и художественного вкуса.

В процессе учебно-речевой деятельности комплексно реализуются все функции общения.

 Таким образом, педагогическая риторика – одна из частных современных риторических дисциплин, теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а также практика её оптимизации. Педагогика – одна из сфер так называемой «повышенной речевой ответственности». Области теории и практики, относящиеся к педагогической риторике, могут иметь разные названия- «педагогическая (образовательная) лингвистика», «педагогическая речевая техника», «педагогическое речевое общение (или поведение)и пр. Теория педагогической риторики разрабатывается на базе синтеза достижений почти всех наук гуманитарного круга, в основном – лингвопрагматики, неориторики. коммуникативной лингвистики, этнолингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии, антропологии и ругих.

Применительно к педагогике риторика - система воздействий и взаимодействий, характеризующих как жанры учебной речи, так и ситуации, возникающие в процессе учебного общения. Всякий педагог стремится «овладеть» аудиторией и в риторическом смысле слова: он выискивает формы воздействия, которые могут изменяться, «колебаться» в зависимости от ситуации занятия, личности ученика, апперцептивного фактора (психологического контекста) речи, навыков и умений, сформированных у обучающегося к моменту конкретного общения с педагогом.

Литература

  1. Михальская А.К. Педагогическая риторика:История и теория.-М.,1998.
  2. Педагогическая риторика/ Под ред. Н.Д.Десяевой.-М.,2012.
  3. Десяева Н.Д.,Лебедев Т.А.,АссуироваЛ.В. Культура речи педагога.-М.,2003.
  4. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия.-М.,1998.
  5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи.-М.,2002.