Методическая разработка. Постановочный план спектакля "Завтра была.." по повести Бориса Васильева "Завтра была война"

Произведение, не увлекающее с первых страниц, но раскрывающееся абсолютно иначе к кульминации и финалу. Повесть не столько о войне, сколько о девушках и юношах, которые по воле судьбы обязаны совершать не подростковые поступки и принимать недетские решения. "Завтра была война" стала большим откровением, отличающимся среди обилия послевоенной литературы затрагиваемой темой. Грустно, тоскливо, несправедливо, гордо и боязно - эмоции, которые не покидали вплоть до финала повествования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovochnyy_plan_spektaklya.docx44.7 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ЦДЮТТ "ОХТА"

Педагог дополнительного образования: Дубасов И.А.

Постановочный план спектакля "Завтра была.." по повести Бориса Васильева "Завтра была война"

1. Режиссерский замысел спектакля

1.1 Первое впечатление и обоснование выбора произведения

Произведение, не увлекающее с первых страниц, но раскрывающееся абсолютно иначе к кульминации и финалу. Повесть не столько о войне, сколько о девушках и юношах, которые по воле судьбы обязаны совершать не подростковые поступки и принимать недетские решения. "Завтра была война" стала большим откровением, отличающимся среди обилия послевоенной литературы затрагиваемой темой. Грустно, тоскливо, несправедливо, гордо и боязно - эмоции, которые не покидали вплоть до финала повествования. Жестоко и мерзко - отзывалось словами в голове. Переживаешь вместе с героями всё то, с чем приходится столкнуться им.

Поскольку, произведение о подростках, выбор в пользу "Завтра была война" удалось совершить почти сразу. Это история о моральном взрослении, настоящей дружбе и неподдельных эмоциях; о том, что заставляет детей быть такими, какие они описаны автором. Я уверен, что с затрагиваемыми темами сталкивается каждый человек, только градус этого столкновения в разные эпохи - разный, что интересно проанализировать во время спектакля, до чего интересно докопаться в постановке.

Стоит отметить, что с воспитательной точки зрения повесть позволяет провести с обучающимися ряд бесед на тему Родины, патриотизма и чувства долга, а также выполняет ряд образовательных задач, как, например, развитие общекультурного уровня обучающихся, исторической грамотности и идеально вписывается в общеобразовательную программу "Амплуа", как произведение для постановки по разделу "Репетиционно-постановочная деятельность"; является тем самым учебным материалом, который позволяет закрепить всё пройденное во время занятий по "Основам актёрского мастерства".

1.2 Сведения о произведении и их режиссерский анализ        

1.2.1 Сведения об авторе и его эпохе

Васильев Борис Львович (1924-2013). Обучался в Смоленске, в 1941 году окончил 9-й класс воронежской Образцовой средней школы № 5. С началом Великой Отечественной войны Борис Васильев ушёл на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона, 3 июля 1941 года батальон был направлен под Смоленск, где попал в окружение и вышел из него в октябре 1941 года. Васильев получил направление в полковую кавалерийскую школу, а затем — в пулемётную школу, после окончания которой служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время воздушного десанта под Вязьмой 16 марта 1943 года он попал на минную растяжку и с тяжёлой контузией был доставлен в госпиталь. После этого ранения Васильев был демобилизован из действующей армии и осенью 1943 года направлен на учёбу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина.

В 1946 году окончил инженерный факультет академии, работал испытателем колёсных и гусеничных машин на Урале. В 1952 году вступил в КПСС. Уволился из армии в 1954 году в звании капитан-инженер.

Литературным дебютом Васильева стала пьеса «Танкисты» (1954), посвящённая смене поколений в послевоенной армии страны. Спектакль, получивший название «Офицер», после двух пробных постановок в Театре Советской Армии, с декабря 1955 года не ставился. Васильев продолжает осваивать драматургию и пробует свои силы как сценарист. После окончания Васильевым студии при Госкино СССР, по его сценариям были поставлены художественные фильмы: «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960). В 1971 году на экраны вышел фильм «Офицеры», получивший широкую известность в СССР.

Первое прозаическое произведение Бориса Васильева — повесть «Иванов катер» — была принята к публикации в журнале «Новый мир» в 1967 году, но опубликована лишь в 1970 году (№ 8—9). Повесть была экранизирована режиссёром Марком Осепьяном в 1972 году, тем не менее в прокат она вышла только в 1987 году.

Наибольшую известность писатель приобрёл в 1969 году после публикации в журнале «Юность» (№ 8) повести «А зори здесь тихие…». Васильев вспоминал, что Борис Полевой, прочитав рукопись, сделал всего два замечания (заменить «шмайссер» на «автомат» и «еловый корень» на «выворотень») и немедленно подписал её в номер. С этого момента писатель часто публиковался в журнале «Юность».

В 1970 году повесть «А зори здесь тихие…» была перенесена на сцену театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. В 1972 году произведение было экранизировано Станиславом Ростоцким.

Писатель постоянно обращается в своём творчестве к теме Великой Отечественной войны и военного поколения советских людей: «В списках не значился» («Юность», 1974, № 2—4); «Завтра была война» («Юность», 1984, № 6), в рассказах «Ветеран» («Юность», 1976, № 4), «Великолепная шестёрка» («Юность», 1980, № 6), «Вы чьё, старичьё?» («Новый мир», 1982, № 5), «Неопалимая купина» («3намя», 1986, № 2). Писатель уделял в своём творчестве внимание современным острым социальным темам («Не стреляйте (в) белых лебедей», «Юность», 1973, № 6-7) и российской истории. В последние годы жизни выпустил ряд романов из ранней истории Руси: «Вещий Олег» (1996), «Александр Невский» (1997), «Ольга, королева русов» (2001), «Князь Святослав» (2006), «Владимир Красное Солнышко» (2007), «Владимир Мономах» (2010).

Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

1.2.2 Сведения о произведении

Книга была написана в 1972 году, но увидела свет лишь в конце 80-х годов прошлого столетия, в период перестройки. Сюжет произведения основан на воспоминаниях автора о днях своей ранней юности. Главные герои повести – подростки, которые в 1940 году учились с ним в одном классе, 9-ом «Б». Это было непростое время, соединившее в себе великие экономические достижения и крупные политические репрессии. Люди, прошедшие через горнило революции 1917 года и гражданской войны, были тогда не просто живы, но и еще не стары. Они оказывали большое влияние на формирование мировоззрения молодого поколения, и все события, происходящие в этот период в стране, находили отражение в жизни школьников.

1.2.3 Эпоха произведения

1940 год

но! необходимо говорить о времени в условии отрезка эпохи, поэтому

1930-1940 гг.

  • тоталитаризм
  • культ вождя
  • репрессии
  • сталинизм

Энтузиазм масс, социалистические соревнования, стахановское ( с 1935) и изотовское ( с 1932) движения. Дальнейшее развитие всех сфер культуры, но под строгим контролем партии. Конец 1930-х годов — подготовка к войне. Это время конца первой и второй-третьей пятилеток, в течение которых была значительно развита промышленность, стоились тысячи предприятий.

К середине 1930-х годов окончательно сложилась политическая система, получившая название « сталинизм».  Установился тоталитарный режим, основные признаки которого: власть в стране принадлежит единой партии, наличие общеобязательной единой идеологии, использование репрессий как неотъемлемого средства политики, государственная собственность, централизованное планирование всех сфер общества и, конечно, культ личности Сталина И.В. 17 съезд партии, который прошёл в 1934 году и получил название «съезда победителей», стал политическим триумфом Сталина. После убийства Кирова С.М. 1 декабря 1934 года начинается новый виток репрессий. Цель террора — держать в постоянном напряжении государственный и партийный аппарат. Кроме того, с помощью системы лагерей решался вопрос бесплатной рабочей силы.

Особенностями  общественно-политической жизни: унификация, декларирование прав и свобод, а на самом деле в реальной жизни они отсутствовали, мощный репрессивный аппарат позволявший пресекать  любое инакомыслие.

Таким образом, сталинская модель социализма представляла из себя тоталитаризм,  культ вождя, полное подчинение всего общества Сталину И.В.Символом эпохи стала принятая в 1936 году Конституция СССР, гарантировавшая демократические права и свободы, а на деле граждане были лишены их.

Осваивалось производство новой военной техники. Это были танки Т-34, тяжёлые танки КВ, реактивные миномёты БМ-13- знаменитые «Катюши», штурмовик Ил – 2, который за его мощность назвали «летающим танком» истребители ЛаГГ-3, Як-1, бомбардировщики Пе-2. Однако до полного перевооружения к началу войны требовалось ещё год-два.

СССР к началу 1940 года был страной с высоким промышленным и военным потенциалом. Был высок и морально-патриотический дух народа. Труд учёных, инженеров, рабочих способствовал усилению мощи государства.

Укрпеление государства, усиление его мощи, боеспособности было возможно, по мнению Сталина И.В., лишь при жёсткой дисциплине, подчинении единому центру, который он ассоциировал со своей властью. Установление тоталитарного режима одной из целей имело именно это усиление страны. Это период ужасных политических репрессий, апогея гонений за инакомыслящими. Миллионы советских людей полонили ряды заключённых ГУЛАГа.

Оценка периода, и прежде всего деятельности Сталина И.В, руководившего всеми процессами, очень неоднозначна:  от поддержки жёстких мер, которые, как считают, были просто  необходимы  в тот период, возвеличивания заслуг Сталина до резкой критики его методов и способов деятельности.

Не оправдывая репрессивную политику Сталина, нельзя не отметить его огромный авторитет в народе. Ведь именно за Родину и Сталина умирали бойцы, идя в последний свой бой в годы Великой Отечественной войны.

Мощный поток официальной пропаганды активно формировал в сознании людей убеждение, что они являются первыми строителями самого справедливого общества на земле, ради чего можно вытерпеть и голод и нищету. Пафос и оптимизм имели под собой реальную основу, так как за короткий исторический срок разоренная войнами и революциями страна ценой самоотверженного труда и лишений миллионов была превращена в индустриальную державу, открылся широкий доступ населения к образованию, медицине, культуре. Все это поддерживало авторитет власти в глазах советских граждан. Гордость за свою страну, достижения которой связывались с именем Сталина, станут побудительным стимулом для защиты страны в годы войны. С другой стороны, оптимизм официальной пропаганды входил в противоречие с другими реалиями жизни: репрессиями, выселением крестьянства, преследованием религии.

К середине 1930?х гг. в СССР завершилось формирование административно-командной системы. Ее важнейшими чертами были: централизация системы управления экономикой, сращивание политического управления с экономическим, усиление авторитарных начал в руководстве общественно-политической жизнью.

Духовная жизнь советского общества в предвоенные годы представляла собой сложное, противоречивое явление

В жизни советского общества в предвоенный период, несмотря на лишения и беды, всегда большое значение имела сфера духовная. Сложность оценки состояния общества упирается в расхождение между тем, какие ценности и идеалы преподносились в теории и официальной пропаганде, и тем, что было на самом деле. На народное сознание сильное воздействие оказывала система образования, политическое просвещение и пропаганда, культурно-просветительные учреждения, научные достижения, художественная литература. Значительная часть населения была увлечена революционным оптимизмом и энтузиазмом. Средствами печати, радио, кино, театра славили человека труда, портреты энтузиастов трудовых починов не сходили со страниц газет. Страна была покрыта сетью радиотрансляционных узлов, входили в эксплуатацию радиорелейные станции, в домах трудящихся обычной становилась радиотрансляционная точка с репродуктором

Всеми средствами пропаганды у советских людей воспитывались не только вера, но и убежденность в возможности построения коммунистического общества в советской стране. И хотя знания были «идеальными, символическими» и насаждались они путем заучивания определенных лозунгов и догм, тем не менее, у народа складывалось убеждение в возможности построения коммунизма.

Духовная жизнь советского общества в предвоенные годы представляла собой сложное, противоречивое явление. С одной стороны, за годы советской власти Коммунистической партии удалось решить задачу воспитания у советских людей высокой политической сознательности, преданности идеалам социализма. Советский народ был готов самоотверженно и стойко защищать свое социалистическое Отечество. С другой стороны, говоря о духовной сплоченности советских людей в предвоенные годы, следует помнить, что на морально-политической атмосфере негативно сказывались ускоренная индустриализация, принудительная коллективизация, а также духовное принуждение людей. Произвол и беззаконие, всевластие Сталина породили обстановку взаимной подозрительности и недоверия, которая мрачной тенью ложилась на общественное сознание.

1.3 Идейно–тематический анализ произведения

1.3.1 Тема

Тема духовного взросления; взросление личности, которая начинает задавать вопросы и ставить под сомнение общепринятые навязанные ценности.

1.3.2 Конфликт        

Между готовностью принятия морально-этических решений и навязанных взрослыми шаблонных действий, которые привыкли жить по определённым установкам.

                                                                                               

1.3.3 Проблема

Проблема невозможности следовать своему сердце в условиях жёстко регламентированной жизни и навязанных ценностей


1.3.4 Идея

Чтобы нравственно и эмоционально вырасти, необходимо прислушиваться своего сердца.

2. Действенный анализ произведения

2.1 Сюжет

Пролог

Автор вспоминает 9 «Б» класс, в котором он когда-то учился. На память об одноклассниках у него осталась только старая фотография, сделать которую всех подбила активистка Искра Полякова. Из всего класса до старости дожило только девятнадцать человек. Кроме автора и Искры в компанию входили спортсмен Паша Остапчук, вечный изобретатель Валька Александров по кличке Эдисон, легкомысленная Зиночка Коваленко и робкая Леночка Бокова. Чаще всего компания собиралась у Зиночки. Искра всегда что-то рассказывала, читала вслух, а Валька изобретал устройства, которые, как правило, не работали.

К тихому Зиночкиному отцу ребята относились пренебрежительно, пока однажды в бане не увидели его исполосованную шрамами спину — «сине-багровый автограф гражданской войны». А мать Искры, товарища Полякову, ходившую в сапогах и кожанке, все побаивались и не понимали, что на душе у неё такие же шрамы, как и на спине у Зиночкиного отца. В повести автор возвращается к тем наивным мечтателям.

Глава первая

Этой осенью Зиночка Коваленко впервые осознала себя женщиной. Воспользовавшись отсутствием родителей, она огорчённо разглядывала в зеркале свою не по годам зрелую грудь, слишком худые бёдра и ноги с  тонкими щиколотками, когда в дверь позвонила Искра Полякова. Зиночка немного побаивалась строгую подругу, «совесть класса», хотя и была на год старше. Кумиром Искры была её мать, несгибаемый комиссар товарищ Полякова, с которой девочка всегда брала пример. Только недавно она поняла, что её мать глубоко несчастна и одинока. Однажды ночью Искра увидела, как мать плачет, за что была выпорота широким солдатским ремнём. Необычным именем девочку наградил отец, которого она не помнила. Будучи комиссаром, он оказался «слабым человеком», и мать «с привычной беспощадностью» сожгла в печке его фотографии.

К Зиночке Искра пришла с сообщением, что Сашка Стамескин больше не будет учиться в школе. Теперь занятия в школе надо было оплачивать, но у Сашкиной матери, вырастившей сына без отца, не было на это денег. Стамескин был личным достижением и завоеванием Искры. Ещё год назад он вёл вольную жизнь хулигана и двоечника. Истощив терпение педсовета, он рассчитывал обрести полную свободу, когда на его горизонте появилась Искра. Она как раз вступила в комсомол и решила, что первым её комсомольским подвигом станет перевоспитание Стамескина.

Придя в первый раз к нему домой, Искра увидела прекрасные рисунки самолётов. Девочка заявила, что такие самолёты летать не будут, Стамескина это задело, и он заинтересовался математикой и физикой. Но Искра была девочкой трезвомыслящей. Она предвидела, что Сашке всё это скоро надоест, поэтому отвела его в авиационный кружок Дворца пионеров. Теперь Сашке было что терять, он взялся за учёбу и забросил прежних дружков. И вот теперь Стамескин, ставший хорошим учеником, был вынужден уйти из школы.

Выход нашла Зиночка. Она предложила устроить Стамескина на авиационный завод, где имелась вечерняя школа. Помочь в этом могла Вика Люберецкая, дочь главного инженера авиазавода, которая сидела с Зиночкой за одной партой. Вика была очень красивой и немного надменной. Она уже превратилась в женщину и сознавала это. Искра сторонилась одноклассницы. Для неё эта шикарно одетая девочка, приезжавшая в школу на служебной машине, была существом из другого мира, к которому следовало испытывать ироническое сожаление. Зина взялась уладить это дело. Первого сентября Вика подошла к Искре и сообщила, что Стамескина устроят на завод.

Глава вторая

Артём Шефер много читал и занимался лёгкой атлетикой. Лишь одна странность мешала ему стать круглым отличником — он «скверно говорил» и не мог отвечать устные предметы. Началось это в пятом классе, когда Артём случайно разбил микроскоп, а Зиночка взяла вину на себя. С тех пор под взглядом Зины у мальчика костенел язык — это была любовь. Страшную тайну Артёма знал только лучший друг Жорка Ландыс, безответно влюблённый в Вику Люберецкую.

Проработав все лето чернорабочим, Артём решил потратить первый заработок на празднование своего шестнадцатилетия. Во второе воскресенье сентября у Артёма собралась шумная компания во главе с Искрой. Ребята танцевали, играли в фанты, а потом начали читать стихи. И тогда Вика прочла несколько стихотворений почти забытого «упадочнического» поэта Сергея Есенина. Стихи понравились даже Искре, и Вика дала ей почитать потрёпанный томик.

Глава третья

Многоэтажная школа, в которой учились ребята, была построена недавно. Поначалу обязанности директора исполняла классная 7 «Б» Валентина Андроновна по кличке Валендра. Она распределила классы по возрастающей, и школа стала похожа на слоёный пирог — «каждый этаж жил жизнью своего возраста», никто не бегал по лестницам и не катался на перилах. Через полгода Валендру заменил Николай Григорьевич Ромахин, бывший командир кавалерийского корпуса. Первым делом он перемешал классы и повесил зеркала в женских уборных. Школа зазвенела детскими голосами и смехом, а у девочек появились бантики и модные чёлки. Вся школа обожала директора и терпеть не могла Валендру. Её же нововведения Ромахина злили — они шли вразрез с представлениями Валентины Андроновны о воспитании детей. Она начала борьбу с директором, по любому поводу строча письма «куда следует».

О том, что на дне рождения читали Есенина, Валендре проговорилась Зиночка — классная застукала её перед зеркалом и напугала. Узнав у Искры, что стихи читала Вика, Валентина Андроновна отступила: в городе Люберецкого очень уважали. Искра решила рассказать об этом Вике, и после школы подружки направились к Люберецким.

Мать Вики давно умерла, и Леонид Сергеевич Люберецкий растил дочь один. Он вечно тревожился о Вике, и поэтому сильно её опекал и баловал. Вика же очень гордилась отцом. Несмотря на многочисленные подарки, импортную одежду и служебный автомобиль, Вика была умной и порядочной девочкой. Жила она очень замкнуто — положение отца создало стену между ней и одноклассниками. В тот день её впервые навестили девочки из класса, и Леонид Сергеевич обрадовался, что у дочери всё же есть друзья.

Искра и Зиночка впервые оказались в таком красивом доме. Их напоили чаем и угостили вкуснейшими пирожными. Оказалось, что Люберецкий знаком с товарищем Поляковой — в гражданскую они воевали в одной дивизии. О разговоре с Леонидом Сергеевичем Искра думала несколько дней. Особенно поразила её мысль, что «истина не должна превращаться в догму, она обязана всё время испытываться на прочность и целесообразность», ведь мать Искры верила в непреложную истину, воплощённую в советской идее, и была готова защищать её до последнего вздоха.

Глава четвёртая

В начале каждого учебного года Зиночка определяла, в кого будет влюблена. Ей нужно было не нравиться своему «объекту», а самой страдать от ревности и мечтать о взаимности. В этом году влюбиться не получилось. Некоторое время Зиночка пребывала в смятении, но вскоре поняла, что сама стала «объектом». Она быстро успокоилась, но тут на горизонте появились два десятиклассника, один из которых, Юра, считался самым красивым мальчиком в школе. Принимать решения Зиночка не умела — за неё всегда решала Искра, но спрашивать у подруги, в кого влюбляться было немыслимым. Дома тоже помочь не могли: сёстры были намного старше Зиночки, а родители всегда заняты. И Зиночка нашла выход сама. Она написала три одинаковых письма с туманным обещанием дружбы, отличавшихся только обращениями, и стала думать, кому из троих воздыхателей отправить письмо.

Через три дня раздумий два письма Зиночка потеряла, но одно из них попало в руки Валентины Андроновны. Торжествуя, она отнесла письмо директору, надеясь, что тот пропесочит Зиночку на общем собрании, но Николай Григорьевич посмеялся и сжёг «улику». Разъярённая Валендра решила открыто защищать то, что искренне считала советскими методами воспитания.

Искра же выпустила подружку из под контроля — она была занята собой. Работая на авиазаводе, Саша Стамескин заметно повзрослел, у него появились собственные суждения и особое отношение к Искре. Однажды, гуляя в парке, они поцеловались, и этот поцелуй стал «могучим толчком уже пришедших в движение сил». Искра начала взрослеть, и её потянуло не к легкомысленной Зиночке, а к уверенной в себе Вике, которая уже перешла этот нелёгкий рубеж. Вскоре она снова побывала в гостях у Люберецких, разговаривала с Викой о женском счастье, а с Леонидом Сергеевичем — о презумпции невиновности. Вика сказала девочке, что не может её любить, поскольку она — максималистка. Искру эти слова очень огорчили. Придя домой, она написала статью для школьной газеты с рассуждениями о виновности и невиновности, но пришедшая с работы мать сожгла статью, заявив, что советский человек должен не рассуждать, а верить.

Глава пятая

Первого октября красавец Юра пригласил Зиночку в кино на последний сеанс. Коваленки воспитывали младшую дочь в строгости, но в тот день мать — хирургическая медсестра — была на дежурстве, отец — мастер на заводе и активист — тоже был занят, и Зиночка согласилась. После сеанса Юра предложил где-нибудь посидеть, и Зиночка повела его к дому Люберецких, где в кустах скрывалась уединённая скамеечка. Сидя на ней, ребята увидели, как к подъезду подкатила чёрная машина, и трое мужчин зашли в дом. Через некоторое время из подъезда вышел Люберецкий в сопровождении этих людей, за ними выскочила Вика, громко крича и плача. Уже из кузова Леонид Сергеевич крикнул, что ни в чём не виновен, и машина уехала.

Зиночка помчалась к Искре сообщить, что Люберецкого арестовали. Товарищ Полякова оставила Зину ночевать у себя, а сама отправилась к её родителям. Коваленко сомневался, что Люберецкий, «герой гражданской войны, орденоносец», мог оказаться врагом народа. Он решил пригласить Вику жить к себе. Придя домой, Полякова написала письмо в центральный комитет ВКП(б), в котором заступалась за Люберецкого.

Глава шестая

Утром родители Коваленко и Поляковой встретились в кабинете директора. Ромахин тоже был уверен, что Люберецкого арестовали по ошибке. Он предложил всем вместе написать письмо в соответствующие органы, но мать Искры попросила подождать. Она давно знала Леонида Сергеевича и считала, что на этом этапе дела достаточно её поручительства.

Подружки решили об аресте никому не говорить, но, придя в школу, Искра обнаружила, что об этом уже всем известно. Зиночке пришлось признаться, что у дома Люберецких она была не одна. Юрку, разболтавшего новость, следовало наказать. За это взялись Артём Шефер, Жорка Ландыс и Паша Остапчук. Пока девочки отвлекали школьного истопника, мальчики позвали Юрку в котельную. Дрался Артём, у которого были и личные мотивы.

После «дуэли» ребята отправились поддержать Вику. После обыска квартира Люберецких была перевёрнута вверх дном. Друзья помогли Вике прибраться, а Зиночка накормила её «особой яичницей».

У своего дома Искра встретилась с Сашкой. Тот сообщил, что Люберецкий на самом деле «враг народа». По заводу ходили слухи, что главный инженер продал фашистам чертежи самолёта. Искра поверила, но была убеждена, что Вика здесь не причём.

На следующий день Искра строго приказала ребятам вести себя с Викой как обычно. Днём Полякову и Шефера вызвали к директору — Валендре стало известно о драке в котельной. Допрашивала ребят Валентина Андроновна. Директор молчал, глядя в стол. Классная решила превратить драку в политическое дело, выставив Артёма главным заводилой. Ромахин заступиться не мог — многочисленные заявления Валендры принесли плоды, и директору объявили выговор. Наконец классная решила, что Искра проведёт экстренное комсомольское собрание, на котором Вику, как дочь врага народа, исключат из комсомола. Искра наотрез отказалась проводить собрание, после чего упала в обморок.

Когда Искра пришла в себя, Ромахин сказал, что собрание состоится через неделю, и он ничего не может изменить. Шеферу тоже придётся уйти из школы из-за «политической» драки. И тут Зиночка заявила, что Артём дрался из-за неё. Директор очень обрадовался возможности спасти хотя бы Шефера, и велел Зиночке написать докладную.

Глава седьмая

Докладная Зиночки помогла — получив взбучку от директора, Артём остался в школе. Неделя прошла, как обычно, только Валендра ни разу не вызвала к доске Вику, хотя на других уроках она отвечала на «пять». В субботу после уроков Вика предложила съездить всем классом в дачный посёлок Сосновка, попрощаться с осенью.

Ребята провели в Сосновке всё воскресенье. Вика показала свою дачу — аккуратный домик, выкрашенный в весёлую голубую краску. Дом был опечатан, девочке даже не позволили забрать личные вещи. Затем Вика увела Жорку Ландыса к реке, на своё любимое место под развесистым кустом шиповника, и позволила себя поцеловать. Потом ребята жгли костёр, веселились, но каждый помнил, что завтра — комсомольское собрание, на котором Вику исключать из комсомола, если она прилюдно не осудит своего отца.

На следующий день Вика в школу не пришла. Председатель райкома, однако, явился, и собрание пришлось начинать. От Валендры ребята узнали, что Ромахин практически уволен. В этот момент вернулась Зина, посланная за Викой, и сообщила, что Люберецкая мертва.

Глава восьмая

Расследование смерти Вики продолжалось сутки. Из оставленной девочкой записки было ясно, что она отравилась снотворным. Теперь Искра поняла, что в воскресенье Вика прощалась со своими друзьями. В оставшиеся до похорон дни ребята в школе не появлялись.

Устроить похороны помогла мама Артёма. Машину достать не удалось. В день похорон Ромахин закрыл школу, и толпа школьников во главе с директором несла гроб через весь город. Мальчики сменяли друг друга, только Жора Ландыс проделал весь путь, ни разу не сменившись. Мать запретила Искре «устраивать панихиду», но на кладбище девочка не выдержала и начала громко читать стихи Есенина. Потом Артём и Жорка посадили в изголовье могилы куст шиповника. На похоронах не было только Сашки Стамескина.

Дома Искру ждало извещение на заказную бандероль, написанное смутно знакомым почерком. Вскоре домой вернулась разъярённая товарищ Полякова. Она узнала о стихах, которые читала на кладбище её дочь, и хотела выпороть Искру. Та пригрозила, что уйдёт из дому, и женщина испугалась — несмотря на строгость, она очень любила дочь.

Глава девятая

Бандероль была от Вики. В аккуратном свёртке обнаружились две книги и письмо. Одна книга оказалась сборником стихов Есенина, автором второй был неизвестный Искре писатель Грин, о котором ей когда-то рассказывала Вика. В письме девочка объясняла, почему решилась на такой шаг. Ей легче было умереть, чем отречься от отца, которого девочка бесконечно уважала и любила. Для неё не было «страшнее предательства, чем предательство своего отца». Вика признавалась, что всегда хотела дружить с Искрой, но не решалась сблизиться с ней. Теперь она прощалась со своей единственной подружкой и оставляла ей на память свои любимые книги.

Николая Григорьевича Ромахина действительно уволили. Он обошёл школу и попрощался с каждым классом. Валендра торжествовала — она рассчитывала снова занять директорский кабинет. На последнем уроке она попыталась заставить Зиночку сесть на место Вики, но тут весь класс дал ей дружный отпор. Она стала чужой «настолько, что её даже перестали НЕ любить», и потеряла былую уверенность. Не помог Валентине Андроновне даже солидный учительский опыт. Она испугалась и некоторое время была с 9 «Б» официально-холодной и очень вежливой.

Искру, которая в тот день в школе не была, увёл гулять Стамескин. В этот раз девочка окончательно убедилась, что Сашка трусит, и не желает иметь ничего общего ни с дочерью врага народа, ни с теми, кто за неё заступался. От разочарования Искра плакала всю дорогу домой.

Валентина Андроновна торжествовала недолго — Ромахин вскоре вернулся на свой пост, но стал непривычно тихим и угрюмым. Никто не догадывался, что директора вернул Коваленко, целую неделю обивая пороги кабинетов и угрожая дойти до московского ЦК. За партой Вики никто не сидел. Сашка Стамескин молча привёз сваренную на заводе ограду для могилы, а Жорка покрасил её «в самую весёлую голубую краску».

На демонстрации в честь седьмого ноября директора не было. Ребята отправились к нему домой и узнали, что Ромахина исключили из партии. Соседка объяснила, что это сделала первичная организация, и товарищ Полякова из горкома обещала разобраться, но директор был подавлен, и тогда Искра запела песню о красных кавалеристах. Весь остаток дня они пели революционные песни, а потом Ромахин угощал ребят чаем.

Постепенно всё вошло в свою колею. Ромахина из партии не исключили, но улыбаться он перестал. Валентина Андроновна поначалу заискивала с классом, но постепенно это становилось формальностью. В конце ноября в класс ворвался Юрка-красавчик и сообщил, что Люберецкого отпустили. Кое-как успокоив Ландыса, ребята отправились к дому Вики. Люберецкий не понимал, зачем к нему пришли эти дети, пока не увидел под окнами весь класс, 45 человек. Они рассказали ему о последних днях Вики. Зиночка сказала, что этот год — високосный, и следующий, наверняка, будет лучше. Следующим был 1941.

Эпилог

Через 40 лет автор ехал в родной город на встречу выпускников и вспоминал. Из их компании в живых остались Валька «Эдиссон», Зина и Пашка Остапчук. Артём Шефер погиб, взрывая мост. Жора Ландыс был лётчиком-истребителем. Искра была связным подполья, руководил которым Ромахин. Поляковых повесили немцы — сначала мать, потом дочь. Зиночка Коваленко родила двух сыновей — Артёма и Жору. Сашка Стамескин стал большим человеком, директором крупного авиазавода. А Эдиссон стал не великим изобретателем, а часовщиком и «самое точное время в городе было у бывших учеников когда-то горестно знаменитого 9 „Б“».

2.2 Событийный строй произведения

1. Исходное событие - Искра, озадаченная будущим Саши Стамескина, приходит к Зиночке, где они совместно решают, что за помощью необходимо обратиться к Вике Люберецкой.

2. Основное событие -Искра и Зина приходят к Люберецким и разговаривают с отцом Вики, который подталкивает Искру на размышления об истине и поэзии.  

3. Центрально-поворотное событие - смерть Вики, ставшая ударом для всего класса, а особенно для Искры, которая после этого момента перестала сомневаться и начала меняться, меняя попутно и окружающих её людей. Эмоциональное потрясение от смерти Вики провоцирует Искру пойти против наказа матери не читать на похоронах панихиду.

4. Финальное событие - последний бунт против Валентины Андроновны, в ходе которого учительница начинает относиться к подросткам с уважением и пониманием. Это последний человек, которого изменяет эмоционально-нравственно выросший класс.

5. Главное событие - ребята посещают отца Леонида Сергеевича, растапливая своей любовью к нему и Вике, своими речами, в нём тусклый огонёк на то, что вскоре всё будет хорошо.

2.3 Жанр и жанрово–стилистические особенности произведения

Драма с элементами трагедии. Завязка - большой информативный пласт, за время которого происходит знакомство со всеми действующими персонажами, где описанный далее конфликт только-только посеян. Затяжное развитие действия с нарастающим напряжением (читатель понимает, что что-то произойдёт, но за беззаботными диалогами персонажей эта мысль отходит на второй план), планомерно развивающийся конфликт. Яркая драматическая кульминация , трагическая развязка.

Язык Бориса Васильева, на мой взгляд, весьма прост; в произведении нет сложных слов и громоздких конструкций. При описании событий и персонажей автор использует понятную речь, достаточно прямую, отчего повесть легко читается.

3. Режиссерский замысел спектакля и постановочный план

3.1 Сверхзадача

Нельзя погашать стремления ищущего истину сердца, необходимо помогать и направлять, давать пищу для размышления, ибо только в руках подрастающего поколения будущее.

Человек, вставший перед нравственным выбором, должен апеллировать к моральным принципам и духовным ценностям.

3.2 Сквозное действие (как развивается конфликт)

Сквозное действие – взросление – духовное становление личности. На пути к нему, главным героям сопутствуют духовные искания и гражданский подвиг.

Контрдействие – инерция и невежество деградирующей личности, находящейся в плену иллюзий, культивируемых поборниками дистонического порядка, на примере антипода главной героини, Сашки Стамескина.

3.3 Событийный ряд

1. Исходное событие - Искра, озадаченная будущим Саши Стамескина, приходит к Зиночке, где они совместно решают, что за помощью необходимо обратиться к Вике Люберецкой.

2. Основное событие -Искра и Зина приходят к Люберецким и разговаривают с отцом Вики, который подталкивает Искру на размышления об истине и поэзии.  

3. Центрально-поворотное событие - смерть Вики, ставшая ударом для всего класса, а особенно для Искры, которая после этого момента перестала сомневаться и начала меняться, меняя попутно и окружающих её людей. Эмоциональное потрясение от смерти Вики провоцирует Искру пойти против наказа матери не читать на похоронах панихиду.

4. Финальное событие - последний бунт против Валентины Андроновны, в ходе которого учительница начинает относиться к подросткам с уважением и пониманием. Это последний человек, которого изменяет эмоционально-нравственно выросший класс.

5. Главное событие - ребята посещают отца Леонида Сергеевича, растапливая своей любовью к нему и Вике, своими речами, в нём тусклый огонёк на то, что вскоре всё будет хорошо.

3.4 Система образов

1. Искра Полякова – образ Искры заключён в её имени. Яркая, личность, которая резко реагирует на несправедливость. Комсорг и активистка, староста класса, дочь товарища Поляковой – женщины-комиссара, всегда ходившей в кожанке и высоких сапогах, фанатично преданной идеям революции.

2. Вика Люберецкая – весенний цветок, который днём раскрывается, а к ночи закрывается. Дочь главного инженера авиазавода, умница и красавица, выросшая без матери и рано ощутившая себя взрослой.

3. Зиночка Коваленко – юла. Веселая девушка из рабочей семьи, слегка легкомысленная и отличающаяся желанием всегда и всем помогать.

4. Сашка Стамескин – бывший хулиган и двоечник, первый кандидат на исключение из школы, перевоспитанный Искрой, заметившей его интерес к авиамоделированию, благодаря которому он увлекся точными науками и стал успевающим учеником.

5. Артем Шефнер – работящий парень, спортсмен и твердый хорошист. Стать отличником ему помешала любовь к Зиночке.  С тех пор стоило парню наткнуться на ее взгляд, как у него цепенел язык и он не мог сосредоточиться, отвечая у доски.

6. Жорка Ландыс – лучший друг Артема, влюбленный в Люберецкую Вику.

Среди взрослых персонажей заметное место занимают:

7. Мать Искры, имени которой автор так и не смог вспомнить, товарищ Полякова

8. Отец Вики Люберецкой – Леонид Сергеевич 

9. Директор школы Николай Григорьевич Ромахин

10. Завуч Валентина Андроновна, которую школьники называли Валендрой.

11. Лена 

3.5 Расстановка сил и характеристика персонажей

Лагерь сквозного действия: Вика, Искра, Зиночка, Артём, директор, Леонид Сергеевич, Жора, Лена

Лагерь контрдействия: Мать Поляковой, Валентина Андроновна, Стамескин Саша

3.6 Жанр будущего спектакля

Драма с невероятным напряжением и глубокими эмоциональными переживаниями, граничащая с трагедией, внутренней трагедией личности.

3.7 «Зерно» спектакля (эмоциональный образ спектакля)

Спектакль - альбом с фотографиями. События переворачиваются, будто старые листы, а персонажи оживают, будто бы сходят с застывших картинок. И всё это кажется неживым, ненастоящим, пока не всматриваешься в лица запечатлённых людей и не понимаешь, что это они реальны, как и реально всё то, что с ними произошло.