Статья "Из опыта работы педагога дополнительного образования"

Андреева Полина Валерьевна

В статье рассматривается категория личного опыта человека, которая, согласно определению включает не только перечисление нового опыта, транслируемого человеком, как субъектом (творцом) культуры, но и приобретенного в процессе образования и воспитания, благодаря которому он таковым стал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_pedagoga_dop.obrazovaniya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы педагога дополнительного образования

Описать опыт, будучи культурологом по образованию и мировоззрению, не так просто, поскольку именно через это понятие в научной литературе зачастую трактуется безграничный феномен культуры, как процесс (способ или результат) наследования и передачи опыта деятельности от поколения к поколению, а также создания нового опыта.

В Новейшем философском словаре «опыт – это философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли.  Характеризует механизм социального, исторического и культурного наследия» [1]. Понятие опыта  применительно к человеческой деятельности непременно включает в себя два взаимообусловленных процесса, характеризующих деятельность, как «специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру…»[2]. Это процессы распредмечивания и опредмечивания. Без них невозможно сформировать целостное представление об опыте деятельности человека.

С позиции советского философа Г.С. Батищева, теоретика деятельностной концепции культуры, «распредмечивание есть превращение человеком себя в наследника социального коллектива, его культуры, а опредмечивание – превращение им себя в творца этой культуры, ее жизни» [3].

Следовательно, описание личного опыта человека должно включать не только перечисление того нового опыта, транслируемого человеком, как субъектом (творцом) культуры, но и приобретенного в процессе образования и воспитания, благодаря которому он таковым стал. С описания унаследованного мною опыта и хотелось бы начать.

Когда приходит время задуматься об избранном пути, о целях и смыслах педагогической деятельности, тогда в памяти возникают образы бесценных Учителей жизни, у которых посчастливилось учиться и наследовать их опыт.

Главный опыт воспитания подрастающего поколения я переняла от своих первых воспитателей – родителей, которые с детства доверяли мне важную работу, уважали мое мнение, позволяли самостоятельно принимать решения и, разумеется, отвечать за них. Рост доверия ко мне со стороны родителей и значимых взрослых был прямо пропорционален ответственности, которая ложилась на мои плечи. Именно доверие обязывает подростков его постоянно оправдывать, корректируя свои мысли, слова и поступки. Я на своем опыте осознала: ничто так не мотивирует подростка на хорошее поведение, чем страх подвести или не оправдать доверия взрослого.

Не менее значимый опыт воспитания подростков я унаследовала от своего классного руководителя, который показал, как можно любить чужих детей также сильно, как своих, как важно всей душой верить в то, что они особенные, уникальные одаренные, просто им надо помочь выбрать правильный курс движения и немного подтолкнуть.

Многогранный музыкальный опыт я приобрела от педагогов музыкальной школы, которую закончила по классу домры. Этот опыт включал и владение инструментом, и пение в хоре, и игру в оркестре, и сольные выступления на сцене филармонии, и сочинение собственных музыкальных произведений, и навык прослушивания и анализа музыкальных произведений. В какой степени, занимаясь с детьми театром, я использую полученный мной музыкальный опыт? Музыка – важнейшее орудие раскрепощения, позволяющее подростку не только включить тело в актерскую работу, но и выразить мысль без слов, что особенно важно в переходном возрасте. Кроме того, привычка к прослушиванию сложных музыкальных произведений, выработанная с детства, позволяет создавать оригинальное музыкальное оформление к спектаклям. Это, в свою очередь, формирует музыкальный вкус у юных актеров.

Основной театральный опыт жизни и творчества в коллективе единомышленников был приобретен в детском театре «Луч» при Дворце пионеров г. Ярославль, куда я ходила заниматься на протяжении 12 лет, где впоследствии обрела первый опыт педагогической деятельности.

Здесь я усвоила принцип, на котором только могут строиться взаимоотношения в подростковом коллективе: единство ценностей, целей и смыслов. Хранить и культивировать на протяжении нескольких десятилетий общие для всего коллектива ценности и смыслы – это сложнейшее по энергозатратам и важнейшее по значимости педагогическое дело. Благодаря этому сохраняется не только «главное зерно», заложенное при основании коллектива, определяющее его воспитательную сверхзадачу, но и тот воспитательный идеал личности учащегося, который изначально представляется педагогу.

Создавать иерархию целей, которые будут двигать большой коллектив вперед по ступеням самосовершенствования, это требует не меньшего труда и усилий. Я привыкла видеть с детства, как мои педагоги, не зная усталости, с полной самоотдачей трудились на благо каждого из своих воспитанников. Отчего передо мной никогда не вставала проблема поиска смысла в работе. Я знаю, для кого и ради чего тружусь, ведь, как заметил Ш.А. Амонашвили, «разве мне, современному воспитателю трудно понять ту истину…, что я  – главный организатор завтрашнего дня детей?» [4]

Оттуда же, из своего детского опыта, я поняла, что конечный продукт в виде спектакля, к которому по идее должен стремиться любой театр (даже любительский), играет далеко не первостепенную роль. Значительно важнее – процесс творчества, еще важнее – воспитательный процесс, идущий параллельно с творчеством и, зачастую, вразрез с конечным результатом.

Если меня спросят, чему в целом я научилась за годы, проведенные в театральном коллективе, я отвечу коротко: фантазировать и творить, не страшась неудачи.

От своих педагогов я унаследовала, что самостоятельное детское творчество – есть цель и основной смысл любительского театра. Пробудить его несложно. Нужно, во-первых, создать дружескую атмосферу в коллективе, где было бы не страшно ошибаться и проявить своё «Я», во-вторых, регулярно ставить детей в такие обстоятельства, где необходимо проявить творческий подход и самостоятельность, в-третьих, радоваться их успехам, помогать обретению уверенности в себе и, в-четвертых, искренне интересоваться их жизнью, заботами и переживаниями, чтобы вовремя направить их деятельность в доброе созидательное русло. А еще, словами классика педагогической мысли, «важно в каждом воспитаннике… уметь проектировать больше, чем кажется для глаза..., много требовать от человека и страшно уважать его…» [5].

Словом, мой первый неосознанный опыт учительства я осваивала через наблюдение за своими педагогами, которые постоянно сами учились, чтобы двигаться вперед, поднимали личную планку, не довольствуясь средним результатом, предъявляли к себе завышенные требования, понимая всю ответственность за тех, кого приручили.

Но в большей степени своему выбору учительства, как основного жизненного пути, я обязана основателю и художественному руководителю театра-студии «Синтез» Юрию Семёновичу Остромухову, у которого я переняла педагогическое мастерство и опыт режиссерско-постановочной деятельности. Наглядным пособием служат для меня воспитательные принципы его общения с детьми:

  • подчеркивать достоинства и нивелировать недостатки;
  • не требовать, а обращаться за помощью к подростку, проявляя уважение к его личности и свободе воли;
  • всегда верить человека, не скупиться на похвалу (особенно при всем коллективе), даже если он сделал только крохотный шажок на пути к самосовершенствованию;
  • не оставлять без внимания деструктивные проявления подростков, вовремя «приводить в чувство», если лень или нежелание мешают росту личности;
  • не применять единый подход и единые требования к девочкам и мальчикам, поскольку в будущем их функции будут различны. В юношах особенно подчеркивать их силу, мужество, дисциплину, умение держать честное слово, а в девочках культивировать женственность, доброту, чуткость, заботу и мудрость;
  • превращать любую репетицию в праздник; а постановку спектакля в пламя, от которого зажигаются десятки детских сердец.

Мне предстоит большая работа над собой, чтобы перенять этот опыт и сделать его своим. Хотя большинство из этих принципов уже вошли в привычную для меня систему взаимодействия с учениками.

        Нельзя не сказать о том уникальном опыте интеллектуального развития и формирования философско-культурологического мировоззрения, который я приобрела, обучаясь сначала в Ярославском педагогическом университете им. К.Д.Ушинского, затем в Российском государственном педагогическом университете им.А.И. Герцена по специальности «культурология».

        Опыт познания и знакомства с такими курсами, как «история религии», «мифология», «история культурологической мысли», «зарубежная литература», «мировая художественная культура» и др., способствовал формированию собственного мировоззрения и систематизации знаний о мире, художественной культуре и роли творческой личности в истории культуры.

Культурологический подход позволяет осмысленно выстраивать знакомство учащихся не только с театром, но и с другими видами искусства, которые так или иначе синтезируются в нем (будь то литература, музыка, танец, живопись и др.).

        Еще одной из важных привычек, приобретенных на университетской скамье, стало изучение бесценного опыта советских классиков педагогической мысли. Сложно представить сформированную педагогическую позицию без знания педагогического пути С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили и других. Как драгоценные жемчужины я всегда ношу с собой в сердце их высказывания.

  • Взрослые люди являются свидетелями утраченного гораздо в большей степени, чем носителями приобретенного [6].
  • Для полноценной жизни коллектива необходимо такое эмоциональное состояние: поиски находки, открытия и удивления [7].
  • Наша задача – воспитывать правильные привычки, т.е. такие привычки, когда мы поступали бы правильно не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе не можем, потому, что мы так привыкли [8].
  • Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями…, потому, что только так он сможет возвысить своих учеников и возвыситься сам… и еще потому, что он смертный, и он обязан утвердить на нашей планете выпавшую на его долю доброту [9].

Опыт прочтения и осмысления педагогической и духовной литературы не только дает богатую пищу для ума, но и задает высочайшую планку педагогического идеала личности Учителя, к которому предстоит идти всю жизнь.

Могу с уверенностью заявить, что лучшее во мне – это совокупность усилий и результат работы моих бесценных Учителей. И мой педагогический опыт работы – это в большей степени закрепление тех уроков, которые преподали мне мои Учителя. Перечисленный опыт, который я наследовала в процессе распредмечивания, вошел в мою педагогическую практику. Теперь он в совокупности с опытом моего личного творчества, опредмеченного в результатах педагогической и режиссерско-постановочной деятельности, передается моим ученикам.

Следует перечислить те аспекты, которые можно отнести к личному опыту.

Мой педагогический стаж в должности педагога дополнительного образования насчитывает 11 лет. Из них 6 лет посвящено преподаванию разных дисциплин в театре-студии «Синтез», которым стала руководить с 2012 года. За всё время работы в театре-студии поставлено 11 спектаклей; в трех из них я выступала в качестве педагога по пластике, в остальных – в качестве режиссера-постановщика. В последние годы я предпочитаю делить постановочную функцию с шестью выпускниками театра, которые поступили учиться в творческие или педагогические учебные заведения Санкт-Петербурга на следующие специальности: «актер театра и кино», «режиссер любительского театра» и «педагог дополнительного образования».

Жанровая характеристика спектаклей разнообразна, выбор драматургии определяется воспитательными задачами театра, поэтому в репертуаре присутствует и классика, но больше современной драматургии. Вот перечень спектаклей, поставленных с 2009 года разными группами подросткового театра-студии «Синтез».

Драматическая история «Страна слепых» (по пьесе Николая Коляды, 2009 г.), музыкально-драматическая иллюстрация «Юнона и Авось» (музыка Алексея Рыбникова, либретто Андрея Вознесенского, 2010 г.), интерактивная программа для старшеклассников «Рождество в Париже» (по пьесе Натальи Румянцевой, 2011 г.), драматическая история «Сыроежки, или кораблекрушение» (по пьесе Ксении Драгунской, 2012 г.), сказка для детей и взрослых «Птица Феникс возвращается домой» (по пьесе Ярославы Пулинович, 2012 г.), пластический спектакль-послание «Иллюзия мира» (либретто авторское, 2013 г.), интерактивная комедия «Принцесса Турандот» (по пьесе Карло Гоцци, 2013 г.), драма из доисторической жизни «Охота на носорога» (по пьесе Николая Гумилева, 2014 г.), сказка для взрослых детей «Маленький принц» (по роману Антуана де Сент-Экзюпери, 2015 г.), диалог в пути «Станция» (по пьесе Александра Витера, 2016 г.), история одной девушки  «Гадюка» (по пьесе Алексея Толстого, 2017 г.).

За последние пять лет коллектив стал лауреатом различных всероссийских и международных фестивалей: «Пространство юных» (2012, 2013 гг., г. Сочи), «Kultur on tour» (2013, 2014 гг., г. Бремен, Германия), «Феникс» (2013, 2014, 2016 гг., г. Ставрополь), «Параллельные миры» (2014, 2015 гг., г. Барановичи, Беларусь), «Брянцевский» (2015, 2016 гг., г. Санкт-Петербург), «ИзЛУЧение» (2015 г., г. Ярославль), «Народная культура в творчестве русских писателей» (2015 г., г. Тула), «Апарт-Э» (2016 г., г. Санкт-Петербург), «Театральный островок» (2016 г., г. Санкт-Петербург), «Театральная вольница» (2016 г., г. Ростов-на-Дону), «Молодые молодым» (2016 г., г. Москва).

Помимо практической педагогической деятельности приходится заниматься теоретической научно-исследовательской деятельностью в рамках обучения в аспирантуре. Сфера моих интересов – содержание дополнительного образования детей, методика построения программ дополнительного образования, периодизация отечественной педагогики. В рамках данного направления были произведены различные исследования, результаты которых опубликованы в журналах и сборниках научных конференций. Из отдельных результатов исследований можно назвать следующие:

  • в ходе сравнительного анализа определены и охарактеризованы отличительные особенности системы дополнительного образования от системы общего образования;
  • на основании анализа одного из актуальных методологических подходов в образовании дано собственное определение культурологического подхода применительно к проектированию содержания образовательных программ дополнительного образования детей;
  • предложены основные культурологические и педагогические принципы проектирования и обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ и раскрыто их содержание;
  • на основании анализа ряда мировоззренческих категорий, которые нашли отражение в литературных памятниках и научных трудах отечественной педагогической мысли, предложена и обоснована периодизация истории педагогики в России.

Теоретические исследования в области формирования содержания в системе дополнительного образования детей ложатся в основу практической деятельности в театре-студии «Синтез». Культурологический взгляд на эти вопросы основывается на концепции содержания образования И. Я. Лернера, В. В. Краевского, М. Н. Скаткина. Согласно ей «основная глобальная цель обучения состоит в усвоении подрастающим поколением основ культуры, накопленной человеком на протяжении его истории… Согласно этому содержание образования должно состоять из тех же элементов, что и культура в целом» [10].

В составе культуры авторы подхода выделяли четыре элемента, совокупность которых, должна была стать основой содержания образования:

  • знание о природе, обществе, человеке, способах деятельности;
  • опыт осуществления способов деятельности;
  • опыт творческой деятельности;
  • опыт эмоционально-чувственного отношения к миру.

Несмотря на давность появления этой концепции, её основные принципы являются актуальными до сих пор и прослеживаются в идеях метапредметного содержания, компетентностного подхода, полихудожественного образования.

В системе дополнительного образования данная культурологическая концепция может оказаться эффективной и актуальной, если в результате обучения и воспитания у ребенка будет складываться целостная картина мира. Это возможно, если, во-первых, обеспечить ребенку возможность всестороннего освоения предшествующего опыта деятельности, которую он выбрал, а, во-вторых, создать условия для его самодеятельности (или самостоятельного творчества) в данной области.

То есть, возвращаясь к началу изложенного, в своей педагогической деятельности я стремлюсь дать возможность ребенку освоить предшествующий и объективировать личный опыт деятельности в процессах распредмечивания и опредмечивания.

Главным инструментом, помогающим мне в реализации этой идеи, служит культурологический подход в образовании. Его можно определить как методологию построения содержания образования на основе теоретического и эмоционально чувственного усвоения учащимися различных способов деятельности, приобретенных человечеством на протяжении его истории, и созидание нового опыта в процессе творческой деятельности, которые в совокупности образуют содержание культуры.

Подводя итоги описания личного опыта, хочется вспомнить слова С.Т. Шацкого: «Взрослые люди являются свидетелями утраченного гораздо в большей степени, чем носителями приобретенного». Помня об этом, я с большой радостью переживаю свое утраченное детство в своих учениках, стараясь сохранить их уникальный опыт, научить их ценности мгновения и делая их жизнь насыщеннее, разнообразнее.


[1] Медведева И.А. Опыт // Новейший философский словарь.: 3-е изд., исправл. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1280 с. – С.715.

[2] Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Деятельность// БСЭ. 3-е изд.Т.8. 1972. С.180.

[3] Батищев Г.С. противоречие как категория диалектической логики. – М.: Государственное издательство «Высшая школа», 1963. – 120 с. С. 15.

[4] Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?. Кн.для учителя. – 2-е изд. – М.:Просвещение,1991. – 175 с.

[5] Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с. – С.81.

[6] Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т.Т.2. – М.: Педагогика, 1980. – 416 с.

[7] Сухоминский Василий Александрович. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива).–М.: «Молодая гвардия», 1975. – 240 с.

[8] Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.

[9] Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 208 с.

[10] Теория содержания общего среднего образования. Проблемы и перспективы. Методологический аспект. Выпуск X. – М., 1977. – 44 с. С.10.