Конспект открытого занятия

Токарева Людмила Николаевна

«Взаимодействие на сцене в различных предлагаемых обстоятельствах».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_predlanaemym_obstoyatelstvam.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Называевского

муниципального района Омской области

Конспект открытого занятия

«Взаимодействие на сцене в различных предлагаемых обстоятельствах».

                             Выполнила:         

                                              Токарева Людмила Николаевна,

                                              педагог дополнительного образования

                                              МБОУ ДО Дом детского творчества

       

                                                 Называевск – 2017

Тема занятия: «Взаимодействие на сцене в различных предлагаемых обстоятельствах».

Цель занятия: Через освобождение физических и психических зажимов развивать и раскрывать духовный потенциал обучающихся, совершенствуя их творческие способности.

Задачи занятия:

  • Образовательные
  • сформировать понятие  «Предлагаемые обстоятельства»;
  • развить навыки сценического взаимодействия;
  • создать условия для самостоятельной творческой работы в малых группах по подготовке этюдов на данную тему.
  • Воспитательные
  • активизация познавательных интересов учащихся;
  • формирование партнерских отношений в группе;
  • воспитание в учащемся самодисциплины;
  • формирование и поддержка адекватной самооценки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент (4 мин.)

Здравствуйте, дорогие юные актеры! Надеюсь, что ваш учебный день в школе  прошёл замечательно!? И   после нашей зарядки у вас вновь появились силы для творчества.

Звучит фонограмма музыкального приветствия . Выполняется разминка

1.      Сделать глубокий вдох и медленный выдох, как йоги. (5 раз)

2.      Сделать глубокий вдох, при этом медленно поднимать руки вверх и медленный выдох, руки опустить вниз (5 раз)

3.      Выполнить упражнение «тряска» (удар тока)

4.      Очень активно растереть себя руками (согреться)

5.      Сесть на стул и принять удобное положение тела, при котором чувствуется максимальный комфорт.

6.      Принять на стуле самое неудобное положение.

7.      Сесть на стул ровно и расслабиться.

Молодцы, а сейчас мы настроим себя с помощью упражнения на внимания «Печатная машинка», на продуктивный рабочий лад.

Печатная машинка. Вы  распределяете между собой алфавит (каждому достается несколько букв) они и являются теми клавишами печатной машинки, какие буквы им достались. Удар по нужной клавише - это хлопок нужного человека (кому она досталась).  Мы напечатаем   название нашего объединения:  «Театр и компания» и вы "печатаете", хлопая в нужный момент с равными между "буквами" промежутками. Пробел обозначается общим хлопком всей группы, точка - общими двумя хлопками.

2. Теоретическая часть – новый материал (6 мин.)

Педагог:  Тема сегодняшнего занятия «Взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах» Взаимодействие  это общение актёров на сцене, а вот  предлагаемые обстоятельства,  что это?

Ответ: Место и время действия, мизансцены, декорации, костюмы и т.д.


Педагог: Вы правы! Послушайте, как определяет «предлагаемые обстоятельства» великий русский театральный деятель К.С. Станиславский:
«предлагаемые обстоятельства – обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссёром и созданные воображением актёра. «Это события, эпоха, время и место действия, условия жизни, актерское и режиссерское понимание пьесы, мизансцены, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки, всё  что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве»…   
Сложно?! Предлагаю приступить к изучению темы на практике!

3. Практическая часть – тренинг на разогрев (5 мин.)

  • Упражнение на концентрацию внимания «Поймай хлопок»  Хлопаю в ладоши, а вы должны  поймать хлопок на лету, как бабочку, как мячик, как  ключик.  Добиваюсь  слитного хлопка.
  • Упражнение на освобождение мышц «Взрыв» Исходное положение «в точке»: на коленях, руки обнимают колени, голова опущена. Это зародыш новой звезды или вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку – максимально выбросить из себя энергию. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучше.


4. Практика на сцене 

Педагог: Отлично! Но нам пора на сцену! Предлагаемое обстоятельство следующее! На сцену вы сможете попасть только через воображаемую дверь, которая находится вот здесь! (показывает) Дверь закрыта. По очереди вы будете входить на сцену, открывая дверь способом, отличным от других.

Упражнение «Сто способов открыть дверь» тренирует воображение и сенсорное восприятие. 

Педагог: Всех вновь прибывших на сцене встречаем аплодисментами!    (Упражнение выполнено – дети на сцене). 
пять упражнений на взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах:

Упражнение «Движение в предлагаемых обстоятельствах».
Идём по горячему песку, мокрому асфальту, смоле, лужам, по берегу моря. Скользкому льду, по болоту, углям, тонкой до сточке. Через крапиву, по палубе корабля, по узкой горной тропинке.

Упражнение “Передай маску”

Отлично. И теперь представим себе. Что мы отправляемся в дальний поход, , в страну «Масок». Вы будете идти по дорогам этой страны, а буду вам называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию. Например: Грусть через руки или гордость через спину. Радость через лицо. Страх через руки. Радость через руки. Страх через ноги. Радость через ноги. Удивление через руки. Удивление через лицо. Задумчивость через лицо. Ирония через лицо. Задумчивость через руки, спину. Агрессия через руки, лицо.

  Упражнение «В летнем кинотеатре». Садимся на сцене в шахматном порядке. Предлагаю обстоятельства, на которые каждый реагирует по-своему:

  • смотрим комедию, смотрим фильм ужасов
  • вдруг пошёл дождь или нас кусают комары
  • сильно припекает солнце: слепит и мешает смотреть
  • у кого-то (у тебя) зазвонил мобильный
  • кто-то (ты) уронил предмет, который надо найти в темноте.

5. Тренинги на взаимодействие 

Обучающиеся на сцене.

Педагог: Мы продолжаем взаимодействовать в различных предлагаемых обстоятельствах. Прошу вас встать парами лицом друг к другу. 


«Мяч и насос»  формирует навыки  взаимодействия в паре,  и длительного и резкого выдоха. Один  – мяч, другой – насос. Насос надувает мяч, пока тот не лопнет. Затем смена ролей.

Упражнение «Машины». Выработка навыков коллективной работы. Цель: найти воображаемые, но логичные пути связать воедино движение и звук и создать вместе   «машину»/станок/фантастический агрегат». Под ритмичную музыку 1-й обучающийся выполняет одно движение, характерное, по его мнению, для работы какого-то механизма. Затем к нему подключается 2-й участник «проекта» и добавляет своё «механическое движение». Далее в фантастическом «агрегате» появляются всё новые механизмы (подключаются все участники занятия). 


Педагог: Наша удивительная машина работает слаженно и ритмично. Все механизмы её связаны друг с другом невидимыми шестерёнками. Вот это результат!!! Прекрасная работа!  Но не всегда бывает всё гладко. Иногда кто-нибудь, чье настроение не такое радостное и приподнятое, обязательно испортит нам день. Удивлены? Так называется новая игра, которая тренирует актёрское общение и заставляет чётко представить себе обстоятельства, которые определяют действия актёров.

6. Творческая игра «Испорти мой день» (10 мин.)

Педагог: Прошу всех пройти на стулья, на сцене только один. Это…Лёша. Он сидит на остановке и ждёт автобуса…  Задача Виолетты прийти на эту остановку и сделать что-то такое, что заставит Лёшу встать и уйти. Если всё получилось, Виолетта  остаётся ждать автобуса, и к ней подходит следующий участник коллектива с той же задачей. На  остановке побывают все! Начнём! (Проводится игра)

Педагог: Отлично! Это было здорово! Молодцы. А, сейчас  послушаем замечательную песню А. Макаревича “Посвящение Театру”. Мы будем внимательно слушать песню и как только услышим слово, относящееся к театру, будем хлопать в ладошки, эти хлопки, будут означать бурные аплодисменты нашему сегодняшнему занятию.

Прослушивание песни А. Макаревича “Посвящение Театру”.

Итог занятия (5 мин.)

1) Обобщение по теме.
2) Оценка работы каждого (активность, фантазия, образное мышление, игра).
3) Домашнее задание (наблюдаем взаимодействие членов своей семьи).

– Спасибо за творческое общение! 

Каждый юный актёр дорисовывает на театральной маске свои эмоции и одевает её. Все встают в круг и делятся впечатлениями.