«Театральный этюд, как элемент актерского мастерства»

Токарева Людмила Николаевна

Конспект открытого занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekkt_otk_zan_19.docx27.38 КБ
Office presentation icon презентация к занятию2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  «Дом детского творчества»

Называевского муниципального района Омской области

Конспект открытого занятия

«Театральный этюд, как элемент актерского мастерства»

                 Выполнила:

                                              Токарева Людмила Николаевна

                                                         педагог дополнительного образования

                                                     МБОУ ДО Дом детского творчества

Называевск- 2019

Тема занятия: «Театральный этюд, как элемент актерского мастерства»

Цель: Освоение умений и навыков актерского мастерства через использование театральных этюдов.

Задачи: 

- познакомить с новыми видами театральных этюдов:

- развивать навыки актерского мастерства через работу над этюдами;

 - создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия.

Ожидаемые результаты:  развитие индивидуальных способностей обучающихся перевоплощению через работу над этюдами для дальнейшего использования в работе над ролью.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедиа.

План занятия:

1.Организационная часть.

Приветствие. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Разминка.

2.Основная часть.

Объявление темы занятия, состоящей из двух разделов

1)Упражнения по снятию мышечных зажимов

2) Обыгрывание театральных этюдов

3.Практическая часть

- Практическая работа над упражнениями по снятию мышечных зажимов;

- Практическая работа над театральными этюдами;

- Самостоятельная коллективная работа в группах;

- Осуществление контроля за соблюдением творческих заданий.

4.Заключительная часть

- Итог занятия

- Рефлексия

Ход занятия:

Приветствие. Организационный момент

Цель: настроить обучающихся на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние ребят.

Упражнение-игра «Здравствуйте».

Поздороваться с ребятами, проявляя какое-либо состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность.

Ребята приветствуют  согласно, тому настроению, которое проявляет педагог, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

Вопрос педагога: Что такое эмоции?

Ожидаемые ответы: проявление чувства, переживания.

Разминка:

«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)

Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.

«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

 «Львёнок и варенье»

Представляем себя львёнком, который весь, от кончиков усов до кончика хвоста, перепачкан вареньем, и нам нужно слизать это варенье огромным длинным языком.

На раскрепощение: Стих «Гулял по улице щенок»

Гулял по улице щенок -

Не то Пушок, не то Дружок.

Гулял в метель и солнцепек,

И под дождем гулял и мок,

И если даже шел снежок,

Гулял по улице щенок.

Гулял в жару, в мороз и в сырость,

Гулял, гулял, гулял

И вырос.

Каждый произносит одну строчку стиха по очереди с определённой задачей.( пропеть как арию, как инопланетянин, как будто поставили прививку).    

Зажимы по кругу. Обучающиеся  идут по кругу. По команде напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. (Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела) В таком состоянии предельного напряжения учащиеся идут несколько секунд (15-20), потом по команде сбрасывают напряжение - полностью расслабляют напряженный участок тела. 
После окончания этой части упражнения обучающиеся прислушаться к ощущениям своего тела, продолжая спокойно идти по кругу, вспомнить "обычное" для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15-20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с "обычным" зажимом.

А сейчас я предлагаю разминку для ума, тем самым мы повторим теоретические знания на тему: « Театр»

learningapps.org «Кто хочет стать миллионером»

« Правила поведения в театре».

Повторим театральные правила:

- тишина за кулисами

- нельзя поворачиваться спиной к зрителям

- в роли находиться до конца представления

- уметь слушать своих партнёров

- все действия совершаем по команде

Итак, поехали…

Основная часть:

Цель: мотивирование обучающихся  к изучению нового материала.
Итак, мы с вами готовы, чтобы воспринимать новую информацию.
Тема нашего занятия: «Театральный этюд, как элемент актерского мастерства». Это очень непростая, но удивительно необходимая и  интересная тема.
Вопрос педагога: Кто ответит, что  такое этюд?

Ожидаемые ответы: сценка, миниатюра.

Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене в которой есть содержание. Он может длиться 30 секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.
Чтобы быть естественным на сцене  необходимо найти ответы на вопросы
почему, для чего, зачем я это делаю? Цель этих упражнений добиться того, что  К. С. Станиславский называет «...учиться на сцене смотреть и видеть, слушать и слышать»

В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Театральные этюды имеют свои правила и композицию. Но об этих правилах мы подробно поговорим на следующем занятии. А сейчас мы потренируем наши жесты и мимику.

Этюды на развитие творческого воображения

Как считал К. С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», т. е. с предлагаемых обстоятельств.

1.    Перевернутый ящик — телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Кто какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит.
2.    Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:
—    королевский трон,
—    аквариум с экзотическими рыбками,
—    костер,
—    куст цветущих роз.
3.    Передать книгу друг другу так, как будто это:
—    кирпич,
—    кусок торта,
—    бомба,
—    фарфоровая статуэтка
4.    Взять со стола карандаш так, как будто это:
—    червяк,
—    горячая печёная картошка,
—    маленькая бусинка.
5.    Выполнять различные действия: нанизывать бусы на нитку.

Следующий этюд на основе литературного произведения. Я прочитаю вам текст, а ваша задача как можно точнее ближе к тексту разыграть предложенную историю (выбираем кота и мышей 6-7человек).

Жил кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко, настойчиво кушать просил,

Да чуть потише на печке храпел-

Вот Вам и все что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот: "Брысь!»

- И врассыпную они понеслись.

(А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что)

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом, чуть потише, смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, внезапно громко чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались.

Обсуждение выполненного этюда, используя наглядный материал, что получилось, что не получилось, почему.

Игра – упражнение на проявление эмоций «До свидания».

Цель: показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания.

Рефлексия. Синквейн на тему « Этюд» 

Выполнение синквейна.

  

При помощи рук и определённых жестов вы покажете своё отношение к занятию.

Поднятая вверх одна рука  - занятие понравилось.

Поднятые вверх обе руки – занятие заинтересовало и подняло мне настроение.

Опущенные вниз руки -  ничего не изменилось в моём настроении.

Обучающиеся прощаются друг с  другом, согласно, тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие…) , с которым покидают занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры.  До новых встреч!



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Гулял по улице щенок - Не то Пушок, не то Дружок. Гулял в метель и солнцепек, И под дождем гулял и мок, И если даже шел снежок, Гулял по улице щенок. Гулял в жару, в мороз и в сырость, Гулял, гулял, гулял И вырос.

Слайд 3

САМЫЕ ОСНОВНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА: - тишина за кулисами; - нельзя поворачиваться спиной к зрителям; - в роли находиться до конца представления; - уметь слушать своих партнёров; - все действия совершаем по команде.

Слайд 4

Тема занятия: «Театральный этюд, как элемент актерского мастерства». Цель занятия: Освоение умений и навыков актерского мастерства через использование театральных этюдов. Ожидаемые результаты от занятия: развитие индивидуальных способностей обучающихся перевоплощению через работу над этюдами для дальнейшего использования в работе над ролью.

Слайд 5

Константин Сергеевич Станиславский «...учиться на сцене смотреть и видеть, слушать и слышать»

Слайд 6

МЫШИ: Ох, пожалей, пощади, сделай милость! милость! КОТ : Брысь!

Слайд 8

Синквейн на тему: Театр театр оперный, драматический поют, играют, представляют вся жизнь, а мы актеры искусство