Методика "Актерское мастерство"

Емушинцева Марина Валентиновна

Методическая разработка "Актерское мастерство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методика "Актерское мастерство"31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное  учреждение  дополнительного         образования  детей

Дом детского творчества «Контакт»

                                            Методика

                                                 по теме:

                               «Актерское мастерство»

                                                                                                                                                                                Составил:

                                          педагог дополнительного образования

                                                                          Емушинцева М.В.

                                        

                                

                                       г. Подольск

                                        2016 г.

                        Пояснительная записка

Проблема воспитания детей актуальна всегда. Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением, особенно, когда дело касается воспитания и развития у подростков уважения к обществу, самоутверждения, практики социальных отношений.  В театрализованных играх молодые люди учатся отстаивать свою позицию, примерять на себя качества лидера, умение быть покладистым или наоборот.  Актерство дает огромные возможности испытать себя в разных ролях. Это очень полезно для становления характера. Наверное, поэтому психологи практикуют театрализацию, как способ коррекции психотипа или как метод избавления от различных комплексов, таких, как застенчивость, робость, фобии и страхи.

Если подросток любит выступать перед зрителями, играть роли, петь и танцевать, то актерское мастерство  поможет раскрыться его талантам, а  умение красиво и непринужденно говорить и двигаться, быть раскованным — прекрасный навык, который полезен в любой профессии.

Робкие и стеснительные ребята часто очень талантливы и умны. Но их природная застенчивость не дает им проявить себя в обществе, их способности остаются незамеченными окружающими. Этот недостаток прекрасно корректируется при помощи занятий в музыкально-театральном кружке. Школа актерского мастерства, даже самым замкнутым поможет стать более уверенными в себе, научиться быстро подбирать слова даже в самых неожиданных ситуациях, перестать стеснятся посторонних людей. Овладевая навыками актерского мастерства, дети становятся уверенными в себе, избавляются от многих комплексов. Искусство перевоплощения помогает им справиться со многими жизненными проблемами. Кроме того, в музыкально-театральном коллективе робкие дети приобретают хороших друзей, здесь среди единомышленников они чувствуют себя более уверенно.

Занятия сценической речью помогают детям обогатить свой словарный запас, развивают умение связно выражать свои мысли, учат терпению и расширяют кругозор. Подготовка к спектаклям вырабатывает ответственность и дисциплинированность. Как показывает практика, большинство так называемых «трудных детей» серьезнее относятся к учебе и их успеваемость становится лучше, чем до посещения музыкально-театрального кружка.

Цель: овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для формирования основ самостоятельной деятельности в такой области искусства, как музыкальный театр, а также формирование и развитие устойчивого интереса к самообразованию.

Задачи:

1. Овладение минимумом знаний, умений, навыков комплекса театральных предметов (сценическое действие, сценическое движение, сценическая речь).

2. Формирование умения применять полученные знания, умения, навыки в процессе подготовки музыкального спектакля в качестве исполнителя конкретной роли.

3. Формирование устойчивого интереса к театру и смежным видам искусств.

4.  Формирование личностных качеств, необходимых для взаимодействия в творческом коллективе (самодисциплины, выносливости, чувства товарищества и т. д.)

5.  Формирование навыков коллективной творческой деятельности, умения сочетать различные виды деятельности и применять их в мероприятиях.

 Методическая разработка состоит из нескольких разделов:

- сценическое действие;

- сценическое движение;

- сценическая речь;

- работа над ролями и постановка спектаклей.

 Методическая разработка предназначена для учащихся 12-17 лет,  ориентирована на постановку музыкальных спектаклей, сочетающих разговор, пение, игру  на музыкальных инструментах.

Подростковый и юношеский возрасты иногда объединяют в отроческий период (11-19 лет). Тем самым подчёркивается, что формирующееся у подростка (11-14 лет) в качестве мотива (желаемого) – у юноши (14-19 лет) становится задачей, предназначенной к выполнению. Подросток желает самостоятельности и самоопределенности в социуме, а юноша учится добиваться желаемого. Именно в этом возрасте обучающиеся ориентируются на «авторитетного», успешного, по их мнению, взрослого. Поэтому на современную картину психологического становления подростков оказывает сильное влияние коммерциализация общества. И в этом смысле к педагогу предъявляются весьма высокие требования: ему необходимо не только быть сильной, творческой и самобытной личностью, но и уметь научить подростка добиваться высоких личных результатов. Педагог становится проводником на пути реальных успехов и достижений подростка, помогает воспринимать и реализовывать иные варианты успешной социализации посредством овладения музыкальным и сценическим искусством.

На основе возрастающей самооценки и самоуважения у подростка уже к 12-13 годам должно сформироваться позитивное самоосознание («образ Я»), пока ещё носящее несколько умозрительный характер.

Проблема становления коммуникативных компетенций обучающихся тесно связана с процессами «кризиса 11 лет», который складывается из противоречия между групповым (семья, класс) способом деятельности, присущим детству, и возрастающей способностью подростка к самостоятельному суждению. Общение, как ведущая деятельность этого периода, выполняет противоречивую функцию. Вначале подросток уходит в какую-либо социальную группу «из семьи», но лишь затем, чтобы и эту группу перерасти. Формирование конструктивного баланса между группой и индивидуумом – не легкая для отроческого возраста задача. Общение на основе реальных индивидуальных достижений (и победа над самим собой, и победа на конкурсе) составляют хорошую альтернативу неконструктивным формам коммуникативного поведения, спектр которых широк: от безоговорочной капитуляции перед нравами группы до «бегства» в виртуальный мир. Коммуникативным потенциалом обладают и культурно-массовые мероприятия.

Сценическое действие

Основная цель – воспитание чувства правды на упражнениях с простейшими действиями. Обучающиеся знакомятся с сущностью исполнительского театрального творчества - с выразительностью и содержательностью «языка» действий, с возможностями его использования, и, овладевая им, выявляют свой творческий потенциал.

     В период обучения наиболее ценны самостоятельность, своеобразие подхода каждого учащегося к решению творческих задач. Эти творческие находки требуют обостренного внимания и чуткости от педагога.

 Сценическое движение

     Цель – воспитание пластической культуры обучающегося. В ходе изучения сценического движения учащиеся  развивают и тренируют психофизический аппарат с помощью обширного комплекса упражнений. Одну из основных задач предмета составляет выработка общих двигательных навыков: конкретности и точности движения, правильности распределения мышечных усилий, ритмичности, музыкальности. Одновременно с воспитанием пластической культуры у обучающихся развивается эстетический вкус, умение логически мыслить.

Сценическая речь

Сценическая речь органически связана со всей системой эстетического воспитания и преподается в тесном контакте с практическими дисциплинами, такими как «Сценическое действие». На занятиях по сценической речи воспитываются навыки правильного владения дыханием, голосом, дикцией, современное литературное произношение, творческое отношение к слову, выразительным средствам устной речи.

В раздел «Сценическая речь» входят следующие подразделы:

     1. Дыхание и голос (освобождение от мышечных зажимов, развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, координационной связи между речевым дыхание и звуком с учетом возрастных особенностей учащихся).

     2. Дикция (выявление и исправление индивидуальных дикционных недостатков, устранение вредных речевых привычек, приобретенных детьми еще в дошкольном возрасте; тренировка и развитие артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, небной занавески).

    3. Орфоэпия (воспитание навыков правильной литературной речи, освоение основных норм русского литературного произношения).

    4. Работа над текстом (изучение логических правил, грамотное прочтение с листа разнообразных прозаических и стихотворных текстов, освоение элементов словесного действия).

     Кроме указанных выше требований, в «Сценической речи» развиваются у воспитанников навыки самостоятельного образного мышления, творческая инициатива, происходит  освобождение  от психофизических зажимов, вырабатывается свободное словесное общение в быту и перед аудиторией (ответы на уроках, сообщения, доклады и т.д.). Это поможет обучающемуся избрать в дальнейшем профессию, где требуется не только высокий уровень культуры, но и совершенное владение техникой звучащего слова.

Работа над ролями и постановка спектаклей

В младшем школьном возрасте обучающиеся работают над небольшими музыкальными этюдами. Обычно здесь присутствует небольшой диалог,  как правило персонажи связаны  с животными, и несложное вокальное произведение. Например: такой сложности, как «Песня в лесу», «Песня-загадка», «Солнышко» И. Кошминой.

Начиная с 11 лет уровень сложности музыкальных сцен и этюдов повышается. Вокальные номера становятся более сложными, сценарии постановок усложняются и обогащаются. Роли позволяют более тщательно работать над образом, поведением на сцене, характером исполняемого персонажа. Необходимо обратить внимание на то, что сложность вокального номера связана не только с интонацией, но и с выразительностью исполнения роли.

Обучающиеся 8-11 класса - уровень сложности музыкальных сцен и этюдов достаточно высокий.  Вокальный материал музыкальных  постановок  усложняется.

 Формы и методы работы

Форма организации занятий  – групповая.  Работа над ролью, коррекция дикции и произношения – индивидуальная. Для репетиций и постановок спектакля используются групповые формы работы. Также ведется работа по обучению технике игры на гитаре в составе музыкального ансамбля гитаристов (сопровождение музыкального спектакля) и работа над вокальным мастерством.

Основными формами работы на занятии являются актерский тренинг, работа с литературным материалом, работа с песенным и  музыкальным материалом, коллективное творческое дело, постановки спектаклей. Основная задача – развитие зрительности, личностного контроля, развитие общих навыков актерского действия.

Кроме того, особая работа ведется по умению работать с микрофоном – правильно держать, говорить, передавать его из рук в руки, если это необходимо.

Актерское мастерство развивает самые хорошие качества у детей.  

 При правильном обучении, индивидуальном подходе к каждому обучающемуся, отмечается положительное влияние занятий. Развивается внимание, память. Ребята лучше общаются друг с другом, стараются проявлять активность, любознательность.

 

1 занятие «знакомство»

Мы знакомимся. Дети рассказывают о себе. Что интересует, какие еще кружки посещают.

Говорим о театре. Задаём вопросы. Дети охотно делятся впечатлениями о просмотренных спектаклях. В каких театрах они были. Что их удивило и поразило. Затем педагог рассказывает о музыкально-театральном кружке, в котором они будут заниматься, о спектаклях, в которых они будут играть. И чтобы выйти на сцену надо научиться её не бояться, обладать хорошей дикцией, уметь работать над ролью и развивать свои творческие способности. И в этом помогут занятия по актёрскому мастерству и сценической речи. Что такое актёрское мастерство? Это специальный тренинг, который состоит из многих упражнений, развивающих актёрские способности, которые учат быть очень внимательными, верить в предлагаемые обстоятельства, уметь импровизировать. Сначала нужно попробовать себя в маленьких ролях и только после определённой учёбы, делать спектакль.

А сейчас мы снова познакомимся. Скорее всего, мы не запомнили фамилии и имена. Это будет наше первое упражнение по актёрскому мастерству. Педагог предлагает назвать фамилию и имя. Следующему воспитаннику повторить, добавить свое имя и фамилию, следующий учащийся должен повторить предыдущие фамилии и добавить свои данные.

 Возможно, учащиеся не сразу справятся с этим заданием. Начинаем упражнение сначала. Последний учащийся должен назвать всех и представить себя. Это простое упражнение тренирует память, мобилизует внимание. В дальнейшем задание осложняем, добавляем свой адрес, число и год рождения, но это надо делать постепенно в течение первого месяца

занятий. Дети начинают обсуждать, кто как выполнил задание. Создадим тишину.

Переходим к новому упражнению.

«Слушаем тишину»

Как у нас шумно. Давайте послушаем нашу комнату. Какие звуки мы услышим. Скрип стульев, шум лампы, шум воды в батареях. Дети начинают выполнять упражнение. Иногда они начинают придумывать звуки, но пусть это будет так. Главное они начинают тренировать своё слуховое внимание. Это упражнение можно использовать, когда нужно

создать в классе тишину, успокоить ребят. В дальнейшем задание изменяем. Слушаем звуки за окном, за дверью, на 1-ом, 2-ом, этажах…Можно просто слушать воздух. И дети слышат звуки, которыми он наполнен. Не забывать после каждого упражнения похвалить детей, и делать краткий разбор выполнения задания. Затем мы обращаем

 внимание на то, как мы сидим, как у нас поставлены стулья. Предлагаем ребятам построить полукруг из стульев. Он должен быть красивым и ровным.

«Строим полукруг»

С построения полукруга в дальнейшем будем начинаться каждое занятие. На первый взгляд задание кажется простым. Но оно очень хорошо концентрирует внимание детей. «Полукруг у нас получился правильным. Только очень было шумно». Предлагаем детям всё сделать тихо, не двигать стульями, не разговаривать друг с другом. Объяснить, что за кулисами, во время выступлений надо быть аккуратным, собранным и мы будем этому учиться. Задача педагога на первом занятии обратить внимание на каждого учащегося и похвалить его. Дать задание - понаблюдать, какое было утро, когда вы шли на кружок, и что очень привлекло ваше внимание.

2 занятие

Начинаем наше занятие с построения полукруга. Как правило, на втором занятие всё происходит очень шумно. Предлагаем послушать тишину и построить полукруг очень тихо. Слушаем тишину и попробуем одновременно всем встать и одновременно всем сесть, без команды педагога. На следующих занятиях задание осложняем. Круги из стульев,

 треугольники, сесть спиной к окну, стене. Но всё делать одновременно. Всем учащимся садиться и вставать, поднимать и ставить стулья, как один человек. Если это будет получаться, значит, мы достигли определённого внутреннего внимания. На следующих занятиях, выполняя упражнение со стульями, мы делаем всё одновременно и попробуем сосчитать, сколько педагог сделает хлопков ладонями и сколько по столу. Возможно задание получится не сразу. Упражнение делаем постепенно, понадобиться много занятий, когда дети научатся концентрировать внимание. Первый месяц занятий можно только учиться строить полукруг и всем вместе вставать. Нет необходимости заставлять детей долго и нудно выполнять одно и тоже задание. Нужно чувствовать настроение детей и уметь быстро переключать их внимание на другие темы занятий.

«Представить если бы…»

Это упражнение дети всегда выполняют с удовольствием. Оно способствует развитию фантазии, импровизации, чувства веры. Педагог предлагает представить, что в руках у него не шапка, например, котёнок, или ёжик, а сейчас это будет щенок. Предметы можно менять и задание также. Желательно заранее запастись реквизитом. В этом упражнении видно, насколько каждый из учащихся может поверить в задание и его выполнить. От занятия к занятию задания усложняется. Например, представим, что руки у нас в тесте. Вспомните ощущение теста на руках, очистите руки. А сейчас руки у нас в масле, пластилине, глине. Учащийся не должен демонстрировать в показе, а вспомнить и поверить в предлагаемые обстоятельства. Вспомнить ощущение вкуса разных фруктов, сладостей. Представим, что мы едим очень вкусный арбуз, нет он оказался не спелым, а сейчас мы едим яблоко сладкое. Вспомните ощущение вкуса яблока.

 Молодцы! Нет! Яблоко кислое и горчит. Пока учащиеся выполняют упражнение, надо обратить внимание насколько они верят в предлагаемые обстоятельства. Добиваться чувства веры. Верили, что в руках у них не шапка, а котёнок, чувствовали вкус арбуза и яблока. Чтобы учащиеся не демонстрировали задание, а верили, что это происходит сейчас в настоящее время и всё что они делают, правда. И конечно с учащимися

 необходимо говорить о театре, спектаклях.  Стараться не отделять актёрское мастерство от теории, по ходу объяснять для чего нужны данные упражнения. Например, говорим о том, что на сцене всё сделано руками художников, бутафоров. Но актёры играют так, что мы верим им, и всё что их окружает на сцене реквизит, декорации, бутафория нам кажется настоящим. Действия на сцене может происходить зимой или летом, ночью или днём, но актёр должен уметь передать состояние времени. Вот эти упражнения и тренируют наше воображение, органы слуха, осязания, зрительное внимание.

Упражнение «переходы»

Представим, что нам надо пройти через узкую трубу, чтобы достать котёнка, или через пропасть по узкой доске, или через болото по кочкам. Задание можно выполнять индивидуально или группой учащихся. «переходы» могут быть через воду, снег, песок, лес. Мы также повторяем упражнения предыдущего урока, меняя задачи.

В заключении делимся своими наблюдениями домашнего задания.

3 занятие

Строим полукруг. Повторяем упражнение «знакомство» добавляя номер дома, квартиры. Работаем с воображаемым предметом. Делаем «переходы». Беседуем с учащимися, как они сейчас понимают, что такое актёрское мастерство и для чего мы выполняем все наши упражнения. И предлагаем новое задание на внимание.

«Зеркало»

Упражнение выполняют два человека. Один ученик зеркало другой его отражение. Предлагаем сделать пред зеркалом какие-нибудь действия. Например, рассмотреть себя, ты сам себе очень нравишься, нет, недоволен своей внешностью. Задания на действие могут быть разными. Второй учащийся (отражение) должен одновременно повторять действия первого учащегося. В дальнейшем дети сами придумывают разные ситуации перед зеркалом. На первом этапе главное не торопиться, учащийся перед зеркалом должен движения делать плавно, медленно. Когда будет впечатление, что учащийся действительно находится перед зеркалом, упражнение сделано, верно. «Зеркало» очень хорошо показывает способности учащихся, способность к импровизации, фантазии. Дети не должны повторять друг друга, а придумывать свои предлагаемые обстоятельства.

Посмотрим на нашу комнату. Что у нас не так. Наведём порядок. Возможно, некрасиво лежат книги, мусор, обувь плохо стоит. Предлагаем детям внимательно посмотреть, и навести порядок. Упражнение всегда выполняется шумно, дети иногда начинают поправлять и дублировать друг друга. Мы продолжаем выполнять упражнение, но за стеной, спит маленький ребёнок, и мы будем наводить порядок в комнате очень тихо. Молодцы, а сейчас мы немного отдохнём. Вспомним наше домашнее

 задание. Кто желает поделиться своими наблюдениями. Занятие можно закончить любой творческой темой. Предложить почитать стихи.

4 занятие

Строим полукруг, работаем со стульями, выполняем переходы, «зеркало», повторяем предыдущие упражнения. Предлагаю учащимся делать разбор некоторых заданий. Что на их взгляд получилось, а что не очень. Мы будем учиться излагать свои мысли, анализировать, правильно и тактично делать замечания. Подключаем зрительное внимание, наведём в комнате порядок. И как всегда, дел хватает всем. Продолжаем упражнения на зрительное внимание. Педагог кладёт на стул разные вещи. Книгу, ручки, ключи всё, что посчитает нужным. Вызывает ученика, на счет до пяти он должен запомнить положение предметов. Затем мы просим его отвернуться, и меняем положение предметов. Задача ученика всё вернуть в исходное положение. В какой-то момент можно не менять положение вещей, или просто немного повернуть стул. Вызывая нового учащегося, положение вещей меняем.

«Мои наблюдения»

Мы вспоминаем, какое сегодня было утро, как выглядели деревья, какое было небо, что интересного они видели по дороге в учреждение. Задача педагога направить учащегося на такие наблюдения. В дальнейшем это будет хорошей творческой копилкой для начинающего артиста.  Наблюдаем за походками людей, как ходит толстый человек, худой, старый человек (запрет на больных людей), как мы едим, интересные наблюдения в школьной столовой. На следующем занятии дети будут делиться своими наблюдениями.

5 занятие

Строим полукруг, повторяем упражнения на внимание, меняя темы задач. Большая часть занятия будет посвящена наблюдениям. Это первая самостоятельная работа учащихся, выход на сценическую площадку, поэтому замечания педагога должны быть осторожными, желательно отметить вначале, что получилось, похвалить и лишь, потом сказать о недостатках. Дети принимают участие в обсуждении. Надо направлять детей к наблюдениям необычным, интересным, что привлекло их внимание.

Некоторые дети очень долго не могут перебороть страх работы перед аудиторией. Пусть они посмотрят пока на своих товарищей. Иногда в течение учебного года они принимают участие только в коллективных упражнениях. Но потом случается чудо и в индивидуальных показах они начинают поражать своим талантом.

Наблюдения хорошо тренируют внимание, воображение. В показе воспитанник в действии пытается создать характер, образ, импровизирует. 

6 занятие

Строим полукруг. Слушаем тишину. Работаем со стульями. Выполняем переходы, упражнения на внимание. Переходим к новому разделу.

«Предлагаемые обстоятельства»

Задание состоит в том - чтобы развивалось чувство веры в предлагаемые обстоятельства, в умение делать правильную оценку. Поставим в центре полукруга стул и попробуем его рассмотреть, сколько ему лет, какого он цвета, возможно, его уже перекрасили. А сейчас это не стул, а царский трон. Пожалуйста, отнесёмся к нему как к царскому трону, постараемся поверить в новые предлагаемые обстоятельства. Желающие

выполняют упражнение. Представим, что в сиденье стула запрятаны драгоценности, но вы не можете их взять, за вами наблюдают. Стул заминирован ваши действия. У каждого стул превращается в крутой мотоцикл, он сломался. Стул - это трёхколёсный велосипед, вам три годика. Задача педагога добиваться верных оценок, учить действовать в самом простом задании. Вызываем учащегося и просим его постоять

 перед ребятами. Остальным даём задание рассмотреть товарища, как он одет, какая у него причёска, какого цвета у него глаза. Конечно, после такого осмотра учащегося кроме неловкости ничего испытывать не будет. А сейчас даём задание воспитаннику рассмотреть книгу и потом её описать, все остальные продолжают рассматривать товарища. При правильном выполнение, упражнения учащийся уже не будет испытывать

чувства неловкости. Он был занят у него задание, как можно больше узнать о книге. В каком году она была напечатана, кто автор, какого цвета она, много ли людей её

читало. Таким образом, мы разъясняем, что на сценической площадке всегда надо искать, придумывать для себя действие и верить в то, что я делаю, подключая к этому творческому процессу своё внимание, фантазию, импровизацию. Всё чему мы научились, выполняя предыдущие задание. На каждом занятии, темы заданий на предлагаемые обстоятельства меняем. Например, представим, что я заблудился в лесу, на вокзале, жду друга, замёрз, жду очереди в зубной кабинет. В дальнейшем, эти упражнения будут первым этапом, для перехода к этюдам, и выполнению сложных элементов актёрского мастерства.

7 занятие

Строим полукруг. Хорошо, когда учащиеся начинают строить полукруг правильно без напоминания педагога, перед началом занятия. Выполняем упражнения на внимание. Продолжаем задания «я в предлагаемых обстоятельствах». Переходим к разделу, работа с воображаемым предметом. Предлагается учащимся совершить какие-то физические действия. Например, почистить картошку, отжать тряпку, принести ведро с водой, погладить бельё. Сколько мы приблизительно тратим силы на каждое действие. В задании уделяем внимание на мышечное напряжение. На объём предмета. Для наглядности просим учащегося перенести стул. Затем просим проделать это с воображаемым стулом. Учащийся будет пытаться вспомнить, сколько сил он потратил на перенос стула, как он двигался. Объясняем, что эти упражнения тренируют наше правильное существование на сцене. Зритель должен верить нам. Например, что мы передвигаем на сцене тяжелые камни, несём тяжёлые мешки, выполняем физические действия по событиям спектакля. Учащимся даётся на дом подготовить задание на любое физическое действие.

С чего начать, как организовать детей, учить правильному существованию на сценической площадке. Темы занятий можно менять исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Учитывая темы, упражнения разрабатывает и подбирает педагог. Включая в занятия сценическую речь, сценическое движение, уроки грима.

Иногда полезно целое занятие посвятить чтению стихов, поговорить об авторах. Заранее дать задание подготовить любимые стихи, затем басни, которые попробовать с ними разыграть, почитать сказки и тут же их сыграть этюдным методом. Идти от простого к сложному и быть вместе с детьми. Тогда можно надеяться на результат, который порадует учащихся и зрителей.

                             

                           Используемая литература

1. «Работа актера над собой» К. Станиславский – Изд. Дом: Артист. Режиссер. Театр. Год издания: 2008г.

2. «О технике актера» М. Чехов – Издательство: АСТ, 2018г.

3. «Учебник риторики» Х. Леммерман – 2000г.

4. «Актерский тренинг для всех» Э. Хукс - Издательство: АСТ, 2010г.

5. «Гимнастика чувств» С. Гиппиус – Издательство: АСТ, 2017г.

6. «Искусство жить на сцене» Н. Демидов – Изд. Дом: Искусство. Год издания: 1995г.

7. «Актерское мастерство» А. Бартоу – Издательство: Альпина нон-фикшн. Год издания: 2018г.

8. «Сценическая речь» И. Козлянинова, И. Промптова – Издательство: ГИТИС. Год издания: 2018г.

9. «Этика» К. Станиславский - Издание Музея Московского Орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Художественного Академического Театра СССР им. М. Горького; Москва; 1947г