Методическая разработка «Театральные тренинги-импровизации»

Виноградова Ольга Вячеславовна

Сценарии авторских тренингов-импровизаций для проведения занятий в музыкально-театральном объединении "Образ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ «Родник» г.о. Химки Московской области

Виноградова О. В.

Методическая разработка

«Театральные тренинги-импровизации»

Краткая аннотация:

Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия через свою ролевую сущность, творческого потенциала личности, воспитания её творческой направленности, подразумевающей нестандартное мышление и видение мира. Учить мыслить по-особому необходимо начинать с самого детства. Некоторые люди видят за определением «нестандартное мышление» отсутствие привычной для нас формальной логики, объединяющей группу методов получения информации на основании разобщенных данных. Это в корне неверно — различие кроется в умении находить причинно-следственные связи и просчитывать их действие наперед, прогнозируя последствия своих действий наперед. Сформированные в сознании человека догматы, искусственно ограничивают его  кругозор. Нестандартное мышление, предполагает нахождение глубинной сущности явлений, скрытых свойств вещей и, способствует видению альтернативных выходов в ситуациях, которые ранее имели для человека только один  - шаблонный путь решения.

Проведение тренингов – это двусторонний процесс и отношения «педагог – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает тренинги-импровизации от всех остальных форм и методов обучения.

Цель тренинга-импровизации: создание у учащихся эмоционально позитивного настроя средствами театральной деятельности. Раскрытие творческих способностей учащихся, формирование у них мотивации к совместной творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • знакомство с принципами логического и креативного мышления;
  • обучение технике сценического оправдания роли посредством только движений, жестов и мимики;
  • обучение технике сценической речи;
  • знакомство с принципами сценического движения, пластики (сказка-импровизация «Лесные приключения») и сценической речи (миниатюра-фантазия на тему известной скороговорки);
  • знакомство  с законами драматургического построения литературного произведения, на основе коллективной творческой деятельности. Развивающие:
  • Развитие фантазии, воображения, памяти, внимания;
  • развитие навыков к креативному построению фраз;
  • развитие умения вести и развивать диалог, посредством воображения и креативного мышления;
  • развитие навыков словарного анализа фраз;
  • развитие связного речевого высказывания, посредством применения нестандартных фраз в диалоге;
  • выработка четких координированных движений в коллективном взаимодействии;
  • развитие целостного восприятия пьесы, театрализованной миниатюры;
  • развитие  умения создавать выразительный образ персонажей.

Воспитательные:

  • формирование навыков самостоятельности, инициативности;
  • формирование навыков командной работы;
  • формирование навыков сотворчества в проектной деятельности учащихся и родителей.

Здоровьесберегающие:

  • создание благоприятной атмосферы для психологического комфорта учащихся при выполнении заданий;
  • развитие навыков правильного дыхания, работы артикуляционного аппарата;
  • развитие вестибюлярного аппарата, пластики тела, координации движений.

Техническое оборудование: ноутбук, флеш-накопитель.

Примерный план проведения тренингов включает:

  • вступительную часть, где педагогом даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
  • основную демонстрационную часть;
  • комментирующую часть, где педагог поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер;
  • обсуждение занятия учащимися с педагогом;
  • подведение итогов педагогом.

Предварительная подготовка к тренингам-импровизациям  включает составление руководителем мероприятия сценария и сценарного плана театрализованных тренингов, подбор музыкальных фрагментов, реквизита и разработка декораций к постановкам.

Предварительная подготовка участников включает: ознакомление с кратким содержанием тренинга, распределение ролей и обеспечение персонажей соответствующим реквизитом.

  1. Тренинг на развитие образного мышления и воображения

Сценарий музыкальной сказки-импровизации «Лесные приключения»

Действующие лица: Рассказчик, Дуб, Волк, Ветерок, Подснежник, Дракон, Ворона, Ручеёк, Лягушки (2),  Принц, Принцесса.

Рассказчик читает пьесу, а учащиеся должны выполнять действия своих персонажей по сюжету пьесы.

КАРТИНА 1

(Трек № ) Наконец-то в лес пришла долгожданная весна. С каждым днём солнышко стало пригревать всё сильнее, из под оттаявшей земли на  полянке, где  рос дуб, на встречу солнцу начал активно пробиваться подснежник (Трек №  ).

Старый, могучий, слегка наклонившийся на бок ДУБ, тоже с приходом весны, наполнился живительным соком, расправил со скрипом свои раскидистые ветви и закачал ими (Трек № ).

На солнечную лесную полянку влетела гламурная ВОРОНА, вернувшаяся в родительское гнездо после зимовки из шумного мегаполиса (Трек № ). Она сделала несколько круговых движений вокруг ДУБА(Трек № ), а затем, залетев в гнездо, начала развешивать, привезённое «богатство» на его ветвях. У самых корней старого ДУБА, протекал молодой РУЧЕЁК (Трек №  ), по обе стороны которого, пытались прийти в себя от зимней спячки, старая и молодая жабы (Трек №  ).

КАРТИНА 2

Неожиданно, на поляне появился страшный ВОЛК, клацая зубами от голода (Трек №  ). ПОДСНЕЖНИК остановился в росте и пытаясь не увидеть того страшного, что может произойти, закрылся своими лепестками. ЖАБЫ задрожали от страха. Неуклюже, ещё не до конца проснувшись и размяв свои лапки, ЖАБЫ стали в панике метаться по полянке, в надежде найти укрытие (Трек №  ).  Укрыться можно было только в корнях могучего ДУБА, под корни которого ЖАБЫ попытались сделать подкоп.  Промёрзлая земля с трудом поддавалась их неокрепшим лапкам. ЖАБЫ, сделав небольшой лаз, ни как не помещались туда вместе и, забыв про своё родство, в страхе стали толкаться, каждая пыталась вытолкнуть другую и спасти только свою зелёную шкурку.  ДУБ безмолвно смотрел свысока на этот беспредел и пытался своими ветвями указать на задние корни, где ещё было укромное местечко, куда можно было спрятаться. Худо-бедно, плотно прижавшись друг к другу, ЖАБЫ всё таки забрались под корни ДУБА и замерли. ВОЛК подбежал к неокрепшему ещё РУЧЕЙКУ и испил из него водицы. Осушить РУЧЕЁК до дна, ему помешал резкий запах духов, которые пролились в сумочке ВОРОНЫ. ВОРОНА, почуяв опасность замерла от страха на старом ДУБЕ, ВОЛК громко завыл в предвкушении еды и сделал несколько попыток, пытаясь с разбега забраться на ДУБ. Но ему мешали, корни старого ДУБА, о которые он постоянно спотыкался. Оббежав три раза вокруг ДУБА, ВОЛК включил рациональное мышление. И пришёл к выводу, что если на ДУБ у него не получиться забраться, то можно хотя бы о его корни почесаться. ВОЛК почесал о корни свою спину, и захотел спеть от удовольствия (Трек №  ). Спев, куплетик своей любимой песни, ВОЛК скрылся в тёмном дремучем лесу. Озираясь, ЛЯГУШКИ медленно вылезли из под корней ДУБА, огляделись, выдохнули и от счастья, что уцелели, принялись весело резвиться на полянке (Трек № ). ПОДСНЕЖНИК, раскрылся и стал подставлять все свои лепестки, пестики и тычинки на встречу живительным солнечным лучам. РУЧЕЁК тоже забурлил от счастья, стал постепенно входить в своё русло и возобновил течение.

КАРТИНА 3

(Трек №  ) На поляне, где тянется всеми своими лепестками, пестиками и тычинками к солнцу ПОДСНЕЖНИК, стоит старый, могучий, раскидистый, слегка набок наклонившийся ДУБ, в ветвях которого, в родительском гнезде временно гостит импозантная ВОРОНА, а рядом с корнями протекает, набирающий силу весенний РУЧЕЙ, на берегах которого загорают  и делают селфи дубовой селфи-палкой две зелёные ЖАБЫ, подул свежий ВЕТЕРОК. ВЕТЕРОК, раскачав ветви дуба, пощекотав лепестки ПОДСНЕЖНИКА, освежив мокрые лапки ЛЯГУШЕК, спровоцировав рябь на водной глади РУЧЕЙКА, сделав укладку на хвостике ВОРОНЫ и рассказав последние новости, о том, что видел в лесу принца и принцессу, выдохся, спрятался в ветвях ДУБА под крылом ВОРОНЫ и затих.  

Через какое-то время, на поляну весело вбежала ПРИНЦЕСА,  в поисках цветов (Трек № ). ДУБ обомлел от красоты ПРИНЦЕССЫ и заскрипел о своей ушедшей молодости, ВОРОНА сделав вид, что её не удивило появление принцессы (ВОРОНА «Кар-кар-кар»), всё-таки, из-подтишка разглядывала гостью, лягушки тоже надулись и пытались выглядеть важными персонами на полянке, ручеёк зажурчал и заметался от волнения, особенно, когда ПРИНЦЕССА нагнулась, чтоб в него посмотреться, а ПОДСНЕЖНИК распушился и пытался привлечь к себе внимание (Трек №  ). Ведь попасть в букет  ПРИНЦЕССЫ было пределом его мечтаний.

Вдруг где-то рядом дико заржал КОНЬ , вернее ПРИНЦ за КОНЯ, так как КОНЬ потерял голос, напившись воды из холодного ручья. Но всё ведь должно быть по уставу!? Поэтому ржать пришлось ПРИНЦУ, оповещая всех в лесу о своём прибытии (Трек № ).

 ПРИНЦ выехал на поляну, восседая на молодом ЖЕРЕБЦЕ, который, увидев на другом берегу ручья ПРИНЦЕССУ, встал на дыбы и чуть было не скинул ПРИНЦА, который всё-таки удержал равновесие и урезонил ЖЕРЕБЦА.
ПРИНЦ и ПРИНЦЕСА поприветствовали друг друга грациозными реверансами, встретились глазами, замерли и сразу же, полюбили друг друга (
Трек № ), затем пришли в себя и стали посылать через ручей друг другу сотни воздушных поцелуев. РУЧЕЁК пришёл в смущение от разворачивающихся над ним событий и замер, что бы не потушить огонь разгорающейся любви (Трек № ).

Нежный ВЕТЕРОК ласково трепал кудри молодой пары, игриво развевал ветви ДУБА, щекотал лепестки ПОДСНЕЖНИКА, обдувал лапки ЖАБ, которые, вспомнив историю «Царевны лягушки», принялись судорожно красить себе ногти и наводить марафет. Наигравшись, ВЕТЕРОК присел отдохнуть в ветвях могучего ДУБА. И вдруг загремел ГРОМ(Трек № ), на небе мерцали молнии, задрожали ветки ДУБА и лепестки ПОДСНЕЖНИКА, вода в РУЧЕЙКЕ замерла и потемнела, ВОРОНА в панике собрала свои пожитки и  улетела на юг, а за нею и ВЕТЕРОК. ЛЯГУШКИ от охватившего их ужаса, заквакали во всю свою лягушачью силу (КВАКАЮТ). На поляну влетел страшный огнедышащий ДРАКОН (Трек № ). Он схватил своими когтями прекрасную ПРИНЦЕСУ и унёс за тридевять земель.

КАРТИНА 4

(Трек №  ) ПРИНЦ склонился над РУЧЕЙКОМ и зарыдал. Смотря на него, зарыдали все остальные. Ветки могучего ДУБА поникли и он так содрогался от рыданий, что с него сыпались жёлуди,  ЖАБЫ, припав к корням ДУБА, тоже горько квакали (КВАКАЮТ), от потерянной надежды на чудо, а ПОДСНЕЖНИК  - от несбывшейся мечты и не состоявшейся карьеры первоцвета в букете ПРИНЦЕССЫ. РУЧЕЁК от переполнявших его слез выходил из берегов и пытался их раздвинуть. Но вот ПРИНЦ взял себя в руки, сел на коня и принял решение отправиться на поиски своей ПРИНЦЕССЫ (Трек № ). Все помахали ему в след: ДУБ раскидистыми ветвями, ПОДСНЕЖНИК всеми своими лепестками, пестиками и тычинками, ЛЯГУШКИ своими накрашенными лапками, а РУЧЕЁК достал ему из своих недр чистейшей водицы в дорогу (ДАТЬ БУТЫЛКУ) (Трек №  ).

КАРТИНА 5

(Трек №  ) На солнечной поляне, где уже вырос ПОДСНЕЖНИК, а рядом подросли Анютины Глазки, с которыми он играет своими лепестками, стоит старый, могучий, раскидистый, ещё больше набок наклонившийся ДУБ,на ветвях которого,  сидит вернувшаяся с юга, загоревшая ВОРОНА, каркающая о своих курортных похождениях во все воронье горло (КАРКАЕТ), а рядом с корнями вольяжно протекает набравшийся силы полноводный РУЧЕЙ, на берегах которого загорают и заедают комарами стресс ЖАБЫ в ожидании ПРИНЦА. Вдруг прогремел ГРОМ (Трек №  )! ПОДСНЕЖНИК загородил от надвигающейся опасности своими могучими лепестками юные Анютины Глазки, ДУБ попытался раскинуть уже не сгибающиеся ветви, у ВОРОНЫ от шока пропал голос и она хрипло закаркала (КАРКАЕТ), ЖАБЫ поперхнулись комарами, а РУЧЕЙ задрожал и попытался утечь в сторону.
Появляются ДРАКОН и ПРИНЦ на КОНЕ.  Они сражаются
(Трек №     ). ДРАКОН повержен и падает на землю.

Легкий ВЕТЕРОК приносит на руках юную ПРИНЦЕСУ. ПРИНЦ сажает возлюбленную на своего верного КОНЯи увозит домой. Слышатся раскаты уходящего ГРОМА.  ЛЯГУШКИ не придумав, что будут потом делать с телом умирающего ДРАКОНА, начинают его выхаживать, прикладывая к ранам лепестки ПОДСНЕЖНИКА (подснежник упирается, когда они пытаются оторвать лепесток), отпаивая его настоем из  желудей и свежей воды и, всё таки, не переставая надеяться на чудо. Постепенно все привыкают к ДРАКОНУ. В зной ДУБ ещё ниже склоняется над ним и укрывает его своими раскидистыми ветвями, ВОРОНА называет его «Дррррракоша» и каркает ему все лесные новости, а РУЧЕЁК, гасит его плохое настроение своей холодной  водицей (брызгает).

КАРТИНА 6

(Трек №     ) На солнечной поляне, где почти уже стало не видно взрослого ПОДСНЕЖНИКА из-за окруживших его многочисленных Анютиных Глазок, стоит старый, могучий, раскидистый ДУБ, уже совсем касающейся земли ветвями, на которых сидит и каркает ВОРОНА во всё воронье горло,  в ожидании попутного ВЕТЕРКА, а рядом с корнями протекает РУЧЕЙ впадающий в лесную реку, на берегу которогорезвятся и селфятся две ЖАБЫ С ДРАКОНОМ. Резко подул свежий ВЕТЕРОК, он пощекотал перышки ВОРОНЕ, освежил мокрые лапки ЖАБ и нечаянно потушил файер-шоу, которое в это время всем показывал ДРАКОН. ВЕТЕРОК предупредил, чтоб готовились к встрече гостей. На поляну на коне въехали счастливые ПРИНЦ и ПРИНЦЕСА. Все радуются их приезду,  визжат от счастья и объединяются в едином порыве танца.

(Трек №    флешмоб )

Вот и сказочке конец. А кто слушал молодец!

  1. Тренинги на развитие координации, внимательности и умения работать в заданных обстоятельствах

Сценарий тренинга - сказки «Блины»

Действующие лица: Бабка, Дед, Сосед, Блин.

Условия игры: Рассказчик  читает текст, а каждый участник, когда произносят его имя, делает характерное для его персонажа движение по условиям игры: Бабка (встаёт кланяется русским глубоким поклоном); Сосед (снимает шляпу); Дед (подтягивает штаны); Блин (оббегает всех стоящих).


Рассказчик: Жили-были Дед и Бабка. Однажды Дед говорит Бабке.

Дед: Бабусик, а испекла бы ты чего-нибудь вкусненького.

Бабка: А из чего испечь-то? Муки-то нет!

Дед: А ты сходи к соседу, попроси у него муки, может даст.

Рассказчик: Пошла Бабка к Соседу, дал Сосед Бабке муки, но с одним условием, что Бабка на чай с выпечкой позовёт Соседа. Испекла Бабка Блины. Дед пошёл приглашать Соседа. Сосед пришёл к Деду с Бабкой и принялся есть Блины. Сосед съел один Блин, затем Сосед съел второй Блин, потом Сосед потянулся за третьим Блином. Тут рассердились Дед с Бабкой и говорят.

Дед: Если ты Сосед так Блины есть будешь, то на тебя Сосед никаких Блинов не напасешься!

Рассказчик: Тут Сосед говорит

Сосед: Ах, Дед и Бабка, вам для меня Блинов жалко?

 Бабка: Да не Блинов, а сил жалко, которых и так у нас с Дедом не осталось.

Дед:  Сосед, оставь нам Бабке с Дедом Блинов малость.

Рассказчик: Сосед говорит

Сосед: Ладно, так уж и быть. Принесу я  - щедрый Сосед, ещё муки вам, Бабка с Дедом и раскрою рецепт  вкусных  Блинов, а остальные нам в этом помогут.

Сосед: Приглашаем всех желающих поучаствовать в создании кулинарного шедевра.

Игра «Печём блины»

  1. Тренинг на развитие фантазии конструктивного мышления, произношение и координацию речи

Сценарий тренинга

 «Слушается дело Карла, укравшего у Клары кораллы и Клары, укравшей у Карла кларнет»

Действующие лица: Судья, Адвокат Клары,  Адвокат Карла, Свидетель 1, Свидетель 2, Свидетель 3, Свидетель 4 , Карл, Клара.

Действие происходит в зале суда

Судья: Прошу встать! Суд идёт. Слушается дело Карла у Клары, укравшего кораллы и Клары у Клары, укравшей кларнет.

Адвокат Клары: Господин Судья, в зале присутствует Карл у Клары, укравший кораллы и Клара у Карла , укравшая кларнет.

Судья: Прошу изложить дело Карла, который украл у Клары кораллы и Клары у Карла  укравшей кларнет.

Адвокат Клары: Докладываю, что несколько дней назад Карл у Клары украл кораллы, а  Клара у Карла украла кларнет.

Адвокат Карла: Протестую. Если бы  Клара у Карла не украла кларнет, то Карл у Клары не украл бы кораллы

Адвокат Клары: Я тоже протестую. А если бы Карл у Клары не украл кораллы, то Клара у Карла не украла бы кларнет.

Судья: А где была Клара, кравшая у Карла кларнет, когда у неё Карл крал кораллы?  

Адвокат Карла: Клара у Карла крала кларнет.

Судья: А где был Карл, кравший у Клары кораллы, когда Клара крала кларнет?  

Адвокат Клары: В то время Карлу Клары крал кораллы?

Судья: Попрошу дать слово обвиняемым. Карл, вы признаёте, что у Клары, кравшей кларнет, крали кораллы?

Карл: Да, я признаю, что у Кларыкрал кораллы, но у меня Клара крала кларнет.

Судья: Клара, а вы признаёте, что у Карла, кравшего кораллы, крали кларнет?

Клара: Да, я признаю что у Карлакрала кларнет, но у меня Карл крал кораллы.

Судья: Прошу в зал свидетелей по делу Карла у Клары, кравшего кораллы и Клары, кравшей у Карла кларнет.

Адвокат Клары: Здравствуйте. Вы знаете, что Карл у Кларыкрал кораллы, а Клара у Карла крала кларнет?

Свидетель 1: Да, я знаю, что Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла Кларнет.

Адвокат Карла: Второй свидетель, а вы знаете о том, что, Клара у Карла украла кларнет, а Карл у Клары украл кораллы?

Свидетель 2: Да, я знаю, что Клара украла у Карла кларнет, а Карл украл у Клары кораллы.

Адвокат Клары: Третий свидетель, вы видели, как Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет?

Свидетель 3: Нет, я не видел, как Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

Адвокат Карла: Четвёртый свидетель, а вы видели, как Клара украла у Карла кларнет, а Карл у Клары украл кораллы?

Свидетель 4: Нет, я не видел, как Клара у Карла украла кларнет, а Карл у Клары украл кораллы.

Адвокат Клары: Первый свидетель, зная Карла, вы знаете откуда у Карла кларнет?

Свидетель 1:Да, знаю. Карлу Клара купила кларнет.

Адвокат Карла: Второй свидетель, зная Клару, вы знаете откуда у Клары кораллы?

Свидетель 2:Да, знаю. Карл Кларе купил кораллы.

Адвокат Клары: Третий свидетель, а не купила бы Клара Карлу кларнет, Карл украл у Клары кораллы?  

Свидетель 3: Не купила бы Клара Карлу кларнет, то Карл Кларе не купил кораллы.

Адвокат Карла: Четвёртый свидетель, а не купил бы Карл Кларе кораллы , Клара украла у Карла кларнет?  

Свидетель 4: Не купил бы Карл Кларе кораллы, а  Клара не купила бы Карлу кларнет, то Карл у  Клары не украл бы кораллы, а Клара у Карла не украла бы Кларнет.

Судья: Попрошу обвиняемых по делу кражи Кларой кларнета Карла, а Карлом кораллов Клары, что-нибудь сказать в своё оправдание.

Адвокат Клары: Почему вы, Карл у Клары крали кораллы?

Карл: Потому что у меня Клара крала кларнет.

Адвокат Карла: Почему вы, Клара, у Карла крали кларнет?

Клара: Да потому что у меня Карл крал кораллы.

Судья: Давайте ещё пригласим свидетелей по делу Карла у Клары кравшего кораллы и Клары у Карла кравшей кларнет.

Адвокат Клары: Первый свидетель, зачем Карлу нужны были Клары кораллы?

Первый свидетель: Потому что Кларе нужен был Карла кларнет.

Адвокат Карла: Второй свидетель, зачем Кларе нужен был Карла кларнет?

Второй свидетель: Потому что Карлу нужны были Клары кораллы.

Адвокат Клары: Третий свидетель, а Карл мог обойтись без кораллов Клары?

Третий свидетель: Нет, так как Клара  не могла обойтись без кларнета Карла.

Адвокат Карла: Четвёртый свидетель, а Клара могла обойтись без кларнета Карла?

Четвёртый свидетель: Нет, так как Карл  не мог обойтись без кораллов Судья: А можно было не красть Карлу у Клары кораллы, а Кларе у Карла кларнет, а  поменять кларнет Карла на кораллы Клары?

Адвокат Клары: Поменять кораллы Клары на кларнет Карла не удалось, так как тогда уже Карл украл у Клары кораллы.

Адвокат Карла: Нет, это не удалось поменять кларнет Карла на кораллы  Клары, так как тогда уже Клара украла у Карла кораллы.

Судья: Улик по делу Карла у Клары кравшего кораллы и Клары у Карла кравшей кларнет не достаточно для обвинения. И поэтому предлагаю разрешить спор мирным путём. Вы, готовы вернуть Карл, Кларе кораллы, а вы, Клара, Карлу кларнет?

Карл: Да, я Карл готов вернуть Кларе кораллы, но при условии, что мне Клара вернёт кларнет.

Клара: Да, я Клара готова вернуть Карлу кларнет, при условии, что Карл вернёт мне кораллы.

Адвокат Клары: Вы впредь обещаете, что не будете, Карл красть у Клары кораллы?

Карл: Я Карл обещаю, что не буду впредь красть у Клары кораллы.

Адвокат Карла: Вы впредь обещаете, что не будете, Клара красть у Карла кларнет?

Клара: Я Клара обещаю, что не буду впредь красть у Карла кларнет.

Судья: Суд по делу Карла кравшего у Клары кораллы и  Клары кравшей у Карла кларнет объявляется закрытым. Предлагаю обвиняемым Карлу и Кларе обменяться краденными кларнетом и кораллами.