Исследовательский проект «Народные промыслы Смоленщины от истоков до наших дней»

Волонцевич Галина Александровна
Исследовательский проект «Народные промыслы Смоленщины от истоков до наших дней»
Автор: педагог дополнительного образования Волонцевич Г.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smolenskie_promysly_ot_istokov_do_nashih_dney.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования  «Центр детского творчества»  

г. Ярцево, Смоленской области

Исследовательский проект

«Народные промыслы Смоленщины от истоков до наших дней»

Автор:

педагог дополнительного  образования

 педагог-организатор  

Волонцевич Галина Александровна

Ярцево  

2018 г 

Паспорт проекта

  1. Название проекта

«Народные промыслы Смоленщины от истоков до наших дней»

  1. Образовательная организация

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Центр детского творчества»  г. Ярцево, Смоленской области

3. Состав проектной группы

Педагог-куратор и учащиеся 4-го года обучения (12-14 лет) творческого объединения «Лицедеи» - 8 человек

4. Руководитель проекта

Волонцевич Галина Александровна

5. Цели проекта

Формирование ценностных компетенций краеведческой культуры Смоленщины у обучающихся  при изучении традиционных народных промыслов края   с учетом экологической и географической специфики региона.

6. Задачи проекта

 1.Приобщить  обучающихся к исследованию культурно-исторического прошлого Смоленской области, её  географических и этнографических особенностей; воспитать бережное обращение с объектами народных промыслов края.

2.Изучить специфику развития традиционных народных промыслов региона от истоков до наших дней на основе краеведческой культуры.

3.Выявить направления народных промыслов, востребованных в настоящее время.

4.Сформировать проектно-исследовательские навыки, способность быстро адаптироваться в новых  предметных областях.

5.Развить творческое мышление  учащихся, как обязательное  условия реализации  проектно - исследовательской деятельности.

7. Актуальность проекта

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России». Краеведение является основой патриотического воспитания. Кроме того, «создание условий для сохранения, приумножения национальных культурных и духовных ценностей», – одна из основ концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

8. Методы

1. Метод теоретического анализа (анализ литературы, сбор и систематизация материала);

2. Обсервационные методы (опрос, беседа, консультация, рассказ);

3.Праксиметрические методы (изучение образцов традиционных народных промыслов при сопоставлении их с комплексом параметров - исторических, экономических, культурных, экологических);

4.Метод изучения технологии производства изделия (мастер-классы, встреча с мастерами народных промыслов, посещение выставок изделий народного творчества и краеведческого музея);

5. Методы обработки и анализа полученных результатов.

9. Этапы работы над проектом

1. Подготовительно-организационный – сентябрь

Выбор темы. Обсуждение выбранной темы. Посещение музеев, библиотеки, выставки изделий народного творчества. Просмотр видеоматериалов по данной тематике. Постановка цели, задач и основных направлений работы.

  1. Исследовательский – октябрь- февраль

Посещение мастерских народных умельцев и  мастер-классов в художественных школах района. Изучение технологии процесса изготовления изделия. Сбор и обработка полученной информации.

  1. Заключительный  – март-апрель

Анализ выполненной работы, её оформление.  Защита исследовательской работы.

10. Продукты проекта

Методическая разработка «Народные промыслы Смоленщины от истоков до наших дней» (Данная работа окажет помощь при проведении воспитательных  часов и тематических праздников, при подготовке экспозиции в школьных музеях по народным  промыслам. Предоставляет возможность туристическим организациям разработать экскурсионный маршрут по Смоленской глубинке, основанный на традиционных народных ремеслах).

11. Приложения

Фотографии готовых изделий, народных мастеров, музейных экспонатов.

План:

Введение  …………………………………………………………………..  5 стр.

  1. Актуальность, новизна, эффективность работы………………….  5 стр.
  2. Гипотеза, объект, предмет. Цели и задачи исследовательской работы………………………………………………………………..  6 стр.
  3. Методы исследования……………………………………………….  7 стр.
  1.       Основная часть   …………………………………………………….  7 стр.
  1. Смоленские «Украсы»  ……………………………………………..  7 стр.
  2. Техника ручной набойки рисунка на льняные ткани ……………  9 стр.
  3. Ювелирный промысел на Смоленщине  …………………………. 10 стр.
  4. Смоленское производство стекла  ………………………………… 11 стр.
  5. Глиняный  и поташный промысел  на Смоленской земле ……… 13стр.
  6. Художественная резьба по дереву  ………………………………..  16 стр.
  7. Кузнечное мастерство на Смоленщине  ………………………….   18 стр.
  8. Смолокуренный, дегтярный и другие «лесные» промыслы

      Смоленщины  ………………………………………………………   19 стр.

Заключение …………………………………………………………………   21 стр.

Список литературы  ……………………………………………………….    22 стр.

Приложение  ……………………………………………………………….    23 стр.

Введение

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это самый массовый вид науки».

Д. С. Лихачев

Краеведение –  это своеобразный «родительский сундучок», совокупность наследства, оставленного нам предками. Это –  опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура, то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни,  но и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Говоря о культуре края, невозможно обойти стороной традиционные народные промыслы. Именно,  художественная обработка природного материала, характерного для данной местности (глины, ткани, дерева),  на протяжении всей истории промысла, влияла на местные условия быта, культуры, социально-экономические, торговые отношения.  

Большая часть Смоленской области находится в пределах Смоленско-Московской и Вяземской возвышенностей. Климат - умеренно-континентальный. Основная река, протекающая через Смоленщину, Днепр, по берегам которой много смешанных лесов. Купцы торговали не только по реке Днепр, но и далеко за её пределами. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, это знак  памяти о национальной культуре народа и даже целой страны, при этом  традиционные промыслы нашли весьма яркое отражение  в названиях, связанных с профессиональными признаками живших в них людей.

Природно-географический фактор с местными культурными традициями является одним из важнейших условий формирования и развития не только самобытных народных промыслов, но и всей экономики региона, нуждающейся не только в сохранении, но и  государственной поддержке.

Актуальность работы

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России». Краеведение является основой патриотического воспитания. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем  полнее, глубже и содержательнее будут  знания о родном крае, тем действеннее окажутся они в воспитании любви к Родине, ведь краеведение – это «краелюбие». Изучение этнографических особенностей края таит огромные резервы повышения эффективности патриотического воспитания, так как не просто знакомит  детей с теми или иными историческими событиями и  фактами, но и раскрывает славную историю малой родины.

Кроме того, «создание условий для сохранения, приумножения национальных культурных и духовных ценностей», – одна из основ концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Новизна работы

Благодаря данной работе происходит не только изучение истории родного края, но и повышается уровень мотивации исследования малой родины, увеличивается доля учащихся, выполняющих творческие и исследовательские работы краеведческой направленности, происходит анализ востребованности древних смоленских промыслов в наши дни, соединение опыта прошлых столетий с достижениями ХХI века.

Эффективность работы: В процессе реализации данного проекта происходит сбор, изучение и систематизация этнокультурных знаний. Изучение истории малой Родины способствует повышению уровня исторического образования и воспитания национальной культуры школьника, способствует становлению патриотического воспитания в контексте краеведческого образования. Методическая разработка «Народные промыслы Смоленщины от истоков до наших дней» окажет помощь при проведении воспитательных  часов и тематических праздников, при подготовке экспозиции в школьных музеях по народным  промыслам. Предоставляет возможность туристическим организациям разработать экскурсионный маршрут по Смоленской глубинке, основанный на традиционных народных ремеслах.

Гипотеза: изучение традиционных народных промыслов Смоленщины способствуют воспитанию творческой личности ребенка, умеющей соединять опыт прошлого с настоящим, прогнозировать и моделировать будущее, осознающей ценность и уникальность культуры малой родины. Что в свою очередь позволит выявить направления народных промыслов, востребованных в настоящее время.

Цель исследования: формирование ценностных компетенций краеведческой культуры Смоленщины у учащихся  при изучении традиционных народных промыслов края   с учетом экологической и географической специфики региона.

Объект: традиционные народные промыслы Смоленщины.

Предмет: изделия традиционных народных промыслов Смоленщины.

Задачи данного исследования:

1. Приобщить  учащихся к исследованию культурно-исторического прошлого Смоленской области, её  географических и этнографических особенностей; воспитать бережное обращение с объектами народных промыслов края.

2.  Изучить специфику развития традиционных народных промыслов региона от истоков до наших дней на основе краеведческой культуры.

3.  Выявить направления народных промыслов, востребованных в настоящее время.

4. Сформировать проектно-исследовательские навыки, способность быстро адаптироваться в новых  предметных областях.

5. Развить творческое мышление  учащихся, как обязательное  условия реализации  проектно - исследовательской деятельности.

Целевая аудитория:

Педагоги географии и истории, вожатые, классные руководители, учащиеся, библиотекари, краеведы  городских и школьных музеев, специалисты туристической индустрии.

Методы исследования:

1. Метод теоретического анализа (анализ литературы, сбор и систематизация материала);

2. Обсервационные методы (опрос, беседа, консультация, рассказ);

3.Праксиметрические методы (изучение образцов традиционных народных промыслов при сопоставлении их с комплексом параметров - исторических, экономических, культурных, экологических);

4.Метод изучения технологии производства изделия (мастер-классы, встреча с мастерами народных промыслов, посещение выставок изделий народного творчества и краеведческого музея);

5. Методы обработки и анализа полученных результатов.

2. Основная часть

2.1.  Смоленские «Украсы»

Не только в России Смоленск славится своим ткачеством. Остатки льняных тканей IX века, найденных в Смоленской области, свидетельствуют о том, что ткачеством занимались здесь с древности. «Русским шелком» называют за границей и льноволокно, и разнообразные изделия из него за их прочность и красоту. Самое удивительное свойство льняных тканей состоит в том, что из-за наличия в них значительного количества кремнезема они не подвергаются быстрому гниению, к тому же обладают антибактериальными свойствами. Так и повелось в народе считать льняные скатерти, полотенца символом верности, чистоты, уюта и благополучия. 

Люди, занимавшиеся изготовлением льняного полотна, исстари на Руси назывались хамовниками (от «хам» - льняное полотно). Владимир Иванович Даль в  Толковом словаре приводит пример из смоленских говоров, в которых встречается слово хамунька для обозначения старого изношенного свитка (предположительно льняного, так как лен на Смоленщине считался основной технической культурой для получения волокна). Наверняка от тех мастеров, занимавшихся изготовлением тканей, и ведут свои названия деревни Хаменки (Велижский, Демидовский, Руднянский районы). На сегодняшний день не только на Смоленщине, но и по всей России хорошо известна продукция АООТ «Смоленский льнокомбинат», которую можно приобрести в магазинах «Смоленский лен».

Смоляне с незапамятных времен украшают  хамовники тканым или вышитым орнаментом. Они-то и есть смоленские «украсы». Разнообразные узоры на сером, неотбеленном, или белом, как кипень холсте. С высоким совершенством и изяществом подобраны полосы мелкого орнамента не только на подоле, но и на рукавах рубах, саранов, платках, кокошниках. Вышивка на подоле крестьянской рубахи являлась не только украшением, но и своеобразным символом. На жатву женщина надевала самый красивый наряд, через него как бы передавая земле силу плодородия (Рис.1).

Своими корнями смоленские узоры уходят в глубокую старину. Это подтверждает геометрический орнамент, который, как известно, отражает раннеземельческие представления об устройстве мира. Почти  всегда ведущая его фигура – ромб. Крупнейшие исследователи славянской старины считают, что самая ранняя вещь с ромбическим центром происходит из длинного кривического кургана YI – YII веков города  Ярцева Смоленской области. А ведь ромб как символ солнца был известен повсеместно (Рис. 2).

В вышивках русских мастериц  рубежа ХI – ХII веков широко использованы мажорные цвета – красный, голубой. Смолянки же добавляют еще желтый. Крупный квадрат заполняют обычно квадратики-точки – древний символ засеянного поля. Ученые считают, что такой ромбо-точечный узор имеет самое прямое отношение к свадебному обряду и быту молодой замужней женщины, а все в целом связано с магией плодородия.

Изделия ХIХ столетия связаны с древними культами земледелия. Орнаменты бранного ткачества из Демидовского района – черные на белом поле – особенно красивы. Это так называемые крюковые узоры, обозначающие единство небесного и земного. На Смоленщине они часто имеют местные, своеобразные названия. Так в Духовщинском районе их называют «козюльками». Рисунок там составлен из ряда ломаных линий, входящих одна в другую.

Вышивка перевитью, или, как её еще называют, строчкой очень характерна для Смоленщины. Узоры из больших и малых ромбов, гребенок, крестов набиралась цветными нитками (Рис. 3). Получалась как бы мозаика. Основной красный цвет «поваживался» - подчеркивался другими цветами. Выделяя не только цвет, но и определенный узор. Помимо перевити, распространена была на Смоленщине и настебка. Это двусторонняя вышивка, но без продергивания ниток. Существует так же настил, где узор накладывается поверх ткани.

Кроме народной, на Смоленщине существует еще и талашкинская вышивка, которая напоминает живопись М.А. Врубеля, А.Я. Головина, Н.К. Рериха. В ней присутствуют синие, сиреневые, табачные, вишневые и желтые цвета. Это в стиле модерн. Именно поэтому в талашкинской вышивке более разнообразное построение узоров. Цвет активно выступает по центру или, наоборот, на каймах. Крупный рисунок перемежается с мелким. Устойчивость орнаментального ряда, композиционное разнообразие узоров, сложность цвета выдвигают талашкинскую вышивку в число наиболее интересных и своеобразных вышивок России на народной основе (Рис.4).

ЗАО «Смоленская вышивка»  – предприятие Смоленской области, которое входит в Ассоциацию народно-художественных промыслов России. Художники учитывают основной принцип народных украсов и не используют более трех-четырех цветов в одном изделии, соблюдая неизменный для смоленской вышивки контраст цветов – красного, доминирующего на белом холсте и подчиняющего желтый и синий цвета, – и, уподобляясь великим живописцам прошлого, стремимся сенсационный стиль «а-ля рюс». Каждая вышивка на скатерти или салфетке, выполненная вручную, пронизана энергетикой добра, в ней – частица бессмертной души Марии Клавдиевны. Наступило время, когда труд смоленских мастериц оценивается очень высоко за пределами России.

2. 2.  Техника ручной набойки рисунка на льняные ткани

Техника ручной набойки рисунка на льняные ткани в Смоленской области известна издавна. Людмила Грамажора из Смоленска (Рис.5) занимается возрождением традиционных орнаментов Смоленской области на ткани на основе изученных материалов, собранных профессором археологии Е.Н. Клетновой в Вяземском и частично Духовщинском уездах и оригиналов полотенец XX века из частных коллекций Касплянского и Краснинского районов. Сохранение ею орнамента народного творчества позволяет продолжать древние традиции смоленского края.

Для нанесения рисунка в технике ручной набойки берется сито, закрепленное на рамке, и на нем делается узор. Эта конструкция накладывается на ткань, сверху необходимо провести ракелом с краской – и узор готов. Раньше это делали несколько иначе: в деревянный брусок вбивали много гвоздей, так, чтобы из их шляпок получался узор, обмакивали в краску, прикладывали к ткани, а сверху били молотком. Таких мастеров называли колотильщиками.

В смоленских орнаментах издавна часто встречалась так называемая свастика, которую часто ассоциируют исключительно с нацизмом, однако это один из самых древних символов, использовавшихся многими народами мира. Очень широко она была распространена на Смоленщине во времена язычества. Этот знак символизирует солнце, могущество и изображается против часовой стрелки. Так на полотенцах для новобрачных крест и одолень-трава – оберег здоровья, знак гармонии, а крест с буквой «П» -  уже символ продолжения рода. В этих орнаментах зашифрованы многие знания, которые наши предки передавали из поколения в поколение, к сожалению, сейчас  многие значения знаков утрачены. К празднованию юбилея города Смоленска Людмила Грамажора разработала юбилейные салфетки, которые пришлись по душе, как гостям города, так и самим смолянам (Рис. 6).

2.3.   Ювелирный промысел на Смоленщине

Первые ювелирные изделия местного производства были найдены при раскопках знаменитых Гнездовских курганов под Смоленском почти полтора столетия назад. В 1868 году, во время строительства полотна Риго-Орловской железной дороги у сельца Гнездово из-под лопаты одного из рабочих посыпались серебряные монеты и украшения (Рис.7). Последние имели формы браслетов, гривен, подвесок с выгравированными изображениями зверей и людей. Спустя шесть лет в Гнездово начались раскопки, инициированные одним из основателей Русского археологического общества графом Уваровым. С 1949 года там работает постоянная археологическая экспедиция Московского госуниверситета.

Ученые доказали, что в поселении действовало как минимум четыре крупных ювелирных центра. В юго-восточной части городища мастера изготавливали украшения из серебра и медных сплавов – в основном, фибулы и височные кольца. Такая же крупная мастерская была обнаружена недавно в пойменной части поселения. К западу от нее находилась третья мастерская, где производили подвески. Наконец, четвертый ювелирный центр располагался на восточной части поселения. Он специализировался на производстве амулетов по скандинавским образцам из листового металла.

Многочисленные войны последующих столетий привели к упадку ювелирного дела на Смоленщине. Вновь возродилось оно лишь в середине XVIII века. Достоверно известно, что семинаристы смоленской духовной семинарии (открытой в 1728 году), не окончившие полного курса, по распоряжению епископов Гедеона Вишневского и Парфения Санковского отдавались в «мастеровые». Из них готовили иконописцев и мастеров серебряного дела по изготовлению церковной утвари. Известно и имя одного из первых ювелиров того времени - Елисей Муравьев. Он изготовил литые царские врата весом свыше 50 килограммов, предназначавшиеся для Богоявленского храма на Соборной горе. Другое, не менее известное произведение Муравьева – серебряный оклад к иконе Божьей Матери Одигитрии, находившейся в надвратной церкви.

В архивных источниках последней четверти XVIII века говорится, что в Смоленске было «довольно и ремесленников: золотых, серебряных, медных и часовых дел (мастеров), и других многих, которые получали небезвыгодное содержание». Правда, всех ювелиров в то время можно было сосчитать по пальцам: «Золотых дел мастеров в Смоленске  – три человека, серебряных – восемь». К середине XIX столетия, ювелирным промыслом в Смоленске занималось уже свыше 40 человек. Мастера серебряного цеха имели ремесленные и промысловые свидетельства, выданные Смоленской ремесленной и городской управами. Они работали по заказам в собственных или арендуемых помещениях.

   В настоящее время  смоленские мастера ювелирного дела продолжают совершенствовать свое мастерство (Рис.8), и подтверждение тому созданная копия Большой российской императорской короны, украшенной множеством ювелирных вставок из драгоценных камней в 2012 году к 250-летию коронации императрицы Екатерины II и 400-летию династии Романовых (Рис.9). При создании копии короны, смоленские мастера использовали в качестве центральной ювелирной вставки – природный рубеллит массой почти 400 карат, ограненный в Смоленске. В отличие от оригинала (серебро с 4936 бриллиантами) копия короны выполнена из белого золота со вставкой 11000 ювелирных камней (бриллиантами). Корону создавали шестьдесят смоленских мастеров в течение двух месяцев, так как при изготовлении использовались только фотографии и обмеры. Созданная смоленскими мастерами копия императорской короны в настоящее время представлена в Эрмитаже.

2.4.   Смоленское производство стекла

До появления масштабных стекольных производств на смоленской земле несколько столетий занимались изготовлением изделий из стекла кустарные предприятия. Самое известное из них находилось в поселке Ворга. Используя местное и частично привозное сырье (кварцевый песок, мел и др.), на них варили стекло, а из него выдували предметы домашнего обихода, главным образом посуду. Такие предприятия назывались гутами. В настоящее время это слово почти вышло из употребления, однако оно представлено в названии деревни Гута (Руднянский, Хиславичский, Ярцевский районы).
Существованием стекольного производства в прошлом объясняется название Шлиховского озера: в этом водоеме шлифовали (шлиховали) посуду стекольного завода, располагавшегося в деревне Лихново (Починковский район).

В 1768 году в Дорогобужском уезде был построен стекольный завод братьев Немчиновых, получавший заказы от императорского двора. К концу XVIII– началу XIX века относится появление первого стекольного завода в Рославльском уезде. В течение XIX века уезд приобрел статус центра стекольно-хрустальной промышленности губернии.

В начале XIX века на юге уезда действовал Сварский стекольный завод, выпускавший листовое стекло и бутылки. Также работали  Марьинско-Каменецкий стекольно-хрустальный завод и Прыщанский стекольный завод.

Немного позже, в 1855 году купцом первой гильдии К. Мухиным был основан Воргинский завод. При заводе работали мельница, лесопильный завод и школа. Это один из старейших заводов, функционирующих  и в настоящее время.

В 1883 году был построен Ново-Деребужский хрустальный завод, владельцем  его был купец первой гильдии И. Соколов. Кроме завода соорудили паровую мельницу, лесопилку, рабочий поселок, амбулаторию, создали пожарную дружину. На предприятии заботились и о просвещении сотрудников. Для взрослых заводских работников устраивали народные чтения, им также выдавали книги на дом. Завод успешно просуществовал до 1941 года.

В 1897 году в Рязановской волости уезда появился Фанинский стекольный завод, основанный Яковом Магидсоном, при заводе была организована начальная школа и больница. Завод работал на новом оборудовании. Место для выдувания стекла было выбрано не случайно: неподалеку, в бассейне реки Стомять, были залежи так называемых стекольных песков, годных на переплавку. После революции предприятие было национализировано и с тех пор называется Первомайским стекольным заводом.

Первомайский стекольный завод – уникальное предприятие не только для Смоленской области, но и для всей России, именно поэтому оно признано народным промыслом. Здесь нет станков для  производства так называемой «штамповки» из стекла и хрусталя. Каждое изделие, будь то бокал или ваза, результат кропотливой ручной работы мастеров (Рис.10). К сожалению, сегодня такие предприятия стремительно вымирают, и в ноябре 2018 завод был закрыт.

Еще 50 лет назад смоленское производство выпускало посуду и сувениры из бесцветного и цветного стекла. Лучшие работы становились подарками  высокопоставленным лицам государства и  известным деятелям культуры. Многие работы смоленских стеклодувов в качестве подарков были преподнесены лидерам различных стран и  попали за рубеж, многие хранятся в музеях: «Эрмитаже», «Русском музее», «Третьяковской галерее». Были вручены  подарки Брежневу, оперному певцу Хворостовскому, Зыкиной (Рис. 11).

 2.5.  Глиняный, каменный  и поташный промысел и  на Смоленской земле

Глиняные изделия изготавливали на Руси повсюду, где находились залежи гончарных глин, а сама их обработка, приготовление глиняной массы, создание с помощью быстрого вращения гончарного круга из бесформенного комка объемного предмета, украшение его простейшими способами - весь этот процесс рождения гончарного изделия, повторяемый многими поколениями мастеров, привел к своеобразной универсальности этого искусства.

 Самая частая находка на смоленской земле во время раскопок в Гнездовском копище – это черепки разбитых глиняных сосудов (Рис. 12). Сосуды (в подавляющем большинстве кухонные горшки, хотя иногда попадаются и небольшие глиняные сковородки и мисочки), начиная примерно с середины X века, изготавливались уже на гончарном круге, который приводился в движение рукой. Поверхность горшков чаще всего украшена узором в виде параллельных или волнистых линий, иногда образующих различные сочетания. Изредка они украшены оттисками поставленной наискосок гребенки или штампа в виде решетки. Форма гнёздовских горшков типична для славянской керамики этого времени. Днища некоторых сосудов отмечены клеймами - выпуклыми изображениями круга, колеса, ромба, креста и т. д. Такие клейма принято считать знаками мастеров, а это значит, что в Гнёздове одновременно жили и работали 4 - 5 гончаров. Их изделия скупали не только местные жители, но и население округи – горшки найдены при раскопках нескольких пунктов, отстоящих от Гнёздова на расстоянии 5 - 20 км.

Своими гончарами в XV – XVII веках славились  Какушкинская и Егорьевская волости Дорогобужского уезда  и деревня Малое Павлово Ельнинского уезда.  Наиболее полные сведения о территориальном размещении мест, связанных непосредственно с кирпичным производством, дают нам микротопонимы. Сохранилось до наших дней название деревни Цегельня (от немецкого цегель - «кирпич») в Руднянском районе. Цегельни, где раньше брали глину для производства кирпича, встречаются одновременно в трех районах - Краснинском (с. Сусловичи), Демидовском (д. Пранники) и Монастырщинском (д. Боровец). Жители деревни Рухань (Ершичский район) одно из луговых угодий называют Кирпичи, а сельчане из деревни Гредякино (Вяземский район) прошлое кирпичного производства связывают с местом в лесу, именуемым Кирпичным сараем.

ОАО «Гнездово» сохранило традиции керамического промысла IX - XII вв. Выпускает изделия культурно-бытового, художественно декоративного и хозяйственного назначения из керамической массы. Изделия имеют пористый непросвечивающийся черепок, покрытый цветными глазурями. Свою продукцию предприятия реализуют через сеть фирменных магазинов «Гнездовская керамика».

В настоящее время у гостей и туристов нашего областного центра очень ценится смоленская художественная керамика (Рис.13). Данное понятие включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования. Изделия из обожженной глины представляют широко распространенный и очень древний вид народного ремесла. В нем используют легкодоступный природный материал. Различного назначения посуда - кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного производства. К 1125-летию Смоленска мастер гончарного промысла Валентина Козлова выполнила из керамики макет-диораму «Город Смоленск IX века» (Рис. 14).

Как и повсюду, изготовление посуды в гончарных промыслах сопровождалось лепкой глиняных игрушек. В них мастера давали волю своей фантазии, превращая комочки глины в фигурки людей, зверей, птиц, всегда сказочных и реальных одновременно. Меткость характеров всегда сочеталась с предельной обобщенностью образа, лаконичной пластической формой.

Мастера-игрушечники земли Смоленской чаще всего создают игрушки-свистульки в виде фигурок коня, птицы, козла, барана. Из декоративных настольных игрушек выделяются красочностью и мягким юмором изображения женских фигурок, всевозможных «кормилец» («кормилок»), «водоносок», «птичниц» и т. п. Роспись производится клеевыми красками и связана с технологией, не требующей обжига (подсушивание и обжиг полуфабриката не исключаются). Процесс изготовления игрушки-свистульки индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии (Рис.15) .

Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное для данной местности. Из детской забавы она постепенно превратилась в настольную декоративную скульптуру, которая охотно используется для украшения современного интерьера (Рис.16), кроме того современная игрушка хранит историческую народную память, национальную духовную культуру.

Есть старинная притча. Когда Бог сотворил из глины человека, у него остался небольшой кусочек и тогда он спросил человека: «что ты хочешь, чтобы я тебе вылепил из него?». И человек ответил: «я хочу счастья». Бог помолчал и отдал человеку кусочек глины. И ведь правда, каждый сам лепит свое счастье, главное знать, чего именно ты хочешь.

Руководствуясь принципом «сотвори мечту», гончарами Смоленска была создана Творческая мастерская «Смоленская Изба» (Рис.17). Здесь любому желающему предоставляется возможность окунуться в удивительный мир керамики посредством участия в мастер-классах по гончарному делу и  лепке из глины.  Керамика ручной работы отлично впишется практически в любой интерьер, потому что в ней гармонично сочетаются русские традиции народных промыслов и индивидуальное мастерство гончара.

      Еще одним  широко распространенным промыслом была заготовка камня, в чем преуспевали крестьяне села Чепишева бывшего Рославльского уезда. Они собирали преимущественно осенью камни с полей, крупные - дробили, получая нередко с одного валуна до кубометра материала, вывоз которого в город или на шоссейную дорогу производили зимой. Жители села Верховья (бывший Смоленский уезд) из камней-валунов сооружали надгробные плиты и другие виды памятников. Для жителей многих населенных пунктов Смоленской губернии это ремесло было основным источником доходов, именно поэтому около 50  сел и деревень на Смоленщине  и в настоящее время имеют названия типа Каменец, Каменкино, Каменка, Каменщина, Камень, Камушки и др.

В качестве минерального сырья в кустарном производстве применялся также плитняк  – известковый и доломитовый камень, встречающийся и поныне вдоль обнаженных крутых берегов ряда рек, в том числе Верхнего Днепра и его притоков Вязьмы и Соли. Выход плитняка на поверхность почвы, свойство легко раскалываться облегчало добычу его. Шел он на фундаменты зданий, покрытие шоссейных дорог, производство извести. Даже мельничные жернова и те в ряде случаев изготовлялись из плитняка. В Сычевском районе, например, до сооружения Вазузского водохранилища существовала деревня Жерновка. Здесь когда-то из прибрежного плитняка делали жернова, в частности для деревни Яковлевской, расположенной выше по реке Вазузе. В единственном числе сохранилось название деревни Плитники (Холм-Жирковский район). 

Кроме минерального в производстве широкое применение находило сырье растительного и животного происхождения. В прошлом значительные площади лесов отводились для нужд поташного промысла. Получаемый из древесной золы углекислый калий был необходим для изготовления тугоплавкого и хрустального стекла, а также мыла. О былом промысле свидетельствуют названия двух деревень - Поташ (Шумячский район) и Поташино (Сычевский район). 

Осуществлялось и выжигание древесного угля, основным потребителем которого были кузницы. Название деревни Жаровни (Рославльский, Духовщинский районы) раскрывается в связи с угольным промыслом. У нее есть однокоренные тезки: Жарное (Ельнинский район), Жары (Починковский район), Жарынь (Рославльский район), Жарь (Руднянский, Смоленский районы). От прозвищно-именных фамилий образовались названия деревень Жарковка (Хиславичский район), Жарнево (Смоленский район). Одноименная деревня Жарнево в недалеком прошлом существовала и на территории Краснинского района, в которой почти все жители носили фамилию Жариковы. О выжигании древесного угля в прошлом говорят названия Дмитро-Углинская дача и деревня Угляика (Духовщинский район). 

2.6.   Художественная резьба по дереву

Само существование человека неотделимо от природы и находит отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи, как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства.

Россия самая лесная страна в мире (45% территории покрыто лесом, в основном хвойным). Логично, что во многих районах нашей страны развито декоративно-прикладное искусство художественной обработки древесины. Деревянная резьба для Смоленщины – традиционный вид ремесла, которое прежде называлось резным делом.  Промысел возник в конце 16 века. Самый популярный товар  того времени деревянная  игрушка - Кузнецы, изображающая мужика и медведя, поочередно бьющих по наковальне. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. Материалом для резьбы служит мягкая древесина: осина, ольха, липа. Для изделий характерно сочетание орнаментальной тонкой резьбы с гладкой поверхностью. Резчики выполняют  резьбу без предварительных эскизов — смаху, отсюда возникло название «маховая резьба». Продукция промысла — декоративная скульптура и оригинальная игрушка с движением — всегда была популярной, привлекая внимание своеобразием и тонкостью резьбы, а также красотой белого неокрашенного дерева. Мастера вырезают фигурки зверей, особенно любят изображать медведя: медведь-фотограф, медведь-электросварщик, медведь-трубочист, медведь-плясун, медведь с балалайкой.

 Умение использовать естественные качества природного материала при изготовлении определенного вида товара со временем воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и уникальных народных шедевров. Наглядным примером данному виду народного творчества стали работы современных смоленских мастеров резьбы по дереву.

30 сентября 2013 года в поселке Пржевальском Смоленской области местный умелец Виктор Малеев   открыл музей своих работ из дерева (Рис. 17). Сейчас в экспозиции домашнего музея более 100 произведений «резного искусства». Свои работы мастер выполнял на протяжении 30 лет. Большая часть его деревянных скульптур посвящена мифическим персонажам и людям искусства – писателям, поэтам и художникам.

Кроме дел музейных Виктор Малеев сейчас занимается тем, что обучает резьбе по дереву местных школьников. Когда работ у учеников накопится достаточно, он планирует устроить выставку детских работ.

Мастер, которого хорошо знают не только в Смоленске, но и  городе-побратиме Дюссельдорфе, Андрей Концов, коренной инвалид по зрению, ежегодно участвующий в выставке-конкурсе «Смоленское подворье». В 2011 году стал победителем по разделу «Профессиональный мастер» в номинации «Резьба по дереву». В 2012-м за участие в этом же конкурсе получил диплом «За сохранение народных традиций» и в том же году получил диплом «За сохранение народных традиций» в конкурсе «Смоленский сувенир». Он делает кружки, ложки, хлебницы, солонки, оклады для икон и многое другое, работ пятьсот уже на его счету. (Рис. 18) Недавно с женой Эльвирой он вернулся  из Дюссельдорфа (Германия), где проходила ежегодная международная выставка, посвящённая интеграции в общество людей с ограниченными возможностями. Андрей проводил там мастер-класс.

В ноябре 2013 года в областном Центре народного творчества прошла выставка «Резное дерево. Новые имена». На ней – работы трёх мастеров, которые ещё ни разу не были столь широко представлены. И, по сути, это три персональных мини-выставки – в одной.

К Николаю Милодану, бывшему военному, увлечение пришло неожиданно: Родилась внучка и потребовалась колыбелька. Она и стала первой работой (Рис. 19). Потом были этажерки, столы, тумбочки – всё под старину (Рис. 20). Вот, что сказал мастер о своем любимом деле: «Дерево любит нежное прикосновение, оно притягивает. Чтоб душа успокоилась – работаешь. И красота на дереве проявляется».

Природная красота древесины не поблекла даже при использовании тонирования, к примеру, у Александра Гречишникова, в работах  отлично проявлена текстура древесины. Мастер помимо мелкой орнаментальной резьбы занимается домовой резьбой: отделкой наличников и ставень. Со слов мастера деревянной резьбы: «Чем больше делаешь, тем хочется сложнее и больше делать. Когда берёшь обыкновенное палено, из него получается не то чтобы произведение искусства, а просто красивая вещь, получаешь в первую очередь моральное удовлетворение» (Рис. 21, 23) .

У мастера резных узоров, Олега Николина на выставке 195 экспонатов: кухонная утварь, шкатулки, фигурки. И это – далеко не всё, что им сделано за 6 лет, многое разошлось по друзьям-знакомым. Особенно удаётся резчику анималистический жанр.

Для кого-то резное дело остаётся ремеслом, для кого-то – становится искусством. Ведь древесина – материал, позволяющий создавать вещи функциональные, бытовые и вместе с тем, если применить талант, высокого эстетического свойства.

2.7.   Кузнечное мастерство на Смоленщине

Трудно определить дату, когда на территории Смоленщины была установлена домница, в которой из местной болотной руды был получен первый кусок железа. Известно только, что использование железа в хозяйственных целях началось здесь задолго до появления самых древних городов. Археологические изыскания, проведенные Е. А. Шмидтом и другими учеными-археологами, доказывают, что более двух тысяч лет назад наши далекие предки умели из местных болотных руд выплавлять железо и делать металлические орудия труда.  Учитывая широко распространенные залежи высококачественных полезных ископаемых и возможность привлечения дешевой рабочей силы из числа крестьян, а также некоторый опыт местных кустарей-рудознатцев, московское правительство поощряет строительство на Смоленской земле вотчинных и казенных предприятий по добыче и переработке болотных руд. Кузнечный промысел был распространен практически на всей территории региона. Например, в Гжатске (современный Гагарин) даже существовал целый кузнечный переулок. О широте размаха рудного дела в прошлом свидетельствуют так же сохранившиеся до сих пор названия населенных пунктов типа Рудня, Рудница.

Кованые изделия и мебель первоначально были атрибутом храмового убранство, впоследствии, постепенно перекочевав в дома богатого дворянского сословия. Расцвет кузнечного дела, пришедшегося на 14 – 15 века – это ремесло перешло в разряд изящных искусств. С течением времени кованые элементы прочно вошли в моду и стали более часто использоваться в интерьере дома. К началу прошлого столетия кованая мебель часто красовалась на фото и картинах художников.

Увидеть красоту кузнечных дел мастеров можно в музее «Городская кузница XVII века». Это не только самый старый дом Смоленска сегодня, но и  увлекательный экскурс в историю для ценителей кузнечного промысла. В нем собраны подлинные орудия труда и многочисленные изделия кузнечного ремесла XVII–XIX веков и воссоздана творческая лаборатория кузнеца.

Присутствие кованой мебели в интерьере и в наше время считается признаком хорошего вкуса и немалого достатка. Изящество и неповторимый стиль придают кованые ручки для мебели. Романтичную, изящную гармонию представляют сочетания хрупкого стекла и прочного кованого металла, соединившись в небольшом туалетном или чайном столике. Кованые багеты часто применяются для оформления зеркал. Вычурные вешалки и подставки под обувь станут изящным и удобным украшением для прихожей. Преимуществом использования кованой мебели для дома является тот момент, что в отличие от мебели деревянной, она не поглощает пространство (Рис. 23).

Наиболее известные сегодня предприятия, изготавливающие кованые изделия в Смоленске, а также некоторые небольшие кузнечные мастерские:  фабрика художественных кузнечных изделий (ООО «Защита плюс»), ООО «Смоленская Ковка», ЧТУП «Ручная ковка»; ООО «Кузнечный двор».

  1. Смолокуренный, дегтярный и другие «лесные» промыслы Смоленщины

На территории Смоленщины значительного развития достигали дегтярный и смолокурный промыслы, о чем напоминают названия местечек и деревень Смогири (Кардымовский район), Смолы (Монастырщинский район), а также прозвищно-именные и фамильные наименования деревень, основателями которых были профессиональные смолокуры: Смолино (Смоленский район), Смоляки (Руднянский район), Смоляне (Велижскийрайон). Дегтярные промыслы запечатлены в двух основных группах названий: одна из них прямо указывает на дегтярное происхождение - Дегти (Демидовский район), Дегтяри (Смоленский, Холм-Жирковский районы), другая - через термины печь, печкарь: Печенки (Велижский район), Печище (Хиславичский район), Печки (Руднянский район).
Смолокурение представляет собой процесс получения дёгтя и зародился, как промысел, в северной части Смоленского княжества. Появление смолокурения было связано со следующими обстоятельствами.

1. На данных территориях было хорошо развито судоходство. Этому предрасполагали условия озёрно-речной равнины, соединённой мощной Западной Двиной с Прибалтикой и морским побережьем. Наиболее надёжным средством передвижения в таких условиях была ладья, барка или судно. Вполне понятно, что судостроение требовало изобретения водонепроницаемого состава для пропитки дерева.

2. Неплодородность озёрно-болотистой, лесной местности заставляли местное население искать себе занятие и источник пропитания не в производстве зерна, а в каком-нибудь другом ремесле. В этом плане хорошо подошли рыболовство, бортничество и смолокурение.

Название Смоленск (Смольня, Смоленеськ)  восходит к IX веку, с этого времени и берёт своё начало история смолокурения в России. Первоначально в этих местностях собирали живицу – смоляные натёки хвойных деревьев. Её подобно мёду собирали в лесах, затем варили как мёд в котлах и потом обмазывали горячей текучей смолой бочки и фундаменты построек. Подобная методика просуществовала до XV века.

Позже, для пропитки дерева начал использоваться уже дёготь – продукт сухой перегонки. Первоначально для этого использовалась сосна, затем берёза и береста. В то время существовали две методики смолокурения. По одной из них предполагалось варить смолу – вываривать её из сосновых чурок в воде. Вторая методика называлась сидкой смолы и предполагала сухую перегонку смолы и дёгтя в ямах. Обе эти методики предполагали отвод продуктов перегонки (смолы, дёгтя) по желобам в другой специальный резервуар. При варке смолы желоба устраивались вверху чана, а при сидке смолы и дёгтя – внизу ямы. В связи с данной методикой дёготь очень длительно время, практически до наших дней, назывался варом.  Слово варна старославянском языке в прямом смысле означало «зной», «жар», «кипяток» (Рис. 24). Процесс смолокурения был длительным. Дёготь действительно «высиживали», по инструкции полагалось вытапливать медленно, всё время сидеть и пристально следить за огнём, не прерывать и не останавливать сей процесс. Смолу приходилось «выгонять», «гнать» из дерева, из поленьев, где она находилась – выгонять настойчиво и медленно, т.е практически буквально «высиживать».

В бытовых документах можно впервые найти упоминание дёгтя в Московском государстве в 1568 году, упоминание дегтярной ямы – в 1517 году. В Северо-Восточной Руси он упоминается и ранее в 1494-1498 годах.

Применялась древесина в хозяйственных целях и в качестве поделочного материала. На этой основе развились самые разнообразные крестьянские промыслы, объединяемые в общую группу лесных промыслов.

«Кроме земледелия местные крестьяне занимаются бондарничеством, плотничеством (в зимнее время), гнут дуги, колеса, делают сани, решета, бороны, телеги, строгают обручи в Москву, «дерут дор», долбят корыта»,- говорится в одном из документов о крестьянских промыслах села Петрополья (ныне Монастырщинский район). «Лесные промыслы» с их многообразным ассортиментом изделий оставили заметный след в названиях населенных пунктов Смоленской области. Среди них Бондари (Демидовский район), Дугино (Новодугинский район), Каткове (Краснинский район), Колесники (Гагаринский, Монастырщинский, Починковский, Хиславичский районы), Полозы (Смоленский район).

Одной из важных закономерностей в развитии лесных промыслов в прошлом следует считать их приближенность к источникам сырья. Лесопильные предприятия давали возможность заработать не только постоянным рабочим, но и тем крестьянам, которые уходили «в отходники». 

Заключение

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.

Ребёнок, по мнению Д.С. Лихачёва, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Приобретая личный опыт общения с предметами старины, дети эмоционально легко входят в строй народной жизни, запоминают сведения о его свойствах, предназначении, исторических и культурных связях. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Россия принадлежала и принадлежит к тем странам, которые не только формируют свою собственную культурную повестку, но и оказывают влияние на всю мировою цивилизацию. И только хорошо зная традиционные народные промыслы родного края, его историю, юные граждане нашей многонациональной страны  смогут не только сохранить их, но и укрепить среди многообразия «псевдокультурных проявлений».

При проведении данной работы, учащиеся  изучили специфику развития традиционных народных промыслов региона от истоков до наших дней, выявив закономерности их появления и развития, исследовав культурно-историческое прошлое Смоленской области, её  географические и этнографические особенности.  Пообщались с мастерами народных промыслов лично, смогли не только рассмотреть работы прикладного творчества, но и задуматься над  их авторской неповторимостью  и ценностью для потомков. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась, и мы обоснованно можем утверждать, что именно воспитание на материале этнографии творческой личности ребенка, умеющей соединять опыт прошлого с настоящим, прогнозировать и моделировать будущее, осознающей ценность и уникальность культуры, позволяет выявить направления народных промыслов, востребованных в настоящее время. Кроме того, данное исследование учит работать с различными источниками информации, отбирать и систематизировать материал, работать в группе, уметь представлять подготовленный материал, воспитывает навыки самореализации. Что очень ценно, ведь темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Список литературы:

  1. Борис Махотин «К живым истокам». Смоленск: Московский рабочий. Смоленское отделение, 1989 г.
  2. Воронова Л.И. Смоленская народная вышивка. Рукопись НИИХП, 1947. Журавлёва Л.С. Талашкино. М.1989 г.
  3. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.1978 г.
  4. Симакова И. Л. Традиции русской народной вышивки в художественных промыслах XIX-XX веков. М. 2000 г.
  5. Ивановская, В.И. Русские орнаменты/ В.И. Ивановская - М.: Издательство «В.Шевчук».- 2006 г.
  6. Каршинова, Л. Русский народный костюм. Универсальный подход / Л. Каршинова – М.: Белые Альвы.- 2005 г.
  7. Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия/ А. Соснина, И. Шангина.- СПб.: Искусство-СПБ.- 2006 г.

Интернет ресурсы:

  1. smolnews.runews/118413
  2. nasledie-smolensk.rupkns/index.php…
  3. smolvishivka.ru
  4. http://amnesia.pavelbers.com.- 2008 г. – 12 марта
  5. http://afield.org.ua .- 2008 г. – 30 марта
  6. school01.smoladmin.rumeleckva/project/p8aa1.html