Конспект занятия по актерскому мастерству «Умение общаться»

Волонцевич Галина Александровна

Конспект занятия по актерскому мастерству «Умение общаться»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 13.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленская область

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по актерскому мастерству

«Умение общаться»

Разработала: педагог-организатор,

педагог дополнительного образования

Волонцевич Галина Александровна

2018 уч. год

Актёрский тренинг способствует успешной самореализации обучающихся, снимает коммуникационные барьеры, позволяет создать комфортную атмосферу на занятии, позволяя детям испытать ситуацию успеха во время занятия практически без подготовки. Эффект публичности, возникающий в ходе тренинга, способствует развитию толерантности и эмпатии, умений понять и принять другого человека, проявив при этом сопереживание и сочувствие.

Ф.И.О. разработчика: педагог дополнительного образования детей Волонцевич Г.А.

Тема открытого занятия: «Умение общаться».

Форма проведения: занятие для детей в виде  актерского тренинга

Направление: художественно-эстетическое  воспитание

Цель: формирование и раскрытие творческого самовыражения и  индивидуальности личности:

  • развитие коммуникационной смелости, внимания, воображения и фантазии;
  • развитие импровизационных способностей;
  • развитие навыков активной коммуникации

Задачи:

- создать условия для личностного самовыражения,

-  развивать творческие способности в коммуникативной сфере;

- способствовать повышению роли самоуправления в планировании, организации и анализе деятельности;

Средства обучения:

  • Визуальные: видеослайды, раздаточный материал;
  • Аудиальные: ноутбук, колонки, аудиозаписи.

Методика и приемы обучения: проблемное обучение, творческо-поисковое, игровое.

Методы обучения:

  • словесный (объяснение, диалог педагога с детьми);
  • объяснительно - иллюстративный (объяснение с демонстрацией наглядного материала);
  • репродуктивный (воспроизводящий).

Прогнозируемые результаты: у обучающихся повысится уровень коммуникативной культуры, разовьются импровизационные способности: внимание, воображение, фантазия, коммуникативная смелость, повысятся организационные возможности в планировании и анализе деятельности, что особо необходимо для  преодоления и предупреждения социально-эмоциональных проблем при адаптации в социуме в дальнейшей самостоятельной жизни.

Возраст обучающихся: 10-11 лет

Характеристика оборудования учебного занятия:

Для педагога: 

- экран для мультимедиа

-проектор

- ноутбук, колонки

-корзинка

Для обучающихся:

- театральные маски;

- фломастеры и карандаши

- парты, стулья

Хронометраж мастер-класса:

  1. организационная часть: приветствие, построение, разминка – 8 минут;
  2. основная часть – 30 минут;
  3. заключительная часть – 7 минут.

Предварительная подготовка: Дети пишут свои имена на бейджиках и прикрепляют их себе.

  1. Организационная часть (лейтмотивом всего занятия звучит приятная музыка)

Педагог: Добрый день, ребята! Я приветствую вас на открытом занятии, посвященном нашему с вами общению. Сегодня вы при помощи проведенного мною тренинга, научитесь, легкости в общении друг с другом, сможете управлять своим настроением и, быть может, посмотрите на свои действия с новой точки зрения. Но прежде, чем наш тренинг начнется, я хочу вас спросить: «Ребята, а вы готовы к экспериментам? Готовы к познанию самих себя?»  Дети отвечают.

Педагог: Тогда мы начинаем! Предлагаю всем встать по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, руки свободно опущены вдоль корпуса.

«Корзинка настроения».

Удобным методом преодоления опасений и тревог большой группы является создание «корзинки настроения».

Педагог: Представьте, что вы знаменитые артисты, которые могут перевоплощаться в любые роли, менять настроение, как карнавальную маску. Сейчас вам необходимо вспомнить то, что вас тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии и поместить это в корзинку вместе с неприятными эмоциями. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно забыть.

Например, это могут волнения по поводу:

  • Где взять ответы на заданный тест?
  • Правильно ли я написал контрольную работу?
  • Отпустят ли меня вечером в гости к другу?

Опасения по поводу участия в ходе занятия

  • Смогу ли я справиться с заданиями?
  • Попросят ли меня что-то объяснить?
  • А вдруг я отвечу не так, как нужно?

Педагог: Для полного перевоплощения в настоящих артистов всем нам необходимо вспомнить Азбуку театра – неизменную на протяжении веков. Тот, кто вспомнил, делает шаг вперед и четко произносит правило. Я начинаю:

- тишина за кулисами;

- нельзя поворачиваться спиной к зрителям;

- в роли находиться до конца представления;

- уметь слушать своих партнёров;

- ориентир актера при работе на сцене - зритель в последнем ряду и т.д.

Дышим вместе.

Педагог: Круг – это не только удобство в работе с партнерами, тесное взаимодействие людей, но и символ единства и сплоченности коллектива. 

Начинаем правильно дышать:

- вдох – руки и голову поднять вверх;

- выдох – наклон.

 Давайте, на время занятия станем единым «творческим организмом», а для того чтобы активно начать взаимодействовать друг с другом, давайте начнем с общего дыхания.

-на счет раз - вдыхаем глубоко через рот, на счет два - выдыхаем  через нос  со звуком «М»;

- на счет раз – глубокий вдох через рот,

- на счет два - выдох толчками со звуком «ф».

  1.  Основная часть

Педагог: Для того, чтобы тебя хорошо понимали и правильно воспринимали нужно четко излагать мысли и отчетливо произносить слова. Именно над этим мы сейчас и поработаем  с вами.

Упражнение «Морзянка»

Ребята, представьте себя в роли связистов, которые при помощи морзянки передают  важное сообщение. На экране представлены звуки, которые вам необходимо передать. Поставьте вашу правую руку  так, словно держите в ней телеграфный ключ   и им отстукиваете отчетливо произносимые «пучки» согласных:

- ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо;

- ПТКа, ПТКу, ПТКэ, ПТКи, ПТКо;

-БДГа, БДГу, БДГэ, БДГи, БДГо.

А сейчас немного усложним задание. На экране представлена скороговорка:

- Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь. 

Давайте вначале произнесем скороговорку шепотом, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло!  Дети выполняют вместе с педагогом.

Педагог: Теперь скажем ее громким шепотом, так, чтобы нас услышали в конце зала.

Теперь попробуем произнести ее вслух, четко произнося каждый звук.

А теперь – три раза подряд быстро.

Активизация мышления  (развитие коммуникативных навыков).

Педагог: Важная составляющая  актёрского мастерства – это слаженное взаимодействие партнёров. Сейчас мы это и отработаем. Ребята, я прошу вас разбиться по парам. Посмотрите друг на друга. Расскажите о своём партнёре так,  словно он напоминает вам какую-то птицу, животного…

Например: Мой партнер ловок, смел, грациозен словно пантера…

Дети выполняют задание.

Педагог:  Иногда в разговоре с партнером по роли нам необходимо объяснить что-то незапланированное, при этом, не отвлекаясь от нужного диалога. Как это сделать  в двух предложениях мы сейчас и потренируемся. Предлагаю соединить в связный рассказ два совершенно разных на первый взгляд предложения, внимание на экран:

1) «На Камчатке произошло землетрясение…»; «…поэтому наша собака осталась голодной».

2) «В связи со снежными заносами в городе…»; «…поэтому у  всех  гномов башмачки стали тяжелыми»

3)  «Мама  испекла пирог…»; «…поэтому  наступление  оттепели не прошло бесследно».

4)  «Прилетели  снегири…»;  «…поэтому в магазине я купила новый фильм».

5)  «Малыш очень ждал Карлсона…»; «… поэтому  Кощей был в гневе».

Актёрский приём – предлагаемые обстоятельства.

Педагог: Представьте, что во время вашей игры на сцене внезапно  появляется плачущая девочка. Её появление для вас полная неожиданность.  Как вы поступите? Даю подсказку: вначале проанализируйте, почему она там появилась? (на размышление даю минуту)

А теперь попробуем повторить всё сначала. Кто готов продемонстрировать свои действия? Не забывайте, на вашу игру смотрит зритель, спектакль  далек до завершения. (Педагог сам выбирает из присутствующих плачущую девочку. Главное, чтобы она была раскрепощена и могла свободно действовать в предлагаемых обстоятельствах.) 

На протяжении всего занятия педагог ведёт с участниками  тренинга «абсурдные диалоги». Их можно импровизировать в течение всего тренинга, вставляя в любое упражнение или в паузу между заданиями.

Например, можно обратиться с такими вопросами к любому участнику тренинга: «Как поживает ваша бабушка? Я слышала, она недавно вернулась из Колумбии?», или «Когда Вы вернулись из Франции? Говорят, там отличная лыжная база? Как высоко она в горах?», или «Я видела, как вы здорово умеете плавать. Вам нравится моржевание?». Содержание вопроса является нелепым, абсурдным и никак не связано с действительностью, но участник тренинга должен немедленно включиться в предлагаемые обстоятельства и ответить на вопрос невозмутимо и обоснованно.

Педагог: В конце каждого спектакля все актеры выходят на общий поклон, не исключение и наше занятие. Я предлагаю вам, как настоящим актерам, сделать поклон в виде «волны». Попробуем? Тогда становитесь в одну линию, беремся все за руки и «волна пошла» (педагог направляет детей для выполнения задания)!

  1. Заключительная часть

Рефлексия

Педагог: На столах лежат театральные маски, возьмите, пожалуйста, каждый по одной из них и нарисуйте на ней свои эмоции. Те чувства, что вы испытываете прямо сейчас: это могут быть всевозможные узоры, смайлики, орнаменты и т.п. Фломастеры и карандаши вы найдете там же. На рисунок я вам даю пять минут. (Каждый участник дорисовывает на театральной маске свои эмоции. Пока дети рисуют педагог может поинтересоваться: улучшилось ли у ребят их настроение, с какими чувствами они начинали занятие и какие в настоящий момент).

Педагог: Ребята, сегодня  вы попробовали себя в роли актёров,  и у вас неплохо всё получилось. Об этом свидетельствуют рисунки на ваших масках, они очень и очень позитивны! И для того, чтобы сохранить приятные воспоминания о нашем занятии, я предлагаю всем вместе сфотографироваться. (Совместное фото детей с масками)

Педагог: На этом наш тренинг завершен! Всего вам доброго, новых свершений на творческом пути!

Литература и интернет - ресурсы:

  1. Бабкина Л.Б. Развиваем мышление, ООО «Издательство «АЙРИС  ПРЕСС», М., 2015
  2. .Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.- 2016
  3. Ефанова З.А. Развитие творческого  мышления, издательский дом «Карифей», М., 2015
  4. Карпова С.И. ,  Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей школьников, Творческий центр, С.-П., 2014
  5. Швайко Г.С. Игры и упражнения по развитию речи, «АЙРИС  ПРЕСС», М., 2016
  6.  http://akterprofi.ru.