МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Кейс-технологии – методы социальной активности обучающихся»

Волонцевич Галина Александровна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Кейс-технологии – методы социальной активности обучающихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_keys-tehnologiy_volontsevich_g.a.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»г.Ярцево Смоленской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Кейс-технологии – методы социальной активности обучающихся»

Разработала:

педагог-организатор МБУДО ЦДТ

Волонцевич Г.А.

2020 год

Тема методической разработки: Кейс-технология – методы социальной активности обучающихся

Автор: педагог-организатор МБУДО  ЦДТ Волонцевич Г.А.

Введение: Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Именно от педагогов в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций» и станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе. В современном мире качество жизни и успешность развития  общества  как никогда раньше зависят от количества высокоинтеллектуальных, творческих и социально активных личностей. В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются  кейс-технологии.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ, это не бездумное повторение за педагогом материала, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который  заставляет ребенка поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Цель: совершенствование средств обучения и развития обучающихся, при использовании кейс-технологии, нацеленной  на развитие познавательной, творческой и социальной активности обучающихся.

Основные задачи внедрения кейс-технологии при обучении и воспитании:

  Повысить качество знаний обучающихся;  развивать метапредметные связи;

 научить обучающихся аргументировать фактами, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, повысить самостоятельность и активность обучающихся при изучении материала;

 находить рациональные пути выполнения задания;  повысить интерес  обучающихся к теме занятия или мероприятия

 развивать коммуникативные / социальные умения  и навыки (как в непосредственном общении, так и в сети Интернет); развивать мыслительные операции обучающегося:  анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений;

  воспитывать у обучающихся чувство коллективизма и взаимопомощи.  

Изначально кейс-технологии разрабатывались для обучения юристов и менеджеров, когда студенты активно обсуждали конкретную экономическую или юридическую ситуацию, что и служило основой для их дальнейшей профессиональной деятельности. На сегодняшний день данные технологи широко используются как в обучении, так и в воспитании. Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай. Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Данная технология развивает у обучающихся такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

При использовании кейс -технологий  у детей происходит:

​  Развитие навыков анализа и критического мышления при решении поставленного вопроса/проблемы

​  Соединение теории и практики не только на занятии, но и в решении социальных жизненно важных вопросов

​  Представление примеров принимаемых решений, демонстрация различных позиций и точек зрения

​  Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Перед преподавателем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

​  анализировать информацию,

​  сортировать ее для решения заданной задачи,

​  выявлять ключевые проблемы,

​  генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

​  выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Кроме того, дети:

​  Получают коммуникативные и социальные навыки

​  Развивают презентационные умения

​  Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

​  Приобретают экспертные умения и навыки

​  Учатся самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы

​  Изменяют мотивацию к обучению

При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени. Задачей обучающихся является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.

Алгоритм работы кейс-технологии:

Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение. Дети определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение, другой ответ?

Вторая степень сложности: есть практическая ситуация – найди её решение

Третья степень сложности: есть практическая ситуация – определи проблему и найди пути решения. Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, доказательство и обсуждение.

Рассмотрим  формат  и структуру  кейса.  Сюжетная  часть — описание

ситуации,  содержащее  информацию,  позволяющую  понять  окружение,  при

котором развивается ситуация. Информационная часть — данные, которые

помогут  верно  предвосхитить  развитие  событий.  Методическая  часть

объясняет роль  данного  кейса  в строении учебной  дисциплины,  формирует

задания  по  разбору  кейса  для  студентов  и запись  по  преподнесению

конкретной ситуации для того, кто обучает.

 Хороший кейс должен:  

1) соответствовать чётко поставленной цели создания;  

2) иметь соответствующий уровень трудности;  

3) иллюстрировать несколько аспектов жизни;  

4) не устаревать слишком быстро;  

5) быть актуальным на сегодняшний день;  

6) иллюстрировать типичные ситуации;  

7) развивать аналитическое мышление;  

8) провоцировать дискуссию;  

9) иметь несколько решений.

Кейс  отличается:

По способу их создания:

- полевые – кейсы, в основе которых лежит проблемная ситуация, основанная на реальных фактах, связанная с реально существующими объектами, явлениями, людьми.

- кабинетные – кейсы, которые представляют собой типическое обобщение множества реальных фактов. Создаются тогда, когда для иллюстрации какого-либо явления или процесса трудно найти единичный  реальный пример.

По наличию сюжета:

- сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций;

- бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.

По временной последовательности материала:

- кейсы с естественной временной последовательностью событий (от прошлого к настоящему) позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи;

-  кейсы-воспоминания характеризуются тем, что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемные, фрагментарны, что затрудняет восстановление временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, её осмыслению в аспекте той или иной познавательной парадигмы.

- прогностические кейсы, представляя описание событий недавнего прошлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант (сценарии) развития ситуации.

По объему:

- мини-кейс

-  кейс средних размеров

-  макро-кейс

Виды кейсов

- печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным);

- мультимедиа-кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения );

- видео-кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра,  искажение информации).

Что может содержать кейс?

- Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты)

- Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи

Методы кейс – технологии:

- Метод инцидентов

- Метод ситуационно-ролевых игр

- Метод разбора деловой корреспонденции  

- Игровое проектирование

- Метод дискуссии

- Метод ситуационного анализа

Метод инцидентов. Направлен на выработку адекватных способов поведения в напряженных стрессовых ситуациях (дефицит информации, времени, аварийная обстановка). При данном методе  проводится тренировка  мышления для приятия верного решения и нормализации реакции человека. В центре внимания находится процесс получения  и осмысления информации для принятия верного решения в напряженной обстановке.  

- Метод ситуационного анализа оказывает  помощь в проведении анализа ситуации, установлении факторов, оказывающих влияние на развитие ситуации (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, фото-кейсы, кейс- иллюстрации). Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Ситуационно-ролевая игра. Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Метод разбора деловой корреспонденции. Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме. Дети получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета. Цель — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Игровое проектирование. Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Метод дискуссии. Дискуссия — обмен  мнениями по какому- либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Что не является «кейсом»?

Хью МакЛин выделяет три признака:

1. Не актуальный и не вызывающий интереса материал (отсутствие загадки, отсутствие вопроса, отсутствие противоречия).

2. Материал, в котором отсутствует изложения контекста.

3. Отсутствие в описании материала определенных живых элементов: истории, интервью.

На сегодняшний день, большая роль отводится самостоятельной деятельности обучающихся, что становится возможным при использовании технологии кейс-метода позволяющих индивидуализировать образовательный процесс, а обучающимся - проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. В социально-досуговой деятельности педагога-организатора также входят современные технологии, отражающие особенности среднего и старшего школьного возраста. Говоря о новизне метода кейс-технологии можно сказать, что это своего рода ретроинновация, здесь в основе лежит некая проблемно-поисковая игровая ситуация, которая предлагается для анализа и творческого осмысления и принятия решения обучающимся.

Представленный для анализа обучающимися кейс (случай) должен отражать интересную, соответствующую возрасту ситуацию. В описании должна присутствовать проблема, интрига или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения. В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная информация из разных областей знаний. В конечном итоге учащиеся находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации. Кейс-метод можно представить как систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейсе свои роли. Исходя из различных видов кейсов, можно задать направленность досуговой игровой программе или образовательному занятию.

Говоря о классических этапах по работе с кейсом можно выделить несколько этапов: вводный - знакомство с условиями (выявление проблем), аналитический - анализ и решение проблем, итоговый - презентацию группового решения. Это уже практически некая заданная структура игровой программы, на которую можно нанизывать такие элементы как экспозицию, завязку, сюжет, игровое событие, игровой хронотип, развитие действия и др.

Для педагога-организатора, несомненно, очень сложным и важным моментом является в разработке проблемных ситуаций правильное и грамотно подобранное содержание кейса, необходимо заложить факты, критерии и параметры по которым возможно выстроить логическую цепочку и, проанализировав, решить ее. Так в игровую практику с использованием кейс-технологии можно отнести деловую игру «Дело Шерлока Холмса №…», в котором содержатся наборы карточек, фотографий, схем, отражающие сведения о научных открытиях и великих ученых. Детям предлагаются стать коллегами знаменитого сыщика Шерлока Холмса, создать свое детективное агентство и раскрыть «Дело», определив о каком ученом, идет речь и о какое открытие он совершил. В процессе этой игры обучающиеся знакомятся с именами таких великих ученых как:  Лобаческий с  его теорией  параллельных прямых, Джеймс Максвелл, Луи Пастер, Дмитрий Иванович Менделеев, Вильгельм Рентген и др. Чтобы помочь ребятам разобраться с их «делом» предлагается инструкция-обращение к юным детективам: «Уважаемые детективы! В деле представлены рекомендации от Шерлока Холмса, которые помогут вам в расследовании ваших дел. Его знаменитый дедуктивный метод сформулирован в нескольких пунктах, следуя которым вы сможете выстроить логическую цепочку доказательств и раскрыть ваше дело. Посмотрите на предлагаемый набор доказательств (вещественных доказательств) и попробуйте определить:  

- О какой области науки идет речь: химия, физика, биология и.т.д.

- В какой исторический период подразумевается (время, в которое мог бы жить человек или могло быть совершено открытие)  

-  О какой стране может идти речь.  

Вычленив ключевые понятия (в том числе имена, термины, наименования, предлагаемые в представленных вещественных доказательствах), обратитесь к тексту биографий, по набору ключевых понятий попробуйте определить о каком ученом идет речь или какое конкретно открытие имеется в виду. Затем воспроизведите кратко цепочку тезисов-доказательств, которые привели вас этому выводу, для того, чтобы представить их аудитории».

Применение кейсовых технологий в досуговой деятельности для детей среднего и старшего школьного возраста имеет очень большие перспективы т.к. могут быть построены как познавательные игровые программы (любой области знаний, программы по географии, истории, литературным произведениям), ограничения лишь фантазия автора-разработчика. Но есть и разработки для младших школьников. Например, кейс-задание по просмотру мультфильма «Маша и медведь».

Мишкину игру в шашки прерывает внезапно появившаяся Маша, которая отбирает у него шашку, чтобы поиграть в «классики». Мише приходится обменять шашку на шайбу, но Маша устраивает игру в хоккей прямо в доме. Миша отправляет ее играть на улицу, но уже скоро Маша возвращается с зайцем: «Мы наигрались. Есть хотим!». Мишка оставляет им целую кастрюлю каши и убегает в лес. Кашу Маша есть не хочет, она решает кашеварить сама, но из этого вышла целая катастрофа. Каша начала выкипать из кастрюли. Пришлось заполнить все емкости в доме, накормить «до отвала» всех животных в лесу, но и это не помогло…

Вопросы кейса:

  1. Проанализируйте ситуацию в данном мультфильме и выявите главную проблему сюжета.
  2. А почему так произошло у Маши?
  3. Нужно ли смешивать несколько видов круп и добавлять варенье при приготовлении каши?
  4. Соблюдала ли Маша технику безопасности при варке каши?
  5. Составьте свой план приготовления каши.
  6. Что означают последние слова Маши в мультфильме «Ох, и заварила я  кашу!»?

Заключение Подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод - кейсы можно реализовывать в самых различных видах досуговой и образовательной деятельности - это и деловые игры, и длительные познавательные программы, кейс – турниры, тематические квесты, занятия на разрешение педагогических ситуаций. Кейс-метод позволяет развивать аналитические навыки: умение отличать данные от информации, классифицировать и выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, мыслить четко и логично. Познавательная функция развивается за счет применения уже полученных знаний в новых условиях, интегрировать знания из разных областей. В процессе решения кейсов формируются творческие способности генерация альтернативных решений, активизация креативности. Идет развитие коммуникативных навыков: умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет. Формируются социальные навыки умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя, осознание и анализ мнения других и своего собственного.

Будучи активным методом обучения, кейс-метод позволяет в как учебном процессе, так и в познавательно-игровой деятельности проявить инициативу каждому ребенку, почувствовать самостоятельность в освоении новых знаний, положений и овладении практическими навыками. Важно, что данный метод формирует интерес, позитивную мотивацию к познанию, и, в конечном итоге, формирует компетентностный подход к обучению.

Список литературы 

  1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2017.
  2. Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2017.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2018.
  4. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2016. 
  5. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2017.