МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Необходимость использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном и воспитательном процессе»

Волонцевич Галина Александровна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Необходимость использования информационно-коммуникативных технологий

 в образовательном и воспитательном процессе»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ikt.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»г.Ярцево Смоленской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Необходимость использования

информационно-коммуникативных технологий

в образовательном и воспитательном процессе»

Разработала: Волонцевич Г.А.

педагог-организатор

г.Ярцево

2021 год

Тема методической разработки: Возможности и преимущества информационно-коммуникационной технологии в процессе обучения и воспитания в Центре детского творчества.

Автор: педагог-организатор, педагог дополнительного образования МБУДО  ЦДТ Волонцевич Г.А.

Введение В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Актуальность. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Цель: Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности обучающихся при организации как образовательного, так и воспитательного процессов.

Задачи:

 – эффективное использование важнейших преимуществ информационно-коммуникационных технологий:
- возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к процессу обучения и воспитания;
- индивидуализация образовательного и воспитательного процессов при сохранении его целостности.

Рассмотрим возможности и преимущества информатизации процесса обучения и воспитания в Центре детского творчества. Применение средств компьютерных информационных технологий на занятиях и мероприятиях позволяет  индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения и воспитания, реализуя интерактивный диалог между педагогом и обучающимися, предоставляя возможность компьютерной визуализации изучаемых объектов и ситуаций. Компьютер в обучении дошкольников и младших школьников выступает не только как объект изучения, то есть инструмент для формирования компьютерной грамотности обучающихся, но и как средство обучения, влияющее на развитие познавательной активности детей. Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию обучения благодаря новизне работы с компьютером. Однако, необходимо обращать внимание на то, чтобы занимательность не стала доминирующим фактором в использовании  компьютерной  технологии и не заслонила поставленные цели.

Однако, эффективность процесса обучения с использованием информационных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия. Их отсутствие может привести к нежелательным последствиям в личностном развитии ребенка: отчуждению детей друг от друга, ограничению их подвижности, ухудшению зрения, утомляемости и т.д.

Информационные технологии ( ИТ далее) - это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи первичной информации для получения данных нового качества о состоянии объекта, процесса, явления. Основная цель ИТ – в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую и удобную для пользователя информацию. В настоящее время существует большое количество классификаций и типологий педагогических программных средств (ППС). Вот некоторые из них:

- моделирующие;

- демонстрационные (слайд - или видеофильмы);

- учебно-игровые;

- досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические, спортивные и др. типы);

- цифровые (обработка фотографий и видеоматериалов необходимых для оформления мероприятия);

Проведение досугово-массовых мероприятий, обогащается информационными технологиями и позволяет:

- наглядно продемонстрировать достижения;

- использовать графики, диаграммы, видеозаписи и др.,

- эстетически оформить мероприятие;

- сделать мероприятие более ярким;

- ввести в мероприятие лиц, отсутствующих во время проведения мероприятия.

Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию выбранной тематики мероприятия благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.  Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.

В профессиональной деятельности педагога-организатора всегда есть простор для поиска, педагогического творчества на уровне интегрированного применения педагогических технологий в воспитательном процессе. Важную роль в деле воспитания играют информационно-коммуникационные технологии, где современный педагог-организатор должен принять новую форму коммуникативного общения, найти свою нишу в социальных сетях и умело ее использовать для осуществления процесса воспитания, взаимодействуя с семьей через ведение форумов, блогов. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей.

Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей обучающихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. 

ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия педагога и воспитанника, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, поддерживать у ребенка состояние психологического комфорта при общении с компьютером. Формы ИКТ - компьютерное тестирование, викторины, слайд-шоу, мультимедийные презентации – широко применяются на мероприятиях и классных часах, на родительских собраниях и вечерах. Ни одно мероприятие не обходится без сопровождения презентации, фильма или клипа, т.е. без применения ИКТ. 

Согласно современным образовательным стратегиям обучающемуся ребенку или подростку необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником образовательного или воспитательного процесса, в чём и помогают ИКТ.

1.Повышается интерес к материалу занятий, процессу его получения и усвоения, возрастает мотивация образовательной и воспитательной деятельности.

2.Осуществляется дифференцированный подход.

3.Увеличивается объем информации переданный и усвоенный за одну единицу времени.

4.Облегчается процесс контроля и оценки знаний.

5.Развиваются полезные навыки  обучающей и воспитательной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

6.Изучения компьютерных программ, применение этих знаний в жизненной практике.

7.Развитие творчества, самовыражения.

Возможности использования ИКТ в разных направлениях  творческой деятельности дополнительного образования

Использование ИКТ в научно-техническом направлении:

Использованием ИКТ в научно-техническом направлении в современном мире никого не удивишь: проектирование чертежей, разработка схем, моделирование готового творческого продукта. Это норма. «Помолодел» возраст учащихся, занимающихся в технических объединениях – это уже ученики начальной школы.

Использование ИКТ в художественно-эстетическом направлении: обучение по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также решение некоторых задач обучения, связанных с исполнительской, хореографической и композиторской деятельностью. Сюда входят: обучение с помощью компьютера, обучение с развлечением, технология интерактивного мультимедиа, интернет. Информационные технологии – это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке, хореографии, вокалу и театру, и связанных с ней предметов.

Использование ИКТ в физкультурно-спортивном направлении: текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами можно создать базу данных по итогам выступлений команд на спортивных соревнованиях. Здесь же использование мультимедиа: занятия спортивными направлениями включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решить эту проблему. С помощью презентации можно продемонстрировать технику выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение различных теоретических вопросов.

- использование тестирующих компьютерных программ. Тесты могут использоваться на любом этапе и обучения и воспитания.

- использование видеозаписей игр, мероприятий  для анализа.

Использование ИКТ в работе кружков прикладного направления: создание слайд-шоу, презентаций, видеомастер-классов. На обычном занятии, запустив фильм, педагог может как бы «раздвоиться». На экране он объясняет выполнение операции, в кабинете— практически помогает тому ребенку, у которого возникают затруднения. Этот же фильм может помочь ребёнку восполнить пропущенный материал.

Использование ИКТ в гражданско-патриотическом направлении: в кружках военно-патриотической направленности педагоги активно используют различные, в том числе, онлайн обучающие программы. Это и тренажёры по вождению; это ПДД в режиме реального времени; это различного вида тесты; это просмотр различного вида фильмов по направлениям гражданско-патриотического мастерства.

ИКТ при проведении досугово-массовых мероприятий выполняют следующие функции:

Культурно-просветительская;

Эмоциональная;

Эстетическая;

Организационная;

Систематизирующая;

Информационная;

Наглядно - демонстрирующая;

Синтезирующая.

Информационные технологии в проведении досугово-массовых мероприятий позволяют сделать процесс образования и воспитания, досугово-массовую деятельность в учреждении дополнительного образования наиболее интересной, разнообразной, информационно-насыщенной и соответствующей времени и новым технологиям, запросам общества и личности.

В своей работе педагога-организатора я отвожу особую роль использованию ИКТ в воспитательной работе и определяю следующие направления использования информационно-коммуникационных технологий:

1.Использование имеющихся ресурсов, найденных в информационной базе Интернет;

2.Адаптация готовых презентаций;

(для наилучшего восприятия детьми какой-либо информации иногда приходится готовые презентации «переделывать»: убавлять количество слайдов или количество информации; добавлять различные средства наглядности (картинки, фотографии, анимацию); выделять нужное цветом; включать слайды с текстом стихов, песен).

3.Создание своего методического продукта в программе Power Point

4.Использование тематических видеороликов (с целью лучшего усвоения материала, развития познавательной активности детей используются видеоматериалы из соцсетей).

5.Овладение технологией создания анимационных эффектов в презентациях

(дети заметно оживляются, смотрят на экран с большим интересом, когда видят движущиеся картинки, таким образом, повышается познавательная активность).

6.Использование в воспитательном процессе презентаций с  фотографиями творческих работ обучающихся (награждение по итогам года);

Использование мультимедийного проектора позволяет организовать работу над речевым материалом более доступно, так как отпадает необходимость в написании многочисленных табличек, схем, название или сам текст стихов, текст песен, игр, заданий; нет необходимости создавать словесные образы предметов, эмоциональный фон.

А это значит, что ИКТ позволяет наполнить мероприятие разнообразным действенным материалом, делает его ярче и насыщеннее, расширяя возможности варьирования различных форм воздействия и работы.

Однако, признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.  При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. 

Заключение Таким образом, можно заключить следующее: использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду положительных следствий:

- обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- облегчение процесса усвоения материала;
- возбуждение живого интереса к предмету познания;
- расширение общего кругозора детей;
- возрастание уровня использования наглядности на мероприятии и занятии;
- повышение производительности труда педагога.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. 
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.  Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

Литература:

  1.  Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 2018
  2.  Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2019
  3.  Калинина Т.В. Новые информационные технологии в  школьном детстве.- М, Сфера, 2018.
  4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2020.
  5. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание, 2018 г., № 11.