Современный танец в ХХ веке (1950-1960-1970гг.).

Кочергина Ольга Ивановна

Как развивался современный танец во всём мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1950-е годы

Самые модные танцы:

РОК-Н-РОЛЛ

После войны появилась целая плеяда музыкантов, играющих что-то вроде ускоренного блюза. Сначала называли не Рок-н-роллом, а считали изводом ритм-энд-блюза, который в консервативной Америке прочно ассоциировался с музыкой афроамериканцев. Согласно распространённому мнению, слово «рок-н-ролл» в этом значении первым стал использовать  радиоведущий Алан Фрид, чтобы ставить в эфир, в том числе и для белой аудитории, песни Чака Берри, Литтл Ричарда, Элвиса Пресли и Джерри Ли Дьюиса (по иронии судьбы, в афроамериканском сленге «рок-н-ролл» называли секс).

Под новую музыку танцевали, используя все движения свинговых танцев, но энергичнее и с большей долей импровизации. Голливудские фильмы “Roch Around the Clock”,

“Don’t Knock the Rock”, “The Girl Can’t Help It” (1956) окончательно превратили послевоенное поколение в «rock-n-roll» generation. Устоять против драйвовых ритмов не смогли ни в Европе, ни в СССР: рок-н-ролл затанцевал даже ансамбль народного танца Моисеева – правда, в виде пародии на «буржуазные нравы» и под ироническим названием «Назад к обезьяне».

Явления хореографии:

Морис Бежар (Бельгия)

Морис Бежар – важнейшая величина и для балета и для современного танца. Он работал во Франции, Бельгии и Швейцарии, привсей закрытости СССР, сотрудничал с Майей Плиссецкой, Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.

В Бельгии он прожил 30 лет с 1959 года, помощи не дождался , решил принять приглашение директора Театра де ла Монне создать балетную труппу в Брюсселе. Та состоялась премьера «Весны священной», ставшей легендарной. Можно сказать, что благодаря Бежару в Бельгии возник современный танец: в 1079 году создал в Брюсселе междисциплинарную школу хореографии «Мудра», где обучали и классическому балету, и музыке, и пению, и боевым искусствам, и актёрскому мастерству. Её выпускница Анне Тереза де Керсмакер стала сильным бельгийским хореографом, а в 1995 году она открыла ещё одну культовую школу – P.A.R.T.S. (Performing Arts Research and Training Studios)- в ней тоже обучают «синтетических артистов, добавив к набору «Мудры» репертуар хореографов ХХ века – от Уильяма Форсайта до Пины Бауш.

 Сегодня Бельгия – один из центров современного танца, в чьи труппы и школы мечтают попасть артисты со всего мира. При этом бельгийской школы танца как таковой нет – у каждого хореографа свой стиль. Например, А.Т.Керсмакер изучает связь музыки и хореографии, а также геометрические Паттерны танца; Вим Вандекейбус переносит танец на плёнку, занимая ведущее положение в мире Кинотанца; СидиЛарби Шеркауи в своих работах соединяет восточную и западную культуры.

Можно ли увидеть сейчас:Труппа Бежара, переехав из Брюсселя в Лозанну, изменила название с «Балет ХХ века» на «Балет Бежара в Лозанне» - плодотворно развивается (смерть Бедара 2007 год) под руководством его учителя Жиля Романа. Театр много гастролирует (В том числе в России). Нынче летом можно будет увидеть в СПб и Москве балет Шеркауи «Я тебя люблю».

1960 – е годы

Самые модные танцы:

ТВИСТ (США)

Твист начали танцевать в самом конце 50-х но после того, как в 1960 19-летний афроамериканец Чабба Чекер (наст. Эрнест Эванс) исполнил песню «The Twist» с группой American Bandstand , Америка буквально сошла с ума (танец мгновенно стал популярен, ему дали название dance craze), а за ней и весь мир. Тремя годами позже Чекер закрепил успех синглом «Let’s Twist Again». Твист завершил долгую эволюцию клубных танцев, которые постепенно двигались от танца в тесном контакте  с партнёром к танцу индивидуальному. Ещё в Рок-н-ролл пара держалась за руки, а в Твисте партнёр уже в принципе не обязателен. И, главное, танец был необыкновенно прост в исполнении: опорной ногой надо проделывать движение, как будто давишь окурок подошвой (Приключения Шурика – Бывалый); другая нога при этом раскачивается. В движение включаются бёдра, а руки работают так, будто растирают спину полотенцем после душа. Помимо прочего, для этих движений не нужно много места: Твист можно было танцевать и в собственной спальне, и в тесном ночном клубе.

Явления хореографии:

Танец ПОСТМОДЕРН (США)

В отличие от многих других явлений в искусстве, у танца постмодерн есть дата рождения. Это 6 июля 1962 год, день, когда в баптистской мемориальной церкви Джадсога состоялся «Танцевальный концерт (№1), в котором студенты класса композиции Роберта Данна назвали себя постмодернистами, отрекаясь таким образом от ненавистного им танца модерн, который, по их мнению, заменил старые правила на новые, вместо того чтобы отказаться от них вовсе. В знаменитом «No Manifesto», написанном одной из самых ярких представительниц этого течения Ивонн Райдер, говорится об освобождении: не надо танцевать для зрителей, не надо учиться и уметь танцевать, чтобы выразить свои чувства, не надо играть в принцесс или героев, не надо танцем рассказывать истории. Живи собой, здесь и сейчас. Танцуй в парке, реагируй танцем на то, что происходит вокруг, экспериментируй.

Ключевые представители: Триша браун, Ивонн Райдер, Стив Пэкстон, Люсинда Чайлдс, Дэбора Хэй, Анна Халприн и др.

Можно ли увидеть сейчас:

К 1990-м годам танец постмодерн сошёл на нет: кто-то из основателей ушёл на Бродвей зарабатывать деньги, кто-то увлёкся музыкой, кто-то переключился с перформансов на спектакли. Но тем не менее след постмодерна в современной хореографии есть, и очень яркий: например, созданная Стивом Пэкстоном контактная импровизация по сей день является основополагающей танцевальной дисциплиной.

1970-е годы

Самые модные танцы:

ХАСТЛ

Музыкально-танцевальный стиль диско (от англ disc – «виниловая пластинка») сложился в конце 60-х –начале 70-х, когда в клубах вместо джах-бандов и рок-групп, играющих живую музыку, начали крутить пластинки. В ночном клубе в Париже на ул. Юшетт, где была собрана целая библиотека дисков, стал называться «Дискотека». Стиль диско вобрал в себя много самых разных влияний: джаз, ритм-н-блюз, соул, госпел, латино – так что в результате каждый мог найти в нём что-то по душе. Поколению одиночек, «атомизированных индивидуумов»,  не могло не нравиться и то, что диско можно танцевать без физического контакта и что танцующему предоставляется полная свобода действий. Музыканты, создавшие стиль – Донна Симмер, Глория Гейнор, Вэн Маккой, группа Bee Gees. Диско-хит Вэна Маккоя «The Hustle» дал начало одноимённому танцу (который, впрочем, обычно танцевали парами). Хастл вобрал в себя латиноамериканские ритмы и ритмической структурой похож на Тустеп или Линди-хоп – танцы, в которых на каждый такт делается по 2 шага. Базовая структура шагов дополняется импровизационными движениями, что делает любую танцевальную пару уникальной, не похожей на других. (типа Джайв)

Явления хореографии:

Пина Бауш (Германия)

Пина Бауш, наверное, самый известный хореограф ХХ века. Она была ученицей Курта Йосса, а затем солисткой в его труппе Folkwang Ballet. Там она начала самостоятельно придумывать для себя хореографию (по её словам, она не собиралась становиться хореографом, но ей хотелось больше танцевать), а в 1969 году стала худ. рук. театра.  В 1973 году её пригласили возглавить балетную труппу оперного театра в Вуппертале, и вскоре группа выделилась в отдельную танцевальную компанию – Вуппертальский Танцтеатр. Танцтеатр – это жанр, придуманный Куртом Йоссом, в котором на сцене смешиваются балет, опера, драма. В спектаклях Пины Бауш артистка могла танцеваь, а через минуту взять в руки аккордеон и запеть. Или закурить и начать рассказывать о своём детстве. Часто Пина просила своих артистов подумать о чём-то и на следующей репетиции показать свою историю. Из таких лоскутков она могла собрать целый спектакль. Славу Танцтеатру Пины Бауш принесла «Весна священная» - балет, который она поставила уже в самом начале существования труппы (обычно хореографы приходят к такому успеху на пике своей карьеры). В её версии:  в сцене жертвоприношения Избранная, в отличие от классической версии,  не готова отдать свою жизнь ради плодородия земли,  и до последнего борется за своё право иметь голос. Разумеется, публику не могло не впечатлить одно из сценографических решений: актёры танцуют буквально вымазанные в земле. В 2011 году Вим Вендерс выпустил фильм «Пина», сделавший её самым известным на сегодня хореографом современного танца.

Можно ли увидеть сейчас:

 Танцтеатр в Вуппертале  продолжает свою работу. Спектакли Пины Бауш «Весна священная» и «Орфей и Эвридика» стоят в репертуаре Парижской оперы.

МАТС ЭК (Швеция)

Матс Эк - шведский хореограф, создатель собственного стиля танца, отчасти вдохновлённого танцем модерн и работами Марты Грэм. Много лет был главным хореографом ведущей труппы Швеции Кульберг-балет, которую создала его мать Биргит Кульберг. В танец Эк пришёл сравнительно поздно – ему было уже 20 лет. Он поставил много классических балетов, но серьёзно перерабатывал их сюжет. Так, его Спящая Красавица впадает не в колдовской сон, а в наркотический, а в «Лебедином озере» вместо прекрасных лебедей танцуют гогочущие утки. В «Жизели», которая прославила Эка в 1982 году, главная героиня в конце 1 акта сходит с ума, а не умирает, и поэтому действие 2 акта с кладбища переносится в психиатрическую больницу. В большинстве балетов Эка солировала его жена – балерина Ана Лагуна, но работал он и с другими звёздами балета, например,  с Михаилом Барышниковым и Сильви Гиллем.

Можно ли увидеть сейчас:

В 2016 году Матс Эк неожиданно объявил, что ставит точку в своей карьере и не будет возобновлять контакты с театрами, в которых идут его постановки, поскольку считает, что без его личного контроля спектакли перестанут быть именно его работами. По всему миру это заявление встретило живую реакцию, разделив поклонников Эка на 2 лагеря: одни согласны с хореографом, другие считают, что, показав работу публике, он уже не может считать её своей собственностью.