Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукольный театр»

Шнайдт Ольга Сергеевна

         Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество. Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает  большое воспитательное воздействие на детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kukolnyy_teatr.docx74.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Рассмотрено на:                                                                              Утверждаю:

Педагогическим советом                                                       Директор МБУ ДО

МБУ ДО «Дом детского творчества»                               «Дом детского творчества»

«____»____________20___года                                              ____________Г.М. Конради

Протокол №______________                                                  «___»___________20____г.

Председатель__________Г.М. Конради

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Кукольный театр»

педагога дополнительного образования

Шнайдт Ольги Сергеевны

Срок реализации программы 1год

Возраст обучающихся (7-11 лет)

Исилькуль 2019

«Главная, неотразимая сила театра

 заключается  в живом, трепетном

 сердце актера, в его пламенных

мыслях и чувствах.»

А.Д.Попов

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Кукла - есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у детей воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «Оживлять» куклу рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи. Овладение речью через куклу, позволяет ребёнку воспринимать явление, более осознано. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие. Восприятие живой образной речи побуждает детей к творчеству художника, поэта, скульптора.   Реализация программы, не только на занятиях, но и в выступлениях на праздниках, позволит стимулировать способность обучающихся к образному и свободному восприятию окружающего мира.        

         Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество. Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает  большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов  любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое  настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др. Данная программа предусматривает такой репертуар.

        Занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. В процессе обучения обучающиеся познакомятся с куклой и её видами, что способствует формированию интереса к театрально - игровой деятельности. Ребята смогут освоить театральные понятия. На практических занятиях обучающие смогут освоить приёмы  кукловождения, что даст возможность раскрепощению, артистические  навыки  в плане переживания и воплощения  образа.

        Данная программа  направлена на развитие  творческой  личности,  создание условий для её самореализации.    Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманнизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной  работы с детьми ОВЗ, основана на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения

   Особое внимание уделяется  постановке дыхания, развитию чёткости произношения.  Развитие чёткого произношения осуществляется посредством введения в курс обучения скороговорок  чистоговорок. Программа «Кукольный театр» предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения. Возраст обучающихся 8-11 лет..Общий объём составляет 144 часа. Продолжительность занятий в группе - 2 часа, 2 раза  в  неделю. Условиями набора детей в группу являются первоначальное желание чему-то научиться, а также степень сформированности интереса к театрализованной деятельности .

Актуальность

Проблема содержательного досуга детей и подростков сегодня очень актуальна. Дети далеко не всегда способны распорядиться своим свободным временем. А родители, по последним данным статистики, бывают вместе с детьми не более двух часов в сутки, не считая сна. Кроме того, общение детей и родителей  происходит преимущественно во время телепередач, обсуждения школьных проблем, значительно реже при обсуждении книг и журналов, ещё реже в совместных прогулках и играх. И это понятно, ведь жить сегодня очень трудно.

        В то же время из всего разнообразия занятий, которые предлагаются детям, одна из наиболее интересных и близких для детей младшего и среднего школьного возраста – игра, представление, театр – к сожалению, все ещё не очень распространена в школах и учреждениях дополнительного образования.

        Театр, как вид искусства, возник в глубокой древности. Он помогал реализовать потребность отражения в художественных образах, воплощенных в театральном искусстве. Сегодня актуальность данного вида искусства очень значима для гуманизации образования и воспитания.

        Воспитанный театром человек вырастает душевно более тонким, чутким к искусству, природе, переживаниям других людей. Приобщаясь к театру, ребята начинают мыслить шире, у них появляется интерес и литературе и истории. В младшем и среднем возрасте театральная деятельность помогает заложить основы духовности и нравственности.

  Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо.  Но все они, такие разные,  любят кукольный театр.

   Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.Кукольный театр оказывает на детей большое воспитательное воздействие, способствует формированию положительных черт характера каждого ребёнка, таких как доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, честность, умение сопереживать другим людям. Театральная деятельность  обучающихся формирует у них навыки совместной деятельности, чувство общности, умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих, а в конечном итоге способствует сплочению детского коллектива, профилактике асоциального поведения детей.

Цель программы:

формирование благоприятных  условий для развития творческих способностей обучающихся и детей с ОВЗ, по средствам кукольного театрального искусства, для дальнейшей социализации.

Задачи программы:        

  • развивать художественное и ассоциативное мышление , коммуникативную культуру школьников;
  • обогащать эмоционально-образной сферой  школьников;
  • формировать художественные предпочтения, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира; творческий потенциал личности школьника;
  • Содействовать реализации навыков общения детей со сверстниками в процессе совместной театрализованной деятельности.

Планируемые результаты

1. Личностные:

  •  научитьРаботать в группе, коллективе.
  • Выступать перед публикой.
  1. Метапредметные:
  • Использовать знания, умения и навыки на других предметах (ИЗО, трудовое обучение, литература);
  • Самостоятельно комбинировать различные приемы работы при создании спектакля;
  1. Предметные:
  • Как изготовить куклы, декорации к спектаклю и выбрать сценарий для спектакля;
  • спектакля;Различные конструкции кукол, а так же  технику их вождения и изготовления;
  • Как подобрать музыкальное оформление
  • Разнообразные материалы, которые можно использовать при изготовлении верховых кукол и как с ними работать.Решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, дидактическим материалом.
  • Придумывать и создавать куклы, декорации более сложного характера.

2. Учебно-тематический план

№ темы п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Здравствуй кукольный театр!

1.1

Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ

2

2

-

1.2

 История театра кукол

2

2

1.3

Виды кукол

2

2

2

Технология изготовления кукол

24ч

18ч

2.1

Знакомство с перчаточными куклами

2

2

2.2

Изготовление кукол для пальчикового театра

4

2

2

2.3

Изготовление кукол из подручных материалов. Кукла-варежка.

4

2

2

2.4

Изготовление кукол из подручных материалов. Кукла-носок.

4

2

2

2.5

Использование различных тканей: ситец, бархат, шерсть, ферт. Изготовление выкройки.

4

4

2.6

Раскрой, пошив одежды с учетом характеров героев.

2

2

2.7

Изготовление частей тела для кукол.

2

2

2.8

Украшение одежды

2

2

3

Обучение приёмам  кукловождения.

20ч

12ч

3.1

Упражнения и этюды с куклами.

10

4

6

3.2

Работа с перчаточными куклами.

10

4

6

4

Изготовление декораций

10ч

4.1

Понятия: мизансцена,  декорация, реквизит, бутафория, сценический костюм, сценические  эффекты, устройство сцены и зала.

4

4

4.2

Изготовление различных декораций

6

2

4

5

Речевая гимнастика

20ч

14ч

5.1

Знакомство с понятиями: интонация, артикуляция, логическое ударение, темп, ударение

2

2

5.2

Знакомство с понятиями: выразительность, пауза.

2

2

5.3

Знакомство с понятиями: дикция, речевая моторика. Знакомство с понятиями: выразительность, пауза.

2

2

5.4

Разучивание  скороговорок .Составление  новых  скороговорок.

4

4

5.5

Артикуляционные  упражнения

2

2

5.6

Упражнения для развития речевого аппарата (речевые этюды).

4

4

5.7

Упражнения на  владение  интонацией

4

4

6

Знакомство со сказками

48ч

16ч

32ч

6.1

Чтение, разучивание, инсценирование  сказки «Зайкинаизбушка»

12

4

8

6.2

Чтение, разучивание, инсценирование сказки «Теремок»

12

4

8

6.3

Чтение, разучивание, инсценирование  сказки «Репка»

12

4

8

6.4

Чтение,разучивание, инсценирование  сказки  «Колобок».

12

4

8

7

Самостоятельная работа детей

7.1

Самостоятельная разработка и постановка мини-пьесы.

4

4

8

Итоговое занятие

      8ч

8.1

Генеральная репетиция сказки "Теремок"

     8

  8

9

Аттестация

     4ч

9.1

Выступление перед зрителями

     4

  4

Всего

144

48

96

3.Содержание образовательной программы

Раздел 1. Здравствуй кукольный театр!

Вводное занятие. История театра кукол. Виды кукол.

Раздел 2.  Технология изготовления кукол

Знакомство с перчаточными куклами. Изготовление кукол для пальчикового театра .Изготовление кукол из подручных материалов. Кукла-варежка. Изготовление кукол из подручных материалов. Кукла-носок. Использование различных тканей: ситец, бархат, шерсть, ферт. Изготовление выкройки.с учетом характеров героев. Раскрой, пошив одежды с учетом характеров героев.Изготовление частей тела для кукол. Украшение одежды.

Раздел 3. Обучение приёмам  кукловождения.

Упражнения и этюды с куклами. Работа с перчаточными куклами.

Раздел 4.Изготовление декораций.

Понятия: мизансцена, декорация, реквизит, бутафория, сценический костюм, сценические  эффекты, устройство сцены и зала. Изготовление различных декораций.

Раздел 5. Речевая  гимнастика.

Знакомство с понятиями: интонация, артикуляция, логическое ударение, темп, ударение.Знакомство с понятиями: выразительность, пауза..Знакомство с понятиями: дикция, речевая моторика.Разучивание  скороговорок. Составление  новых  скороговорок. Артикуляционные  упражнения.Упражнения для развития речевого аппарата (речевые этюды). Упражнения на  владение  интонацией.

Раздел 6.Знакомство со сказками.

Чтение, разучивание, инсценирование  сказки «Зайкинаизбушка».Чтение, разучивание, инсценированиесказки «Теремок».Чтение, разучивание, инсценирование  сказки «Репка»».

Чтение, разучивание, инсценированиесказки  «Колобок».

Раздел 7.Самостоятельная работа детей.

Самостоятельная разработка и постановка мини-пьесы.

Раздел 8.Итоговое занятие

Генеральная репетиция.

Раздел 9. Аттестация.

Выступление перед зрителями.

                                   4.Контрольно - оценочные средства.

Вводный тест.

1)Знаете ли вы, что такое «Кукольный театр»?

А)Да;

Б)Нет.

2)Бывали ли вы в «Кукольном театре»?

А)Да;

Б)Нет.

3)Приходилось ли вам когда-нибудь участвовать в «Кукольном театре»?

А)Да;

Б)Нет.

4)Знаете ли вы, что такое «театральная кукла»?

А)Да;

Б)Нет.

5)Приходилось ли вам когда-нибудь самим изготавливать «театральную куклу»?

А)Да;

Б)Нет.

6)Умеете ли вы работать с иголкой и ниткой?

А)Да;

Б)Нет.

7)Приходилось ли вам когда-нибудь  самим сочинять сказки, рассказы?

А)Да;

Б)Нет.

Контрольные вопросы для проверки знаний по окончании обучения по программе.

  1. Что вы знаете об истории возникновения и развития театра кукол?
  2. Что вы знаете о первых кукольниках в России, о содержании их представлений?
  3. Какой театр кукол сыграл значительную роль в становлении и развитии кукольного искусства? Какие конструкции кукол применялись в современных театрах?
  4. Каким требованиям должна отвечать пьеса, взятая для постановки в театре кукол?
  5. Творческое взаимодействие между режиссером и автором?
  6. Что такое тема и идея пьесы?
  7. Объясните понятия: сквозное действие, сверхзадача спектакля?
  8. Особенности конструкции перчаточных кукол?
  9. Особенности конструкции тростевых кукол?
  10. Особенности конструкции кукол-марионеток?
  11. Особенности сценического действия в театре кукол?
  12. Какие главные выразительные средства кукольного театра вы знаете?
  13. Какое основное правило вождения куклы?
  14. Какой должна быть речь на сцене?
  15. Каким требованиям на сцене должна отвечать говорящая кукла?
  16. Для чего нужна декорация и бутафория в театре кукол?
  17. Нужна ли музыка в спектакле и почему?
  18. Каким требованиям должен отвечать актер на выступлении или показе, что бы зрителям было интересно?

ДИАГНОСТИКА

ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УРОВНЯМ

уровни

показатели

год обучения

Да

Нет

1.  Участие в проведении праздников, концертов.(если да, то в каких)

2. Участие в творческих конкурсах(если да,то в каких)

3.Изготавливали ли вы оформление к чему-либо:

  • работа по образцу;

  • работа с внесением изменений;

  • работа над своим вариантом.

4.  Изготавливали ли вы куклы:

  • работа по образцу;

  • работа с внесением изменений в основные детали;

  • работа с внесением изменений в содержание или во внешний вид;

  • изготовление своего варианта.

 5.  Владение техникой вождения.

 6.  Владение техникой речи.

7. Разыгрывание импровизационных сценок.

8. Сочинение мини-пьес, сказок

9.. Придумывание персонажей  (составление эскизов).

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА

учета результатов интеллектуальных умений

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого результата)

Фамилия, имя ребенка _____________________

Возраст__________________________________

Вид и название детского объединения________

________________________________________

Ф.И.О. педагога__________________________

Дата начала наблюдения___________________

Баллы:

     Не умею  или  умею иногда (2).

     Умею с чьей-то помощью (3).

     Умею, но в зависимости от сложности материала (4).

     Умею всегда (5).

п/п

Сроки диагностики

Показатели

1-й год обучения

1.

Сосредоточенно работать над учебным материалом более или менее интересным

2.

Сосредоточенно работать, даже если  твоя работа не будет иметь успеха

3.

Ответственно относиться к выполнению различных поручений на занятии

4.

Выполнять индивидуальные задания на занятии

5.

Выполнять задания вне занятий, т.е. дома.

6.

Организовывать работу других на занятии

7.

Помогать другим обучающимся по заданию педагога.

ВЫЯВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ДИАГНОСТИКА

СФОРМИРОВАНОСТИ ПОБУДИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ

Оценка результатов по баллам:        

     Не умеют или умеют иногда (2).

     Умеют с чьей-то помощью (3).

     Умеют, но в зависимости от сложности материала (4).

     Умеют всегда (5).

Показатели

год обучения

2б.

3б.

4б.

5б.

1.

Сосредоточенно работать над учебным материалом более или менее интересным

2.

Сосредоточенно работать, даже если  твоя работа не будет иметь успеха

3.

Ответственно относиться к выполнению различных поручений

4.

Выполнять индивидуальные задания

5.

Выполнять учебные задания во вне занятий

6.

Организовывать работу других

7.

Помогать другим обучающимся по заданию педагога.

Оценка результатов по уровням:

  • Низкий уровень – 2б.
  • Средний  уровень – 3б, 4б.
  • Высокий уровень – 5б

5.Условия реализации программы

Учебно- методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Материально – техническое обеспечение

Информационно – образовательные ресурсы

1).Подбор репертуара  для постановок в детском объединении «Кукольный театр»

инсценировки произведений для детей младшего школьного возраста;   -адаптирован-ные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;

- новые, самостоятельно разработанные, пьесы.

Этюдный тренаж включает в себя:

1)этюды (упражнения) на развитие внимания, памяти, воображения, мышления; выражении эмоций;

развитие сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);

этюды на отработку движений кукол.

1.Инструкции по ТБ

2. Карточки с заданиями

3. Сборник дидактических игр

4. Сборник скороговорок.

5. Макеты различных кукол.

-куклы;

-театральная ширма;

-декорации к спектаклям;

-магнитофон, видеомагнитофон;

-утюг;

-нитки;

-иголки.

  1. Сайт  театральной школы «Скаена»     -  http://teatr.scaena.ru/list-c-ohist.html
  2. .Театр-студия«Арт-Мастер»  http://www.artmaster.info/library/stanislavsk
  3. 3.Сайт«Happy-Kids.ru» 
  4. http://yandex.ru/yandsearch?clid=163301&yasoft=barff&text=www.happy-              

kids.ru&lr=193

  1. http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_o_w/
  2. http://www.rukukla.ru/article/idea/kukolnyi_teatr.htm
  3. http://jollity.narod.ru/dolls.html

6. Список используемой литературы

  1. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 2009.
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 2006.
  3. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры. – С-П., 2009.
  4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 2008.
  5. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2010.
  6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 2009.
  7. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей.  М., 2007
  8. Жукова Р.А. «Театральная деятельность» ИТД «Корифей»,2011
  9. Генералова И.А. Театр. Уч. пособие для дополнительного образования. – М.: 2004.
  10. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов - на – Дону, 2011.
  11. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр– дошкольникам. - М., 2001.
  12. Михеева Л.Н. Молодежный любительский театр. М.: Просвещение, 2006.
  13. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 2009.
  14. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2007.
  15. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 2007.
  16. Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 2010.
  17. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 2010.
  18. Тихомирова Л.Ф.,БасовА.В.Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 2009.
  19. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 2012.
  20. Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2010.
  21. Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2009.
  22. Шушарина Н.П. Кукольный театр – одно из средств этнокультурного воспитания. Начальная школа.2010//№7.с.120

Интернет ресурсы:

  1. Сайт  театральной школы «Скаена»     -  http://teatr.scaena.ru/list-c-ohist.html
  2. .Театр-студия«Арт-Мастер»  http://www.artmaster.info/library/stanislavsk
  3. 3.Сайт«Happy-Kids.ru» 
  4. http://yandex.ru/yandsearch?clid=163301&yasoft=barff&text=www.happy-              

kids.ru&lr=193

  1. http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_o_w/
  2. http://www.rukukla.ru/article/idea/kukolnyi_teatr.htm
  3. http://jollity.narod.ru/dolls.html

Приложения

Приложение 1.

Скороговорки, используемые на занятиях по сценической речи

 1)Нашей Юле купили юлу,
Юля играла с юлой на полу.

2)Шесть мышат в камышах шуршат.

3)Баран Буян залез в бурьян.

4)Наш Полкан попал в капкан.

5)Бобры для бобрят добры.

6)Кричал Архип, Архип охрип.

7)Не надо Архипу кричать до хрипу.

8)Около кола колокола.

9)Съел Слава сало,

Да сала было мало.

10)Из кузова в кузов сгружали арбузы.

11)Купила Марусе бусы бабуся,
На рынке споткнулась бабуся о гуся.
Не будет подарка у внучки Маруси —
Все бусы склевали по бусинке гуси.

12)Ткачи ткали ткани на платье Тане.

13)Шесть мышат в камышах шуршат.

14)Баран Буян залез в бурьян.

15)Наш Полкан попал в капкан.

16)Бобры для бобрят добры.

17)Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

18)Около кола колокола.

19)Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

20)Кукушка кукушонку
Купила капюшон.

                                                                                                     Приложение  2.

                                 ЭТЮДЫ НА ДЕЙСТВИЕ КУКОЛ С ПРЕДМЕТАМИ

                                          (во всех этюдах применяются перчаточные куклы.)

                                                           «РЫБАК»

Берег реки. Выходит рыбак. Идет посвистывая. Выбирает место. Выбрал. Наклоняется и сдувает пыль. Стряхивает рукой то, что не сдулось. Осторожно садится. Разматывает удочку. Достает червяка, насаживает. (В этот момент кукловод свободной рукой прижимает нижний конец удочки к грядке ширмы так, будто она воткнута в землю.) Поплевал на червяка и закидывает удочку. Некоторое время сидит неподвижно, впившись глазами в поплавок. Удилище дергается, рыбак подсекает и вытягивает очень большую рыбу. Снимает ее с крючка и кладет на грядку. Вновь забрасывает удочку. Моментально клюет. Снова очень большая рыба. Забрасывает удочку в третий раз и сразу же выдергивает из воды рыбину, крупнее предыдущих. Не кладет, а расставляет рыб друг за другом по росту. Любуется. Хватает удочку, забрасывает, ждет. Внезапно удочка резко дергается. Рыбак тянет ее не очень сильно. Удочка не поддается. Тянет сильнее. Тянет, откидываясь назад. Удочка не поддается. Поворачивается и тянет через плечо. Рыбак выдергивает удочку из воды и падает носом в землю. Встает, осматриваясь по сторонам, рассчитывая увидеть по меньшей мере кита. Не видит ничего. Внимательно смотрит на крючок, подносит его к самому носу и роняет удочку от удивления. Снимает е крючка крошечную рыбешку. С досадой швыряет ее в речку. Сердито опрокидывает рыб, складывает их пирамидой. Толкая перед собой пирамиду из рыб, уходит. Возвращается, хватает удочку, уходит.

                                                         «ДЕВОЧКА И МЯЧ»

Музыка в ритме польки. На ширму выкатывается мяч. (Мяч на проволочномдержаке, управляет им помощник.)

За мячом выбегает девочка. Ловит мяч. Ударяет им о землю. Бьет несколько раз, постепенно убыстряя темп. Приближается к стенке, играет мячом у стенки. Подбрасывает мяч, каждый раз все выше. Отходит от стенки, играя мячом в воздухе. Подбрасывает мяч, хлопает в ладоши, ловит. Снова подбрасывает, быстро поворачивается кругом и успевает поймать мяч. Подбрасывает мяч изо всех сил, он высоко взлетает, в это время обрывается музыка. Мяч повисает в воздухе. Девочка ждет мяч, подняв руки, потом нетерпеливо манит его рукой. Растерянно оглядывается по сторонам. Музыка заиграла снова. Мяч упал. Девочка ловит его, прижимает к себе и убегает.

                                                        «НЕПОСЛУШНЫЙ КОВЕР»

Появляется котенок. Тащит за собой ковер, скатанный в трубку. Кладет ковер на грядку. Потягивается, зевает. Начинает раскатывать ковер. Не успел раскатать, как другой конец ковра свернулся опять. Котенок удивленно посмотрел на ковер и снова стал его разворачивать. В это время противоположный конец ковра быстро свернулся, толкнув котенка. Котенок отлетает в сторону. Почесал ушибленное место. Осторожно подходит к ковру, начинает тихонько, сантиметр за сантиметром разворачивать ковер, прижимая его собой к полу. Раскатал до конца. Ковер неподвижен. Котенок встает, отходит в сторону, удовлетворенно потягивается. Неожиданно ковер очень быстро сворачивается сразу с двух концов. Котенок с сердитым урчанием бросается на ковер, втискивается между двумя валиками ковра и отчаянно старается раздвинуть то один конец ковра, то другой. Ковер не поддается. С большим трудом котенку удается расстелить один конец ковра. Но ковер быстро свернулся, как пружина, и котенок оказался закатанным в него. Ковер вместе с котенком выкатывается со сцены. (Ковер все время поддерживается и .управляется вторым исполнителем — помощником.)

ЭТЮДЫ С РУКАМИ

«ЦВЕТЫ И КОЛЮЧКИ»

Поднимается солнце. (Солнце может быть вырезано из фанеры и просто закреплено на тонкой палке.) Из-за грядки поднимаются, как бы вырастают цветы (руки в цветных перчатках). Пальцы-лепестки сомкнуты, бутоны цветов — кисти рук — опущены. Цветы медленно раскачиваются. Постепенно распускаются. Тянутся к солнцу. Появляется бабочка (две руки со скрещенными большими пальцами). Цветы раскрылись полностью и покачиваются, подзывая бабочку к себе.

Внезапно из-под земли вылезает колючка. Ее изображает рука в зеленой перчатке. Пальцы-колючки растопырены. Колючка оглядывается и начинает теснить цветок. Появляется еще несколько колючек, и с двух сторон они теснят цветы. Те поникают.

Показывается рука с лейкой. Ставит лейку на грядку. Вырывает колючки. Расправляет цветы. Поливает их. Цветы выпрямляются. Опускается солнце. Цветы медленно закрываются. Солнце исчезло. Цветы заснули.

                                                                            «МОРЕ»

Море (руки в синих перчатках). Руки-волны слегка колышутся в общем ритмическом движении. Появляется корабль. (Его можно вырезать из фанеры или картона.) Волны медленно «передают» его друг другу.

Корабль исчезает за кулисами. Ветер. Волны становятся беспокойней. Снова появляется корабль. Волны быстрей «передают» его друг другу. Корабль то глубоко опускается, наклоняясь и зарываясь носом, то взлетает вверх. Исчезает за кулисами. На море — буря. Волны перекатываются друг через друга, сталкиваются, перемешиваются. Снова появляется корабль. Волны буквально перебрасывают его друг другу, швыряют как попало. Корабль исчезает. Буря утихает. Появляется корабль. Плывет по волнам вверх дном. Волны бережно переворачивают его, тихонько качают. Корабль уплывает.

Приложение 3.

СЛОВАРЬ КУКОЛЬНИКА

Авансцена — передняя часть сцены.

Антракт — промежуток между действиями спектакля.

Батлейка — белорусское народное кукольное представ-
ление, сходное по типу с вертепом и шопкой. В её ре-
пертуар наряду с историей, рассказывающей о рожде-
нии Христа, входили народные пьесы («Царь Макси-
милиан») и короткие интермедии («Вольский — куз-
нец польский», «Корчмарь Берек» и др.).

Бутафория — предметы и украшения, имитирующие
подлинные в сценической обстановке.

Вага — особая конструкция, к которой крепятся нити
для управления марионеточной куклой. Она бывает
горизонтальной (для марионеток-животных) и верти-
кальной.

Вертеп (старославян. и древнерусс. — пещера) — пере-
носный театр кукол, в котором разыгрываются пред-
ставления религиозного характера, связанные с леген-
дой о рождении Христа. Обычно имеет строение в два
этажа. На верхнем разыгрываются библейские сюже-
ты, на нижнем — светские (бытовые, комедийные, по-
рой — социальные). Вертепные куклы передвигаются
по прорезям в полу сцены.

Гапит— трость, на которую насажена головка тросте-
вой куклы. Гапит, снабженный простейшей механи-
кой, позволяет поворачивать и наклонять головку.
Возможен вариант крепления к гапиту ниток, управ-
ляющих глазами и ртом куклы.

Гансвурст (с нем. — «Ганс-колбаса») — герой немецко-
го народного драматического театра и театра кукол.
Появившись в XVI веке, Гансвурст уже через два сто-
летия уступил место новому национальному героюКасперле, который унаследовал некоторые черты его
характера.

Гиньоль — персонаж французского театра кукол. Ро-
дился в Лионе в начале XIX века. Сюжеты сценок, в
которых он участвовал, были заимствованы из жизни
ткачей города. Все возрастающая популярность Гинь-
оля в народных кругах вытеснила старого Полишине-
ля. До сих пор французские кукольные представления
носят его имя, а самому народному любимцу в Лионе
сооружен памятник.

Грядка — верхний передний край (или план) ширмы.

Даланг — актер яванского театра кукол. В его задачу
входит только кукловождение, а текст произносит на-
ходящийся рядом чтец.

Декорации (от латин. — украшение) — художествен-
ное оформление действия на ширме или театральной
сцены.

Дубль — подменная кукла, копирующая своим внешним
видом основную и заменяющая её в случае необходимо-
сти при решении особых сценических задач,

Задник — расписной или гладкий фон на заднем плане
ширмы или сцены.

Зеркало сцены — плоскость видимого зрителю игрово-
го пространства,. ограниченная в театре кукол шир-
мой, порталами и портальной аркой.

Карагез (с турец. — «черный глаз») — герой турецкого
теневого театра кукол. Славился своими шутками и
неприязнью к «власть имущим».

Котурны — в театре кукол небольшие скамеечки, при-
крепляемые к обуви, или специальные башмаки на
толстой подошве. Они используются в том случае, ког-
да рост актера-кукольника не позволяет ему держать
куклу на уровне воображаемого пола ширмы Кулисы — вертикальные полосы ткани, оорамляющие
сцену по бокам.

Матей Копецкии (1762-1847 гг.) — чешский народный
кукольник, создатель знаменитого театра и его героя
Кашпарека, для которого им написано более 60 пьес.
На могиле Матея Копецкого поставлен памятник из
белого мрамора, на котором актер изображен со своей
куклой. Сам знаменитый Кашпарек хранится в Наци-
ональном музее Праги.

Марионетка — низовая кукла, управляемая с помощью
нитей. Она требует особого устройства сцены и ваги.

Мизансцена — определенное расположение декораций,
предметов и действующих лиц на сцене в отдельные
моменты спектакля.

Мимирующая кукла — кукла из мягких материалов с
подвижным выражением лица. Пальцы актера нахо-
дятся непосредственно в голове куклы и управляют ее
ртом, глазами и носом.

Монолог — речь одного лица, мысли вслух.

Образцов Сергей Владимирович (1901-1992 гг.) — зна-
менитый кукольный актер и режиссер, создатель соб-
ственного оригинального театра кукол. Многие его
спектакли стали хрестоматийными: «Каштанка» (по
А. П. Чехову), сказки «По щучьему велению», «Вол-
шебная лампа Аладина» и др. А спектакли Б.Штока
«Божественная комедия», «Говорит и показывает
ГЦТК...» и «Необыкновенный концерт» признаны
мировой классикой.

Олеарий — немецкий путешественник, посетивший
Россию и оставивший «Подробное описание путеше-
ствияголштинского посольства в Московию и Пер-
сию...» (1647 г.). С именем Олеария связано первое
документальное упоминание о кукольном представ-
лении на Руси, а в самой книге есть рисунок, изобра-жающий кукольника с Петрушкой, датированный
1636 годом.

Падуга — горизонтальная часть декоративного оформ-
ления сцены. Представляет собой полоску ткани, под-
вешенную на штанге или тросе.

Пантомима — выразительные движения телом, переда-
ча чувств и мыслей лицом и всем телом.

Панч — популярный герой английского театра кукол,
снискавший славу хулигана и драчуна. Панчу неиз-
менно сопутствует жена Джуди. Их представления —
образец английского юмора и злой социальной сати-
ры — пользовались в Англии огромным успехом и со-
хранились до сих пор.

Папье-маше — наиболее распространенный способ изго-
товления кукольных голов, представляющий собой
оклеивание бумагой по глиняному слепку снаружи
или гипсовой форме изнутри.

Парик — накладные волосы.

Партер — места для зрителей ниже уровня сцены.

Патронка — картонная трубочка, которая вклеивается
в шею и руки перчаточной куклы. Она позволяет «по-
догнать» руку и голову персонажа к размерам пальцев
актера.

Передник ширмы (или фартук) — матерчатая занавес-
ка, закрывающая конструкцию ширмы со стороны
зрителя. В отличие от обтяжки, которая прикрепляет-
ся к рамке ширмы наглухо, передник просто подвеши-
вается. Применяется при различных устройствах раз-
борных ширм.

Перчаточная кукла — кукла, которая имеет вид трех-
палой перчатки для управления головой и реками
куклы.

Петрушка — любимый герой скоморохов, удалой смель-
чак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. Как внешний вид куклы (длинный
нос, колпачок с кисточкой), так и сценки, которые он
разыгрывал, почти не подвергались изменениям на
протяжении столетий. В кукольных представления::
вместе с Петрушкой принимали участие различные
персонажи: цыган, лекарь, квартальный, капрал и др.
Любопытно, что некоторые эпизоды в представлениях
Петрушки перекликаются с кукольными представле-
ниями других стран.

Пищик — специальное приспособление, которым
пользовались актеры-петрушечники.

Полишинель — герой французского театра кукол середи-
ныXVIII века, пришедший из Италии. По своему харак-
теру Полишинель весельчак и немного циник.

Пониженный план — окно или прорезь на основной
ширме, находящиеся ниже основной грядки. Исполь-
зуется для показа контрастных сцен с «живым» акте-
ром или сюрпризных моментов.

Портал (портальная арка) — плоскость, ограничиваю-
щая в виде рамки «зеркало» сцены с боков и сверху.

Пульчинелла — популярный комический герой неапо-
литанской комедии «дель арте». Наиболее приметная
черта — черная маска.

Реквизит — подлинные и бутафорские вещи и предме-
ты, используемые по ходу действия спектакля.

Ремарка — пояснение автора на страницах пьесы, кото-
рое определяет место и обстановку действия, указыва-
ет на поведение и настроение персонажа в тех илп
иных обстоятельствах спектакля.

Репетиция — повторение, предваряющее показ спек-
такля.

.