Методическая разработка для тренировки дикции и произношения

Куртова Кристина Константиновна

 

Много детей и подростков занимаются в своё свободное время в театральных студиях и хотят выступать на сцене, даже не подозревая о том, что у них есть проблемы с речью. У кого-то вялая артикуляция, кто-то не договаривает окончания слов, иные проглатывают буквы в середине слова, другие шепелявят, кто-то «дзякает», кто-то заменяет один звук другим, многие делают все слова ударными в произношении, у кого просто слабое дыхание.

Предложенные комплексы упражнений по дикции помогут исправить наиболее часто встречающиеся в речи дефекты звукопроизношения и улучшить внятность и разборчивость речи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurtova_k_k_metodicheskaya_razrabotka_redaktura.docx47.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для тренировки дикции и произношения

Подготовила Куртова Кристина Константиновна,

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДЮТ Красногвардейского района «На Ленской»

г. Санкт-Петербург, 2020 г.

Пояснительная записка

Актуальность. Много детей и подростков занимаются в своё свободное время в театральных студиях и хотят выступать на сцене, даже не подозревая о том, что у них есть проблемы с речью. У кого-то вялая артикуляция, кто-то не договаривает окончания слов, иные проглатывают буквы в середине слова, другие шепелявят, кто-то «дзякает», кто-то заменяет один звук другим, многие делают все слова ударными в произношении, у кого просто слабое дыхание.

Предложенные комплексы упражнений по дикции помогут исправить наиболее часто встречающиеся в речи дефекты звукопроизношения и улучшить внятность и разборчивость речи.

Адресат. Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования; педагогов социально-педагогической и художественной направленности; детей и подростков, обучающихся в театральных студиях, студентов вузов и всех, кто хочет улучшить свои навыки сценической речи.

Цель методической разработки: помочь освободиться от дикционных недостатков.

Задачи методической разработки:

  • исправить недостатки звукопроизношения;
  • улучшить разборчивость речи у людей, имеющих функциональные нарушения произношения;
  • поделиться методическими разработками с другими.

Основная часть

По тому, как согласные звуки воспринимаются на слух, их делят на следующие группы:

Звуки Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие

Звуки С, З, Ц – свистящие

Звуки Л, М, Н, Р – сонорные (звучные)

По месту образования остальные согласные можно определить так:

Звуки П – Б – губные

Звуки В – Ф – губно-зубные

Звуки К, Г, X – заднеязычные

Звуки Т, Д – переднеязычные

Традиционно в сценической речи практикуется определенная последовательность гласных звуков И-Э-А-О-У-Ы, И-Е-Я-Ё-Ю-И. Именно эту последовательность мы и будем использовать дальше.                                                

Звуковые полоски

  И-Э-А-О-У-Ы                                                

Би-бэ-ба-бо-бу-бы

Ви-вэ-ва-во-ву-вы

Ги-гэ-га-го-гу-гы

Ди-дэ-да-до-ду-ды

Жи-жэ-жа-жо-жу-жы

Зи-зэ-за-зо-зу-зы

Ки-кэ-ка-ко-ку-кы

Ли-лэ-ла-ло-лу-лы

Ми-мэ-ма-мо-му-мы

Ни-нэ-на-но-ну-ны

Пи-пэ-па-по-пу-пы

Ри-рэ-ра-ро-ру-ры

Си-сэ-са-со-су-сы

Ти-тэ-та-то-ту-ты

Фи-фэ-фа-фо-фу-фы

Хи-хэ-ха-хо-ху-хы

Ци-цэ-ца-цо-цу-цы

Чи-чэ-ча-чо-чу-чы

Ши-шэ-ша-шо-шу-шы

Щи-щэ-ща-що-щу-щы

И-Е-Я-Ё-Ю-И 

Би-бе-бя-бё-бю-би

Ви-ве-вя-вё-вю-ви

Ги-ге-гя-гё-гю-ги

Ди-де-дя-дё-дю-ди

Жи-же-жя-жё-жю-жи

Зи-зе-зя-зё-зю-зи

Ки-ке-кя-кё-кю-ки

Ли-ле-ля-лё-лю-ли

Ми-ме-мя-мё-мю-ми

Ни-не-ня-нё-ню-ни

Пи-пе-пя-пё-пю-пи

Ри-ре-ря-рё-рю-ри

Си-се-ся-сё-сю-си

Ти-те-тя-тё-тю-ти

Фи-фе-фя-фё-фю-фи

Хи-хе-хя-хё-хю-хи

Ци-це-ця-цё-цю-ци

Чи-че-чя-чё-чю-чи

Ши-ше-шя-шё-шю-ши

Щи-ще-щя-щё-щю-щи

Сначала следует произносить по одной звуковой полоске с добором воздуха после каждой строчки, далее все строчки подряд на одном дыхании и без добора воздуха.

Как тренироваться:

  1. Произносим звуковые полоски, каждый раз делая ударение на новый слог:

БИ-бэ-ба-бо-бу-бы,

би-БЭ-ба-бо-бу-бы

би-бэ-БА-бо-бу-бы

би-бэ-ба-БО-бу-бы

би-бэ-ба-бо-БУ-бы

би-бэ-ба-бо-бу-БЫ

И так далее со всеми звуковыми полосками.

  1. Произносим каждый слог как будто мяч отпрыгивает от пола, т.е. на каждом слоге добор воздуха.
  2. Произносим каждую звуковую полоску на одном дыхании, словно задуваем свечу.
  3. Произносим все звуковые полоски, а далее и скороговорки с актерскими задачами, желательно использовать глаголы действия, но можно и глаголы чувства, главное представить конкретную ситуацию в своей голове, когда выражаешь то или иное действие или чувство.

Актерские задачи, с которыми можно произносить звуковые полоски и скороговорки:

  • спрашивать
  • утверждать
  • возмущаться
  • радоваться
  • негодовать
  • гневаться
  • отчаиваться
  • восхищаться
  • хвалить
  • бранить
  • жалеть
  • просить
  • упрекать
  • ругать
  • утешать
  • прогонять
  • приглашать
  • отказывать
  • объяснять
  • сплетничать
  • убеждать
  • признаваться в любви
  • предупреждать об опасности
  • требовать
  • угрожать
  • приласкать
  • ударять

Согласные Б-П

Упражнение № 1. Би-бэ-ба-бо-бу-бы; би-бе-бя-бё-бю-би

Упражнение № 2. Пи-пэ-па-по-пу-пы; пи-пе-пя-пё-пю-пи

Упражнение № 3. Бип-бэп-бап-боп-буп-бып; бип-беп-бяп-бёп-бюп-бип

Упражнение № 4. Пиб-пэб-паб-поб-пуб-пыб; пиб-пеб-пяб-пёб-пюб-пиб

Упражнение № 5. Би-бип, бэ-бэп, ба-бап, бо-боп, бу-буп, бы-бып; би-бип, бе-беп, бя-бяп, бё-бёп, бю-бюп, би-бип.

Упражнение № 6. Пи-пиб, пэ-пэб, па-паб, по-поб, пу-пуб, пы-пыб; пи-пиб, пе-пеб, пя-пяб, пё-пёб, пю-пюб, пи-пиб

Упражнение № 7. Бибби-бэббэ-бабба-боббо-буббу-быббы; бибби-беббе-бяббя-бёббё-бюббю-бибби

Упражнение № 8. Пиппи-пэппэ-паппа-поппо-пуппу-пыппы; пиппи-пеппе-пяппя-пёппё-пюппю-пиппи

Упражнение №9. Би-би-бибби, бэ-бэ-бэббэ, ба-ба-бабба, бо-бо-боббо, бу-бу-буббу, бы-бы-быббы; би-би-бибби, бе-бе-беббе, бя-бя-бяббя, бё-бё-бёббё, бю-бю-бюббю, би-би-бибби

Упражнение № 10. Пи-пи-пиппи, пэ-пэ-пэппэ, па-па-паппа, по-по-поппо, пу-пу-пуппу, пы-пы-пыппы; пи-пи-пиппи, пе-пе-пеппе, пя-пя-пяппя, пё-пё-пёппё, пю-пю-пюппю, пи-пи-пиппи

Упражнение № 11. Би-би-биппи, бэ-бэ-бэппэ, ба-ба-баппа, бо-бо-боппо, бу-бу-буппу, бы-бы-быппы; би-би-биппи, бе-бе-беппе, бя-бя-бяппя, бё-бё-бёппё, бю-бю-бюппю, би-би-биппи

Упражнение № 12. Пи-пи-пибби, пэ-пэ-пэббэ, па-па-пабба, по-по-поббо, пу-пу-пуббу, пы-пы-пыббы; пи-пи-пибби, пе-пе-пеббе, пя-пя-пяббя, пё-пё-пёббё, пю-пю-пюббю, пи-пи-пибби

Повторите вслух на выдохе, не напрягая голоса, медленно и четко следующие фразы (не забудьте поставить к ним актерские задачи, например, отругать, похвалить и т.д.):

1. От топота копыт пыль по полю летит.

2. Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

3. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

4. Для своих бобрят все бобры добры.

5. Убил бобра, да не добыл добра.

6. Пришел Прокоп — кипит укроп, ушел Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

7. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

8. Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!» Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!»

9. Стоит копна с подприкопёночком.

10. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича. Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича.

11. Бобыль Бобров добыл бобров.

12. Наш перепел всех перепелов перепел.

Согласные В-Ф

Упражнение № 1. Ви-вэ-ва-во-ву-вы; Ви-ве-вя-вё-вю-ви

Упражнение № 2. Фи-фэ-фа-фо-фу-фы; Фи-фе-фя-фё-фю-фи

Упражнение № 3. Вив-вэв-вав-вов-вув-выв

Упражнение № 4. Фиф-фэф-фаф-фоф-фуф-фыф

Упражнение № 5. Виф-вэф-ваф-воф-вуф-выф

Упражнение № 6. Фив-фэв-фав-фов-фув-фыв

Упражнение № 7. Ви-ви-виф, вэ-вэ-вэф, ва-ва-ваф, во-во-воф, ву-ву-вуф, вы-вы-выф

Упражнение № 8. Фи-фи-фив, фэ-фэ-фэв, фа-фа-фав, фо-фо-фов, фу-фу-фув, фы-фы-фыв

Упражнение № 9. Вривэрли-врэвэрлэ-вравэрла-вровэрло-врувэрлу-врывэрлы

Упражнение № 10. Фривэрли-фрэвэрлэ-фравэрла-фровэрло-фрувэрлу-фрывэрлы

Упражнение № 11. Вривэрли-фривэрли, врэвэрлэ-фрэвэрлэ, вравэрла-фравэрла, вровэрло-фровэрло, врувэрлу-фрувэрлу, врывэрлы-фрывэрлы

Повторите вслух на выдохе, не напрягая голоса, медленно и четко следующие фразы (не забудьте поставить к ним актерские задачи):

1. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

2. Водовоз вёз воду из-под водопровода.

3. Разнервничавшаяся Варвара разнервничала в Вавилоне Вавилу Вавилонейского.

4. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали.

5. Фельдфебель и ефрейтор метят в фельдмаршалы.

6. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

7. Франт с франтом фехтовали за два франка.

8. Вязью вязал вяз — долговяз.

9. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

10. На улице Феофан, Феофанов брат, Феофанов деверь. А мне не до Феофана, не до Феофанова брата, не до Феофанова деверя.

Согласные Г-К-Х

Упражнение № 1. Ги-гэ-га-го-гу-гы

Упражнение № 2. Ки-кэ-ка-ко-ку-кы

Упражнение № 3. Хи-хэ-ха-хо-ху-хы

Упражнение № 4. Гик-гэк-гак-го-гук-гык

Упражнение № 5. Кик-кэк-как-кок-кук-кык

Упражнение № 6. Хик-хэк-хак-хок-хук-хык

Упражнение № 7. Гхи-гхэ-гха-гхо-гху-гхы

Упражнение № 8.  Кхи-кхэ-кха-кхо-кху-кхы

Упражнение № 9. Хги-хгэ-хга-хго-хгу-хгы

Упражнение № 10. Гкхи-хи-хи, гкхэ-хэ-хэ, гкха-ха-ха, гкхо-хо-хо, гкху-ху-ху, гкхы-хы-хы

Упражнение № 11. Хи-хи-хик, хэ-хэ-хэк, ха-ха-хак, хо-хо-хок, ху-ху-хук, хы-хы-хык

Упражнение № 12. Хи-хи-хиг, хэ-хэ-хэг, ха-ха-хаг, хо-хо-хог, ху-ху-хуг, хы-хы-хыг

Упражнение № 13. Хи-хи-хикги, хэ-хэ-хэкгэ, ха-ха-хакга, хо-хо-хокго, ху-ху-хукгу, хы-хы-хыкгы

Повторите вслух на выдохе, не напрягая голоса, медленно и четко следующие фразы (не забудьте поставить к ним актерские задачи):

1. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

2. Краб крабу сделал грабли.

3. У ёлки иголки, иголки – колки.

4. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

5. Купи кипу пик! Пик кипу купи! Кипу пик купи!

6. Хвалю халву! Хвалю халву!

7. Хорь глух и глуп, а хориха глупа и глуха.

8. Глухариха глуха, но не глупа.

9. Архип охрип, Осип осип. Не надо Архипу кричать до хрипу.

10. Наш голова вашего голову переголовил, перевыголовил.

11. Хорохорились хорьки: ха-ха-ха, да хи-хи-хи.

12. Хавронья хворала, хавронья хирела, Хавронья совсем на халву не смотрела

13. Сшит колпак, да не по колпаковски, вылит колокол, да не по колоколовски. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Согласные Д-Т

Упражнение № 1. Ти-тэ-та-то-ту-ты; Ти-те-тя-тё-тю-ти

Упражнение № 2. Ди-дэ-да-до-ду-ды; Ди-де-дя-дё-дю-ди

Упражнение № 3. Ти-ти, тэ-тэ, та-та, то-то, ту-ту, ты-ты; Ти-ти, те-те, тя-тя, тё-тё, тю-тю, ти-ти (тоже самое с буквой Д)

Упражнение № 4. Ти-ти-ти, тэ-тэ-тэ, та-та-та, то-то-то, ту-ту-ту, ты-ты-ты; Ти-ти-ти, те-те-те-, тя-тя-тя, тё-тё-тё, тю-тю-тю, ти-ти-ти (тоже самое с буквой Д)

Упражнение № 5. Тид-тэд-тад-тод-туд-тыд; Тид-тед-тяд-тёд-тюд-тид

Упражнение № 6. Дит-дэт-дат-дот-дут-дыт; Дит-дет-дят-дёт-дют-дит

Упражнение № 7. Ти-тид, тэ-тэд, то-тод, ту-туд, ты-тыд; Ти-тид, те-тед, тя-тяд, тё-тёд, тю-тюд, ти-тид

Упражнение № 8. Ди-дит, дэ-дэт, да-дат, до-дот, ду-дут, ды-дыт; Ди-дит, де-дет, дя-дят, дё-дёт, дю-дют, ди-дит

Упражнение № 9. Ти-ти-тид, тэ-тэ-тэд, та-та-тад, то-то-тод, ту-ту-туд, ты-ты-тыд; Ти-ти-тид, те-те-тед, тя-тя-тяд, тё-тё-тёд, тю-тю-тюд, ти-ти-тид

Упражнение № 10. Ди-ди-дит, дэ-дэ-дэт, да-да-дат, до-до-дот, ду-ду-дут, ды-ды-дыт, де-де-дет, дя-дя-дят, дё-дё-дёт, дю-дю-дют.

Упражнение № 11. Дитти-дэттэ-датта-дотто-дутту-дытты; Дитти-детте-дяття-дётте-дюттю.

Упражнение № 12. Тидди-тэддэ-тадда-тоддо-тудду-тыдды; Тидди-тедде-тядди-тёддё-тюддю-тидди.

Повторите вслух на выдохе, не напрягая голоса, медленно и четко следующие фразы (не забудьте поставить к ним актерские задачи):

1. Ткёт ткач ткани на платки Тане.

2. Рододендроны из дендрария.

3. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

4. От топота копыт пыль по полю летит.

5. Тетерев сидел на дереве, под деревом тень тетерева.

7. Тать у татя украл утятя, украл утятя тать у татя.

8. Дед Дудон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

9. Дарья дарит Дине дыни.

Орфоэпия.

Произнесите следующие слова: сельдь — [сельт'], пядь — [пят'], забудь — [забут'], грядка — [гряткъ], колодка — [калоткъ], соседка — [сасеткъ]. Произнесите словосочетания: компот теплый — (компоттеплый), лед тронулся — (леттронулся), плот деревянный — (плоддеревянный), вот дом — (воддом), под пальмой — (потпальмой), под тентом — (поттентом).

Согласные Ж-Ш

Упражнение № 1. Жи-жэ-жа-жо-жу-жы

Упражнение № 2. Ши-шэ-ша-шо-шу-шы

Упражнение № 3. Жиш-жэш-жаш-жош-жуш-жыш

Упражнение № 4. Шиж-шэж-шаж-шож-шуж-шыж

Упражнение № 5. Жи-жи-жиш, жэ-жэ-жэш, жа-жа-жаш, жо-жо-жош, жу-жу-жуш, жы-жы-жыш

Упражнение № 6. Ши-ши-шиж, шэ-шэ-шэж, ша-ша-шаж, шо-шо-шож, шу-шу-шуж, шы-шы-шыж

Упражнение № 7. Жмиш-жмэш-жмаш-жмош-жмуш-жмыш

Упражнение № 8. Шмиж-шмэж-шмаж-шмож-шмуж-шмыж

Упражнение № 9. Жриш-жрэш-жраш-жрош-жруш-жрыш

Упражнение № 10. Шриж-шрэж-шраж-шрож-шруж-шрыж

Повторите вслух на выдохе, не напрягая голоса, медленно и четко следующие фразы (не забудьте поставить к ним актерские задачи):

1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

2. Жужжит жужелица, жужжит да не кружится.

3. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шутливо шарят гроши.

4. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

5. Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужа стал уже, ужа ужица съест на ужин.

6. Ложечка ты моя, желобоковыгибистая.

7. В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

8. У ежа ежата, у ужа — ужата.

9. На крылечке, на приступочке Шура с Сашей шутят шуточки.

10. С мышками во ржи подружились ежи. Ушли в камыши, и во ржи — ни души.

Согласные З-С

Упражнение № 1. Си-сэ-са-со-су-сы; Си-се-ся-сё-сю-си.

Упражнение № 2. Зи-зэ-за-зо-зу-зы; Зи-зе-зя-зё-зю-зи.

Упражнение № 3. Си-си, сэ-сэ, са-са, со-со, су-су, сы-сы; Си-си, се-се, ся-ся, сё-сё, сю-сю, си-си

Упражнение № 4. Зи-зи, зэ-зэ, за-за, зо-зо, зу-зу, зы-зы; Зи-зи, зе-зе, зя-зя, зё-зё, зю-зю, зи-зи

Далее можно прибавлять по 3-4-5 слогов.

Упражнение № 5. Си-зис, сэ-зэс, са-зас, со-зос, су-зус, сы-зыс; Си-зис, се-зес, ся-зяс, сё-зёс, сю-зюс, си-зис

Упражнение № 6. Си-си-зис, сэ-сэ-зэс, са-са-зас, со-со-зос, су-су-зус, сы-сы-зыс

Упражнение № 7. Си-си-си-зис, сэ-сэ-сэ-зэс, са-са-са-зас, со-со-со-зос, су-су-су-зус, сы-сы-сы-зыс.

Упражнение № 8. Сиззи-сэззэ-сазза-соззо-суззу-сыззы

Упражнение № 9. Зисси, зэссэ, засса, зоссо, зуссу, зыссы

Упражнение № 10. Сти-стэ-ста-сто-сту-сты; Сти-сте-стя-стё-стю-сти

Упражнение № 11. Зди-здэ-зда-здо-зду-зды; Зди-зде-здя-здё-здю-зди.

Упражнение № 12. Сти-зди, стэ-здэ, ста-зда, сто-здо, сту-зду, сты-зды; Сти-зди, сте-зде, стя-здя, стё-здё,  стю-здю, сти-зди[1]

Упражнение № 13. Зви-звэ-зва-зво-зву-звы; Зви-зве-звя-звё-звю-зви

Упражнение № 14. Сфи-сфэ-сфа-сфо-сфу-сфы; Сфи-сфе-сфя-сфё-сфю-сфи

Повторите вслух на выдохе, не напрягая голоса, медленно и четко следующие фразы (не забудьте поставить к ним актерские задачи):

1. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

2. У осы не усы, не усищи, а усики.

3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

4. По семеро в сани уселись сами.

5. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Орфоэпия.

1. В конце слова звонкий [З] произносится как глухой звук [С]: волнорез — волноре[с], изморозь — изморо[с'], воз — во[с], связь — свя[с'], мазь — ма[с'], образ — обра[с], грязь — гря[с'].

2. В словах с двойными согласными СС, ЗЗ первый согласный смягчается: в массе — в ма[с']се, бессердечный — бе[с']сердечный, безземельный — безземельный.

3. Смягчение [С] и [3] перед мягкими [В'], [Д'], [Т'], [Л'], [М'], [Н']: развить — ра[з']вить, свекровь — [с']векровь, бездельник — бе[з']дельник, грусть — гру[с']ть, возле — во[з']ле, после — по[с']ле, если — е[с']ли, изменять — и[з']менять, разве — ра[з']ве.

Согласные М-Н-Л

Упражнение № 1. Ми-мэ-ма-мо-му-мы; Ми-ме-мя-мё-мю-ми

Упражнение № 2. Ни-нэ-на-но-ну-ны; Ни-не-ня-нё-ню-ни

Упражнение № 3. Ли-лэ-ла-ло-лу-лы; Ли-ле-ля-лё-лю-ли

Упражнение № 4. Мни-мнэ-мна-мно-мну-мны; Мни-мне-мня-мнё-мню-мни

Упражнение № 5. Мли-млэ-мла-мло-млу-млы; Мли-мле-мля-млё-млю-мли

Упражнение № 6. Нми-нмэ-нма-нмо-нму-нмы; Нми-нме-нмя-нмё-нмю-нми

Упражнение № 7. Нли-нлэ-нла-нло-нлу-нлы; Нли-нле-нля-нлё-нлю-нли

Упражнение № 8. Лми-лмэ-лма-лмо-дму-лмы; Лми-лме-лмя-лмё-лмю-лми

Упражнение № 9. Лни-лнэ-лна-лно-лну-лны; Лни-лне-лня-лнё-лню-лни

Упражнение № 10. Ми-ни-лим, мэ-нэ-лэм, ма-на-лам, мо-но-лом, му-ну-лум, мы-ны-лым; Ми-ни-лим, ме-не-лем, мя-ня-лям, мё-нё-лём, мю-ню-люм, ми-ни-лим

Повторите вслух на выдохе, не напрягая голоса, медленно и четко следующие фразы (не забудьте поставить к ним актерские задачи):

1. Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала, да не выболтала.

2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

3. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

4. Король-орёл. Король-орёл. Король-орёл.

5. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

6. Около кола колокола, а около ворот коловорот.

7. Не жалела мама мыла. Молча Милу мылом мыла. Мила мыло не любила.

8. А мне не до недомогания.

9. На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили и в туманы Лимана манили меня.

10. Коваль ковал коня, конь — копытом коваля, коваль — кнутом коня.

11. Около кола вьюн и хмель вьются-перевиваются, вьются-перевиваются.

12. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

Согласный Р

Упражнение № 1. Ри-рэ-ра-ро-ру-ры; Ри-ре-ря-рё-рю-ри.

Упражнение № 2. Ри-ри, рэ-рэ, ра-ра, ро-ро, ру-ру, ры-ры; Ри-ри, ре-ре, ря-ря, рё-рё, рю-рю, ри-ри

Упражнение № 3. Ри-ри-рирр, рэ-рэ-рэрр, ра-ра-рарр, ро-ро-рорр, ру-ру-рурр, ры-ры-рырр; Ри-ри-рирр, ре-ре-рерр, ря-ря-рярр, рё-рё-рёрр, рю-рю-рюрр, ри-ри-рирр;

Упражнение № 4. Ри-ри-риррь, ре-ре-реррь, ря-ря-ряррь, рё-рё-рёррь, рю-рю-рюррь, ри-ри-риррь.

Упражнение № 5. Рири-рирри, рэрэ-рэррэ, рара-рарра, роро-рорро, руру-рурру, рыры-рырры; Рири-рирри, рере-рерре, ряря-рярря, рёрё-рёррё, рюрю-рюррю, рири-рирри,

Упражнение № 6.  Зжди-зждэ-зжда-зждо-зжду-зжды; Зжди-зжде-зждя-зждё-зждю-зжди

Упражнение № 7. Зждри-зждрэ-зждра-зждро-зждру-зждры; Зждри-зждре-зждря-зждрё-зждрю-зждри

Упражнение № 8. Рждзи-рждзэ-рждза-рждзо-рждзу-рждзы; Рждзи-рждзе-рждзя-рждзё-рждзю-рждзи

Упражнение № 9. Дрирр-дрэрр-драрр-дрорр-друрр-дрырр; Дрирр-дрерр-дрярр-дрёрр-дрюрр-дрирр

Упражнение № 10. Кри-ри-рир, крэ-рэ-рэр, кра-ра-рар, кро-ро-рор, кру-ру-рур, кры-ры-рыр; Кри-ри-рирь, кре-ре-рерь, кря-ря-рярь, крё-рё-рёрь, крю-рю-рюрь, кри-ри-рирь

Повторите вслух на выдохе, не напрягая голоса, медленно и четко следующие фразы (не забудьте поставить к ним актерские задачи):

1. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

2. Клара-краля кралась к Ларе.

3. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

4. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

6. Курьера курьер обгоняет в карьер.

7. Ловко лавируя в ларингологии, лекарь ларинголог легко излечивал ларингиты.

8. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

9. Король-орёл, король-орёл, король-орёл.

10. Рододендроны из дендрария.

Согласные Ч-Щ-Ц

Упражнение № 1. Чи-че-чя-чё-чю-чи

Упражнение № 2. Щи-ще-щя-щё-щю-щи

Упражнение № 3. Чищи-чеще-чящя-чёщё-чющю-чищи

Упражнение № 4. Чи-чи-чи, че-че-че, чя-чя-чя, чё-чё-чё, чю-чю-чю, чи-чи-чи,

Упражнение № 5. Чичи-щич, чече-щеч, чячя-щяч, чёчё-щёч, чючю-щюч, чичи-щич

Упражнение № 6. Ци-цэ-ца-цо-цу-цы

Упражнение № 7. Циц-цэц-цац-цоц-цуц-цыц

Упражнение № 8. Ци-ци-щиц, цэ-цэ-щец,  ца-ца-щяц,  цо-цо-щёц,  цу-цу-щюц, цы-цы-щиц

Упражнение№ 9. Чичи-щиц, чэчэ-щэц, чача-щяц, чочо-щёц, чучу-щюц, чычы-щиц

Повторите вслух на выдохе, не напрягая голоса, медленно и четко следующие фразы (не забудьте поставить к ним актерские задачи):

1. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

2. Щипцы да клещи — вот наши вещи.

3. Тщетно тщится щука ущемить леща.

4. Течет речка, печет печка.

5. Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала не-расчувствовавшегося Вавилу.

6. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

7. Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

8. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

9. Жили были три цыплёнка: Як, Як Цыдрак, Як Цыдрак Цыдрони.

    Жили-были три цып-цыпки: Цыпа, Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Лямпопони.

    Вот женился Як на Цыпе, Як Цыдрак на Цыпе Дрыпе, Як Цыдрак Цыдрони на Цыпе Дрыпе Лямпомпони.

    Родилось у них по сыну: у Яка с Цыпой – Шах, у Яка Цыдрака с Цыпой Дрыпой – Шах Шарах. У Яка Цыдрака Цыдрони с Цыпой Дрыпой Лямпомпони – Шах Шарах Шарони.

Орфоэпия.

1. Слова с ЧА, ЩА, ЧО, ШО, ЧУ, ЩУ произносятся как с ЧЯ, ЩЯ, ЧЁ, ЩЁ, ЧЮ, ЩЮ, чары — (чяры), чашка — (чяшка), прощание — (прощяние), Чоп — (Чёп), чудесный — (чюдесный), щука — (щюка).

2. Сочетания СЧ, СЩ, ЗЧ произносятся как долгий мягкий [Щ']: счастье — (щястье), рассчитывать — ра-щитывать), счет — (щёт), расщепить — (ращепить), расщедрился — (ращедрился), образчик — (обращик).

3. Сочетания ТЧ и ДЧ произносятся как двойной долгий, мягкий [Ч']: молодчик (молочьчик), летчик — (лёчьчик).

4. Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное [Ц]: отца — (оцца), двадцать — (дваццать), молодца — (молоцца), братца — (брацца).

ТАБЛИЦА 1 (П—Б)

Односложные сочетания

Птки-пткэ-птка-птко-птку-пткы

Кпти-кптэ-кпта-кпто-кпту-кпты

Тпки-тпкэ-тпка-тпко-тпку-тпкы

Бдги-бдгэ-бдга-бдго-бдгу-бдгы

Гбди-гбдэ-гбда-гбдо-гбду-гбды

Кптипт-кптэпт-кптапт-кптопт-кптупт-кптыпт

Тпкипт-тпкэпт-тпкапт-тпкопт-тпкупт-тпкыпт

Гбдипт-гбдэпт-гбдапт-гбдопт-гбдупт-гбдыпт

Дбгипт-дбгэпт-дбгапт-дбгопт-дбгупт-дбгыпт

Двусложные сочетания

Приш-пис, прэш-пэс, праш-пас, прош-пос, пруш-пус, прыш-пыс

Бриш-пис, брэш-пэс, браш-пас, брош-пос, бруш-пус, брыш-пыс

Птки-бдги, пткэ-бдгэ, птка-бдга, птко-бдго, птку-бдгу, пткы-бдгы

Трехсложные сочетания

Птки-пи-риц, пткэ-пэ-рэц, птка-па-рац, птко-по-роц, птку-пу-руц, пткы-пы-рыц

Бдги-би-диц, бдгэ-бэ-дэц, бдга-ба-дац, бдго-бо-доц, бдгу-бу-дуц, бдгы-бы-дыц

При-пи-бист, прэ-пэ-бэст, пра-па-баст, про-по-бост, пру-пу-буст, пры-пы-быст

ТАБЛИЦА 2 (В — Ф)

Односложные сочетания

Фспи-фспэ-фспа-фспо-фспу-фспы

Фзби-взбэ-взба-взбо-взбу-взбы

Фприст-фпрэст-фпраст-фпрост-фпруст-фпрыст

Вбрист-вбрэст-вбраст-вброст-вбруст-вбрыст

Фскрис-фскрэс-фскрас-фскрос-фскрус-фскрыс

Взгрис-взгрэс-взграс-взгрос-взгрус-взгрыс

Двусложные сочетания

Вривл-фир, врэвл-фэр, вравл-фар, вровл-фор, врувл-фур, врывл-фыр

Фри-фривл, фрэ-фрэвл, фра-фравл, фро-фровл, фру-фрувл, фры-фрывл

Вривл-фривл, врэвл-фрэвл, вравл-фравл, вровл-фровл, врувл-фрувл, врывл-фрывл

Трехсложные сочетания

Взби-ви-нис, взбэ-вэ-нэс, взба-ва-нас, взбо-во-нос, взбу-ву-нус, взбы-вы-ныс

Фспи-фи-нис, фспэ-фэ-нэс, фспа-фа-нас, фспо-фо-нос, фспу-фу-нус, фспы-фы-ныс

Вздриж-би-фис, вздрэж-бэ-фэс, вздраж-ба-фас, вздрож-бо-фос, вздруж-бу-фус, вздрыж-бы-фыс

ТАБЛИЦА 3 (К, Г, X)

Односложные сочетания

Грист-грэст-граст-грост-груст-грыст

Христ-хрэст-храст-хрост-хруст-хрыст

Крикт-крэкт-кракт-крокт-крукт-крыкт

Гзимц-гзэмц-гзамц-гзомц-гзумц-гзымц

Хмирц-хмэрц-хмарц-хморц-хмурц-хмырц

Кликц-клэкц-клакц-клокц-клукц-клыкц

Двусложные сочетания

Хим-мих, хэм-мэх, хам-мах, хом-мох, хум-мух, хым-мых

Гик-кист, гэк-кэст, гак-каст, гок-кост, гук-куст, гык-кыст

Кри-кист, крэ-кэст, кра-каст, кро-кост, кру-куст, кры-кыст

Трехсложные сочетания

Гри-гри-бист, грэ-грэ-бэст, гра-гра-баст, гро-гро-бост, гру-гру-буст, гры-гры-быст

Взгрис-нис-тис, взгрэс-нэс-тэс, взграс-нас-тас, взгрос-нос-тос, взгрус-нус-тус, взгрыс-ныс-тыс

Христ-хи-хист, хрэст-хэ-хэст, храст-ха-хаст, хрост-хо-хост, хруст-ху-хуст, хрыст-хы-хыст

ТАБЛИЦА 4 (Д'—Т')

Односложные сочетания

Тить-теть-тять-тёть-тють-тить

Дить-деть-дять-дёть-дють-дить

Ити-ете-ятя-ётё-ютю-ити

Иди-еде-ядя-ёдё-юдю-иди

Стись-стесь-стясь-стёсь-стюсь-стись

Здить-здеть-здять-здёть-здють-здить

Двусложные сочетания

Лти-лти, лте-лте, лтя-лтя, лтё-лтё, лтю-лтю, лти-лти

Лди-лди, лде-лде, лдя-лдя, лдё-лдё, лдю-лдю, лди-лди

Кти-мти, кте-мте, ктя-мтя, ктё-мтё, ктю-мтю, кти-мти

Трехсложные сочетания

Жди-шти-ныс, жде-ште-нэс, ждя-штя-нас, ждё-штё-нос, ждю-штю-нус, жди-шти-ныс

Рти-ти-рирь, рте-те-рерь, ртя-тя-рярь, ртё-тё-рёрь, ртю-тю-рюрь, рти-ти-рирь

Рди-ди-рирь, рде-де-рерь, рдя-дя-рярь, рдё-дё-рёрь, рдю-дю-рюрь, рди-ди-рирь

ТАБЛИЦА 5 (Ж — Ш)

Односложные сочетания

Штри-штрэ-штра-штро-штру-штры

Ждри-ждрэ-ждра-ждро-ждру-ждры

Шмист-шмэст-шмаст-шмост-шмуст-шмыст

Жмист-жмэст-жмаст-жмост-жмуст-жмыст

Шрист-шрэст-шраст-шрост-шруст-шрыст

Жрист-жрэст-жраст-жрост-жруст-жрыст

Двусложные сочетания

Штриц-миц, штрэц-мэц, штрац-мац, штроц-моц, штруц-муц, штрыц-мыц

Ждриц-миц, ждрэц-мэц, ждрац-мац, ждроц-моц, ждруц-муц, ждрыц-мыц

Фшис-жис, фшэс-жэс, фшас-жас, фшос-жос, фшус-жус, фшыс-жыс

Трехсложные сочетания

Штит-гирт-ширт, штэт-гэрт-шерт, штат-гарт-шарт, штот-горт-шорт, штут-гурт-шурт, штыт-гырт-ширт

Ждит-кис-жис, ждэт-кэс-жес, ждат-кас-жас, ждот-кос-жос, ждут-кус-жус, ждыт-кыс-жис

Штир-ми-бирт, штэр-мэ-бэрт, штар-ма-барт, штор-мо-борт, штур-му-бурт, штыр-мы-бырт

ТАБЛИЦА 6 (З—С)

Односложные сочетания

Стрим-стрэм-страм-стром-струм-стрым

Здрим-здрэм-здрам-здром-здрум-здрым

Истр-эстр-астр-остр-устр-ыстр

Зист-зэст-заст-зост-зуст-зыст

Двусложные сочетания

Сис-мист, сэс-мэст, сас-маст, сос-мост, сус-муст, сыс-мыст

Збри-кис, збрэ-кэс, збра-кас, збро-кос, збру-кус, збры-кыс

Трехсложные сочетания

Стри-тис-мис, стрэ-тэс-мэс, стра-тас-мас, стро-тос-мос, стру-тус-мус, стры-тыс-мыс

Здри-ди-зист, здрэ-дэ-зэст, здра-да-заст, здро-до-зост,здру-ду-зуст, здры-ды-зыст

ТАБЛИЦА 7 (М-Н-Л-Р)

Односложные сочетания

Мнир-мнэр-мнар-мнор-мнур-мныр

Нмир-нмэр-нмар-нмор-нмур-нмыр

Млри-млрэ-млра-млро-млру-млры

Лрим-лрэм-лрам-лром-лрум-лрым

Вривл-врэвл-вравл-вровл-врувл-врывл

Мнилр-мнэлр-мналр-мнолр-мнулр-мнылр

Двусложные сочетания

Фли-влир, флэ-влэр, фла-влар, фло-влор, флу-влур, флы-влыр

Лки-лгин, лкэ-лгэн, лка-лган, лко-лгон, лку-лгун, лкы-лгын

Лри-рли, лрэ-рлэ, лра-рла, лро-рло, лру-рлу, лры-рлы

Трехсложные сочетания

Ли-ли-лиль, ле-ле-лель, ля-ля-ляль, лё-лё-лёль, лю-лю-люль, ли-ли-лиль

Лвин-ли-мин, лвэн-лэ-мэн, лван-ла-ман, лвон-ло-мон, лвун-лу-мун, лвын-лы-мын

Лбир-ми-бир, лбэр-мэ-бэр, лбар-ма-бар, лбор-мо-бор, лбур-му-бур, лбыр-мы-быр

ТАБЛИЦА 8 (Р-Р')

Односложные сочетания

Три-трэ-тра-тро-тру-тры

Дри-дрэ-дра-дро-дру-дры

Трирь-трерь-трярь-трёрь-трюрь-трирь

Дрирь-дрерь-дрярь-дрёрь-дрюрь-дрирь

Двусложные сочетания

Лри-рирь, лре-рерь, лря-рярь, лрё-рёрь, лрю-рюрь, лри-рирь

Ржи-жри, ржэ-жрэ, ржа-жра, ржо-жро, ржу-жру, ржы-жры

Ври-фри, вре-фре, вря-фря, врё-фрё, врю-фрю, ври-фри

Трехсложные сочетания

Крич-ми-чир, креч-ме-чер, кряч-мя-чар, крёч-мё-чор, крюч-мю-чур, крич-ми-чир

Три-ди-нир, трэ-дэ-нэр, тра-да-нар, тро-до-нор, тру-ду-нур, тры-ды-ныр

Рси-рси-нирс, рсэ-рсэ-нэрс, рса-рса-нарс, рсо-рсо-норс, рсу-рсу-нурс, рсы-рсы-нырс

ТАБЛИЦА 9 (Ч—Щ—Ц)

Односложные сочетания

Чти-чтэ-чта-что-чту-чты

Чвинц-чвэнц-чванц-чвонц-чвунц-чвынц

Чрик-чрек-чряк-чрёк-чрюк-чрик

Члинс-члэнс-чланс-члонс-члунс-члынс

Щич-щеч-щач-щёч-щуч-щич

Чищ-чэщ-чащ-чощ-чущ-чищ

Цвим-цвэм-цвам-цвом-цвум-цвым

Цмист-цмэст-цмаст-цмост-цмуст-цмыст

Двусложные сочетания

Чти-чим, чтэ-чем, чта-чам, что-чом, чту-чум, чты-чим

Чни-чищ, чнэ-чещ, чна-чащ, чно-чощ, чну-чущ, чны-чищ

Щи-кис, ще-кэс, ща-кас, щё-кос, щу-кус, щи-кыс

Сци-гильц, сцэ-гэльц, сца-гальц, сцо-гольц, сцу-гульц, сцы-гыльц

Трехсложные сочетания

Крич-ми-чич, креч-ме-чеч, кряч-мя-чач, крёч-мё-чоч, крюч-мю-чуч, крич-ми-чич

Чик-чир-чик, чек-чер-чек, чак-чар-чак, чок-чор-чок, чук-чур-чук, чик-чир-чик

Щил-ки-мич, щел-кэ-мэч, щал-ка-мач, щёл-ко-моч, щул-ку-муч, щил-кы-мыч

Цвин-чин-цин, цвэн-чен-цэн, цван-чан-цан, цвон-чон-цон, цвун-чун-цун, цвын-чин-цын


Список литературы и электронных ресурсов

  1. Алфёрова Л. Д. Речевой тренинг: дикция и произношение. СПб., 2003
  2. Смирнова М.В. 2500 скороговорок. СПб., 2003
  3. Сценическая речь. Учебник. М.: ГИТИС, 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://bookre.org/reader?file=57333&pg=2 
  4.  Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. Пособие для логопеда. М., 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0456/3_0456-6.shtml#book_page_top


[1] Примечание. При звуках [Т] и [Д] кончик языка касается верхних зубов, а при [С] и [3] — нижних