Методические рекомендации «Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах». Составитель: Абракова Л.В педагог дополнительного образования

Абракова Лариса Владимировна

Предлагаемые обстоятельства крайне важный действенный момент для актёрского творчества. Предлагаемые обстоятельства – это побудители действий персонажа. Персонаж действует тем или иным образом исходя из предлагаемых обстоятельств. Анализ обстоятельств жизни персонажа – важнейшая задача актёра и режиссёра при работе над ролью. Станиславский утверждал, что большую помощь в том, чтобы найти правильную линию действий, актеру могут оказать предлагаемые обстоятельства и «если бы».Не нужно сливать воедино эти два понятия! Каждое из них выполняет свои функции. Станиславский указывал: «если бы» всегда начинает творчество, предлагаемые обстоятельства развивают его. Друг без друга они не могут существовать и давать необходимую возбудительную силу актеру. Но функции их несколько различны; «если бы» дает толчок дремлющему воображению, служит рычагом для артиста, переводя его из реальности в мир, созданный творческим воображением драматурга, помогает актеру дополнить его собственным художественным вымыслом. Предлагаемые же обстоятельства служат обоснованию самого «если бы», способствуют мгновенной внутренней перестройке актера — тому «сдвигу», благодаря которому становится возможным сценическое творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах»

Составитель:

Абракова Л.В

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2020


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………….……………….3-4

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………….………5

1. Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах…………………………...5-6

2. Тренинги……………………………………………………………………….…….7-8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..9

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………10


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные методические рекомендации «Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах» предназначены для руководителей театральных студий и кружков. Самые важные мысли и советы, на которые опираюсь при составлении методических рекомендаций – это выдержки из творческого опыта К.С. Станиславского, наработок                  З.Я. Корогодского и, конечно, пятнадцатилетний педагогический опыт в творческом объединении Дворца учащейся молодежи в качестве руководителя театральной студии «Аплодисменты».

Конечно, на просторах интернета сейчас можно найти все, но для этого нужно время, т.к. на то, чтобы «просеять» необходимый материал для уточнения или восстановления его в памяти, потребуется не один день. Нужных книг под рукой часто не бывает. Надо идти в библиотеку. Хочется, чтобы эти методические рекомендации были подспорьем и помощником педагогам театральных студий и кружков в их нелегком труде; становлению подрастающего поколения, развитию их чувственной сферы, становлению их мировоззрения, формированию лучших струн души для постижения общечеловеческих ценностей. А среди них всегда были Любовь, Добро, Красота, Истина, Вера. Что позволяет подросткам, в дальнейшем, отстаивать свою жизненную позицию, в основе которой лежит человеколюбие!

Актуальность

Предлагаемые обстоятельства крайне важный действенный момент для актёрского творчества. Предлагаемые обстоятельства – это побудители действий персонажа. Персонаж действует тем или иным образом исходя из предлагаемых обстоятельств. Анализ обстоятельств жизни персонажа – важнейшая задача актёра и режиссёра при работе над ролью. Станиславский утверждал, что большую помощь в том, чтобы найти правильную линию действий, актеру могут оказать предлагаемые обстоятельства и «если бы». 

Не нужно сливать воедино эти два понятия! Каждое из них выполняет свои функции. Станиславский указывал: «если бы» всегда начинает творчество, предлагаемые обстоятельства развивают его. Друг без друга они не могут существовать и давать необходимую возбудительную силу актеру. Но функции их несколько различны; «если бы» дает толчок дремлющему воображению, служит рычагом для артиста, переводя его из реальности в мир, созданный творческим воображением драматурга, помогает актеру дополнить его собственным художественным вымыслом. Предлагаемые же обстоятельства служат обоснованию самого «если бы», способствуют мгновенной внутренней перестройке актера — тому «сдвигу», благодаря которому становится возможным сценическое творчество.

Термины и техники работы активно использовались К.С. Станиславским и его учениками. В настоящее время широко используются актёрами, режиссёрами и театральными педагогами.

Цель:

Собрать и объединить самые важные мысли о работе в предлагаемых обстоятельствах великих мастеров сцены в методических рекомендациях «Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах», как помощь педагогам театральных студий и кружков в развитии фантазии и творческого воображения их подопечных, во время этюдного метода работы их с действием в «предлагаемых обстоятельствах».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах.

(Для руководителей театральных студий, кружков)

Лучшим способом работы в этом направлении является «этюд» - событийный фрагмент жизни, сыгранный в сценических условиях.

Предлагаемые обстоятельства – это те условия, которые определяют сценическое поведение. Обычно, чтобы прояснить предлагаемые обстоятельства, учащимся действенно (то есть своим поведением, своими поступками) предлагается ответить на следующие вопросы:

КТО? Кто действует на сцене? (возраст, пол, социальное положение, профессия и т.д.) Или, может быть, я действую «от наблюдения»: в таком случае «кто я?» - Личные обстоятельства.

Ситуативные обстоятельства – отвечает на вопросы. Чем живет человек в данной ситуации:

ГДЕ? Где я нахожусь сейчас (дома, в больнице, в школе, на вокзале, на рынке.. на улице, если на улице, то где именно), какая погода? И т.д.

КОГДА? Когда всё это происходит? Время года, время суток, конкретно время дня. (В дальнейшем, на более поздних этапах обучения – в какую историческую эпоху и т.д.)

ОТКУДА? Откуда я пришел?

КУДА? Куда мне нужно идти, спешить?

ЗАЧЕМ? Зачем я здесь? Зачем сюда пришёл?

ЧТО? Что мне надо? Что произошло 5 минут назад? Что происходит сейчас? Что мне мешает добиться цели?

Предлагаемые обстоятельства бывают:

  • Обстоятельства места – где происходит действие (страна, город, на улице, дома, - где именно дома: на кухне, в спальне и т. д.)
  • Обстоятельства времени – когда происходит действие (эпоха, год, время года, месяц, время дня и т.д.)

Действие определяется глаголами, но глагол может быть действенным, может быть результативным, то есть провоцирующим чувство.

Вот цепочка глаголов: добиться, страдать, пытать, сомневаться, разгадать, торопиться, оглядеть, выведать, опередить, любить, верить, умиляться, жалеть, догнать.

Их можно разделить на две группы:

  • глаголы результата: страдать, сомневаться, любить, жалеть, умиляться, торопиться, переживать….
  • глаголы действия: добиться, пытать, выведать, разгадать, догнать, опередить, оглядеть…

Предлагаемые обстоятельства, задаваемые педагогом должны быть методически осмысленны и даваться «от простых к сложным». Пусть сначала ответят поведением на простейшие вопросы – где вы, который час, зачем вы здесь и чем заняты. И здесь самое главное проследить за тем, чтобы их «действенные ответы» были подлинными и «читаемыми» со зрительской стороны (но не в коем случае на первых порах нельзя указывать прямо на то, как их поведение выглядит со стороны, т.к. это может привести к негативным «взглядам на себя со стороны»!)

Тренинги.

Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах

(Ставим стул в центр).

  • Представим, что это не стул, а:
  • ТРОН, который украшен драгоценными камнями. Как вы будете сидеть на троне?
  • ШЕЗЛОНГ – припекает солнце, дует легкий теплый ветерок, слышен шум прибоя и совсем рядом находится море. Вы вдыхаете морской воздух.
  • СИДИТЕ В ЦИРКЕ – кто перед вами выступает?
  • В ЛЕТНЕМ КИНОТЕАТРЕ СМОТРИТЕ комедию, фильм ужасов. Солнце ярко светит слепит и мешает смотреть…
  • У ШАХМАТНОЙ ДОСКИ Очень серьезный матч. Ваш ход.
  • В КРЕСЛЕ В КАБИНЕТЕ У СТОМАТОЛОГА
  • ДОМА, В СВОЕМ УДОБНОМ КРЕСЛЕ смотришь любимый сериал.
  • СИДИШЬ, ЖДЁШЬ АВТОБУСА на остановке. И тут проезжающая мимо машина обрызгала тебя грязью….
  • СИДИШЬ НА БЕРЕГУ С УДОЧКОЙ ловишь рыбку.

Задание учащимся «СИДЕТЬ» Попросите каждого из учащихся придумать свои предлагаемые обстоятельства с действием «СИДЕТЬ»

УЧАЩИЕСЯ должны определиться, где они сидят и что они сейчас делают? А все внимательно смотрят и угадывают.

Следующее задание «Идти по кругу». Попросите всех встать в большой круг. «Идти по кругу», но предлагаемые обстоятельства будут разными.

  1. Идем по горячему песку.
  2. Идем по дороге, где везде лужи и грязь.
  3. Идем по бревну, которое лежит через речку.
  4. Идем по узкой горной тропинке.

Следующее задание «Бежать».

  1. Представь, что ты бежишь, потому что опаздываешь в театр.
  2. Бежишь от злой собаки.
  3. Бежишь за уезжающим автобусом.
  4. Бежишь, играя в баскетбол, подвернула ногу.

Мы каждый день входим в разные двери и по разным причинам. Вы входите в дверь школы, в дверь класса, дома, комнаты, в дверь нашей студии. Но во все эти двери мы входим с разным настроением, с разными задачами и отношением к этому месту. C каким лицом и жестом будет входить в аудиторию человек, который хочет сообщить, что в здании пожар? Если человек входит чтобы поздравить с днем рождения?

Предложите немного пофантазировать на тему: «Я вхожу в дверь чтобы….» и разыграть эту ситуацию, но событие у каждого свое.

(Ситуации: сообщить о пожаре, поздравить с повышением в должности, сообщить, что вы уволены, пригласить в гости, забрать ребенка из садика, в магазине купить подарок маме, заниматься с репетитором по английскому языку).

Работая над предлагаемыми обстоятельствами, учащиеся должны понимать:

  1. Какими могут быть «Предлагаемые обстоятельства»? (время и место действия);
  2. Для чего нам нужны «Предлагаемые обстоятельства»? (чтобы действия были зрелищными и интересными). И помнить, что предлагаемые обстоятельства – это обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссером и созданные воображением актера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Весь мир театр…». Каждый день в обычной жизни мы встречаемся с предлагаемыми обстоятельствами и действуем (проживаем) согласно им. «В актёрской технике, как в природе, все едино и взаимосвязано. Действие фокусирует элементы психотехники – мышечную свободу, внимание, физическое самочувствие, воображение, внутреннее видение и внутренний текст, когда они объединены в одном волевом усилии, направленном на то, чтобы добиться поставленной цели».                                                                          Действие – поведение, направленное на достижение определенной цели – является основным и главным элементом актёрской психотехники. Каждая секунда сценического существования обязана быть действенной. Чувство действия – основной элемент актёрской профессии. Этот главный элемент психотехники тренируется с первых упражнений.

Константин Сергеевич подчеркивал важность того момента, когда актер осознает, что он действительно творит, когда на сцене воссоздается кусочек подлинной жизни. В такие моменты актеру радостно, приятно действовать, у него легко и тепло на душе. Очень важно, уловив в себе это верное состояние, не упустить его, всеми возможными средствами его поддерживать. И Станиславский утверждал, что большую помощь в том, чтобы найти правильную линию действий, актеру могут показать предлагаемые обстоятельства.

Как видим, предлагаемые обстоятельства в этом сложном процессе играют важную роль. И общий результат будет во многом зависеть от того, насколько данные предлагаемые обстоятельства точны, логичны, последовательны; насколько яркие и конкретные детали в них присутствуют, то есть насколько они жизненны.

Плодотворных, приятных моментов творчества, коллеги!

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гротовский Ежи. От бедного театра к искусству-проводнику. - М., 2003.

2. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: Просвещение, 1973.

3. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: ГИТИС, 2005.

4. Корогодский З. Я. Первый год. Начало. Издательство «Советская Россия» Москва — 1973.

5. Мастерство актера: Учебная программа для студентов актерского факультета / Сост. А.Буров, П.Любимцев. - М., 2005.

6. Станиславский К. Работа актера над собой: Собрание сочинений, том 3. – М.

7. Сухомлинский В. Рождение гражданина. - М., 1971.

8. Чехов М. Путь актера. - М., 2003.

9. Эфрос А. Репетиция - любовь моя: В 4 т. - М., 1993.