Школьный кукольный театр как эффективная модель воспитания и образования

Деревягина Нина Александровна

В статье описывается мой опыт работы с детьми в школьном кружке "Кукольный театр "Светлячок"  за 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_rabote_kukolnogo_teatra.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

                       1 слайд

«Школьный кукольный театр как эффективная модель воспитания и образования»

                       2 слайд

«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей… »
(Б. М. Теплов)

                       3 слайд

Каждый ребёнок обладает врожденной, генетически обусловленной способностью к творчеству. Как помочь ребёнку найти такой способ общения, который помог бы ему стать целостной личностью? Как воспитать маленького человека, соприкасаясь сразу со всеми его качествами, во всём многообразии его способностей? Как научить его взаимодействовать с миром? На эти вопросы нашлись ответы через реализацию творческого проекта «Кукольный театр «Светлячок» под руководством воспитателя Чкаловской школы-интерната Деревягиной Н.А.

                      4 слайд

Театр в школе - это освоение языка и культурных традиций нашей Родины,

развитие познавательных интересов в самом широком смысле;

развитие навыков самообучения;

театр дает возможность ребенку проявить себя в новых видах спектаклей, в котором объединены кукольный театр с драматическим, музыкальным в единое целое.

Театр развивает эстетические чувства детей.

Развивает потребность в продуктивной творческой деятельности и навыков самореализации в этой области;

Так же возрастает социальная и психологическая адаптация личности ребенка, театр развивает способность детей к глубокому, позитивному, продуктивному межличностному общению; повышает самооценку, её стабильность, гибкость и  конструктивность.

Всё вышеперечисленное нацелено на становление личностных характеристик ребенка. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них.

Ребенок любого возраста активен, непосредственен и любит играть .Игра – естественная потребность детей. « Кукольный театр» позволил заниматься этим осознанно.

                         5 слайд

Начали мы свою работу с выбора названия нашего театра. При выборе названия дети обосновали это так- «Мы хотим, чтобы наши постановки и спектакли приносили всем детям светло и радость, чтобы мы, как светлячки освещали своими фонариками дорогу к самому прекрасному на этой земле-сказке!!!»

                          6 слайд

Театр – это сказка, которая учит ребёнка жить, поэтому к делу я подошла серьёзно. С помощью родителей была изготовлена ширма, администрация закупила ткань, из которой сшили занавес для ширмы, куплены куклы. Все декорации я делала сама дома- рисовала, раскрашивала, вырезала, покрывала лаком. Конечно, хорошо бы все это делать вместе с детьми, но здесь это сделать не представляется возможным. Во-первых, нет на это время, собрать желающих детей тоже негде, все это высушить и покрыть лаком очень проблематично. Шить недостающие куклы тоже очень сложно, нет возможности, да и сшить дети сами не смогут, поэтому всю эту работу выполняю сама.

Занятия с детьми включали в себя комплекс специальных дисциплин, таких как упражнения по мастерству, сценическая речь, сценическое движение, особенности работы с куклами , учились владеть куклой, как сценическим партнером( голосом, мимикой, т.е. выразительными средствами) ,получали навыки работы в команде, разновозрастном коллективе.  

Кружковая работа - это деятельность детей, которая организуется в свободное от занятий время, обычно во второй половине дня. Работа кружка позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. В процессе работы с детьми использовала разнообразные методы: словесный; зрительный; демонстрационный; вопросно-ответный, наглядный и практический.

Были созданы необходимые педагогические условия для воспитания, обучения и развития театрализованной деятельности детей.

Составила тематическое планирование кружка «Кукольный театр».

                          7 слайд

С момента открытия кружка и до сих пор в нем занимаются не одни и те же дети, а ученики из разных классов. Все они уже достигли серьезных успехов в этом виде искусства. У них сложилась слаженная команда актеров – настоящая театральная труппа, которые уже имеют свой собственный репертуар и пусть совсем маленький, но опыт. Для этих детей с самого начала было очень важно индивидуальное внимание и возможность развития, так как у каждого из ребят есть свои проблемы со здоровьем, и данные занятия дают им новые навыки и умения, а также помогают делать шаги вперед в индивидуальном развитии.

                        8 слайд

В театральную деятельность вовлекались все ребята, не зависимо от психофизиологических особенностей. Для каждого ребенка подбиралась  роль, с которой он может справиться. Совершенствовались навыки кукловождения, сценических перевоплощений, необходимых для участия в спектакле (ребята играли по несколько ролей сразу),учились владеть сразу двумя куклами. Конечно, не у всех это получается, да и по правде говоря это не всем нужно. Но хочется отметить таких детей как Зайцев Егор и  Успенская Полина. Эти дети могут работать сразу с двумя куклами и говорить разными голосами. Это большого стоит. Не все дети поют, некоторые стесняются.

                          9 слайд

 Я не требую заучивать текст наизусть. Но даже читая текст с листа они по правде совершают подвиг. Представьте себе, в одной руке кукла, в другой руке- текст, который нужно постоянно успевать  переворачивать. Нужно постоянно смотреть под ноги, чтобы не упасть, потому что для детей поменьше ростом я подставляю скамеечки.

Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…

Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.

Н.В.Гоголь 

                       10 слайд 

За 5 лет, что я руководила школьным кукольным театром, мы инсценировали много разнообразных сказок «Теремок на новый лад», «Гуси-лебеди», «Русские, народные, родные», «Красная Шапочка», «Дочь и падчерица», «Заюшкина избушка» «Зеркальце», «Змей-Еремей», «Как кот воеводою был», «Три поросенка», «Козлята и волк» и многие другие, как на новый лад, так и на старый, басен, сценок, пели переделанные песни.

Фотографии некоторых наших выступлений я хочу вам предложить в этом фоторепортаже.

                        И так начнем.

1.Первые уроки кукловождения, примеряем куклы на руки. 11 слайд

2.Учимся управлять куклами петрушками. 12,13 слайды

3.Отрабатываем дикцию. 14,15 слайды 

4. Отрабатываем движения куклы за ширмой. 16,17,18 слайды

                   19,20 слайды

Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно- конкретного мышления школьника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Знакомство с позицией актера как творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу, именно терпеливого, формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации.

Вовлечение в театральную игру помогает снять напряжение, создать радостную атмосферу, развить творческие способности, что способствует коррекции поведения несовершеннолетних.

                       21 слайд

Данная работа показывает, что только в совместной деятельности можно лучше узнать ребенка, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания; потому, что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества.

                         22 слайд

 Иначе говоря, кукольный театр “Светлячок ” позволил проявить творческую активность детей и взрослых, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности. В целом работа по программе кукольного театра ведется планомерно, методично и является составной частью реабилитационного процесса детей с ограниченными возможностями, способствует развитию у них эмоциональной сферы, формированию эстетического отношения к действительности, цивилизованного свободного поведения в обществе, этим самым повышая уровень социальной адаптации.

                          23 слайд

Подводя итог проделанной работе за эти года, можно сделать вывод, что она дала положительные результаты, поставленные задачи были выполнены. Дети не теряют свободное время зря, их досуг содержателен и интересен. Кукольно – театральная деятельность наложила отпечаток на их поведение. Хорошая дикция, уверенность перед большой аудиторией, творческая активность, жизнерадостность, целеустремленность – вот далеко не полный перечень положительных качеств, которые начали формироваться у ребят благодаря занятиям кукольным театром.

                          24 слайд

               Презентация прилагается