Методика подготовки воспитанников оркестра к выступлению на концерте и театрализованном представлении.

Ефимова Екатерина Алексеевна

Методика подготовки воспитанников оркестра к выступлению на  концерте и театрализованном представлении.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика подготовки воспитанников оркестра к выступлению на  концерте и театрализованном представлении.

Концертное выступление - важное событие в духовной жизни коллектива, активизирует сплочение коллектива, повышает уровень музыкально-эмоционального состояния, внимание, приносит ощущение радости от общения с музыкой, со слушателями, от самого процесса игры.

Концертная деятельность - вид публичных выступлений по определённой, заранее составленной программе.

Концерты  подразделяются по целевому назначению на: текущие, отчётные, праздничные, юбилейные. По месту проведения - стационарные, выездные. По числу участников - сольные, групповые, коллективные, сводные. По составу зрителей - для детей, для родителей, для ветеранов, смешанные. По способу построения программы - тематические, сборные, театрализованные.

Всю работу  по подготовке  воспитанников оркестра к концертному выступлению можно разделить на три этапа:

1) подготовительный этап;

2) репетиции с оркестром; генеральная репетиция;

3) концертное выступление.

Подготовительный этап начинается с подбора учебного и концертного репертуара.

Подбор репертуара происходит по жанрам и по тематике. Концертная программа готовится с учетом предстоящих календарных праздников и памятных дат, юбилеев.

Репетиционная работа с оркестром имеет свои особенности.

  1. Для начала, нужно объяснить, какой результат должен получиться в итоге. Это зависит от характера и жанра театрализованного представления или концерта. И, исходя из этого, начать работать.
  2. Нужно точно определить порядок выхода музыкантов, и мизансцену, в которую они должны выстроится. (Особенно есть оркестр большой, повторить 3 раза, можно без инструментов)
  3. Если вы хотите что бы оркестр действовал в качестве героя в вашем театрализованном концерте или представлении, то вам следует работать четко по подготовленному плану, сценарию.
  4. Если у оркестра в течении праздника много выходов, они много перемещаются по сцене, это следует пройти «ногами» со всеми мизансценами, без инструментов, чтоб оркестранты запомнили траекторию своих передвижений.  
  5. Вам следует знать музыкальную терминологию, знать названия инструментов. (Если вы непосредственно работаете с самими музыкантами, если нет, то все эти пункты нужно обсудить с руководителем оркестра, дирижером).
  6. На генеральной репетиции нужно пройти все в полную ногу от начала до конца, с соединением музыкального материала и действий на сцене.

Важно психологически подготовить оркестрантов к предстоящему выступлению и окончательно проверить готовность всей программы. Ее нужно сыграть целиком, желательно без остановок, в том порядке, в каком она пойдет на концерте. В результате такого проигрывания у исполнителей должно сложиться целостное художественное впечатление.

Те ошибки и неточности, которые выявились на генеральной репетиции, должны быть устранены. Для этого необходимо оставить резервное время. Иногда, особенно в случаях подготовки большой, концертной программы, завершающий период работы можно спланировать таким образом, чтобы три последние репетиции выделить в самостоятельное звено.

Огромная ответственность в проведении концертных выступлений лежит

на руководителе оркестра, организаторах представления и режиссере. Нужно решить многие организационные вопросы: подготовить концертные костюмы, звуковую аппаратуру, организовать погрузку и разгрузку инструментов, пультов, звуковой аппаратуры. Проверить наличие инструментов, партий, организовать доставку участников, быстро адаптироваться к акустике зала или другого места выступления и, если необходимо, скорректировать звучание групп и всего оркестра. Перед концертом обязательно съездить на место предстоящего выступления, если нет возможности там провести заключительную репетицию, для того, чтобы увидеть площадку выступления, решить посадку оркестра, найти способы подключения звукового и голосового оборудования.

Выступление на концерте требует от выступающих больших затрат физической и нервной энергии, поэтому так важен для них режим в последние предконцертные дни и в день выступления. Это поможет сохранить силы, бодрость и хорошее настроение, так необходимое в этот период.

Сразу после выступления педагогу следует обязательно положительно оценить действия оркестрантов, вокалистов, ведущих. После исполнения, участники  находятся еще под влиянием сценического волнения, и не имеют возможности рационально воспринимать указания на недостатки исполнения. Поэтому все замечания, связанные с тем, что и в какой мере удалось показать на сцене, а что не удалось, следует оставить на другой день.

Если концертная деятельность учащихся приобретает систематический характер, то на самом концерте выступление юных артистов данного коллектива приобретают ту легкость и непринужденность, которые со всей полнотой сразу передаются зрителям.

И ещё хочется сказать, что перечисленные рекомендации не могут учитывать всех случаев, встречающихся в концертной деятельности оркестра. Каждый руководитель, с учетом дирижерского и педагогического опыта, знаний и подготовки коллектива организует свою работу так, чтобы эффективно использовать репетиционные часы, чтобы этот долгий и трудный путь был для учащихся путем вхождения в чудесный мир музыки.

Список литературы:

  1. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994.
  2. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. - М., 1980.
  3. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974.
  4. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.,2006.
  5. Григорьев. Исполнитель и эстрада.
  6. Большаков À. Организация и руководство оркестром народных инструментов. Киев, 1969.
  7. Еремиаш О. Практические советы по дирижированию. М.: «Музыка», 1964.
  8. Иванов-Радкевич À. О воспитании дирижера. М., 1973.
  9. Максимов Е. Àнсамбли и оркестры гармоник. М.: «Советский композитор», 1974.
  10. Розанов В. Инструментоведение: Пособие для руководителей оркестров русских народных инструментов. М., 1981.
  11. Соколов Ф. В.В. Àндреев и его оркестр. Л.: Музгиз, 1962.
  12. Теплов Б. Психология музыкальных способностей: Избранные труды: В 2 т. М., 1985.

Чунин В. Современный русский народный оркестр. М., 1981.