Методика подготовки воспитанников оркестра к выступлению на концерте и театрализованном представлении.
Методика подготовки воспитанников оркестра к выступлению на концерте и театрализованном представлении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика подготовки воспитанников оркестра к выступлению на концерте и театрализованном представлении.
Концертное выступление - важное событие в духовной жизни коллектива, активизирует сплочение коллектива, повышает уровень музыкально-эмоционального состояния, внимание, приносит ощущение радости от общения с музыкой, со слушателями, от самого процесса игры.
Концертная деятельность - вид публичных выступлений по определённой, заранее составленной программе.
Концерты подразделяются по целевому назначению на: текущие, отчётные, праздничные, юбилейные. По месту проведения - стационарные, выездные. По числу участников - сольные, групповые, коллективные, сводные. По составу зрителей - для детей, для родителей, для ветеранов, смешанные. По способу построения программы - тематические, сборные, театрализованные.
Всю работу по подготовке воспитанников оркестра к концертному выступлению можно разделить на три этапа:
1) подготовительный этап;
2) репетиции с оркестром; генеральная репетиция;
3) концертное выступление.
Подготовительный этап начинается с подбора учебного и концертного репертуара.
Подбор репертуара происходит по жанрам и по тематике. Концертная программа готовится с учетом предстоящих календарных праздников и памятных дат, юбилеев.
Репетиционная работа с оркестром имеет свои особенности.
- Для начала, нужно объяснить, какой результат должен получиться в итоге. Это зависит от характера и жанра театрализованного представления или концерта. И, исходя из этого, начать работать.
- Нужно точно определить порядок выхода музыкантов, и мизансцену, в которую они должны выстроится. (Особенно есть оркестр большой, повторить 3 раза, можно без инструментов)
- Если вы хотите что бы оркестр действовал в качестве героя в вашем театрализованном концерте или представлении, то вам следует работать четко по подготовленному плану, сценарию.
- Если у оркестра в течении праздника много выходов, они много перемещаются по сцене, это следует пройти «ногами» со всеми мизансценами, без инструментов, чтоб оркестранты запомнили траекторию своих передвижений.
- Вам следует знать музыкальную терминологию, знать названия инструментов. (Если вы непосредственно работаете с самими музыкантами, если нет, то все эти пункты нужно обсудить с руководителем оркестра, дирижером).
- На генеральной репетиции нужно пройти все в полную ногу от начала до конца, с соединением музыкального материала и действий на сцене.
Важно психологически подготовить оркестрантов к предстоящему выступлению и окончательно проверить готовность всей программы. Ее нужно сыграть целиком, желательно без остановок, в том порядке, в каком она пойдет на концерте. В результате такого проигрывания у исполнителей должно сложиться целостное художественное впечатление. Те ошибки и неточности, которые выявились на генеральной репетиции, должны быть устранены. Для этого необходимо оставить резервное время. Иногда, особенно в случаях подготовки большой, концертной программы, завершающий период работы можно спланировать таким образом, чтобы три последние репетиции выделить в самостоятельное звено. |
Огромная ответственность в проведении концертных выступлений лежит
на руководителе оркестра, организаторах представления и режиссере. Нужно решить многие организационные вопросы: подготовить концертные костюмы, звуковую аппаратуру, организовать погрузку и разгрузку инструментов, пультов, звуковой аппаратуры. Проверить наличие инструментов, партий, организовать доставку участников, быстро адаптироваться к акустике зала или другого места выступления и, если необходимо, скорректировать звучание групп и всего оркестра. Перед концертом обязательно съездить на место предстоящего выступления, если нет возможности там провести заключительную репетицию, для того, чтобы увидеть площадку выступления, решить посадку оркестра, найти способы подключения звукового и голосового оборудования.
Выступление на концерте требует от выступающих больших затрат физической и нервной энергии, поэтому так важен для них режим в последние предконцертные дни и в день выступления. Это поможет сохранить силы, бодрость и хорошее настроение, так необходимое в этот период.
Сразу после выступления педагогу следует обязательно положительно оценить действия оркестрантов, вокалистов, ведущих. После исполнения, участники находятся еще под влиянием сценического волнения, и не имеют возможности рационально воспринимать указания на недостатки исполнения. Поэтому все замечания, связанные с тем, что и в какой мере удалось показать на сцене, а что не удалось, следует оставить на другой день.
Если концертная деятельность учащихся приобретает систематический характер, то на самом концерте выступление юных артистов данного коллектива приобретают ту легкость и непринужденность, которые со всей полнотой сразу передаются зрителям.
И ещё хочется сказать, что перечисленные рекомендации не могут учитывать всех случаев, встречающихся в концертной деятельности оркестра. Каждый руководитель, с учетом дирижерского и педагогического опыта, знаний и подготовки коллектива организует свою работу так, чтобы эффективно использовать репетиционные часы, чтобы этот долгий и трудный путь был для учащихся путем вхождения в чудесный мир музыки.
Список литературы:
- Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994.
- Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. - М., 1980.
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974.
- Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.,2006.
- Григорьев. Исполнитель и эстрада.
- Большаков À. Организация и руководство оркестром народных инструментов. Киев, 1969.
- Еремиаш О. Практические советы по дирижированию. М.: «Музыка», 1964.
- Иванов-Радкевич À. О воспитании дирижера. М., 1973.
- Максимов Е. Àнсамбли и оркестры гармоник. М.: «Советский композитор», 1974.
- Розанов В. Инструментоведение: Пособие для руководителей оркестров русских народных инструментов. М., 1981.
- Соколов Ф. В.В. Àндреев и его оркестр. Л.: Музгиз, 1962.
- Теплов Б. Психология музыкальных способностей: Избранные труды: В 2 т. М., 1985.
Чунин В. Современный русский народный оркестр. М., 1981.